Помощь родителям в развитии связной речи детей с ОВЗ через работу с картинками
Автор: Петрова Елена Валентиновна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №20 "Земляничка" Населённый пункт: г. Архангельск Наименование материала: статья Тема: Помощь родителям в развитии связной речи детей с ОВЗ через работу с картинками Раздел: дошкольное образование
с ОВЗ через работу с картинками
Е.В. Петрова учитель-дефектолог МБДОУ
Детский сад № 20 «Земляничка» г. Архангельск.
Своеобразное недоразвитие речи является одной из характерных особенностей
психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Оно выра-
жается в резком снижении речевой активности, бедности лексического запаса,
неумении выражать свои впечатления, чувства, желания. Значительные трудно-
сти испытывают дети в процессе словесного интерпретирования содержания
картинки. Развитие речи является чрезвычайно важной задачей всей коррекци-
онной работы с детьми, отстающими в интеллектуальном развитии, особенно в
дошкольном возрасте, который отличается наибольшей сензитивностью для
овладения речью. В дошкольном учреждении, где воспитываются и обучаются
дети с нарушением интеллекта, проводится разнообразная работа, направленная
на развитие у них активности, речевого общения, обогащения словарного запа-
са. Большое внимание уделяется также обучению рассказывать по картинке. Од-
нако успехи детей в овладении способностью словесно передавать содержание
картинок остаются более чем скромными: чаще всего они оказываются способ-
ны
лишь
отвечать
на
вопросы
взрослого,
направляющего
их
внимание
на
отдельные фрагменты изображения. Вместе с тем школьное обучение с самого
начала предъявляет значительные требования к уровню речевого развития ре-
бенка. Поэтому перед педагогом стоит задача найти наиболее эффективные ме-
тоды и приемы и научить родителей использовать эти приемы в повседневной
жизни с целью формирования у дошкольников с интеллектуальной недоста-
точностью способности словесно передавать содержание картинок.
В значительной степени трудности восприятия изображений, в частности изоб-
ражений действий, экспрессивных движений и жестов, у детей с нарушением
интеллекта связаны с недостаточным опытом совместных игр, слабым внимани-
ем детей друг к другу, недостаточностью наблюдательности и интереса к чело-
веку вообще (5).
В ходе обучения специальное внимание было направлено на сглаживание имею-
щегося дефицита жизненного и социального опыта детей, формирование у них
необходимых представлений об окружающем, развитие интереса к взрослому и
сверстнику(3).
Для того чтобы научить детей осмысленному восприятию изображений различ-
ных форм движений, чтобы сформировать у них способность замечать не толь-
ко позы персонажей, но и видеть скрытую за ними динамику, необходимо при-
держиваться определенной последовательности в работе(6). Этой последова-
тельности обучали родителей. Родители с удовольствием посещали консульта-
ции, мастер-классы, были непосредственными участниками организованной об-
разовательной деятельности. Родителям предлагался иллюстративный материал
для закрепления наиболее эффективных приемов в домашних условиях.
Последовательность работы.
1. Имитирование движений.
Сначала взрослый демонстрирует реальные действия, сопровождая показ сло-
весным объяснением. Дети в это время наблюдают за действиями, а затем вос-
производят их по подражанию. После этого на глазах у детей
выполняются
схематические рисунки соответствующего содержания, что также сопровожда-
ется словесным пояснением. Рассматривая рисунки в процессе и после их вы-
полнения, дети не только сообщают об их содержании, но и показывают, что и
как делают изображенные персонажи. Затем переходили к восприятию карти-
нок аналогичного содержания. Во всех случаях дети действовали и рассказы-
вали о том, что делают.
По этой методике знакомили детей с изображениями различных видов основ-
ных движений (идет, бежит, прыгает, ползает), а также бытовых действий, свя-
занных, главным образом, с самообслуживанием
и режимными моментами.
Именно эти движения повторяются ребенком дома неоднократно.
2.Действия с реальными и воображаемыми предметами.
С целью обучения восприятию изображений действий с игрушками и разными
бытовыми предметами так же
использовали наблюдения
за взрослыми
и
сверстниками, воспроизведение действий по подражанию, словесное объясне-
ние чужого и собственного выполнения, рассказывание по рисунку и готовой
картинке соответствующего содержания.
Дети учились не только воспроизводить и словесно определять содержание на-
блюдаемых действий с бытовыми предметами
(утюгом, веником, молотком,
расческой и другими предметами), которые выполнял на их глазах один из ро-
дителей, но также воспринимать, понимать и объяснять содержание имитаци-
онных движений и действий (игры типа "Угадай и скажи, что я делаю? Что
делает Маша, как она играет?
3. Использование музыки для выработки у детей понимания
взаимосвязи
внешних графических свойств картинки и ее внутреннего содержания.
На занятиях по музыкальному воспитанию, на совместных развлечениях с ро-
дителями, дома под фонограмму проводятся специальные музыкально-имита-
ционные игры, в ходе которых дети двигаются в соответствии с характером му-
зыкального звучания, подражая различным животным, птицам, персонажам ска-
зок; воспроизводить адекватные музыке действия с куклой; выполнять вообра-
жаемые действия – кататься на велосипеде, лыжах, коньках; играть с вообража-
емым мячом, кеглями и шарами.
4. Восприятие мимики действующих в изображении лиц.
Индивидуально с каждым ребенком педагог или мама выполняли специаль-
ные упражнения, в течение которых учили воспроизводить его по подражанию
различные мимические движения. Затем предлагалось это сделать по словесной
просьбе и в связи с описываемой взрослым ситуацией. Каждое предлагаемое
упражнение непременно было связано с личным, эмоциональным опытом ре-
бенка. Для того чтобы выражение лица вообще приобрело для детей значи-
мость, стало информативным, организовывались беседы при одновременном
рассматривании специально изготовленных для этого картинок, отражающих
различные эмоциональные состояния человека (смех, плач, улыбку, удивление,
гнев).
5. Комментированное рисование.
Специальная работа осуществляется на занятиях по развитию речи. Для того
чтобы активизировать речь детей и одновременно развивать восприятие плос-
костных изображений, нами был использован прием, получивший название
"комментированного рисования". Этот вид работы заключался в том, что учи-
тель-дефектолог
на
доске
создавал
несложные
изображения,
отражающие
жизнь, занятия, прогулки, совместные игры детей.
По ходу создания таких картин педагог организовывал общение детей и роди-
телей, побуждая их к тому, чтобы они задавали друг другу разнообразные во-
просы и соответственно на них отвечали.
Таким образом, применение специальных приемов и методов, использование
иллюстративного материала в значительной степени способствует коррекции
имеющихся у детей недостатков речевого развития. А родители могут оказать
неоценимую помощь в подготовке своего ребенка к дальнейшему обучению в
школе.
Список литературы
1.Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте//Развитие выс-
ших психических функций. - М., 1965.
2.Гаврилушкина О.П. «Развитие рече-мыслительной деятельности дошкольни-
ков олигофренов в процессе работы с картинками» в сб. «Коррекционно – вос-
питательная
работа
в
подготовительных
группах
специальных
дошкольных
учреждений для детей с нарушением слуха и интеллекта» М.; Академия педаго-
гических наук СССР 1990 109-131 с.
3.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отста-
лых дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
4.Ержанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и вос-
питание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирую-
щего вида для детей с нарушением интеллекта – М.: Просвещение 2005.- 125 с.
5.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Вла-
дос, 2001.- 206 с.
6. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных до-
школьников /под ред. Носковой Л.П.- М.: Педагогика, 1989.- 325 с.
7. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с наруше-
нием слуха и интеллекта. /под ред. Носковой Л.П.- М.: 1984.