Познавательно-исследовательская деятельность дошкоьников посредством музейной педагогики
Автор: Толстова Ирина Евгениевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Звёздочка" Населённый пункт: Тамбовская обл., г. Рассказово Наименование материала: Статья Тема: Познавательно-исследовательская деятельность дошкоьников посредством музейной педагогики Раздел: дошкольное образование
Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается
уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная
педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея
на
любознательную
душу
ребенка.
В
музейной
педагогике
важно
дать
детям
представление
о
том,
что
процесс
становления
и
развития
окружающего
мира
сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях
жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и
интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими
красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период
сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней
отношение;
подготовить
дошкольника
не
столько
информационно,
сколько
эмоционально к восприятию произведения искусства.
Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника
зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые
должны дать всходы в дальнейшем.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории,
культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению
детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с
родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей
–
это
особое,
специальное
организованное
пространство
ДОУ,
способствующее
расширению
кругозора
и
ребёнка,
и
взрослого,
повышению
образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких
этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада.
Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления
детей с экспонатами.
6
этап.
Разработка
перспективно-тематического
плана
работы,
в
котором
предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а
также
конкурсы
и
выставки.
Также
материалы
для
проведения
анкетирования,
диагностики.
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или
родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только
можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять
экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь
пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только
он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат
общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Таким
образом,
музейная
педагогика
значительно
расширяет
возможности
воспитателя
в
решении
задач,
связанных
с
историческим,
культурологическим
образованием.
Она
направлена
на
повышение
внимания
детей
к
окружающей
действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения,
раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это
делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру,
развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях
ДОУ.
У
ребенка
появляется
шанс
стать
интеллигентным
человеком,
с
детства
приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети,
полюбив
и
освоив
музейное
пространство,
станут
в
старшем
возрасте
наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и
культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к
музеям
и
выставкам,
развивается
эмоциональный
отклик.
«Ребенок
должен
покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача
дошкольного
педагога
заключается
в
том,
чтобы
научить
ребёнка
распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо
осознать и сформулировать ближайшие задачи:
учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е.
оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать
понимание
взаимосвязи
исторических
эпох
и
своей
причастности
к
иному
времени,
другой
культуре
посредством
общения
с
памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на
основе
общения
с
культурным
наследием,
т.е.
к
художественному
восприятию
действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
вызывать уважение к другим культурам;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий
мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг
себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей,
окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать,
сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело
не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы
воспользоваться
музейной
педагогикой,
необходимо
следовать
определённым правилам.
Правило
первое.
К
посещению
музея
необходимо
серьёзно,
целенаправленно
готовиться,
а
потом
закрепить
полученные
знания
и
впечатления.
Ребёнок
не
подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога
состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень
важной познавательной деятельности.
Правило
второе.
Необходимо
четко
осознавать
конечную
задачу
своей
деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно
воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за
его
сохранение,
но
и
за
приумножение
и
передачу
этого
наследия
другим
поколениям.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет
знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того,
сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет
обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не
видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.
Дошкольный возраст
-
сложный
и
драматический
период
жизни.
На
протяжении всего детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в
развитии
личности
ребенка
и
в
процессах
социализации
имеет познавательно-
исследовательская деятельность, где дошкольник получает возможность напрямую
удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о
мире.
Основным
принципом
ДО
в
соответствии
с
Го суд а р с т ве н н ы м
о б р а з о в а т е л ь н ы м
с т а н д а р т о м дошкольного о б р а з о в а н и я
я в л я е т с я
формирование познавательных
интересов
и
познавательных действий
ребёнка
в
различных видах деятельности.
Характерными видами организации такой
деятельности являются:
• организация решения познавательных задач;
• применение экспериментирования в работе с детьми;
• использование проектирования.
Одним
из
методов познавательного
развития
детей
дошкольного возраста
я в л я е т с я
э к с п е р и м е н т и р о в а н и е ,
ко т о р о е
р а с с м а т р и в а е т с я
к а к
практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств,
качеств
предметов
и
материалов,
связей
и
зависимостей
явлений.
В
экспериментировании дошкольник выступает
в
роли
исследователя,
который
самостоятельно
и
активно познаёт
окружающий
мир,
используя
разнообразные
формы воздействия на него.
Основными
функциями
познавательно
-
исследовательской
деятельности
являются:
Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).
Освоение ребенком причинно – следственных пространственных и временных
отношений.
Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к
уровню символического действия
Развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий.
Р а с ш и р е н и е
к р у г о з о р а
д е т е й посредством в ы в е д е н и я
и х
з а
пределы непосредственного п р а к т и ч е с к о г о
о п ы т а
в
б о л е е
ш и р о к у ю
пространственную и временную перспективу.
Одной
из
главных
целей
воспитательной
работы
ДОУ
является
создание
развивающей
среды,
способствующей
сохранению
естественных
механизмов
развития
воспитанников,
в
которой
у
них
формируются
потребности
к познавательно –
исследовательской деятельности,
с а м о р а з в и т и ю
и
самореализации. В связи с этим у меня появилась уникальная идея – создать мини
- музей в группе.