Этнопедагогические аспекты обучения, воспитания и социализации детей
Автор: Шарапова Валентина Есеновна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ ТШИ СОО Населённый пункт: с. Толька Красноселькупского района ЯНАО Наименование материала: Доклад Тема: Этнопедагогические аспекты обучения, воспитания и социализации детей Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОЛЬКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема:
Этнопедагогические аспекты обучения,
воспитания и социализации детей «МОУ ТШИ СОО»
Шарапова В.Е. –учитель истории
2015г
Этнопедагогические аспекты обучения, воспитания
и социализации детей МОУ «ТШИ СОО»
В современных условиях социально-культурных перемен происходящих в стране
этнопедагогизация системы
воспитания
и
обучения
становится
все
более
актуальной
проблемой педагогики.
Это
подтверждается
целым
рядом
официальных
документов
на
федеральном и региональном уровнях (приказы министра образования РФ, госстандарты и др.).
В Толькинской школе-интернате общее количество обучающихся на 2016 год составляет
265 человека, из них 98 дети коренной национальности. Анализ состава школьников показал,
что за последние годы идёт
систематическое снижение общего количества детей, но
в
процентном соотношении увеличивается количество детей из числа МНС. Так, за последние 10
лет этот показатель вырос с 26% до 37 %. С учётом данного показателя соответственно
перестроена
система
обучения,
воспитания
и
социализации
обучающихся
школы.
Традиционная,
этнопедагогическая
культура,
основанная
на
трудах
Я. Коменского,
Д. Ушинского,
Г.
Волкова
стала
одной
из основ,
на
которой
раскрывается
и
строится
содержание образования в МОУ
«ТШИ СОО». При создании системы работы по данному
направлению учитывались такие факторы как
проблемы
девиантного поведения, слабой
ориентированности
на
образование,
низкого
уровня
сформированности
мотивационно-
личностной
сферы
из
числа
детей
МНС.
В
поселении
проживают
представители
28
национальностей,
что
придаёт
особую
значимость
этнонациональному
воспитанияю
подрастающего поколения.
Исходя из анализа сложившегося положения, с учетом возможности и потребностей,
национальных
особенностей,
социального
заказа
родителей,
окружающей
реальной
жизни
школа-интернат становится важнейшим и решающим компонентом социализации детей МНС.
В Толькинском поселении создано единое образовательное пространство, атмосфера доверия,
уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны педагогов. У детей формируются
навыки самоорганизации,
мотивация достижения и успеха,
развиваются познавательные,
эстетические,
творческие
потребности,
создаются
условия
для
более
разнообразной
деятельности, ребенку оказывается все возможные виды поддержки. В школе разработана и
успешно претворяется в жизнь программа "Родники истории», конечными целями которой
являются
сформированность
у
воспитанников
осознанного
отношения
к
ценностям
национальной культуры, к прошлому, настоящему и будущему этноса, успешная социализация
детей
коренной
национальности.
Данная
программа
является
органическим
дополнением
общешкольной программы «Созидание». Данные программы дополнятся подпрограммами:
"Территория Здоровья», "Мы вместе!», «Патриот» , «Семья», «Арго» и др.
Важнейшими компонентами формирования духовного и культурного облика учащихся
являются предметы гуманитарного
цикла национально-регионального компонента учебного
плана: изучение родного языка, истории, географии, культуры, краеведения, быта; в системе
дополнительного образования ДТО «Национальные промыслы», «Родники истории».
В Толькинской школе- интернате обучаются дети 17 национальностей, конфликтов на
национальной почве нет, но педагогический коллектив постоянно работает над укреплением
духа толерантности
в классных коллективах,
формированием
отношения открытости,
внимания
друг
к
другу,
и
не
только
в
отношениях
между
отдельными
людьми,
но
и
в
отношениях на уровне семьи, классного коллектива, дворовых компаний.
Анализ работы
классных руководителей, СПС,
школы в целом показал, что
формирование толерантного
сознания, противодействие национальной и конфессиональной дискриминации, ксенофобии и
терроризму ведется как на общешкольном уровне, так и в классных коллективах; заложены в
планы
работ
классных
руководителей
и
основываются
на
общешкольных
программах
воспитательной работы.
Этнонациональное воспитание в МОУ ТШИСОО осуществляется на
трех уровнях, основанных на учете возрастных особенностей воспитания идентичности и
сочетающихся с требованиями основных ступеней общеобразовательной школы. Вся работа
по воспитанию проводится поэтапно, внеклассные мероприятия проводятся по параллелям, что
развивает в детях способность работать в команде, чувство взаимного расположения; более
полно стали использоваться возможности школьной библиотеки, Интернета, социума села.
Наиболее активно усвоение, «присвоение» образцов деятельности и поведения
социальных норм происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий
человек
стремится
к
утверждению
себя
в
мире
взрослых,
следуя
образцам
социума,
сфокусированным в традициях и обычаях. Часть мероприятий проведена с использованием
методики КТД: «Сад доброты», «Мы посылаем Вам любовь и добро», «Игры наших предков»;
тематические
классные часы
«Славим всё, что есть в родном краю»,
«Гражданство и
гражданин», «Люби и знай свой край», «Наш край-частица большей страны, «Я Россиянин. Я
живу на Ямале». В 5-7 классах занятия
направлены на развитие умения учащихся видеть
ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно
реагировать на школьные проблемы; способствовали формированию навыков взаимодействия
в группе: «Наши недостатки и наши достоинства», «Мы и наш класс», «Создание позитивных
дружеских отношений»,
«Какие люди мне нравятся». В 8-11
классах итогом обучения
толерантности
становится
понимание
многообразия
культур,
уважение
к
людям
разных
национальностей, их культурам и традициям, возможность самостоятельной ориентации в
многообразии
ценностей
и
норм,
окружающих
современного
человека.
В
старшей
школе
активно используется
деятельностная практика.
Так, благодаря нашим старшеклассникам
вошла в практику Акция «Давай обнимемся!», которая демонстрирует, что все люди равны,
независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Ежегодно в школе проводится обсуждение доклада Губернатора округа Д.Н.
Кобылкина,
которое
сопровождается
красочной
презентацией,
подготовленной
старшеклассниками. Систематическая, целенаправленная работа проводится по Конституции
РФ. В этом учебном году все мероприятия посвящены были 20-летию Конституции РФ. В
библиотеке в течение недели работала интерактивная выставка "20 лет Конституции РФ",
посвящённая юбилейной дате.
В начальной школе
Единый урок
проведён в форме
тематического классного часа.
Учащимся среднего и старшего звена
предложено было
совершить
путешествие
в
мир
гражданского
общества.
В
1-7
кл.
показаны
презентации
«Конституция РФ», «Права ребёнка». В ноябре школа проводит мероприятия, посвященные
Международному Дню толерантности. День начинается с линейки, на которой проводится
игра под названием «Возьмемся за руки, друзья». Педагоги-организаторы проводят игры,
направленные на развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива и возможность
лучше узнать и понять друг друга. С целью развития толерантных отношений ежегодно в
школе проводится общешкольная презентация «Звонкое лето моё!», дети представляют
места отдыха в период летних каникул. География получается обширной: Россия, Ямал,
Таиланд,
Греция,
Болгарии,
Турция,
Украина,
Испания;
презентации
сопровождаются
этнической музыкой. В соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, в
целях
приобщения
школьников
к
истокам
национальной
культуры
народов
России,
МНС
школа активно принимает участие в районном Фестивале детского народного творчества
«Все краски Ямала».
Весомой составляющей частью работы по воспитанию толерантности
школьников являются мероприятия, проводимые на базе школьного краеведческого музея.
Пропаганде, знакомству с культурой народов Севера посвящены многочисленные экскурсии,
Неделя Ямала.
В настоящее время школа активно готовится к юбилею -85-летию с. Толька. В
рамках данного мероприятия школа подготовила: 1. на сайте: Виртуальная экскурсия «Тольке-
85!» 2.Сочинена и положена на музыку песня о родном крае;
Педагоги школы находятся в активном поиске новых форм и методов работы с
использованием
народной
культуры.
С
2014
г.
в
школе
проводится
общепоселковое
мероприятие «Мистер Этно-Толька», «Мисс Этно-Толька». Основная цель и задачи конкурсов:
формирование
у молодёжи интереса к этнической культуре, уважения к историческому
прошлому
разных
народов,
развитие
толерантности,
раскрытие
творческого
потенциала,
создание позитивного образа современного молодого мужчины, пропаганда здорового образа
жизни, гармонии и совершенства личности. В
конкурсе принимают участие школьники и
их семьи разных национальностей : селькупы, русские, башкиры, карачаевцы, татары и др.
Согласно общешкольному плану воспитательной работы, в
целях
воспитания
толерантности учащихся, повышения уровня знаний по культуре МНС, развития творческих
способностей,
навыков содержательного проведения досуга
в
марте школа
участвует в
общепоселковом празднике «День Оленевода».
От школы
выставляется «Детский чум»,
номера художественной самодеятельности, выставка детского творчества. Под руководством
педагогов-организаторов
Васиковой
Д.Н.,
Ащеуловой
К.В.,
учителя
физкультуры
Карсавиной К.Г. для детей от 7 до 17 лет проводятся игры народов Севера. Школьный
«Детский чум» традиционно занимает призовые места.
Важнейшая роль в воспитании принадлежит дополнительному образованию. Для части
воспитанников
деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения,
саморазвития,
через
социально
приемлемые
формы
самоутверждения,
они
способствуют
трудовому, эстетическому воспитанию детей, расширению их кругозора, профессиональной
ориентации. В интернате созданы ДТО «Национальные промыслы», "Очаг», способствующие
развитию творческих качеств личности, сохранению национальных
селькупских традиций.
Большинство
воспитанников
активные
участники
и
призеры
муниципальных,
окружных,
всероссийских конкурсов творческих работ.
Большое значение придается и физическому развитию детей.
Используя широкий арсенал
педагогических приемов, включая методы и средства этнопедагогики педагоги приобщают
детей к культуре здоровья. Проблема сохранения национальных традиций решается через
развитие
национальных
видов
спорта:
прыжки
через
нарты,
метание
тынзяна
на
хорей,
перетягиванию палки, борьба.
Эффективное осуществление этих задач во многом зависит от подготовленности учителей
к реализации воспитательного потенциала народной педагогики.
Развитие этнопедагогических
знаний происходит на ежегодных семинарах, занятиях МО классных руководителей, встречах
со
специалистами,
с
родителями,
что
положительно
влияет
на
формирование
этнопедагогической деятельности. Так, за последние два года на базе школы проведён семинар
по этнокультуре «Народные промыслы Ямала». Участниками и активными действующими
лицами семинара стали педагоги МОУ «ТШИ СОО», ТЦ ДОД, воспитатели детского сада,
работники
Дома
культуры,
мастера
Дома
ремёсел.
Специалистом
окружного
Центра
национальных
культур
Ледковым
С.В.,специалистами
Пуровского
центра
национальных
культур Вылко Н.Е., Пустовит Ю.Л. проведёны мастер-классы:
«Изготовление селькупского
бубна», «Изготовление игрушек народов Севера».
Итогом работы по данному направлению
стало повышение интереса учащихся к традициям, истории народов Ямала, увеличение числа
участников конкурсов по национально-региональному компоненту.
В сентябре 2015 г. О.А. Казакевич, кандидат филологических наук, заведующая
лабораторией автоматизированных лексикографических систем
МГУ провела
в школе
этносеминар «Языки коренных народов Севера и проблема их сохранения». Неделя работы
с Ольгой Анатольевной дала возможность педагогам школы пополнить свои знания по
вопросам этнолингвистики, внести коррективы в учебно-воспитательную работу по данному
направлению; а дети расширили свои представления о связи языка и этнической культуры.
В апреле 2016 г. на базе МОУ «ТШИ СОО» с. Толька состоялся районный этносеминар
«Этнокультурное образование
и воспитание
через изучение
традиций местного
сообщества». Участие
приняло
68
педагогов:
руководители
образовательных
организаций,
руководители
ДТО, педагоги
МОУ «ТШИ СОО»,
ДШИ, ТЦ ДОД,
работники
Дома
ремёсел.
Организаторам
данного
семинара
выступило
Управление
образования
Красноселькупского района. Особенностью данного семинара явилась его интенсивность и
наполненность,
представленные
разноплановые
мероприятия
взяты
из
практики
повседневной работы и являются плодом творческой деятельности педагогов школы.
Школа-интернат
постоянно
расширяет
внешнее
воспитательное
пространство.
Как
положительный факт нужно отметить, что у школы сложилась система сотрудничества
равноправных отношений с учреждениями и общественными организациями села, района,
основанная на взаимном уважении. Администрация поселения, района оказывает постоянную и
действенную
помощь
школе,
ежегодно
увеличивается
количество
совместных
действий,
направленных на создание воспитывающей среды, появляются новые формы сотрудничества.
Работа педагогического коллектива школы по воспитанию детей с использованием
этнокультуры приносит положительный результат, так из числа МНС, выпускников школы за
последние 5 лет в посёлок вернулись специалистами 8 человек. Педагогический коллектив
школы находится в постоянном поиске
новых подходов, выработки эффективных средств
направленных на решение задач соответствующих требованиям времени по обучению и
воспитанию детей, с учетом формирования полноценного этнического самосознания.