Напоминание

Игротерапия как способ активизации общения заикающихся детей старшего дошкольного возраста


Автор: Красильникова Анна Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №16 детский сад "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Игротерапия как способ активизации общения заикающихся детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игротерапия как способ активизации общения заикающихся детей

старшего дошкольного возраста

Подготовила: Учитель-логопед А.И. Красильникова

МБДОУ №16 детский сад «Аленький цветочек»

Аннотация:
в данной статье обозначена проблема общения детей дошкольного возраста с заиканием. Рассмотрены пути активизации общения заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова:
заикание, общение, игротерапия, активизация, дети старшего дошкольного возраста. Речь является самым универсальным средством человеческого общения. Здоровая речь должны быть определяемым свойством полноценной, гармонически развитой личности. А.В. Запорожцем, А.Ю. Лурия, Д.Б. Элькониным и другими было доказано, что необходимость овладения речью уже коренится в самом образе жизни ребенка. С раннего детства идет формирование речи, мышления, общения. Раннее нарушение речи сужает возможности общения, часто искажает его нормальное формирование, что способствует появлению своеобразных черт личности. В большинстве случаев расстройства речи тормозят обучение и накладывают отпечаток на последующую деятельность человека, так как не всегда имеется возможность ликвидировать речевой недостаток в детстве. Из всех речевых расстройств чаще всего встречается заикание. Возникая в дошкольном возрасте, заикание имеет тенденцию к хронификации, искажает формирование личности, нередко ведет к социальной дезадаптации (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова; Н.А. Власова; Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay; В.И.Селиверстов; В.М. Шкловский и др.).
Возникая в дошкольном возрасте, заикание затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности. Психокоррекционная и логопедическая работа должна быть направлена на модификацию речевого поведения (речевого общения) в разных видах деятельности с целью нормализации социального поведения заикающегося. Г.А. Волкова считает, что заикание необходимо преодолевать в игровой деятельности с учетом индивидуально-личностных особенностей заикающихся детей 4 – 7 лет. Игра позволяет создавать различные ситуации, отражающие реальные события и взаимоотношения между людьми. Участие дошкольников в играх, исполнение ролей от второстепенных до ведущих воспитывает у заикающихся детей такие необходимые качества личности, как активность, самостоятельность, инициативность, свойства лидера в играющем коллективе и вне его. В процессе дифференцированного использования игровых форм воздействия происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и на этой основе воспитание их речи. Игротерапия общения способствует: - развитию речи заикающихся детей; - совершенствованию форм общения со сверстниками; - закреплению положительных форм поведения, проявлению дружеских чувств; - усвоению способов саморегуляции в критических, конфликтных ситуациях; - повышению самооценки, чувства собственного достоинства; - раскрытию творческих способностей ребенка: двигательных, танцевальных, музыкальных, изобразительных и т.д.; - познанию своих положительных и негативных возможностей и качеств; формированию нравственно-моральных качеств; - развитию эмпатийных чувств: сочувствие, милосердие, доброта, умение поставить себя на место другого, учитывая его интересы; 2
- коррекции негативных личностных качеств: агре ссивно сть, конфликтность, негативизм, тревожность, страхи, застенчиво сть, неуверенность; - развитию психических процессов: внимание, память, воображение, восприятие, мышление; - формированию коммуникативных способностей.
Список использованной литературы
1. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников. СПб.: Каро, 2006. 127 с. 2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. СПб: Детство-Пресс, 2003. 240 с. 3. Эльконин Д.Б. Детская психология. СПб.: Владос, 2007. 324 с. 3


В раздел образования