Игротерапия как способ активизации общения заикающихся детей старшего дошкольного возраста
Автор: Красильникова Анна Игоревна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №16 детский сад "Аленький цветочек" Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск Наименование материала: статья Тема: Игротерапия как способ активизации общения заикающихся детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Игротерапия как способ активизации общения заикающихся детей
старшего дошкольного возраста
Подготовила: Учитель-логопед А.И. Красильникова
МБДОУ №16 детский сад «Аленький цветочек»
Аннотация:
в
данной
статье
обозначена
проблема
общения
детей
дошкольного возраста с заиканием. Рассмотрены пути активизации общения
заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: заикание, общение, игротерапия, активизация, дети
старшего дошкольного возраста.
Речь является самым универсальным средством человеческого общения.
Здоровая
речь
должны
быть
определяемым
свойством
полноценной,
гармонически
развитой
личности.
А.В.
Запорожцем,
А.Ю.
Лурия,
Д.Б. Элькониным
и
другими
было
доказано,
что
необходимость
овладения
речью уже коренится в самом образе жизни ребенка. С раннего детства идет
формирование речи, мышления, общения.
Раннее нарушение речи сужает возможности общения, часто искажает его
нормальное формирование, что способствует появлению своеобразных черт
личности.
В
большинстве
случаев
расстройства
речи
тормозят
обучение
и
накладывают отпечаток на последующую деятельность человека, так как не
всегда имеется возможность ликвидировать речевой недостаток в детстве. Из
всех речевых расстройств чаще всего встречается заикание.
Возникая
в
дошкольном
возрасте,
заикание
имеет
тенденцию
к
хронификации, искажает формирование личности, нередко ведет к социальной
дезадаптации (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова; Н.А. Власова; Н.И. Неткачев,
Е.Ю. Pay; В.И.Селиверстов; В.М. Шкловский и др.).
Возникая
в
дошкольном
возрасте,
заикание
затрудняет
выработку
коммуникативных
навыков,
отрицательно
сказывается
на
формировании
личности.
Психокоррекционная и логопедическая работа должна быть направлена
на
модификацию
речевого
поведения
(речевого
общения)
в
разных
видах
деятельности с целью нормализации социального поведения заикающегося.
Г.А. Волкова считает, что заикание необходимо преодолевать в игровой
деятельности с учетом индивидуально-личностных особенностей заикающихся
детей 4 – 7 лет. Игра позволяет создавать различные ситуации, отражающие
реальные события и взаимоотношения между людьми. Участие дошкольников в
играх,
исполнение
ролей
от
второстепенных
до
ведущих
воспитывает
у
заикающихся детей такие необходимые качества личности, как активность,
самостоятельность, инициативность, свойства лидера в играющем коллективе и
вне
его.
В
процессе
дифференцированного
использования
игровых
форм
воздействия происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей
и на этой основе воспитание их речи.
Игротерапия общения способствует:
- развитию речи заикающихся детей;
- совершенствованию форм общения со сверстниками;
- закреплению положительных форм поведения, проявлению дружеских
чувств;
-
усвоению
способов
саморегуляции
в
критических,
конфликтных
ситуациях;
- повышению самооценки, чувства собственного достоинства;
-
раскрытию
творческих
способностей
ребенка:
двигательных,
танцевальных, музыкальных, изобразительных и т.д.;
- познанию своих положительных и негативных возможностей и качеств;
формированию нравственно-моральных качеств;
- развитию эмпатийных чувств: сочувствие, милосердие, доброта, умение
поставить себя на место другого, учитывая его интересы;
2
-
коррекции
негативных
личностных
качеств:
агре ссивно сть,
конфликтность,
негативизм,
тревожность,
страхи,
застенчиво сть,
неуверенность;
-
развитию
психических
процессов:
внимание,
память,
воображение,
восприятие, мышление;
- формированию коммуникативных способностей.
Список использованной литературы
1.
Виноградова М.А.
Формирование
навыков
речевого
общения
у
заикающихся дошкольников. СПб.: Каро, 2006. 127 с.
2.
Волкова
Г.А.
Игровая
деятельность
в
устранении
заикания
у
дошкольников: Книга для логопедов. СПб: Детство-Пресс, 2003. 240 с.
3. Эльконин Д.Б. Детская психология. СПб.: Владос, 2007. 324 с.
3