7. А.Г. Менабени "Методика обучения сольному пению". М.1987
8. Методика обучения сольному пению. Из-во "Просвещение",
М.1987
9. В.П. Морозов "Биофизические основы вокальной речи". Л.1977
10. Л.К. Ярославцева "Зарубежные вокальные школы". М. 1981
11. Музыкальная энциклопедия. Из-во "Советская
Энциклопедия" М.1973-1982
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. vocal
2. mec-krasnodar
3. ds82doshkolnik/4257-.html
4. svoy-golostrainings/master-class/vocal
5. tabik?p=4390
1. Введение.
2. Сценические задачи.
3. Элементарная анатомия.
- краткие сведения о голосовом аппарате
- органы голосового аппарата
- процесс голосообразования
- что такое резонаторы
4. Дыхание. Механизм дыхания.
5. Артикуляционный аппарат, дикция.
6. Постановка голоса.
- моментах голосообразования
- понятие "петь в маску"
- вокальный зевок
- гортань в пении
- регистры голосов
- советы для начала занятий вокальными
упражнениями
7. Гигиена голоса
8. Немного из истории певческой культуры
9. Литература, цитируемая в работе
«Для того, чтобы быть певцом,
нужен не особенный голос, а особенный характер»
Наталья Василевская
После окончания музыкального педагогического колледжа
я
решила
попробовать
себя
в
педагогической
деятельности
и
стала преподавать вокал в Центре Детского Творчества. Ко мне
пришли заниматься дети от 8 до 12
лет. Многие осознанно
выбрали
занятия
певческой
деятельностью,
других
привели
заботливые родители, но всех их объединяло стремление стать
профессиональными
музыкантами
и
выступать
на
сцене.
Конечно, многогранность задач и сложность своей будущей учебы
они не могли себе представить и в силу своего возраста. Для
начинающих
музыкантов
"постановка
голоса",
значение,
серьезность занятий были совершенно не ясны. Почти никто не
задумывался
над
тем,
что,
помимо
умения
ч и с то го
интонирования, надо уметь голосом с хорошей дикцией доносить
свои мысли, идеи, чувства до коллектива, с которым будешь
работать.
Чтобы
работать
над
звучанием
коллектива,
надо
хорошо
"вокально"
слышать,
понять
трудности,
правильно
показать голосом "вокальный прием" или упражнение, а для
этого
надо
голосом
владеть,
то
есть
быть
полноценным
профессионалом.
Проблемы с голосом возникают и у очень широкого круга людей.
Для них как раз написано очень мало пособий, где можно было
бы найти практические советы, упражнения, рекомендации, где
этот
огромный
сложный
материал
был
изложен
в
доступной
форме и простой терминологии. Людям различных профессий
очень часто нужны азбучные истины и сведения об анатомии
голосового
аппарата,
голосообразовании,
гигиене.
Нужен
своеобразный "букварь" для работы с голосовым аппаратом. Я
решила
написать
такой
"букварь",
куда
можно
собрать
необходимые
практические
советы,
разбросанные
по
многочисленным трудам мастеров работы с голосом.
Самое главное, чтобы все главы содержали простые практические
сове-ты, упражнения, помогающие понять свой организм и
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ
ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
О д и н
и з
д р е в н е й ш и х
в и д о в
м у з ы к а л ь н о г о
исполнительства
передавать
средствами
певческого
голоса
идейно-образное содержание музыкальных произведений.
плевры, легких) систем, органов брюшной полости, хорошего
слуха и зрения, хорошо развитой памяти.
Бывают часто случаи, когда голосовой аппарат в норме, а с
"голосом" большие затруднения. Тогда надо искать те глубокие
причины,
которые
вызывают
эти
расстройства
голосовой
функции, а причин может быть множество, так как все выше
перечисленные системы принимают участие в работе организма
человека,
выступающего
перед
аудиторией
(педагога,
лектора,
артиста,
юриста
и
так
далее).
Именно
поэтому
отбор
абитуриентов по медицинским показателям при поступлении в
учебные
заведения
на
факультеты
голосоречевых
профессий
должен быть очень строгим.
Гигиенические
требования
должны
обязательно
учитываться
в
профессиональном
обучении
и
трудовой
деятельности,
тогда
отпадет
необходимость
в
кабинетах
профессиональных
заболеваний
в
наших
поликлиниках
(голосовых заболеваний).
Советы для начала занятий
вокальными упражнениями
Упражнения для самых начинающих должны быть просты
ритмически,
построены
на
узких
интервалах
и
в
пределах
квинты,
чтобы
внимание
не
отвлекалось
в
начале
от
координации
вокальных
процессов,
начинающий
успевал
следить за legato дыхания и качеством звука.
Конечно,
все
очень
индивидуально,
часто
бывает,
что
начинающему спеть звук "а" очень трудно, легче аттакируются
гласные
"о"
или
"у".
Педагог
Витт
советует
"найти
удобно
формирующуюся и хорошо звучащую гласную и от нее строить
голос, стараясь ощутить "место звука". Глинка называл это так:
"Петь
сначала
легко
берущиеся
звуки".
(Школа
примарного
тона).
Ровность
звука
не
должна
зависеть
от
преодоления
музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных.
Все гласные должны иметь одну вокальную форму. Согласные не
должны вырывать гласный звук из его вокального гнезда, они
должны
быть
легкими
и
четкими
в
произношении
и
не
прерывать поток гласных.
Для
каждого
голоса
forte
и
piano
должны
быть
индивидуальны.
Никогда
не
надо
забывать
итальянскую
поговорку: "Нужно петь процентами своего голоса, не пользуясь
капиталом".
Результат
хорошей
вокальной
"школы"
-
это
когда
мышечный
автоматизм
в
пении
проходит
через
слуховой
"контроль" поющего. Надо с самых первых упражнений учиться
слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и
уметь
его
любить,
как
нежное
растение,
растить,
оберегать,
любоваться - тогда голос зазвучит, заблестит.
Работу надо начинать буквально с одной ноты, но она должна
Самые основные, первые требования к телу исполнителя:
1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть
удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять
на двух ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное
распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует
нервную систему.
2.
Плечи
должны
быть
хорошо
развернуты
на
прямом
позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие
и использовать грудной резонатор.
3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть
прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это
обеспечивает
свободу
гортани
и
глотки,
их
естественное
состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию
голоса.
4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и
подчинено общей задаче - идее творчества. В процессе занятий
улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от
дела.
5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за
спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент
позволяет сделать свободный, произвольный жест.
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ
АНАТОМИЯ.
В
этой
главе
-
материал
для
начинающего
довольно
сложный и скучный. Поэтому, может быть, правильнее будет
обращаться к ней по мере возникновения конкретных вопросов,
связанных с анатомией. Мне бы очень не хотелось отпугнуть
человека, делающего первые шаги в изучении голоса и пения,
сухостью анатомических данных, хотя по логике вещей, глава
занимает
правильное
место
в
последовательности
изложения
материала "букваря".
Краткие сведения
о голосовом аппарате
Все
органы,
участвующие
в
голосообразовании,
в
совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его
состав
входят:
ротовая
и
носовая
полости
с
придаточными
полостями,
глотка,
гортань
с
голосовыми
связками,
трахея,
бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и
диафрагмой, мышцы брюшной полости. Но это не все.
В
голосообразовании
принимает
участие
и
нервная
система, соответствующие нервные центры головного мозга с
двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти
центры
со
всеми
указанными
органами.
Из
мозга
по
двигательным
нервам
к
этим
органам
идут
приказы
(эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают
сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь).
Работу
органов
голосообразования
нельзя
рассматривать
вне
связи с центральной нервной системой.
Гортань в пении
Певческое положение гортани не должно быть ни низким,
ни высоким, оно индивидуально для каждого певца и зависит от
построения
его
вокального
аппарата
(форма
гортани,
длина
связок, высота надставной трубы и так далее). Основываясь на
мысли Глинки, что певец в начале обучения должен петь "легко
берущиеся звуки", можно предположить, что эти звуки и должны
определить среднюю линию положения гортани.
Прислушайтесь
к
положению
гортани
на
удобных
и
красивых нотах вашего голоса. В пении гортань практически не
меняет положения. Доктор И.Левидов считает, что "у певцов,
обладающих
хорошей
постановкой
голоса
(четкой
дикцией,
полнотой,
округлостью
гласных)
наблюдается
устойчивость
гортани, между тем у певцов, недостаточно владеющих голосом,
поющих "белым" звуком, неудовлетворительное качество звука
обычно сопровождается большой подвижностью гортани".
Регистры голосов
Существует
два
однородных
способа
звукообразования:
грудной и фальцетный (фистула):
- грудной - полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют
всей
своей
массой,
гортань
занимает
относительно
низкое
положение.
С
акустической
стороны
наблюдается
большое
богатство звука обертонами, их сила;
-
фальцет
-
замыкание
голосовой
щели
неполное,
вибрируют
лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее
обертонами,
чем
грудной.
Чистый
фальцет
как
регистр
профессионального оперного пения в расчет не принимается.
Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум
(микст), головной.
Органы голосового аппарата
Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она
расположена
по
средней
линии
шеи
в
переднем
ее
отделе
и
представляет
собой
трубку,
верхнее
отверстие
которой
открывается
в
полости
глотки,
а
нижнее
непосредственно
продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию
(дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение.
Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань,
имеет
овальную
форму,
образуется
спереди
подвижным
гортанным хрящом - надгортанником.
При
дыхании
вход
в
гортань
открыт.
При
глотании
свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его
отверстие.
Во
время
пения
вход
в
гортань
суживается
и
прикрывается
надгортанником.
Это
явление
имеет
большое
значение
для
образования
художественно
ценных
качеств
певческого звука, для певческой опоры.
Если
смотреть
в
гортань
сверху,
то
с
двух
сторон
симметрично
видны
по
два
выступа
слизистой
оболочки
находящиеся один над другим.
Голосовые
складки
при
дыхании
образуют
щель
треугольной
формы,
называемую
голосовой
щелью.
При
голосообразовании
голосовые
складки
сближаются
или
смыкаются,
голосовая
щель
закрывается.
Поверхность
голосовых
складок
покрыта
плотной
эластичной
тканью
перламутровой
окраски.
Внутри
них
находятся
внешние
и
внутренние
щиточерпаловые
мышцы.
Вторые,
внутренние,
называются вокальными мышцами.
3. Имитировать голос кукушки. Говорить "ку-ку" на довольно
высокой
ноте,
певуче.
Ощущения
как
в
предыдущих
упражнениях.
4. Попробовать эти ощущения в пении, сначала на одной ноте, на
ту
гласную,
которая
в
предыдущих
упражнениях
вам
была
удобной.
5. Петь терцию. Первую ноту legato (протяжно), вторую staccato,
но не очень отрывисто. Сначала после каждой терции берите
дыхание. Темп медленный.
Вокальный зевок
В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем
подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного.
Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с
"настройкой ротоглотки на полузевок".
Если нет верхнего упора в твердое небо, то звук получается
плоский, резкий, открытый, "белый". Такой звук используется в
народном пении. Если звук отражается от мягкого неба, то он
получается
дряблый,
"без
металла",
тусклый,
с
носовым
оттенком.
Недопустимо направлять звук в нос, так как в этом случае
он будет просто гнусавым.
Упражнение:
Если
у
начинающего
носовой
звук,
то
заставьте его зажимать нос пальцами во время пения, чтобы он
сам убедился в наличии этого дефекта.
Выдоху это не повредит, так как в пении выдох всегда происходит
через нос.
Мышечные
волокна
располагаются
параллельно
внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря
такому
строению
голосовая
складка
может
многообразно
изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во
всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство
красок певческого звука.
Голосовые складки делят гортань на два пространства:
надскладочный и подскладочный отделы. Все мышцы гортани
подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы
опускают и поднимают всю гортань, а так же фиксируют ее на
определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое
для голосообразования.
Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло
или трахею.
Трахея
представляет
собой
трубку,
состоящую
из
хрящевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластинки
между собой соединены связками и переплетены циркулярными
и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь,
сужают
просвет
трахеи,
продольные
при
сокращении
укорачивают ее.
Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только
с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов
относятся к типу гладкой мускулатуры, непосредственно нашему
сознанию не подчинены, работают автоматически. По мере
уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем становится
меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти
целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет
мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих
подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования.
Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких -
правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.
Постановка голоса - это выработка правильных певческих