Напоминание

Вокальный букварь


Автор: Хабарова Светлана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г.о.Вичуга
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Вокальный букварь
Раздел: дополнительное образование





Назад





педагог дополнительного образования, высшей

квалификационной категории, руководитель

Образцового детского коллектива

«Серебряные голоса»

"Вокальный букварь" предназначается людям,

которые хотят научиться петь и тем, у кого есть

или могут быть голосовые проблемы

в любой голосоречевой профессии.

В этой работе суммированы вокальные советы

лучших педагогов и упражнения, используемые

при поиске необходимых ощущений, что делает ее

практическим и медицинским справочником в

работе с голосом. Терминология и текст доступны

для любого неподготовленного читателя.

Советы вокалистам:

- Жить радостно, стремясь получать как можно больше

положительных эмоций!

- Не перетруждать себя физической работой!

- Чаще бывать на природе – свежий воздух поможет

восстановить силы и бодрость духа!

- Питаться всегда умеренно – переедание и «полный»

желудок только вредят пению!

- Не жалеть голоса, тренировать его ежедневно!

- Перед концертом следует выспаться!

- Во время концерта пойте с артистизмом!

- Петь нужно всегда в удобной позиции!

- Ну, и главный совет – любить профессию, которую вы

избрали!


1. Дж. Лаури Вольпи "Вокальные параллели". Из-во "Музыка",

Л.1972

2. Вопросы вокальной педагогики №5, №8 М.1976.

3. Вопросы вокальной педагогики №7, №9 М.1984.

4. Вопросы методики воспитания слуха. Из-во "Музыка" М.1967

5. Л. Дмитриев "В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр". Из-во

"Музыка", М.1974

6. Н.М. Малышева "О пении". Из-во "Сов. Композитор", М.1988

7. А.Г. Менабени "Методика обучения сольному пению". М.1987

8. Методика обучения сольному пению. Из-во "Просвещение",

М.1987

9. В.П. Морозов "Биофизические основы вокальной речи". Л.1977

10. Л.К. Ярославцева "Зарубежные вокальные школы". М. 1981

11. Музыкальная энциклопедия. Из-во "Советская

Энциклопедия" М.1973-1982

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. vocal 2. mec-krasnodar 3. ds82doshkolnik/4257-.html 4. svoy-golostrainings/master-class/vocal 5. tabik?p=4390 1. Введение. 2. Сценические задачи. 3. Элементарная анатомия. - краткие сведения о голосовом аппарате - органы голосового аппарата - процесс голосообразования - что такое резонаторы 4. Дыхание. Механизм дыхания. 5. Артикуляционный аппарат, дикция. 6. Постановка голоса. - моментах голосообразования - понятие "петь в маску" - вокальный зевок - гортань в пении - регистры голосов - советы для начала занятий вокальными упражнениями 7. Гигиена голоса 8. Немного из истории певческой культуры 9. Литература, цитируемая в работе

«Для того, чтобы быть певцом,

нужен не особенный голос, а особенный характер»
Наталья Василевская
После окончания музыкального педагогического колледжа

я

решила

попробовать

себя

в

педагогической

деятельности

и

стала преподавать вокал в Центре Детского Творчества. Ко мне

пришли заниматься дети от 8 до 12

лет. Многие осознанно

выбрали

занятия

певческой

деятельностью,

других

привели

заботливые родители, но всех их объединяло стремление стать

профессиональными

музыкантами

и

выступать

на

сцене.

Конечно, многогранность задач и сложность своей будущей учебы

они не могли себе представить и в силу своего возраста. Для

начинающих

музыкантов

"постановка

голоса",

значение,

серьезность занятий были совершенно не ясны. Почти никто не

задумывался

над

тем,

что,

помимо

умения

ч и с то го

интонирования, надо уметь голосом с хорошей дикцией доносить

свои мысли, идеи, чувства до коллектива, с которым будешь

работать.

Чтобы

работать

над

звучанием

коллектива,

надо

хорошо

"вокально"

слышать,

понять

трудности,

правильно

показать голосом "вокальный прием" или упражнение, а для

этого

надо

голосом

владеть,

то

есть

быть

полноценным

профессионалом.

Проблемы с голосом возникают и у очень широкого круга людей.

Для них как раз написано очень мало пособий, где можно было

бы найти практические советы, упражнения, рекомендации, где

этот

огромный

сложный

материал

был

изложен

в

доступной

форме и простой терминологии. Людям различных профессий

очень часто нужны азбучные истины и сведения об анатомии

голосового

аппарата,

голосообразовании,

гигиене.

Нужен

своеобразный "букварь" для работы с голосовым аппаратом. Я

решила

написать

такой

"букварь",

куда

можно

собрать

необходимые

практические

советы,

разбросанные

по

многочисленным трудам мастеров работы с голосом.
Самое главное, чтобы все главы содержали простые практические сове-ты, упражнения, помогающие понять свой организм и
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

О д и н

и з

д р е в н е й ш и х

в и д о в

м у з ы к а л ь н о г о

исполнительства

передавать

средствами

певческого

голоса

идейно-образное содержание музыкальных произведений.

Пение

может

быть

со

словами,

без

слов,

сольное

(одноголосное), ансамблевое (1,2,3,4,5 голосов), хоровое.

Обычно

пение

сопровождается

инструментальным

сопровождением, но бывает a cappella (без сопровождения).

Оперное

пение

связано

с

театральным

представлением,

драматическим действием. Камерное пение - романсы, песни,

и с п о л н я е м ы е

с о л о

и л и

в о к а л ь н ы м

а н с а м б л е м

с

инструментальным сопровождением или без него.

Оперетта или эстрада относятся к легкой музыке, так как

не несут в себе большой идейной и эмоциональной нагрузки и

воспринимаются человечеством как отдых.

Выдающиеся

певцы

России:

Ф.И.Шаляпин,

И.В.Ершов,

А.В.Нежданова,

Л.В.Собинов,

Г.С.Пирогов,

К.Г.Держинская,

В.В.Барсова, Н.А.Обухова, Е.К.Катульская, С.П.Преображенская,

Е.А.Степанова,

С.Я.Лемешев,

И.С.Козловский,

Г.М.Нелепп,

А.С.Пирогов,

М.П.Максакова.

Читателям,

которых

интересует

подробное

изложение

разных

вокальных

школ,

могу

порекомендовать

работу

И.К.Назаренко

"Искусство

пения".

В

этой хрестоматии вы найдете очерки и материалы по истории,

теории и практике художественного пения.

"Вокальный

букварь"

можно

завершить

словами

замечательного

певца

и

педагога

С.П.Юдина:

"Роль

педагога

весьма ответственна, так как в значительной мере в его руках

судьба его ученика. От педагога зависит дать работе верное или

неверное направление, чем решается дальнейший результат».


В работе могут быть внешние и внутренние раздражители:

Внутренние:

1. деятельность мышц;

2. деятельность нервной системы;

3. работа органов дыхания, сердца;

4. функционирование органов слуха, зрения;

5. эмоциональные реакции.

Внешние:

1. рабочая обстановка;

2. освещение;

3. посторонние звуки, шумы;

4. посторонние лица, присутствующие на занятиях;

5. объяснения педагога.

Только

максимально

устранив

отрицательное

влияние

раздражителей,

создав

благоприятную

для

занятий

или

для

работы атмосферу, мы можем получить желаемый результат в

любой творческой деятельности.

Как же построить эту работу? В каком-то смысле весь ход моих

рассуждений уже определил план:

1. Сценические задачи, которые надо решить человеку,

работающему с аудиторией слушателей.

2. Элементарная анатомия.

3. Механизм певческого дыхания.

4. Артикуляционный аппарат, дикция.

5. Постановка голоса: звукообразование, резонаторы, работа

над ровностью и техникой голоса.

6. Элементарные сведения по гигиене и культуре

профессионального использования голосового аппарата.

7. Очень немного из истории певческой культуры.

Самое

главное,

чтобы

все

главы

содержали

простые

практические

советы,

упражнения,

помогающие

понять

свой

организм и усовершенствовать его работу. Тренинг необходим

голосовому

аппарату,

поэтому

так

важно

знать,

какие

упражнения

укрепляют

и

совершенствуют

этот

тонкий

инструмент.

Такие

упражнения

вы

найдете

в

"букваре".

Профессия актера, музыканта и даже педагога - это работа в

сфере духа.

Такое мастерство приходит в результате длительной работы, а

для этого надо набраться терпения и настойчивости. Никто не

потребует

от

человека,

не

умеющего

ходить,

совершать

сложнейшие

танцевальные

пируэты.

Сначала

человек

учится

стоять и ходить, а уж потом учится танцевать, да и то начинает с

самых

простых

движений.

Так

и

человек

должен

сначала

научиться правильно говорить и петь отдельные звуки, простые

вокальные упражнения, простые произведения и только потом,

по

мере

совершенствования

аппарата

и

своих

навыков,

постепенно

усложнять

свой

репертуар.

Тренинг

и

система

в

занятиях - это очень важно! В последующих главах вы найдете

конкретные

указания

и

упражнения

для

этой

кропотливой

работы.


СЦЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Находиться

на

сцене,

реализовывать

свои

творческие

замыслы

и

держать

внимание

аудитории

-

это

большое

мастерство.

К.С.Станиславский

говорил,

что

труд

-

первое

непременное

условие

в

работе

над

собой.

Эта

работа

должна

трудное

сделать

привычным,

привычное

-

легким,

легкое

-

прекрасным.

Иногда очень обидно наблюдать на сцене исполнителей,

которые выглядят при этом хуже рабочих сцены, обнаруживая

полное

отсутствие

представления

о

культуре

и

манере

сценического

поведения.

Эти

качества

-

результат

работы

по

овладению своим телом, своими нервами, своим вниманием. Они

и

есть

то,

что

называют

профессионализмом.

Умение

"нести

себя" - это не только эстетическая сторона проблемы, ведь тело

исполнителя, как и голос, - это его "инструменты", особенно это

касается вокалистов.

Дельсарт

так

и

говорил: "Тело

-

инструмент,

актер

-

инструменталист". На сцене каждое движение рук, ног, фигуры,

мимика лица - все воспринимается зрителем, создавая имидж

исполнителя.

Как бы ни был хорош голос певца, но его внешность и

манеры, и сам выход на сцену - все способствует или мешает

успеху у слушателей.

Для тренировки своего физического аппарата не может быть

назначено сроков, так как с каждым годом перед исполнителем

встают

все

большие

трудности

в

связи

с

возрастающими

требованиями

к

себе,

поэтому

развитием

голоса,

дикции,

пластики тела и так далее надо заниматься всю жизнь. В задачи

нашего "букваря" не входит работа над телом, поэтому я только

говорю о важности этой проблемы.

Гигиена голоса

Люди,

страдающие

хроническими

заболеваниями

голосового

аппарата,

не

должны

стремиться

стать

певцами,

педагогами, юристами и другими специалистами "голосовых"

профессий, так как именно это может помешать им впоследствии

быть полноценными профессионалами, ведь частые заболевания

голоса

ограничат

их

творческие

возможности,

особенно

это

касается молодых педагогов и певцов. Однако профессиональное

благополучие голоса зависит не только от хорошего состояния

органов голосового аппарата, но также и от состояния сердечно-

сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной (трахеи, бронхов,

плевры, легких) систем, органов брюшной полости, хорошего

слуха и зрения, хорошо развитой памяти.

Бывают часто случаи, когда голосовой аппарат в норме, а с

"голосом" большие затруднения. Тогда надо искать те глубокие

причины,

которые

вызывают

эти

расстройства

голосовой

функции, а причин может быть множество, так как все выше

перечисленные системы принимают участие в работе организма

человека,

выступающего

перед

аудиторией

(педагога,

лектора,

артиста,

юриста

и

так

далее).

Именно

поэтому

отбор

абитуриентов по медицинским показателям при поступлении в

учебные

заведения

на

факультеты

голосоречевых

профессий

должен быть очень строгим.

Гигиенические

требования

должны

обязательно

учитываться

в

профессиональном

обучении

и

трудовой

деятельности,

тогда

отпадет

необходимость

в

кабинетах

профессиональных

заболеваний

в

наших

поликлиниках

(голосовых заболеваний).


Советы для начала занятий

вокальными упражнениями

Упражнения для самых начинающих должны быть просты

ритмически,

построены

на

узких

интервалах

и

в

пределах

квинты,

чтобы

внимание

не

отвлекалось

в

начале

от

координации

вокальных

процессов,

начинающий

успевал

следить за legato дыхания и качеством звука.

Конечно,

все

очень

индивидуально,

часто

бывает,

что

начинающему спеть звук "а" очень трудно, легче аттакируются

гласные

"о"

или

"у".

Педагог

Витт

советует

"найти

удобно

формирующуюся и хорошо звучащую гласную и от нее строить

голос, стараясь ощутить "место звука". Глинка называл это так:

"Петь

сначала

легко

берущиеся

звуки".

(Школа

примарного

тона).

Ровность

звука

не

должна

зависеть

от

преодоления

музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных.

Все гласные должны иметь одну вокальную форму. Согласные не

должны вырывать гласный звук из его вокального гнезда, они

должны

быть

легкими

и

четкими

в

произношении

и

не

прерывать поток гласных.

Для

каждого

голоса

forte

и

piano

должны

быть

индивидуальны.

Никогда

не

надо

забывать

итальянскую

поговорку: "Нужно петь процентами своего голоса, не пользуясь

капиталом".

Результат

хорошей

вокальной

"школы"

-

это

когда

мышечный

автоматизм

в

пении

проходит

через

слуховой

"контроль" поющего. Надо с самых первых упражнений учиться

слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и

уметь

его

любить,

как

нежное

растение,

растить,

оберегать,

любоваться - тогда голос зазвучит, заблестит.
Работу надо начинать буквально с одной ноты, но она должна
Самые основные, первые требования к телу исполнителя:

1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть

удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять

на двух ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное

распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует

нервную систему.

2.

Плечи

должны

быть

хорошо

развернуты

на

прямом

позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие

и использовать грудной резонатор.

3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть

прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это

обеспечивает

свободу

гортани

и

глотки,

их

естественное

состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию

голоса.

4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и

подчинено общей задаче - идее творчества. В процессе занятий

улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от

дела.

5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за

спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент

позволяет сделать свободный, произвольный жест.


ЭЛЕМЕНТАРНАЯ

АНАТОМИЯ.

В

этой

главе

-

материал

для

начинающего

довольно

сложный и скучный. Поэтому, может быть, правильнее будет

обращаться к ней по мере возникновения конкретных вопросов,

связанных с анатомией. Мне бы очень не хотелось отпугнуть

человека, делающего первые шаги в изучении голоса и пения,

сухостью анатомических данных, хотя по логике вещей, глава

занимает

правильное

место

в

последовательности

изложения

материала "букваря".

Краткие сведения

о голосовом аппарате

Все

органы,

участвующие

в

голосообразовании,

в

совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его

состав

входят:

ротовая

и

носовая

полости

с

придаточными

полостями,

глотка,

гортань

с

голосовыми

связками,

трахея,

бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и

диафрагмой, мышцы брюшной полости. Но это не все.

В

голосообразовании

принимает

участие

и

нервная

система, соответствующие нервные центры головного мозга с

двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти

центры

со

всеми

указанными

органами.

Из

мозга

по

двигательным

нервам

к

этим

органам

идут

приказы

(эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают

сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь).

Работу

органов

голосообразования

нельзя

рассматривать

вне

связи с центральной нервной системой.

Гортань в пении

Певческое положение гортани не должно быть ни низким,

ни высоким, оно индивидуально для каждого певца и зависит от

построения

его

вокального

аппарата

(форма

гортани,

длина

связок, высота надставной трубы и так далее). Основываясь на

мысли Глинки, что певец в начале обучения должен петь "легко

берущиеся звуки", можно предположить, что эти звуки и должны

определить среднюю линию положения гортани.

Прислушайтесь

к

положению

гортани

на

удобных

и

красивых нотах вашего голоса. В пении гортань практически не

меняет положения. Доктор И.Левидов считает, что "у певцов,

обладающих

хорошей

постановкой

голоса

(четкой

дикцией,

полнотой,

округлостью

гласных)

наблюдается

устойчивость

гортани, между тем у певцов, недостаточно владеющих голосом,

поющих "белым" звуком, неудовлетворительное качество звука

обычно сопровождается большой подвижностью гортани".

Регистры голосов

Существует

два

однородных

способа

звукообразования:

грудной и фальцетный (фистула):

- грудной - полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют

всей

своей

массой,

гортань

занимает

относительно

низкое

положение.

С

акустической

стороны

наблюдается

большое

богатство звука обертонами, их сила;

-

фальцет

-

замыкание

голосовой

щели

неполное,

вибрируют

лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее

обертонами,

чем

грудной.

Чистый

фальцет

как

регистр

профессионального оперного пения в расчет не принимается.
Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной.

Органы голосового аппарата

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она

расположена

по

средней

линии

шеи

в

переднем

ее

отделе

и

представляет

собой

трубку,

верхнее

отверстие

которой

открывается

в

полости

глотки,

а

нижнее

непосредственно

продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию

(дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение.

Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань,

имеет

овальную

форму,

образуется

спереди

подвижным

гортанным хрящом - надгортанником.

При

дыхании

вход

в

гортань

открыт.

При

глотании

свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его

отверстие.

Во

время

пения

вход

в

гортань

суживается

и

прикрывается

надгортанником.

Это

явление

имеет

большое

значение

для

образования

художественно

ценных

качеств

певческого звука, для певческой опоры.

Если

смотреть

в

гортань

сверху,

то

с

двух

сторон

симметрично

видны

по

два

выступа

слизистой

оболочки

находящиеся один над другим.

Голосовые

складки

при

дыхании

образуют

щель

треугольной

формы,

называемую

голосовой

щелью.

При

голосообразовании

голосовые

складки

сближаются

или

смыкаются,

голосовая

щель

закрывается.

Поверхность

голосовых

складок

покрыта

плотной

эластичной

тканью

перламутровой

окраски.

Внутри

них

находятся

внешние

и

внутренние

щиточерпаловые

мышцы.

Вторые,

внутренние,

называются вокальными мышцами.

3. Имитировать голос кукушки. Говорить "ку-ку" на довольно

высокой

ноте,

певуче.

Ощущения

как

в

предыдущих

упражнениях.

4. Попробовать эти ощущения в пении, сначала на одной ноте, на

ту

гласную,

которая

в

предыдущих

упражнениях

вам

была

удобной.

5. Петь терцию. Первую ноту legato (протяжно), вторую staccato,

но не очень отрывисто. Сначала после каждой терции берите

дыхание. Темп медленный.

Вокальный зевок

В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем

подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного.

Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с

"настройкой ротоглотки на полузевок".

Если нет верхнего упора в твердое небо, то звук получается

плоский, резкий, открытый, "белый". Такой звук используется в

народном пении. Если звук отражается от мягкого неба, то он

получается

дряблый,

"без

металла",

тусклый,

с

носовым

оттенком.

Недопустимо направлять звук в нос, так как в этом случае

он будет просто гнусавым.

Упражнение:

Если

у

начинающего

носовой

звук,

то

заставьте его зажимать нос пальцами во время пения, чтобы он

сам убедился в наличии этого дефекта.

Выдоху это не повредит, так как в пении выдох всегда происходит

через нос.


Мышечные

волокна

располагаются

параллельно

внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря

такому

строению

голосовая

складка

может

многообразно

изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во

всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство

красок певческого звука.

Голосовые складки делят гортань на два пространства:

надскладочный и подскладочный отделы. Все мышцы гортани

делятся

на

наружные

и

внутренние.

Внутренние

мышцы

смыкают

голосовую

щель

и

осуществляют

голосообразование

(являются фонаторными мышцами). Наружные мышцы гортани

соединяют

ее

с

лежащей

выше,

под

нижней

челюстью,

подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы

опускают и поднимают всю гортань, а так же фиксируют ее на

определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое

для голосообразования.

Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло

или трахею.

Трахея

представляет

собой

трубку,

состоящую

из

хрящевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластинки

между собой соединены связками и переплетены циркулярными

и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь,

сужают

просвет

трахеи,

продольные

при

сокращении

укорачивают ее.

Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только

с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов

относятся к типу гладкой мускулатуры, непосредственно нашему

сознанию не подчинены, работают автоматически. По мере

уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем становится

меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти

целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет

мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих

подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования.
Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких - правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.

Постановка голоса - это выработка правильных певческих

н а в ы ков ,

то

е с т ь

р а з в и т и е

и

т р е н и н г

гол о с а

д л я

профессиональной работы.

Поставленный

голос

отличается

звучностью,

красотой

звучания, богатством тембральной окраски, широтой диапазона,

дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации,

малой

утомляемостью.

Что

говорят

физиологи

о

постановке

голоса?

"При постановке голоса работа мышц становится очень тонко

дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной.

Образуются,

вырабатываются

нужные

связи,

рефлексы;

ненужные

-

тормозятся,

лишние

движения

и

напряжения

исчезают;

формируются

стойкие

вокальные

навыки,

в

результате

которых

голос

должен

звучать

энергично,

чисто,

свободно. Певец, работающий над постановкой голоса, должен

выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и

знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую

очередь направлено".

Петь «в маску»

Начинающим помогут такие упражнения:

1. Сказать очень "остренько" в корни верхних зубов: а,а,а,а или

у,у,у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение,

будто вы укалываете этот звук иголочкой.

2. Сказать в "высокий купол", "уколоть" в зубы: да, да, да или

ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про "аромат

цвет-ка",

"горячую

картошку"

(эти

упражнения

встречались

раньше). Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не

падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.


Диафрагма

регулирует

скорость

истечения

воздуха

и

подскладочное давление при образовании звуков и изменении их

силы.

Полости,

находящиеся

над

голосовыми

складками:

носовая,

ротовая,

глоточная

и

верхний

отдел

гортани

-

называются

надставной

трубой.

Верхняя

часть

этой

трубы

-

носовая

полость.

Она

составлена

из

мягких

тканей

носа

и

лицевых

костей

черепа.

По

средней

линии

она

разделена

вертикальной

носовой

перегородкой

на

левую

и

правую

половины,

открытые

спереди

и

сзади.

Мягкое

небо

хорошо

иннервировано чувствительным нервам. Находящиеся в толще

неба

мышцы

при

сокращении

поднимаются,

натягивают

его.

Твердое и мягкое небо вместе с передними зубами составляют

небный свод. Строение его частей влияет на качество певческого

голоса. Сзади ротовая полость широким отверстием - зевом -

открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен

мягким небом, с боков - небными дужками и снизу - спинкой

языка. Зев может суживаться и расширяться.

Миндалины

выполняют

защитную

функцию:

в

них

задерживаются попавшие в глотку микробы. Острое воспаление

миндалин

называется

острым

тонзиллитом

или

ангиной.

Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки,

отрицательно

отражается

на

образовании

певческого

голоса.

Стенки

глотки

образованы

сильными

мышцами,

идущими

в

продольном и циркулярном направлении. Благодаря им, глотка

может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных

отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно

менять свою форму и объем, резонаторные свойства.

Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте

воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок")

губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто

откройте

рот,

подвигайте

челюстью

в

стороны,

почувствуйте

свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не

почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть

свободной, но не приоткрытой.

8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно

передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли

новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные

действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо

(лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания,

напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим

лицом,

9.

Очень

хороши

для

тренировки

скороговорки.

Читать

скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по

мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью

произношения. Не забывать темп, дикцию
.
а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по-колпапаковски,

Надо его переколпаковать.

в) Ты, сверчок сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.

Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

ж) Бык тупогуб, тупогубенький бычок.


2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в

сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе

стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и

быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как

молоточек.



этом

вам

поможет

воображение).

Побейте

кончиком

языка

по

зубам

изнутри,

как

будто

(беззвучно)

говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе

"высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-

Д, Т-Д.

4."Внутренним взглядом" осмотрите полость рта, естественное

положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти,

его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у

самого

их

корня.

Наверху

-

"высокое

небо".

Корень

языка

спокоен,

опущен,

поэтому

гортань

спокойная,

свободная.

"Послушайте" и запомните эти ощущения. Если не получается

сразу

все

почувствовать,

то

возьмите

зеркало,

посмотрите,

а

потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в

зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит

горбом,

то

он

подтягивает

и

напрягает

гортань,

нарушая

спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не

стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект,

почувствовать

его

и

поискать

комфортное

положение

и

состояние. Здесь помогут глаза и внимание.

5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание:

быстрый,

короткий

и

глубокий

вдох

носом,

затем

полностью

выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со

звуком

"ФУ"

(щеки

"опадают").

А

чтобы

укрепить

мышцы

гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

Процесс голосообразования

Процесс

пения

начинается

с

вдоха,

во

время

которого

воздух

нагнетается

через

ротовую

и

носовую

полость,

глотку,

гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем

под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга

голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой

щели.

Это

совпадает

с

моментом

начала

выдоха.

Сомкнутые

голосовые

складки

преграждают

путь

выдыхаемому

воздуху,

препятствуют

свободному

выдоху.

Воздух

в

подскладочном

пространстве,

набранный

при

вдохе,

под

де й с тви е м

выдыхательных

мышц

сжимается,

возникает

подскладочное

(подсвязочное)

давление.

Сжатый

воздух

давит

на

сомкнутые

голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними.

Возникает звук.

К о л е б а т е л ь н а я

ф у н к ц и я

г о л о с о в ы х

с в я з о к

обуславливается совершенно особыми нервными влияниями и

является

феноменом

целиком

центрального

происхождения.

Дыхание к частоте образующихся колебаний не имеет никакого

отношения.

Колебания

голосовых

связок

-

совершенно

самостоятельная

функция

гортани,

являющаяся

ответом

на

импульсы, поступающие через возвратный нерв гортани. Этим

объясняется тот момент, что у человека, который присутствует

при

пении

других,

все

равно

происходит

работа

аппарата

(колебание связок), хотя он только слушает, но сам не поет.

Никогда

не

надо

забывать,

что

у

людей

очень

индивидуальные

анатомические,

физиологические

и

психологические свойства организма, а отсюда и необходимость

индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость

звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие

качества.


Что такое резонаторы?

Звуки,

рожденные

на

уровне

голосовых

складок

от

их

в заимод ейств ия

с

д ы ханием ,

р аспр ост р аняют ся

п о

воздухоносным

полостям

и

тканям,

лежащим

как

над

голосовыми складками, так и под ними.

Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится

при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на

их

сотрясание

(вибрацию).

В

воздухоносных

полостях



надскладочном

и

подскладочном

пространстве)

звуки

претерпевают

акустические

изменения,

усиливаются.

Поэтому

эти полости называются резонаторами.

Различают

верхние

и

грудные

резонаторы.

Верхние

резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок:

верхний

отдел

гортани,

глотка,

ротовая

и

носовая

полости

и

придаточные пазухи (головные резонаторы).

Глотка

и

ротовая

полость

формируют

звуки

речи,

повышают

силу

голоса,

влияют

на

его

тембр.

В

результате

головного

резонирования

голос

обретает

"полетность",

собранность, "металл". Эти резонаторы являются индикаторами

(указателями) правильного голосообразования.

Грудное

резонирование

сообщает

звуку

полноту

и

объемность звучания. Злоупотребление грудным резонированием

отяжеляет

звучание

и

может

привести

к

"качанию"

звука

и

понижению интонации.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ

АППАРАТ. ДИКЦИЯ.

Артикуляционный

аппарат

-

это

часть

голосового

аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его

состав

-

артикуляционные

органы.

Работа

этих

органов,

направленная

на

создание

звуков

речи

(гласных,

согласных)

называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость

(щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо

помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор

(подвижный

резонатор),

от

"архитектуры"

которого

зависит

качество звука.

Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с

зажатой челюстью". Эта фраза говорит о том, как ценил большой

мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало -

большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и

естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке,

но и на лице поющего и говорящего. Вот упражнения вам в

помощь.

1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало.

Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ.

Теперь

попробуйте

их

активизировать:

пошлепать

губами,

собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние

зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма,

как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка

рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать,

освободив

глотку.

Попробуйте

зевнуть,

почувствовать

мягкое

небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое,

подвижное небо и маленький язычок.


10. Усложняем упр. № 9. Произносим 2 слога, на втором

делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать:

"МА-МА".

Все

время

проверять

правильность

ощущений,

контролировать

дыхание.

Слушайте

свое

объемное

звучание,

которое "наполняет" пространство вашего тела от твердого неба

(головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое

горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная.

Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать.

Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена

слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.

МА-МА

НА-НА

ВА-ВА

ЗА-ЗА

МА-МО

НА-НО

ВА-ВО

ЗА-ЗО

МА-МИ

НА-НУ

ВА-ВУ

ЗА-ЗУ

МА-МУ

НА-НИ

ВА-ВИ

ЗА-ЗИ

МА-МЭ

НА-НЭ

ВА-ВЭ

ЗА-ЗЭ

11. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук

на

ребра.

Вдохните

и

начинайте

"дуть

на

свечу".

Обратите

внимание,

как

природа

замечательно

координирует

ваши

действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра

не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая

же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый

воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться

на первых ее звуках.

Казалось бы, теперь надо переходить к главе "постановка

голоса", но я считаю, что вам, дорогой читатель, сначала надо

подробнее

рассмотреть

свой

артикуляционный

аппарат,

что

поможет лучше понять требования дальнейшей работы.

ДЫХАНИЕ.

МЕХАНИЗМ ДЫХАНИЯ.

Следует

всегда

помнить

слова

большого

педагога-

вокалиста Ф.Ламперти, который говорил, что на раннем этапе

воспитания голоса певцу следует "учиться больше умом, а не

голосом, так как, утомив его, никакими средствами не приведешь

опять в хорошее состояние. "Хорошая голова - залог успешной

работы, она так же важна, как и хороший голос. Фундаментом,

основой

в

пении

является

дыхание.

Считается,

что

хорошее

пение

-

это

"мастерство

выдоха",

но

чтобы

"мастерски

выдыхать", надо научиться "вдыхать".

Известный педагог И.П.Пряничников советует "учиться

набирать

в

легкие

воздух".

Давайте

начнем

этому

учиться

с

помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют

и укрепят дыхательный аппарат.

1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к

центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте

плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором

входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли

приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните.

2.

Сначала

проведите

языком

около

корней

верхних

передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту

зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе

(контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха,

а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...).

Я

прошу

вас

для

контроля

над

дыханием

во

время

упражнений,

да

и

потом

при

пении,

держать

ладони

рук

на

нижних ребрах.


3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через

нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались

плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это

упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы

дышите

очень

активно,

сознательно

контролируемо.

Педагог

Луканин

рекомендует

его

для

установления

правильного

состояния

гортани

и

языка.

Это

хороший

массаж

связок

активной воздушной струей.

4.

Активно

(через

рот)

берете

дыхание,

а

на

выдохе

говорите слог да-да-да... Говорите, "ощущая" корни передних

зубов, "щелочку" между двумя передними зубами, через которую

"идет ниточка звука". Язык дробно ударяет по твердому небу

около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но "не

падает".

Подключите

воображение:

ваше

твердое

небо,

по

которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому

звук "А" (в слоге "да") получается объемный, красивый, как

голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание

было плавное, без толчков.

5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра,

другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят, как

раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился

живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На

выдохе

считать:

1,

2,

3,

4...

Счет

свободный,

неторопливый,

гласные

протяжные.

"Выжимать"

воздух

до

конца

не

надо.

Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в

этом

упражнении

-

дыхание:

полный

вдох

и

плавный

длительный

выдох.

Ощущение

звуков,

как

описано

в

упражнении 4.

6. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр.

№5.

Лежачее

положение,

контроль

вдоха

и

выдоха,

круглый,

протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22,

23... Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и

плавность выдоха.

7. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох - через нос очень

активно и со стоном, чтобы резко и быстро "опал" объем воздуха

в груди. Этот "стон" при выдохе можно сравнить по звуку со

вздохом

крупного

животного

в

хлеву

(корова,

лошадь).

Не

мычание, а "вздохстон". Или представьте себе, что грудь - это

бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук "стона" упирайте в

верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение

щекотания

(вибрация),

а

глотка

большая,

свободная.

Почему

такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие

бока,

мощный

вздох.

У

природы,

у

животных

мы

должны

учиться

свободе

и

естественности,

которую

человек

почти

утратил.

В

этом

упражнении

тесситура

вашего

стона-голоса

должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.

8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре

протянуть,

промычать

звук

"М".

Губы

слегка

сомкнуты,

не

сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди,

в

голове,

"заполнить

вас"

своим

объемом.

Горло

широкое,

соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем

замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие

же, как на звуке "М".

9. Все как в упр. № 8, только к согласной присоединить

гласную: "МАА...", "ВАА...". Проследить, чтобы форма звука не

менялась, чтобы дыхание не рвалось.


В раздел образования