Автор: Масленцев Иван Александрович Должность: учитель технологии и изобразительного искусства Учебное заведение: МБОУ СОШ №125 Населённый пункт: г. Снежинск, Челябинская область Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Основы проектирования Раздел: среднее образование
Цели урока: ознакомить учащихся с проектной деятельностью;
Планируемые результаты
Предметные:
- формирование представления о сооружении, которое можно назвать башней;
- формирование способов представления своей работы.
Личностные : формирование эстетических потребностей и ценностей в
формировании навыков сотрудничества
Метапредметные : формирование умения понимать причины успеха в учёбе
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Осознанно и произвольно определяют последовательность и
технологии выполнения.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать друг друга. Устанавливают
рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять
самоконтроль и взаимоконтроль.
Личностные УУД
.
Доброжелательное отношение к окружающим.
Потребность в самовыражении и самореализации
Понятия: "жесткая" и "устойчивая" конструкции;
Методы обучения:
cловесный (рассказ, беседа),
наглядный (плакат, схема, памятки),
практический (самостоятельная работа учащихся в группах),
эвристический (продумывание будущей модели),
проблемно-поисковый.
Объект труда: макет башни.
Материально-техническое оснащение: оборудование учебных мастерских, схема
структуры проекта, плакат "Задача и условия проекта", эскизы, чертежная бумага А4,
клей, ножницы, памятка презентации проекта, памятка работы в группе, карточки с
рисунками.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент
2. Погружение в проект
Историческая справка.
Проверка домашнего задания: заслушивание сообщений,
демонстрация зарисовок, ответы на вопросы.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
— Что вы понимаете под словом "сооружение"? (Оборонительные,
инженерные, культурное зодчество и др.).
— Какое сооружение можно назвать башней? Сторожевые башни (рис. 1),
высоковольтная вышка (рис. 2), колокольня (рис. 3).
— Что вы можете сказать о конструкции представленных башен?
— Какие знаменитые башни вы знаете?
Выводы: Какие основные требования предъявляют к
сооружениям? (Учащиеся под руководством учителя составляют блок-схему
< Рисунок 4>, которая остается на доске до окончания проекта и служит
подсказкой для выполнения макета башни).
Рисунок 4
3. Организация деятельности
Деление на группы (5-6 человек).
Условия работы в группе (учитель разъясняет каждый пункт и раздает
памятки работы каждой группе):
выслушать все идеи и соображения,
выполнить эскизы,
вместе обсудить все "за" и "против" каждой идеи, выбрать одну,
планирование работы,
распределение ролей,
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
Учащиеся объединяются в группы.
4. Мотивация к деятельности
Учитель озвучивает каждый пункт и вывешивает на доску плакат "Задачи
и условия проекта.
Постановка проблемы: как создать сооружение максимально возможной
высоты из листового материала?
Цель проекта: придумать устойчивую конструкцию, использовать материал
наиболее экономно для строительства как можно более высокого сооружения.
Задачи проекта:
Придумать форму и способ изготовления жестких и максимально
длинных деталей.
Придумать конструкцию башни с максимально возможной
устойчивостью.
Сделать макет башни из листа бумаги А4 с помощью ножниц и клея.
Сделать презентацию.
5. Осуществление деятельности: 30 мин. на изготовление макета башни,
консультации с учителем по необходимости, помощь в подготовке
презентации.
6. Презентация: представитель или представители группы анализируют и
оценивают качество модели башни, соответствие поставленным условиям,
эстетическим требованиям и т.д., используя памятку презентации проекта:
Возникшие идеи.
Отвергнутые идеи. Почему?
Обоснование выбранной идеи:
o
соответствие заданным условиям
o
составные части конструкции
o
способы сборки конструкции
o
экономия материала
Демонстрация макета башни.
Анализ выполненной работы:
o
стоит или нет без помощи рук (если нет, то почему?)
o
какова высота (можно ли было сделать выше, если да, то как?)
Анализ работы участников: организатор, активные исполнители, пассивные
участники.
7. Подведение итогов: измерение устойчивых моделей и определение
победителей (на фото представлены модели башен).
8. Заключительный момент: обобщение и выводы делают ученики, отвечая
на вопросы учителя (учитель демонстрирует картинки и рисунки, которые
помогут детям дать верные ответы)
— От чего зависит устойчивость?
— Стул со сколькими ножками будет более устойчивым: 2-я, 3-я, 4-я.
Почему?
9. Домашнее задание: придумайте конструкцию табурета, имеющего
наибольшую устойчивость?