Напоминание

“Игровой метод как средство совершенствования технико-тактической подготовки на начальном этапе обучения борцов”


Автор: Потапов Денис Леонидович
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: город Югорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Игровой метод как средство совершенствования технико-тактической подготовки на начальном этапе обучения борцов”
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Программа по самообразованию
“Игровой метод как средство совершенствования технико- тактической подготовки на начальном этапе обучения борцов” Преподаватель-организатор ОБЖ Потапов Д.Л. Югорск,2017

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение 3 стр. Глава 1.Литератуный обзор. 5 стр. 1.1Специализиованые игры в технико-тактической подготовке юных борцов блокирующие захваты 5 стр. 1.2Методика применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке борцов 25 стр. Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования. 28стр. 2.1Анализ литературных источников в области спортивной тренировки отбора N ориентации 29стр. 2.2 Опрос тренеров и спортсменов 29стр. 2.3 Педагогические наблюдения 30стр. 2.4.Тестирование спортивных способностей 30стр. 2.5 Организация педагогического эксперимента 31стр. Глава 3 Экспериментальное обоснование эффективного применения специализированных игр 31стр. 3.1. Результат экспериментального обследования 32стр. 3.2. Выводы 33стр. Литература 35 стр. 2
ВВЕДЕНИЕ. Спортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. Широкая сеть ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивных секций позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивает массовость занятий борьбой. В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда программный материал, методика отбора и ориентации, методика тренировки И обучения были перенесены с взрослого контингента занимающихся на юношей и детей. В таких условиях ранняя специализация приобрела ряд недоста ТКОВ , связанных с недооценкой особенностей детской психики и присущих детям форм жизнедеятельности. Анализ движений, выполняемых борцами в схватках свидетельствуют о многогранности их воздействия на формирование координационных способностей. Так, борцам приходится молниеностно и мощно выполнять координационно сложные технические действия, своевременно и непринужденно ликвидировать атаки противника. Следовательно многогранная и сложная соревновательная деятельность борцов повседневно выдвигает разноплановые задачи их тактической и технической подготовки. Традиционная практика технико-тактической под готовки ориентирована на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу и при этом тренеры упускают из виду имеющее большое значение изучение базовых элементов технико-тактических действий (стойки, дистанции, передвижения, захваты, о свобождения от захватов, т и с н е н и я , маневрирования и другие элементарные действия). Они считают, что освоение этих действий борцами происходит само по себе. Чтобы применять 3
приемы в схватках, нужно привить борцам навыки ведения борьбы, воспитание которых тренеры стараются обеспечить включением учебных и тренировочных схваток, но в таких условиях навыки у детей формируются медленно и с большим трудом. Традиционные методы не могут успешно решать эти проблемы, а вот с помощью игровых методов возможно это сделать. Игровые методы обучения и тренировки в спорте получают все большее распространение в различных видах спорта и в спортивной борьбе, в частности. . Основное противоречие, побудившее начать наше исследование, состояло в том, что в существующей практике начальной подготовки в спортивной борьбе образовалось несоответствие между необходимостью овладения юными борцами основами ведения единоборства и н е э фф е кт и в н о с т ь ю р е ш е н и я д а н н о й з а д ач и н а б а з е с т р о г о регламентированных методов обучения, не учитывающих стремление детей к игровым формам проявления самодеятельности, к творческому освоению техники и тактики спортивной борьбы. Проблема исследования заключалась в совершенствовании методики начальной подготовки и экспериментальной проверки влияния игрового метода на формирование у юных борцов необходимого уровня технико- тактической подготовленности. В настоящей работе приведены результаты экспериментального исследования эффективности включения специализированных подвижных игр и методики их применения в технико-тактической подготовке и выявления их влияния на специальную подготовленность борцов в период начальной спортивной специализации. Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки юных борцов 10-12 летнего возраста. 4
Предметом исследования были специализированные подвижные игры и методика их включения в обучение и тренировку юных борцов на этапе начальной спортивной Ц е л ь р а б о т ы : определить эффективность применения специализированных подвижных игр на этапе начальной спортивной специализации при обучении технико-тактическим действиям. Гипотеза: предполагалось, что включение в учебно-тренировочный процесс групп начальной подготовки комплексов специализированных подвижных игр позволит качественно улучшить изучение и совершенствование приёмов, тем самым повысить результативность выполнения тактико-технических действий в соревновательных схватках. Одновременно специализированные подвижные игры позволят интенсифицировать проведение учебно-тренировочных занятий и тем самым будут способствовать повышению эффективности воспитания физических качеств юных борцов. ГЛАВА 1.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.
1.1. Специализированные подвижные игры в технико-тактической

подготовке юных борцов
Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в последнее время стали широко использоваться как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке, в которой подвижные игры занимают большую роль, а также это связано с ранней специализацией в различных видах спорта. Под специализированными подвижными играми понимаются такие игры, в содержание которых входят специфические элементы спорта и формируются необходимые ему физические качества. 5
Потребность применения специализированных подвижных игр вызвана тем, что, как правило, тренеры владеют методикой обучения приемам, а элементарным техническим и тактическим действиям, т.е. различным подготовкам, обманным действиям, не могут обучать, используя строго регламентированный метод . Понимая это, тренеры используют соревновательный метод, включая его в тренировку схватки. Однако в схватках все внимание детей направлено на выполнение приемов, а элементарные тактические действия не отрабатываются. Решение здесь простое - разрабатывать правила ведения схватки, в которой победа присуждалась бы за лучшее выполнение элементарных действий. Такие схватки в игровой форме и представляют собой специализированные подвижные игры.
ИГРЫ В КАСАНИЯ.


Игры в касания рождены самой жизнью. Сюжет игры, ее смысл – кто быстрее коснется какой-то части тела партнера. Если рассматривать использование игры применительно к борьбе, то надо прежде всего : заставлять играющего не только наклоняться, быстро перемещаться вперед – назад, в стороны, выпрямляться и прогибаться в манере, характерной для спортивной борьбы, но и конструировать в дальнейшем двигательные фазы, присущие реальному соревновательному поединку. С первых шагов обучения и тренировки подростка в процессе игр ставятся задачи не только избежать излишних статических напряжений, но и обострить эмоциональную восприимчивость заданий. Игры в касание рассматриваются как упражнения, способствующие развитию целой серии качеств и навыков : "видеть" партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться, самостоятельно творчески решать двигательные задачи. 6
Известно, что существует несколько основных захватов, связанных с определенными зонами соприкосновения частей тела партнеров и соперников. В игре эти зоны можно ограничить или расширить, но для того, чтобы максимально приблизить игровой поединок к борьбе, необходимо коснуться строго определенных точек, частей тела, защита которых вызывает соответствующую реакцию у занимающихся – принятие позы и выбор способа действия . Так, задания коснуться двумя руками одновременно заданной точки (части) тела вначале трудно. Но по мере накопления опыта занимающиеся справляются и с этой задачей. Например, однажды, случайно сблокировав одну из рук соперника и неожиданно освободившись, борец опережает партнера, касается двумя руками заданной части тела, побеждает! В таких ситуациях формируется понятие "блокирование". Последнее является одним из видов действий, довольно часто встречающихся в борьбе. Ситуации, связанные с преодолением помех при касании определенных зон, приводят играющих к пониманию роли активного (атакующего) захвата. Появляются элементы начального тактического мышления, фрагменты настоящего единоборства, свойственные именно спортивной борьбе. Практически игры в касание неисчерпаемые в своих вариациях. Основы методики. Те игры, в которых партнеры получают одно и то же задание (кто первым коснется обусловленного места ) , называются играми первого порядка. В табл. 1 по вертикали обозначены места касания, а по горизонтали – способы касания; все игры помечены цифрами от 1 до 48. Например, игра 17 состоит в том, что оба играющих получают одно и то же задания – первым коснуться правой рукой правой лопатки партнера. Нумерация проставлена для удобства записи игр и их обозначения. 7
Игры, в которых партнеры получают разные задания, названы играми второго порядка. Для простоты и удобства записи этого вида игры касания предлагается пользоваться той же таблицей, по которой можно определить задания для партнеров А и Б. Таблица 1. Игры в касания первого и второго порядка. Место касания Способ касания Любой рукой Правой рукой Левой рукой Обеими руками Затылок Средняя часть живота Правая подмышечная впадина Левое плечо Поясница Правая лопатка Левая сторона живота Спина (любое место) Правая сторона живота Левая лопатка Правое плечо Левая подмышечная впадина 1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 2 5 8 11 14 17 20 23 26 29 32 35 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 33 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Например, А получает задание коснуться затылка Б любой рукой (1), а Б – задание коснуться левой рукой поясницы А (15). В этом случае запись игры будет выглядеть как А1, Б15. 8
Игры в касание постепенно и нацелено подводят занимающихся к выбору выгодной позиции, позы для достижения успеха, подбору своей стойки. Обычно новички отдаляют ту часть тела, которой должен коснуться партнер, и сосредотачивать внимание на определенных движениях, а так же частях тела соперника. Если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдаляя правое плечо, не произвольно принимает левостороннюю стойку и действует в дальнейшем преимущественно в ней. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Игра: коснуться живота – вызывает реакцию наклона; коснуться левого плеча – поворота влево. Задание коснуться двумя руками одной из сторон соперника вызывает более сложные повороты, развороты, маневрирование не только у атакующего, но и у защищающегося. Акцент на время выполнения касания постепенно формирует понимание "качества захвата". Игровые комплексы – задания составляются по принципу " убрать ту часть тела, которой угрожает касание " , что заставляет обучающихся серии игр принимать нужную позу, действовать в определенной манере. В начальный период обучения игры могут проводиться в одном большом круге .Задание : коснуться всем известной точки. Тот , кого коснулись в этой точке выбывает из игры. В итоге остается один победитель. При проведении игр в парах принципы составления игровых комплексов сохраняются, но уменьшается игровая площадь. Количество игровых попыток устанавливается в зависимости от наличия времени и интереса, проявленного учащимися, но так, чтобы можно было определить призеров в группе. Вначале каждая игра проводится из одной попытки, затем из 3, 5. Возможность формирования необходимой стойки, позы; овладение вариантами скоростного маневрирования на минимальном участке игровой площадке; проигрывание траектории входов в атакующий захват и т.п. не 9
приходят просто так, в игре. Важно помнить, что тот или иной эффект обучения и тренировки достигается в результате целенаправленного, продуманного усложнения правил проведения игр, а так же строгого их выполнения. Это относится к выбору зон касания, способам касания и защит зон касания, размером игровой площадки, направлению перемещений, способам уравнивания сил соперника. Вариантов усложнения достаточно много. I. Возможные варианты касания двух партнеров. 1) А – любой Б – любой 9) А – левой Б – любой 2) А – левой Б – правой 10) А – любой Б – двумя 3) А – правой Б – правой 11) А – левой Б – двумя 4) А – левой Б – левой 12) А – правой Б – двумя 5) А – правой Б –левой 13) А – двумя Б – любой 6) А – любой Б – левой 14) А – двумя Б – левой 7) А – любой Б – правой 15) А – двумя Б – правой 8) А – правой Б – любой II. Возможные способы противодействия. 1. Мечта касания прикрывать нельзя. 2. Места касания прикрывать можно. 3. Захватывать руки партнера нельзя. 4. Захватывать руки партнера можно. 5. Захватывать может только один из партнеров (со сменой). 6. Мечта касания прикрывать нельзя, захватывать руки партнера нельзя. 7.Места касания прикрывать можно, захватывать руки партнера можно и т.д. В данном случае 6-й и 7-й варианты рекомендуется проводить в ограниченный промежуток времени. 10
III. Возможные варианты изменения размеров игровой площадки. 1. В период ознакомления игры проводятся по всей площади зала, по мере освоения пространства ограничивается (круги, квадраты, коридоры), за пределы которого выходить запрещается. 2. Вводится запрещение отступать, разрешаются различные повороты (при диаметре кругов 6 – 3 м.). Постепенно сокращается время отдельных поединков за счет увеличения скорости перемещений, действий; появляется возможность увеличить общее их количество и разнообразие. IV. Возможные варианты выравнивания различий между физ.данными занимающихся (проведением игр с форой). 1. Более подготовленных партнер касается обусловленного места любой рукой; партнер, получивший фору, касается любой рукой любого из двух мест касания. 2. Более подготовленный партнер касается обусловленного места одной рукой, а получивший фору – того же места любой рукой. 3. Вводится наказание проигравшим в виде выполнения упражнения повышенной трудности, с тем чтобы не возникало равнодушия к проигрышу. Прелагаемые опорные варианты игр в касания могут быть использованы на протяжении всего урока или отдельных его частей. Следует не забывать, что игры в касания можно успешно проводить в залах без мягких покрытий, на открытых площадках и т.п. при условии запрета падений приемов. В отличие от традиционной разминки в виде наклонов, приседаний, махов под счет и т.п., игры в касания снимают монотонию, совершенствуют психомоторные качества, необходимые в единоборстве. Несмотря на 11
кажущуюся простоту и сравнительно небольшие физ.нагрузки, игры требуют мобилизации, психической организации, активности. Поэтому слишком долго игра утомляет ребят, они теряют к ней интерес. Следовательно, игры должны проводиться в пределах не более 10 – 15 мин. Необычность, новизна поставленных задач обостряет интерес подростков к игре, поэтому не следует часто повторять одну и ту же двигательную задачу, тем более что выбор игр весьма широк.
ИГРЫ В БЛОКИРУЮЩИЕ ЗАХВАТЫ.
По мере освоения игр в касания определенных частей тела движения подростков легче приобретают специфическую направленно сть, приближаются к конкретному виду деятельности. Это выражается прежде всего в умении сковывать действия противника, захватив одну или обе руки – в зависимости от задач, которые предстоит решать в игре. Таким образом, появление дополнительного условия – ограничения площади игры и наказание проигрышем за уход из пределов круга – требует от учеников знаний и умения выполнять блокирующие захваты. Суть игр в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном положении заданный захват, стремится удержать его до конца поединка (3 – 5, предел 10с), другой старается быстрее освободиться от захвата. Победа присуждается успешно решившему свою задачу, затем партнеры меняются ролями. Игры проводятся на ограниченной площади (круг, квадрат, коридор),выход за пределы считается поражением. Поражение засчитывается и за касание пола рукой, коленом, за преднамеренное падение, попытку провести прием. Основы методики. 12
Игра в блокирующие захваты – упражнение для решения нестандартных двигательных задач. Поэтому на начальных этапах освоение игр не следует сразу показывать способы наиболее рационального освобождения от захватов, предоставив учащимся самостоятельно, творчески найти их. В дальнейшем, когда подросток научится самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, идет уточнение техники их выполнения, выбор оптимальных вариантов решений. Изучая и осваивая в ходе игр варианты блокирующих захватов, необходимо помнить, что многие из них при соответствующих условиях, являются блестящей предпосылкой для проведения приемов в соревновательном поединке борцов и одной из основных помех, затрудняющих противнику ведение поединка. С одной стороны, длительное удержание блокирующих захватов в соревновательной схватке борцов наказывается как пассивность, т.е. действие, снижающее динамичность, зрелищность и результативность борьбы; с другой – правила игр в блокирующие захваты должны приучать ребят к умению длительно сохранять их. Победителем считается тот, кто при равном количестве быстрее освободится от захвата. Поскольку по условиям игры партнеры меняются ролями, задание освободиться от захвата заменяется ему противоположным – удержать захват, за счет чего оба необходимых навыка совершенствуются. Для гарантии победы играющий старается максимально долго удержать захват, чтобы увеличить время освобождения от захвата своего соперника. Фактически этим решаются задачи как надежного удержания захвата при необходимости, так и быстрого освобождения от захвата. Повышенное внимание к качественному выполнению освобождений от захватов и их длительного удержания предполагает введение запрета преднамеренных падений или попыток проведения приема с целью выиграть 13
поединок. Нарушитель запрета должен наказываться поражением. Необходимо обратить внимание на то, что у освободившихся от захватов появляется соблазн победить за счет выталкивания партнера за пределы ограниченной площади. Таким образом, теснение может стать самоцелью и препятствовать освоению способов удержания применяемых захватов. Аналогичная ситуация может возникнуть и в играх с другими целевыми заданиями (коснуться задней точки, удержать блокирующий захват), если они сопряжены с возможностью теснения партнера. В таких ситуациях игр может быть сведена к задаче "перетолкать" партнера. Поэтому в играх с заданием коснуться определенной части тела, освободиться от блокирующего захвата и осуществить атакующий захват при условии "отступать нельзя" выход за пределы площади единоборства нельзя приравнивать к поражению. За достижение главного задания игроку следует начислять два очка, за вытеснение партнера можно присуждать лишь одно, т.е. это движение равноценно лишь половине победы.
ИГРЫ В АТАКУЮЩИЕ ЗАХВАТЫ.
Искусство владеть своим телом проявляется в умении осуществлять захват, тонко чувствовать через него особенности опоры, прилагать усилия в нужном направлении и требуемой величины. В борьбе очень важно научиться рационально прилагать усилия, что является одной из важнейших задач физического и умственного воспитания. Игра в захваты направлены на поиск способов решения широкого круга задач соревновательной схватки, связанных с маневрированием, блокированием, осуществлением активного захвата, теснением, проведением приема. В зависимости от поставленных задач играм можно придать характер 14
специальной силовой работы, где практически будут иметь место все виды распределения усилий, встречающиеся в реальном борцовском поединке. Основные методики. При организации и проведении игр в атакующие захваты занимающимся следует объяснить, что в каждом из основных захватов кроется возможность проведения приемов. В основу игр в атакующие захваты положены элементы позиционной борьбы, наблюдаемые в соревновательных поединках. Идея заключается в том, что осуществление одного захвата, предполагающего возможность поведения определенной группы приемов, исключает проведение других захватов, имеющих тот же смысл. Такие захваты в дальнейшем будут обозначены как взаимоисключающие. В табл.2 перечислено только 15 основных атакующих захватов. К 10 захватам, перечисленным под номерами I – X , следует прибавить 5 захватов ( с I п о V), выполняемых в противоположную сторону. Например, под номером I обозначен захват левой сверху, правой за кисть, которому соответствует захват правой сверху за голову, левой за кисть и т.д. Таблица 2. Варианты игр в атакующие захваты. № захвата Борец А Борец Б I II III IV V VI VII VIII IX X 15
I II III IV V VI VII VIII IX Левой (правой) с в е р х у з а голову, правой за кисть Левую (правую) двумя изнутри Левой (правой) из-под плеча, правой за кисть Левой (правой) из-под плеча, руки соединены в "петлю" Левой (правой) из-под плеча, руки соединены в "крест" Левую д ву м я снаружи Правую двумя снаружи Л е в у ю с головой сверху, руки соединены П р а в у ю с головой сверху, руки соединены 1 11 21 31 41 51 61 71 81 2 12 22 32 42 52 62 72 82 3 13 23 33 43 53 63 73 83 4 14 24 34 44 54 64 74 84 5 15 25 35 45 55 65 75 85 6 16 26 36 46 56 66 76 86 7 17 27 37 47 57 67 77 87 8 18 28 38 48 58 68 78 88 9 19 29 39 49 59 69 79 89 16
X Соединить обе р у к и н а туловище 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Под номерами 1-100 обозначены задания, которые показывают, что должны выполнить борцы А и Б. Так, игра-задание 70 обозначает, что А должен добиться захвата правой двумя снаружи, Б – соединить обе руки на туловище. В период освоения игр сложность заданий для партнеров постепенно возрастает: захват одной (правой или левой) двумя изнутри, захват туловища двумя (спереди, сбоку) и т.д. Условия игры в зависимости от степени освоения действий должны предусматривать два варианта маневрирования: "отступать можно" и "отступать нельзя". При условии "отступать можно" предполагается увеличение времени решения поставленной задачи, т.к. появляется возможность неограниченного маневрирования по площадке. Если условие игры "отступать нельзя", соперники ставятся в жесткие рамки дефицита времени, что предполагает быстро решение задачи (т.к. действует правило круга: вышел за его пределы проиграл!). Соперник, зафиксировавший захват в течении 3 с, выигрывает. После победы партнеры меняются ролями (время игры можно постепенно увеличивать). 17
Смысл заданий: А стремится осуществить заранее обусловленный захват; Б встречает его попыткой навязать противоположный захват. Пример: А – захват левой руки двумя руками изнутри в левой стойке; Б, освобождаясь от захвата, передвигается, не выходя за пределы зоны игры, и стремится к осуществлению захвата правой руки двумя изнутри (в правой стойке). Для того чтобы максимально приблизить вышеперечисленные игры- задания к требованиям соревновательной схватке, по мере освоения учебного материала необходимо выполнить ряд условий: ограничение круга диаметром 6, 4, 3 метров; ушедший за пределы круга проиграл. Как указывалось в предыдущем разделе, возможно некоторые учащиеся не стремятся выполнить основное задание, а лишь стараются вытеснить соперника за пределы круга. Поэтому в играх, предусматривающих основное задание (атакующие захваты), вытеснение за ковер следует считать как половину победы (одно очко). Другое дело, когда основной целью является задание "кто кого вытеснит за пределы круга при ограничении игровой площади и запрещении отступать – как способ решения поставленной задачи, дополненный заданиями с блокирующими захватами. Даже минимальное овладение захватом позволяет играющему, блокировав действия соперника, управлять поединком и вытеснить его за пределы игровой зоны. Подобные игровые ситуации побуждают учащихся к "двигательному творчеству".
ИГРЫ В ТЕСНЕНИЕ СОПЕРНИКА.

(борьба за игровую площадь)
18
Как отмечалось, единоборство за участок площади является одним из основных компонентов спортивного поединка. Это не просто выталкивание, это теснение противника активными действиями из зоны поединка (пределах правил), подавление его попыток к действию, вынуждение к отступлению. Значение данного упражнения соревновательного характера для формирования качеств, необходимых борцу, огромно. Умелое использование игр в касания и захваты с постепенным переходом к элементам теснения соперника учит подростков пониманию психологического состояния противоборцев, умению использовать слабые стороны противника, приучает не отступать, "гасить" усилия соперника, разрывать захват, перемещаться и действовать в ограниченном пространстве. Теснение – это уже соревнование, борьба. Ведь борец, получивший ряд предупреждений за уходы с ковра в захвате, снимается с поединка. Итак, игры в теснения являются существенными элементами базовой подготовки. Основы методики. Борьба за игровую площадь (т.е. теснение) связана с неприятными болевыми ощущениями, и каждый подросток отнесется к этому по-своему. Для того чтобы вытеснить из круга 3 – 5 раз подряд, нужно за что-то захватить, применить какие-то обманные движения. Здесь могут возникнуть конфликтные ситуации (борьба характеров, воля к победе). При отсутствии мягкого покрытия соревнования следует судить с большей строгостью, обусловленной правилами борьбы: действовать аккуратно, без бросков, падений и т.п. Необходимо обсудить возможные конфликты, поступки, разъяснить условность поединка, использовать возможность реализации высоких нравственных качеств в условиях конфликтных 19
ситуаций. Для этого необходимы внимательность, строгость и справедливость. В обыденной жизни подросток всякий толчок, теснение обозначают либо наказание, либо предупреждение о невозможности что-то сделать, либо попытку утвердиться. И вдруг открывается "незаконная" возможность теснить, толкать. Такие упражнения без продуманного, педагогически оправданного направления действий и поступков подростков могут иметь нежелательные последствия. Поэтому подобного рода игры-соревнования должны быть проникнуты принципами высокой морали, осознанности, при этом четко организованной, определенны ограничения действий соперников при ведении игры-поединка. При проведении игр необходимо придерживаться следующих основных правил: 1. Соревнования проводятся на круглых площадках диаметром 6, 4, 3 м или в квадратных площадках 4 на 4 м, 3 на 3 м, 2 на 2м. 2. В соревнованиях участвуют все ученики. 3. Количество игровых попыток (поединков) может варьировать в пределах 3, 5, 7. 4. Победа может присуждаться по договоренности – за выход ногами за черту площади, касание ногой (рукой) черты, ограничивающей площадь единоборства. Подчеркивая значимость игр теснение для подготовки спортсмена борца, не следует забывать и житейской стороны дела. Общеизвестно, что единоборства являются одним из немногих способов воспитания мужества. Реальность экстремальной ситуаций в жизни предполагает напряжения, как правило связанные с неприятными, возможно болевыми ощущениями, необходимостью терпеть, выдержать, суметь преодолеть трудность. Игры в теснение являются первым практическим шагом в воспитании сильного, 20
мужественного характера подростка в самом начале его спортивного пути. Очень важно, чтобы преподаватель в доступной форме объяснил значимость игр-заданий, создал соответствующую атмосферу и условия для освоения игрового материала.
ИГРЫ В ДЕБЮТЫ.


После ознакомления с играми в касания учащимся, овладевшим навыками игры в блокирующие и атакующие захваты на фоне теснения соперника, предлагается этот же игровой вариант реализовать в более сложных условиях – начинать и продолжать поединок, находясь в различных позах и положениях по отношению друг к другу: - Спина к спине, - Левый бок к левому, - Правый бок к правому, - Левый бок к правому, - Правый бок к левому, - Соперники разошлись и встретились, - Партнер на коленях, другой стоя, - Оба соперника на коленях, - Соперники лежат на спине ( левым боком к правому и наоборот). Необходимость включения данных заданий в игровые комплексы предопределена правилами соревнований по спортивной борьбе. Так, например, согласно правилам соревнований, если после технического действия одним из противников судья не оценил его как преимущество в баллах, то поединок не останавливается. Борьба продолжается несмотря на то, что один борец оказывается в мерее выгодном положении, чем другой. Когда подобные ситуации осваиваются заранее, на уроках, то они не 21
вызывают растерянности у борцов в случае их возникновения в реальном поединке. Поэтому подбор заданий осуществляется с учетом случаев, встречающихся в практике, или искусственно для совершенствования каких- либо отдельных качеств, деталей движения и т.п. Усложнения исходных положений могут идти в следующих направлениях: - Руки вверху прямые, - Руки соединены в крючок над головой, - Руки выпрямлены вдоль тела, - Руки соединены в крючок за спиной. Упражнения из предлагаемых исходных положений могут выполняться в двух вариантах: соперники касаются или не касаются друг друга (допустимо расстояние до полуметра). Побеждает тот, кто вынудил соперника выйти за пределы круга (наступить на черту); коснулся заранее указанной части тела; оказался сзади за его спиной; сбил на колени либо положил на лопатки (на специальных коврах). В старших возрастных группах, где содержание игр по трудности максимально приближено к реальным условиям поединка (в залах с мягким покрытием), оценка преимущества над соперником повышается по степени сложности завершающего технического действия. Например: сбил соперника на колени – 1 очко; преследуя, положил соперника на лопатки – 2 очка. Эти игры позволяют оценить: насколько усвоен весь предыдущий материал, каким способом действий отдают предпочтение ученики (это легко выявить, если ограничить время на каждую игру). Время, отводимое для решения этого вида двигательной задачи, не должно превышать 10-15 с. 22

ИГРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ.
Основные задачи игровых заданий: специальное физическое развитие, воспитание личностных качеств, необходимых спортсменам, и т.д. Игры подбираются преподавателем с учетом подготовленности занимающихся.. Одна из главных задач при работе с занимающимися – содействовать их нормальному физическому развитию. Поэтому наряду с освоением игр в касания как основных видов заданий, знакомств с элементами выполнения захватов и освобождения от них большое внимание следует уделить акробатическим упражнениям, готовящим опорно-двигательный аппарат к предстоящим нагрузкам. Игры в касания могут быть использованы в подготовительной части занятия на всем протяжении обучения. При проведении игр в касания необходимо чаще менять порядок зон касания: грудь – спина, правая – левая сторона и т.д. Для предупреждения травматизма на занятиях по спортивно борьбе необходимо широко использовать элементы специальной акробатики, а также прививать учащимся навыки страховки, самостраховки. Занимающимся следует постоянно напоминать: дисциплина и беспрекословное исполнение команд преподавателя (судьи) – основной закон на уроках с элементами единоборства. В данной возрастной группе можно использовать все игровые задания и в зависимости от поставленных задач вводить дополнительные их усложнения. После освоения определенных игр проводятся публичные соревнования различного ранга, начиная с внутриклассных. Критерием своевременности организации соревнований и допуска школьников к участию в них является степень освоенности занимающимися игрового материала, хорошая ориентировка в заданиях. Команды комплектуются из участников, которые 23
сравнительно быстро находят решение поставленных задач, добиваются победы, занимают ведущее место в классе, часто выходят победителями. Составляя порядок встреч по парам, желательно физиче скую подготовленность, подвижность, вес и длину тела, опыт соперников. В зависимости от умения преподавателя сделать игры популярными соревнования целесообразно проводить между классами, вплоть до абсолютного первенства школы. При освоении игрового материала на разных этапах обучения необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 1. Размеры площадок уменьшать постепенно. 2. Правила проведения соревнований по играм могут уточняться, дополняться. Так, например, можно поставить условия: маневрировать, поворачиваться – можно, отступать – нельзя. 3. В ходе поединка во избежание двигательных натуживаний можно оценивать как победу самые минимальные преимущества однго из соперника над другим. 4. Время, отведенное на мини-поединок, не использованное ни одним из соперников, несет поражение обоим. 5. Количество попыток в поединке с целью выявления победителя должно быть нечетным (1, 3, 5) и устанавливается преподавателем в зависимости от возраста, числа участников соревнований и т.п. 6. Выбор игр можно определить путем жеребьевки. 7. Содержание игр можно упрощать или заменять, но ровно настолько, чтобы преподаватель мог четко организовать урок, насыщенный элементами единоборства, не опасаясь. 24

1.2. Методика применения специализированных подвижных игр в

начальной подготовке борцов
Включение специализированных подвижных игр в подготовку юных борцов происходит в рамках утвержденной программы на тренировочных занятиях. Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей, Подготовка к игре - этот этап направлен на формирование у борцов необходимых (технико-тактических) действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий . Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает борца к будущим ситуациям в борьбе. Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею. Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить детей сознательно соблюдать правила игры. В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Руководителю нужно учитывать наиболее опасные моменты в игре. Важно, чтобы игры вызывали положительные эмоции . 25
Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме: 1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится); 2) роли играющих и их расположение на площадке; 3) ход игры; 4) цель игры (кто будет назван победителем); 5) правила игры. Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. . Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой. С одной стороны, мы наблюдаем случаи, когда игра проводится самотеком, и воспитатель считает, что если он выделил для игры определенное время, снабдил ребенка игрушками, то на этом его миссия заканчивается. С другой стороны, мы наблюдаем противоположное, негативное явление, когда игра перегружается дидактическими задачами, регламентируется каждый шаг и поступок ребенка и, таким образом, извращается природа игры как формы самодеятельности . Игровой этап является основным. Он может состоять из игр одного направления и из игр разных направлений в зависимости от задач, решаемых на занятии. Прежде чем начать играть, борцы осваивают правила игры, им сообщается, что можно делать в игре, а что нельзя, к чему надо стремиться, как оценивается победитель. Игра на начальном этапе, в центре которой стоит овладение предметом и способом действий с ним, то есть выполнение тактических действий, 26
сменяется игрой, в центре которой - борец и его отношения к противнику через выполнение технических действий. Нужно идти от игр упражнений к подвижным играм. В руководстве игрой и в развитии важное значение имеет темп, Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ее ход. В этот период, когда игра развертывается в сменяющих одно другим игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется . Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижения детей или в усвоении знаний, или в применении, в установлении взаимоотношений детей к игре . Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи - познавательного содержания в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важных задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов . Судейство. Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства. Судья должен найти место, удобное для наблюдения, чтобы выделить всех играющих и не мешать им . Дозировка в процессе игры. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо 27
обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом. . Регулировать игру можно различными методами: а) сокращением или увеличением длительности игры; б) введением перерывов; в) усложнением или упрощением игры; г) изменением количества играющих; д) изменением величины площадки; е) изменением правил и сменой ролей играющими . Окончание игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Руководитель обязан заканчивать игру, когда дети еще не переутомились, проявлять к ней интерес, когда их действия полностью, эмоциональны . Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. По окончании игры руководитель должен объявить ее результаты. Объявить результаты игры нужно лаконично, никому не делая скидок, чтобы приучить детей к правильной оценке их действий. Разбор игры. При объявлении результатов необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и в тактике. 28
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Цель нашей работы состояла в совершенствовании методики отбора детей для занятий борьбой. В соответствии с целью решались следующие задачи: 1. Изучить теоретические и методические аспекты начального отбора и ориентации в спортивной борьбе. 2. Разработать комплекс контрольных испытаний для оценки спортивных способностей детей в стандартных условиях и в условиях ведения единоборства. 3. Определить прогностическую значимость разработанного комплекса контрольных испытаний с целью отбора детей для занятий вольной борьбой. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований: 1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы. 2. Опрос тренеров и спортсменов. 3. Педагогические наблюдения. 4. Тестирование двигательных качеств. 5. Педагогический эксперимент .
2.1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ОБЛАСТИ

СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ. ОТБОРА N ОРИЕНТАЦИИ.
Анализу подвергнуты научно-методические данные, раскрывающие сущность методики обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе, а также сущность в методике применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов. 29

2.2. ОПРОС ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ.
Для выявления необходимости проведения данного эксперимента использовались методы опроса (интервью, беседа). Всего опрошено 7 тренеров и 20 квалифицированных спортсменов.
2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ.
Педагогические наблюдения проводились в реальных условиях учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки по борьбе. Специализированной детско- юношеской спортивной школы “СМЕНА”(г.Югорск). На основании экспертных оценок регистрировались и анализировались показатели, отражающие качество освоения технико-тактических действий юными спортсменами.
2.4. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
В процессе педагогического эксперимента для оценки кондиционных способностей детей использовались следующие контрольные упражнения (тесты): 1. Бег 30 м с высокого старта (с); 2. Прыжок в длину с места (см); 3. Подтягивание на перекладине (количество раз); 4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз); 5. Бег 400 м. Оценка способности к ведению единоборства производилась с помощью следующих двигательно-соревновательных тестов: 1. Осаливание частей теласоперника; 30
2. Тиснение соперника из круга; 3. Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела. На основании результатов контрольных испытаний был осущест- влен предварительный отбор детей в группы начальной подготовки по борьбе.
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
На основании контрольного тестирования спортивных способностей была сформирована экспериментальная группа мальчиков 10-12 летнего возраста. По окончании эксперимента вследствие отсева в ней насчитывалось 30 чел. Группу разделили на две подгруппы. Первая группа занималась обычными тренировочными процессами СРУ (специально развивающимися упражнениями). Вторая подгруппа занималась специально разработанными подвижными играми применяемые в конце подготовительной, основной и заключительной частях занятий. В соответствии с целью и задачами педагогического исследования нами была сформулирована программа подвижных игр для детей в группы подготовки на основе диагностики их спортивных способностей. Программа предусматривает оценку скоростных, скоростно-силовых, координационных, силовых способностей и силовой выносливости, а также оценку способности к ведению единоборства на основе двигательно-соревновательных тестов. 31
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В данной главе работы мы рассмотрим построение и результаты естественного педагогического эксперимента, проведенного для определения эффективности предлагаемых нами специализированных подвижных игр, включенных в методику обучения технико-тактическим действиям по сравнению с традиционной методикой обучения. В качестве испытуемых выступали занимающееся ДЮСШ”СМЕНА” г.Югорск, занимающихся борьбой. Исходя из того, что нами проводился е с т е с т ве нны й пед а гогич е с кий э кс пе риме нт, конт р о л ь н а я и экспериментальная группы формировались на основе уже сложившихся групп начальной подготовки 1-го года обучения, занимающихся вольной борьбой. В эксперименте участвовало 30 учащихся, в экспериментальной группе - 15 человек и в контрольной - 15 человек. Эксперимент проходил в рамках действующего расписания занятий: три раза в неделю - понедельник, среда, пятница, утром с 10.00 до 11.30 и днём с 14.00-15.30 в одно и тоже время. Занятия проводились в борцовском зале ДЮСША"СМЕНА". Контрольная группа обучалась с помощью традиционной методики, а экспериментальная - по предлагаемой нами методике обучения, включающей специализированные подвижные игры, которая подробна изложена в предыдущей главе. В ходе эксперимента было проведено обследование. 32

3.1. РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРЕМЕНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.
В качестве обследования было предложено, проведения соревнования по игровому комплексу. Соревнования проводились по следующим правилам (игр в касания с элементами теснения):  За достижение захвата присуждалось – 2б (полная победа);  Сбивание на колени – 1б (половина победы);  Теснение соперника за пределы игровой площади – 1б; В каждой встрече давалось по 3 попытке(не более 1мин каждая). В ходе соревнований проведено было 30 встреч между контрольной и экспериментальной группой, каждый занимающийся повел по два поединка с разными соперниками, эксперементальная группа показало свое превосходство над своими соперниками, в мышлении во время поединков. В 18 поединках победив в следствии достижения заданного захвата, 4 случаях по истечении времени поединка, причем только незначительно проигрывая в тех элементах единоборства которое требует применения большей физической силы. Достигая приемущества в поединке занимающиеся в экспеременальной группе на зацикливаются на достижении победы путем овладением захвата, а постоянно меняя свои действия вводят соперника в заблуждение. Соревнования по предложенному игровому комплексу демонстрируют превосходство экспеременальной группы в тактическом мышление над соперниками из контрольной группы. 33

3.2. ВЫВОДЫ
1. Традиционные средства и организация тренировочного процесса в группах начальной подготовки вследствие неполной адекватности возрастным особенностям контингента не позволяют в полной мере оптимизировать учебно-тренировочный процесс. Существенным недостатком традиционных методик является строгая регламентация процесса обучения, что не позволяет в достаточной мере индивидуализировать техническое мастерство и воспитать вариативность двигательных навыков. 2. Применение игровой методики в учебно-тренировочном процессе путем включения специализированных подвижных игр, отражающих наиболее часто встречающиеся ситуации в спортивных поединках, позволяет: а) разработать методику обучения технико-тактическим действиям с применением специализированных подвижных игр, в которой содержание учебной программы включается в содержание игр; б) повысить результативность использования тактико-технических действий в спортивных поединках. 3. В ныне действующей программе для ДЮСШ по борьбе имеется существенный резерв для включения специализированных подвижных игр без ущерба для общего освоения программного материала. Более того, введение игровой методики положительно сказывается на эмоциональном настрое занимающихся, что в' свою очередь способствует стабилизации контингента и эффективности освоения учебных программ. 4. Общее количество времени, которое можно без ущерба, для освоения программы юными борцами выделить на специализированные 34
подвижные игры, составляет 18 мин в каждом занятии. Для эффективного освоения элементарных технических действий достаточно провести трехминутные игры четырех типов в сочетании с двумя играми комбинационной направленности. 5. Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к действиям борцов в поединке, позволяет резко изменить структуру взаимодействия технической и специальной физической подготовленности юного борца: все качества приобретают более тесную взаимосвязь и начинают "работать" непосредственно на результативность соревновательной деятельности. 6. Использование специализированных подвижных игр в учебно- тренировочном процессе дает положительный эффект как в ОТНОШЕНИИ непосредственного влияния на специальную физическую и тактико- техническую подготовленность занимающихся, так и в отношении отдаленных последствий: в течение ближайших месяцев сохраняются высокие темпы прироста основных показателей соревновательной деятельности. 7. Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации стиля ведения схватки, причем это достигается прежде всего за счет индивидуализации и вариативности действий.
ЛИТЕРАТУРА.
35
1. Кожарский В.П.;Сорокин Н.Н.. Специальные упражнения борца. В кн.: Спортивная борьба. Ежегодник – М: ФиС 1975г. 2. Г.С. Туманян Спортивная борьба. М: ФиС 1985г 3. Спортивная борьба . Учебник для ИФК (под редакцией А.П. Купцова) 4. Дякин А.М. Юношам о борьбе. Пособие для тренеров. – М.: ФиС 1966 5. Спортивная борьба: классическая, вольная, самбо. Учебник для ИФК(под редакцией Катулина А.З.). М: ФиС 1968 г
6.
Л.К.Гуков Спортивное единоборство. – Мн.: Уаджай, 2000.
7
. Коротков И.М . Подвижные игры в занятиях борьбой. ФиС в школе . 1978 г.
8.
Жуков М.Н. Подвижные игры 1990г. 36


В раздел образования