Реализация системно - деятельностного подхода в современном образовании
Автор: Юмагужина Гульнур Зуфаровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ №14" Населённый пункт: г.Норильск Красноярского края Наименование материала: статья Тема: Реализация системно - деятельностного подхода в современном образовании Раздел: начальное образование
Реализация системно - деятельностного подхода
в современном образовании
Перемены,
происходящие
в
современном
обществе,
требуют
ускоренного
совершенствования
образовательного
про странства,
определения целей образования, учитывающих государственные, социальные
и
личностные
потребности
и
интересы.
В
связи
с
этим
приоритетным
направлением
становится
обеспечение
развивающего
потенциала
новых
образовательных стандартов.
- Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как
особого рода понятие.
-
Системно-деятельностный
подход
основывается
на
теоретических
положениях
концепции
Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева,
Д.Б.Эльконина,
П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности
процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности
учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного
развития детей и подростков.
Системно-деятельностный
подход нацелен
на
развитие
личности,
на
формирование
гражданской
идентичности.
Обучение
должно
быть
организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Еще Сократ говорил о том , что научить человека играть на флейте можно
только в том случае, когда он сам будет на ней играть.
Для успешной реализации технологии базового процесса в любой системе
деятельности необходимо выполнение определенных требований для
элементов системы.
Так в основе педагогических приемов и техник, используемых мной на
различных этапах урока, лежат следующие основные принципы :принцип
деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип
свободы, принцип творчества и принцип идеальности.
Чтобы понять какой принцип или технику мне использовать на уроке, для
начала я представляю каждый этап урока в виде законченного модуля с четко
определенными целями и задачами, а так же планируемыми результатами.
Такой подход дает мне возможность отслеживать результаты деятельности
каждого ученика в течении всего урока на каждом этапе , а также позволяет
соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Оцениваю КПД урока, опираясь принцип идеальности: максимальный
эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности
учителя .
Хочу отметить, что один и тот же прием может быть использован в разных
модулях урока для достижения различных целей.
1)
Принцип деятельности- заключается в том, что ученик, получает
знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,
активно
участвует
в
их
совершенствовании,
что
способствует
активному
успешному
формированию
его
общекультурных
и
деятельностных
способностей, общеучебных умений.
Вначале изучения математики необходимо создать у ученика образ числа.
Не все дети хорошо воспринимают зрительные и звуковые образы. У
некоторых из них в памяти лучше всего фиксируется тактильные образы.
Таким ребятам приятные на ощупь гладкие бусы окажут неоценимую помощь
.Бусы имеют пятиричную и десятичную структуру.
Так например с их помощью мы изучаем числовой ряд, выполняем
действия сложения и вычитания, используем при изучении состава числа,
решаем задачи . (На уроке дети выполняют следующие задания:
-Присчитывай по 2, по 3
-отложи 4 бусинки.
-Сколько бусинок надо добавить чтобы стало 9?
-Найди значение выражений и проверь свои ответы на математических бусах.
(1+1+3+2= , 3+1+1+1= )
Так же работаем на «Числовой прямой». Числовая прямая необходима для
того, чтобы познакомить ребенка с числами, показать, как они располагаются
относительно друг другу, каким образом совершать математические
действия. На числовой прямой мы демонстрируем различные способы
устного счета , а так же сложение и вычитания связи между собой.
Магнитная доска используется мной на этапе устного счета для
индивидуального или дифференцированной работы с ребенком, который
нуждается в дополнительной работе над материалом, в то время когда с
остальными детьми я работаю фронтально, но при этом осуществляю
контроль по средствам обратной связи это : сигнальные карточки, числовой
веер, индивидуальные маркерные доски.
2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей.
Так например, при изучении темы «Число 5. Письмо цифры 5».Из
предложенных цифр (1,3,2,4,5), дети должны определить, что они знают.(-Что
можете сказать об этих цифрах?)(Эти цифры написаны не по порядку. . Надо
1,2,, так как 1+1=2, после 2,3 так как 2+1=3 после 3,4 так как 3+1=4. 1
меньше, чем 2, 3 меньше чем 4.Что надо узнать .Дети определяют цели урока.
Нужно узнать ,как называется число, стоящее после цифры 4, как
образовывается данное число итд.
3 )
Принцип целостности
–
предполагает
формирование
учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук).
На уроке русского языка при изучении темы «Текст». На этапе
«актуализация знаний мы повторяем целый ряд понятий.
-Что такое предложения? . -Из чего состоят предложения? (слов) . - Из чего
состоят слова? ( звуков). -Какие звуки мы знаем? (гласные ,согласные). -Как
отмечаются звуки на письме (буквами ).
При закреплении темы существительное выстраивается схема.
Сущ. предмет кто? что? Одуш,
неодуш кто?
что? Собств.
Нариц.
Имена, Фамилии, Отчества
названия сказок ,названия
картин ,спектаклей
Заключается в кавычки
На уроке окружающий мир мы составляем пищевую цепочку . Дети
рассказывают зависимость каждого вида друг от друга. Воспитывается
любовь к природе ,охрана окружающего мира.
4) Принцип творчества –ориентирую учащихся на максимальное на
творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися
собственного опыта творческой деятельности. На этапе самоопределение к
деятельности, если мы продолжим говорить о теме «Число 5. Письмо
цифры 5», то
1. Учащиеся моделируют с помощью счетного материала разные способы
образования цифры 4.
2.Записывают свое выражение на маркерной доске. 1+++3=4;1+1+2=4 итд.
3.Придумайте сказку, используя свои примеры , только цифры будут означать
количество сказочных героев.
-Сколько героев участвовало в вашей сказке?(Ответ- 4) , далее предлагаю
учащимся продолжить сказку. «И пришел и ещё один гость- эта цифра 5».
(На этом этапе можно детям предложить вспомнить о правилах поведения в
гостях.)
4.Используя свои знания об образовании числа 4 , учащиеся без затруднений
запишут на маркерной доске разные способы образования цифры 5.
5)Принцип минимакса – заключается в следующем, что я даю каждому
ученику возможность освоения содержания образования на максимальном
для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной
группы) и обеспечивая при этом их усвоение на уровне социально
безопасного минимума( государственного стандарта знаний
Учащимся, которые затрудняются в написании выражении. Предложить
смоделировать с помощью счетного материала, способ получения цифры .
( имея только определенное количество счетного материала, ученик без
затруднения смоделирует способ образования цифры 5.) Опять же можно
использовать счетные бусы. ) так же можно использовать счетные палочки,
разрезные палочки, сюжетные картинки. .
На уроке русского языка, я предлагаю карточку с разноуровневыми
заданиями и ребенок сам выбирает себе задания, но делаю акцент на то,
чтобы дети попробовали выполнить все задания.
6) Принцип – психологической комфортности- предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Так
учащиеся работают в паре. Дети выслушивают друг друга, дополняют.
Учащиеся с высокими реальными возможностями помогают усваивать
материал детям с более низкими учебными возможностями.
7)Принцип вариативности - здесь я формирую у учащихся способности к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в
ситуациях выбора. Так на этапе закрепления изученного материала по теме
«Число 5. Письмо цифры 5», работая в парах, дети сами договариваются о
том, кто будет отвечать, затем он показывает свой прием и способ
образования цифры 5. Дети могут выбрать наиболее короткий и удобный
путь, далее работу проверяют с предложенным эталоном.
Эмоциональная направленность этого этапа состоит в организации, для
каждого ученика, ситуации успеха, мотивирующий его к включению в
дальнейшую познавательную деятельность.
Важнейшей особенностью системно - деятельностного метода
является его универсальность и гибкость, творчество и непрерывность, этот
метод содержит в себе богатый воспитательный потенциал, возможность
ещё не раскрытый в полной мере.
Итак, только
то ,что пропущенное через себя, через деятельность
ребенка,
его
практический
опыт
,
его
эмоциональное
переживание,
запомнится
им
на
всю
жизнь,
станет
его
способностью.
Системно-
деятельностный
подход нацелен на развитие личности, на формирование
гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы
целенаправленно вести за собой развитие.
Еще Сократ говорил о том , что научить человека играть на флейте можно
только в том случае, когда он сам будет на ней играть.