Напоминание

Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках информатики и ИКТ


Автор: Исламов Ришат Габитович
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ Сургутский естественно - научный лицей
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках информатики и ИКТ
Раздел: полное образование





Назад





Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках информатики и ИКТ
Исламов Ришат Габитович, учитель информатики, МБОУ Сургутский естественно - научный лицей, г.Сургут В повседневности педагогических будней учителя, как правило, уделяют основное внимание школьникам, испытывающим затруднения в учебе и детям неуспешным. Но в каждом классе есть ученики одаренные, которые не меньше нуждаются и во внимании, и в индивидуальном личностно-ориентированном подходе. Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть, поддержать каждого ребенка, развить его индивидуальность. Много лет назад был высказан тезис: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Этот тезис как никогда актуален сегодня. Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Корень слова «одаренность» - дар. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не выучено», это то, что ему «даровано». Изучение особенностей развития одаренности учащихся вносит значимый вклад в распознавание всех детей. Оно позволяет более отчетливо увидеть факторы успеха мыслительного процесса. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Развитие одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. Для развития одаренности учащихся в школе создана соответствующая развивающая творческая среда, способствующая раскрытию природных дарований учащихся. Она включает в себя следующие структурные элементы: - своевременная диагностика интеллектуальных особенностей и способностей учащихся; - отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов; - задание высокого мыслительного уровня; - определение затрат времени на выполнение заданий; - побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя; - активная рефлексивная деятельность педагога и учащихся. Процесс диагностики интеллектуальных способностей взаимосвязан с отбором содержания обучения, с разнообразными видами учебных программ, имеющими свои специфические особенности. В рамках выявления одаренных детей в школе используется комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов: - метода наблюдения детей в различных ситуациях; - психодиагностических тренингов и психодиагностического исследования с использованием психометрических диагностик; - экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями; - включения детей в специальные игровые и предметноориентированные занятия;
- экспертного оценивания продуктов творческой деятельности детей профессионалами; - организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера; - метода портфолио, отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения. Одаренность проявляется в контексте «человек - среда», и при отсутствии в среде адекватного одаренности элемента она может не проявиться. Поэтому принципиально важно конструирование многообразной, многофункциональной развивающей среды, в которой может проявиться и развиться одаренность и которая позволяет осуществлять мониторинг этого развития. Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей в нашей школе сгруппированы в следующие направления: - изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале), технологиях работы с ним; - изменения в организации учебной, познавательной деятельности; - развитие личностных особенностей; - преодоление личностных проблем одаренных детей. - В качестве главных механизмов в работе с одаренными учащимися учителя применяют четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация. Ускорение предполагает выбор индивидуальной скорости прохождения программ, освоения содержательных единиц и способов деятельности, а это требует моделирования индивидуальных маршрутов, программ и учебных планов. Углубление - механизм, направленный на большую конкретизацию содержательных компонентов или детализацию способов деятельности, возможно сочетание того и другого. Этому соответствуют образовательные программы углубленного изучения того или иного предмета, программы факультативных, элективных курсов. Обогащение - этот подход ориентирован на качественное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Проблематизация - этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. Обучение одаренных детей в условиях школы осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучение по ин - дивидуальным программам по отдельным учебным предметам). Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которого одаренный ребенок получает адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Занятия по свободному выбору - факультативные занятия помогают учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Качество подготовки учащихся к участию в интеллектуальных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах заметнее улучшается, где у учителя сложилась определенная система работы, где
актуализированы инновационная направленность и потребности выявления творческих, талантливых детей. Учителю, работающему с одаренными и высокомотивированными детьми, необходимы: - профессиональная компетентность; - активная научно-методическая деятельность (разработка, корректировка программ, методических указаний, публикации и т. д.); - высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность; - высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей; - желание работать нестандартно; - владение современными образовательными технологиями; - эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных людей. Литература 1. Панютина, Н. И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми [Текст] / Н. И. Панютина. - Волгоград : Учитель, 2007. 2. Амтхауер, Р. Тест структуры интеллекта [Текст] / Р. Амтхау- ер. - Обнинск : изд-во «Принтер», 1993. 3. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов н/Д., 1983. 4. Брюно, Ж . Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика [Текст] : психологический журнал / Ж. Брюно. - 1 9 9 5 . - № 4 . 5. Венгер, J1. А. Программа «Одаренный ребенок» [Текст] / JI. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, Р. И. Бардина. - М. : Новая школа, 1995. 6. Ландау, Э. Одаренность требует мужества [Текст] / Э. Ландау, М. : «Академия». 2002. 7. Одаренный ребенок [Текст] М. : ООО «Связь-Принт», 2003. - № 3, № 4, № 6; 2004. - № 1, № 4.


В раздел образования