Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках информатики и ИКТ
Автор: Исламов Ришат Габитович Должность: учитель информатики и икт Учебное заведение: МБОУ Сургутский естественно - научный лицей Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: статья Тема: Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках информатики и ИКТ Раздел: полное образование
Создание условий для развития одаренности учащихся на уроках информатики и ИКТ
Исламов Ришат Габитович, учитель информатики,
МБОУ Сургутский естественно - научный лицей,
г.Сургут
В
повседневности
педагогических
будней
учителя,
как
правило,
уделяют
основное
внимание
школьникам,
испытывающим
затруднения
в
учебе
и
детям
неуспешным.
Но
в
каждом классе есть ученики одаренные, которые не меньше нуждаются и во внимании, и в
индивидуальном личностно-ориентированном подходе. Любому обществу нужны одаренные
люди и задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть, поддержать каждого
ребенка, развить его индивидуальность. Много лет назад был высказан тезис: «Школа должна
заниматься поиском индивидуальности». Этот тезис как никогда актуален сегодня.
Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет
возможность
достижения
человеком
более
высоких
(необычных,
незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Корень слова «одаренность» - дар. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в
психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не выучено», это то, что ему
«даровано». Изучение особенностей развития одаренности учащихся вносит значимый вклад в
распознавание
всех
детей.
Оно
позволяет
более
отчетливо
увидеть
факторы
успеха
мыслительного процесса.
Одаренный
ребенок
-
это
ребенок,
который
выделяется
яркими,
очевидными,
иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том
или
ином
виде
деятельности.
Развитие
одаренности
-
это
всегда
результат
сложного
взаимодействия
наследственности
(природных
задатков)
и
социальной среды. Для развития
одаренности
учащихся
в
школе
создана
соответствующая
развивающая
творческая
среда,
способствующая раскрытию природных дарований учащихся.
Она включает в себя следующие структурные элементы:
- своевременная диагностика интеллектуальных особенностей и способностей учащихся;
-
отбор
среди
различных
систем
обучения
тех
методов,
форм
и
приемов,
которые
способствуют
развитию
самостоятельности
мышления,
инициативности
и
творчества,
и
применение этих методов, форм и приемов;
-
задание высокого мыслительного уровня;
-
определение затрат времени на выполнение заданий;
-
побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя;
-
активная рефлексивная деятельность педагога и учащихся.
Процесс диагностики интеллектуальных способностей взаимосвязан с отбором содержания
обучения,
с
разнообразными
видами
учебных
программ,
имеющими
свои
специфические
особенности.
В
рамках
выявления
одаренных
детей
в
школе
используется
комплексный
подход,
включающий широкий спектр разнообразных методов:
-
метода наблюдения детей в различных ситуациях;
-
психодиагностических
тренингов
и
психодиагностического
исследования
с
использованием психометрических диагностик;
-
экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
-
включения детей в специальные игровые и предметноориентированные занятия;
-
экспертного оценивания продуктов творческой деятельности детей профессионалами;
-
организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного
характера;
-
метода
портфолио,
отражающего
такие
аспекты
в
деятельности
учащегося,
как
способности,
интересы
и
предпочтительные
стили
обучения,
самообучения,
мышления,
выражения.
Одаренность
проявляется
в
контексте
«человек
-
среда»,
и
при
отсутствии
в
среде
адекватного одаренности элемента она может не проявиться. Поэтому принципиально важно
конструирование многообразной, многофункциональной развивающей среды, в которой может
проявиться
и
развиться
одаренность
и
которая
позволяет
осуществлять
мониторинг
этого
развития.
Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей в нашей школе сгруппированы в
следующие направления:
-
изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном
материале), технологиях работы с ним;
-
изменения в организации учебной, познавательной деятельности;
-
развитие личностных особенностей;
-
преодоление личностных проблем одаренных детей.
-
В качестве главных механизмов в работе с одаренными учащимися учителя применяют
четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: ускорение,
углубление, обогащение и проблематизация.
Ускорение предполагает выбор индивидуальной скорости прохождения программ, освоения
содержательных
единиц
и
способов
деятельности,
а
это
требует
моделирования
индивидуальных маршрутов, программ и учебных планов.
Углубление
-
механизм,
направленный
на
большую
конкретизацию
содержательных
компонентов или детализацию способов деятельности, возможно сочетание того и другого.
Этому
соответствуют
образовательные
программы
углубленного
изучения
того
или
иного
предмета, программы факультативных, элективных курсов.
Обогащение - этот подход ориентирован на качественное содержание обучения с выходом
за
рамки
изучения
традиционных
тем
за
счет
установления
связей
с
другими
темами,
проблемами или дисциплинами.
Проблематизация
-
этот
подход
предполагает
стимулирование
личностного
развития
учащихся.
Специфика
обучения
в
этом
случае
состоит
в
использовании
оригинальных
объяснений
поиске
новых
смыслов
и
альтернативных
интерпретаций,
что
способствует
формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний.
Обучение
одаренных
детей
в
условиях
школы
осуществляется
на
основе
принципов
дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости
от
вида
их
одаренности,
организации
индивидуального
учебного
плана,
обучение
по
ин -
дивидуальным программам по отдельным учебным предметам). Работа по индивидуальному
плану
и
составление
индивидуальных
программ
обучения
предполагают
использование
современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках
которого одаренный ребенок получает адресную информационную поддержку в зависимости
от своих потребностей.
Занятия по свободному выбору - факультативные занятия помогают учесть различные
потребности и возможности одаренных детей.
Качество подготовки учащихся к участию в интеллектуальных соревнованиях, олимпиадах,
конкурсах заметнее улучшается, где у учителя сложилась определенная система работы, где
актуализированы
инновационная направленность и потребности выявления творческих, талантливых детей.
Учителю, работающему с одаренными и высокомотивированными детьми, необходимы:
-
профессиональная компетентность;
-
активная
научно-методическая
деятельность
(разработка,
корректировка
программ,
методических указаний, публикации и т. д.);
-
высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
-
высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
-
желание работать нестандартно;
-
владение современными образовательными технологиями;
-
эмоциональная
стабильность,
целеустремленность,
адекватная
самооценка,
умение
объективно оценивать успехи одаренных людей.
Литература
1.
Панютина, Н. И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми
[Текст] / Н. И. Панютина. - Волгоград : Учитель, 2007.
2.
Амтхауер, Р. Тест структуры интеллекта [Текст] / Р. Амтхау- ер. - Обнинск : изд-во
«Принтер», 1993.
3.
Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.
Б. Богоявленская. - Ростов н/Д., 1983.
4.
Брюно, Ж . Одаренные
дети:
психолого-педагогические
исследования
и
практика
[Текст] : психологический журнал / Ж. Брюно. - 1 9 9 5 . - № 4 .
5.
Венгер, J1. А. Программа «Одаренный ребенок» [Текст] / JI. А. Венгер, О. М. Дьяченко,
Н. Ф. Астаськова, Р. И. Бардина. - М. : Новая школа, 1995.
6.
Ландау, Э. Одаренность требует мужества [Текст] / Э. Ландау, М. : «Академия». 2002.
7.
Одаренный ребенок [Текст] М. : ООО «Связь-Принт», 2003. - № 3, № 4, № 6; 2004. - №
1, № 4.