ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ .
Автор: Ланина Светлана Геннадьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Звездочка" Населённый пункт: город Рассказово Тамбовской области Наименование материала: статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ . Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ .
Ланина С.Г. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка»
г.Рассказово Тамбовской области.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определения целей
образования, учитывающих государственные, социальные и личностные
потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением
становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных
стандартов.
ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между дошкольной
и начальной ступенями образования [3]. Преемственность обеспечивает
постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к
умственной деятельности, формирование личного и общественного
поведения. Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного
учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех
знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в
школе. Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения
и навыки, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на
более высоком уровне.
Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства,
формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя
«радость детства». Начальная ступень школы – подхватывает достижения
ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и
осмысления. Достижение данной цели становится возможным благодаря
формированию системы универсальных учебных действий в логике системно
- деятельностного подхода, а также теории конструктивного обучения [1].
Следует отметить, что универсальные учебные действия как личностно-
психологическое новообразование младшего школьного возраста -
динамическое качество, предпосылки которого закладываются в дошкольном
детстве, а дальнейшее развитие и становление происходит в подростковом
возрасте. Поэтому формирование умения учиться становится основанием
преемственности разных ступеней образовательной системы.
Дошкольное образование – первая ступень, обеспечивающая
преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада,
семьи и школы. Центральное место на данной ступени занимают отношения
между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом. Как
показывает практика, далеко не всегда отношения детей друг с другом
складываются благополучно. О слабой развитости коммуникативных навыков
говорят следующие данные: неспособность детей к социальной реализации,
снижение речевой памяти, неспособность детей к раскрепощению,
недостаточность общей культуры поведения. Возрастосообразная модель
формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана
на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят
динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиваться [2].
Многоступенчатая модель организации образовательного процесса
современного ДОУ дает возможность гибко строить образовательный
процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать
коммуникативную компетентность:
Первая ступень – ранний возраст, целью которого является ранняя
социализация, как предпосылка коммуникативной компетентности.
Вторая ступень – младший дошкольный возраст, целью которого является,
развитие речи как средства общения в различных формах и видах детской
деятельности.
Третья ступень – средний дошкольный возраст – овладение детьми
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
людьми.
Четвертая ступень – старший дошкольный возраст - развитие свободного
общения со взрослыми и детьми, саморегуляция своего поведения, развитие
толерантности и эмпатии. Становление начальной коммуникативной
компетентности ребенка дошкольного возраста происходит в условиях
вариативной организации педагогического процесса, ориентированного на
целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и
поведения [4].
В связи с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию
начальных коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста
должны решаться интегрировано в ходе освоения всех образовательных
областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением
личности. В теории и практике обеспечения преемственности между
системой дошкольного и начального образования, имеющей целью
эффективное управление процессом последовательного перехода детей от
игровой к учебной деятельности, обозначился ряд противоречий, между:
современной идеологией образования, ориентирующего личность на
непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой
мотивацией образования, учебно-познавательной деятельности у детей и
молодежи;
традиционной ориентацией начального общего образования на раз- витие у
младших школьников учебной самостоятельности и недостаточным учетом
возможностей дошкольного образования в создании предпосылок для
становления умения учиться уже в дошкольном возрасте;
возможностью и необходимостью становления предпосылок умения
учиться в дошкольном возрасте и неразработанностью соответствующих
технологий дошкольного и предшкольного образования;
зависимостью процесса становления умения учиться в дошкольном
возрасте от уровня развития начальных ключевых компетенций и
традиционной ориентацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
на развитие отдельных знаний и навыков у ребенка;
традиционной и автономной деятельности ДОУ и начальной школы в
решении проблемы становления умения учиться у детей и необходимостью
совместного решения вопросов форм универсальных учебных действий на
ступени предшкольного и начального общего образования.
Разрешение перечисленных противоречий предполагает системную работу
дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие
начальных ключевых компетентностей у дошкольников, в том числе
коммуникативных, как условия становления умения учиться у детей
младшего школьного возраста. Достаточный уровень сформированности
коммуникативной компетентности у дошкольников выступает условием
последовательного становления у ребенка предпосылок УУД, а значит –
эффективной учебной деятельности младшего школьника.
Литература
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:
Просвещение, 2008.
2. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги
размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного
возраста)// Управление ДОУ.-2006.-№1.-С.10-19.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"
4. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у
дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ
[Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009 – 256 с.