"Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Автор: Гаврилова Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 Белочка Населённый пункт: город Кулебаки Наименование материала: Статья Тема: "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Формирование привычки к здоровому
образу жизни у детей дошкольного
возраста»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна
из главных стратегических задач развития нашей страны.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы
научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что
упущено
в
детстве,
трудно
наверстать.
Поэтому
приоритетным
направлением
в
дошкольном
воспитании,
сегодня
является
повышение
уровня
здоровья
детей,
формирование
у
них
навыков
здорового
образа
жизни
(ЗОЖ),
а
также
устойчивой
потребности
в
регулярных
занятиях
физическими
упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее
время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и
составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в
школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос»
образовательных
программ
дошкольных
учреждений
в
сторону
предметной
подготовки
к
школе,
что
не
обеспечивает формирования тех качеств личности, которые
помогают
ребенку
учиться:
в
школу
приходят
дети
читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный
опыт.
Особо
следует
отметить
отсутствие
у
детей
физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без
ущерба
для
здоровья,
элементарно
корректировать
свое
эмоциональное
состояние,
переключаться
с
одной
деятельности на другую), то есть тех показателей, которые
тесно
связаны
с
самовоспитанием.
Надо
помнить,
что
положительные результаты в оздоровлении дошкольников
возможны только при совместной работе всего коллектива
сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех
форм оздоровительной работы с детьми.
Современный
человек
не
имеет
права
считать
себя
образованным,
не
освоив
культуры
здоровья.
Культура
здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя
своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье
—
это
не
только
отсутствие
болезней,
это
состояние
оптимальной
работоспособности,
творческой
отдачи,
эмоционального
тонуса,
того,
что
создает
фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей
в
детском
саду
являются
формирование
у
н и х
представлений о здоровье как одной из главных ценностей
жизни,
формирование
здорового
образа
ж и з н и .
Для этого в детском саду проводится много мероприятий –
это работа инструктора по физкультуре Бабенко З.В. с часто
болеющими
детьми,
1
раз
в
квартал
–
День
здоровья,
каждый четверг – День бегуна, в осеннее – весеннее время
года
–
прием
детей
на
улице
(по
погоде),
утренняя
гимнастика,
закаливающие
процедуры
после
сна,
ф и з м и н у т к и
в о
в р е м я
з а н я т и й .
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в
любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от
всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное
отношение к своему здоровью, чувство ответственности за
него.
Эти
задачи
должны
решаться
путем
создания
целостной
системы
по
сохранению
физиче ского,
психического и социального благополучия ребенка.
Одним
из
главных
условий
успешности
работы
в
этом
направлении я в л я е т с я
г р а м о т н а я
о р г а н и з а ц и я
здоровьесберегающего
процесса
в
детском
с а ду.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении,
уровень
—
его
физической
подготовленности,
объем
приобретаемых
двигательных
умений
в
значительной
степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е.
о т т о г о ,
к а к и м и
п р о г р а м м а м и
п о л ь з у ю т с я
педагоги. Микросреда
дошкольного
учреждения
должна
отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям.
Она
должна
отвечать
требованиям
гигиены
нервной
системы,
психологической
безопасности,
гигиены
социальных отношений. Важно, например, не только то, что
детей
в
соответствующее
по
режиму
время
укладывают
спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают
глубокий, здоровый сон.
Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность
при их пробуждении. Мы должны понимать, что воспитание
у
детей
этой
потребности—задача
государственной
важности,
а
оздоровительная
деятельность
дошкольного
образовательного
учреждения
—
это
долгосрочная
инвестиция государства в семью, которая вернется ему в
виде здоровых и полноценных граждан.
Привычка
к
здоровому
образу
жизни
—
это
главная,
основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в
себе
результат
использования
имеющихся
средств
физического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
в
целях
решения
оздоровительных,
образовательных
и
воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и
семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы
здорового
образа
жизни,
используя
различные
формы
работы.
И
именно
в
семье,
в
детском
образовательном
учреждении на ранней стадии развития ребенку должны
помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность
здоровья,
осознать
цель
его
жизни,
побудить
малыша
самостоятельно
и
активно
формировать,
сохранять
и
приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к
собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать,
прежде
всего,
что
сам
термин
«здоровье»
определяется
неоднозначно.
Само
состояние
здоровья
формируется
в
результате
взаимодействия
внешних
(природных
и
социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)
факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и
систем
организма
человека,
основу
которого
составляет
биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое
здоровье —
уровень
роста
и
развития
о р г а н о в
и
с и с т е м
о р г а н и з м а .
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы,
основу
которой
составляет
состояние
общего
душевного
комфорта.
4.Психологическое
здоровье ,
основу
которого
определяет
система
ценностей,
установок
и
мотивов
поведения
человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика
утверждает,
что
на
20%
от
наследственных
факторов,
на
20%
—
от
условий
внешней
среды,
т.е.
экологии,
на
10%
—
от
деятельно сти
с и с те м ы
здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того
образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не
можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим
воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для
формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком
своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим
людям — все это зависит от того насколько добросовестно,
с
любовью,
грамотно
воспитатель
строит
свою
работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить
ребенка
потоком
пока
еще
неосознанной
информации,
а
дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к
с в о е м у
о р г а н и з м у .
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных
знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных
ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях
на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие
у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы
учим
детей,
они
должны
применять
в
реальной
жизни.
О с о б о е
в н и м а н и е
с л е д у е т
уд е л я т ь следующим
компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки.
Рациональное
питание,
соблюдение
правил
личной
гигиены:
закаливание,
создание
условий
для
полноценного сна.
Дружелюбное
отношение
друг
к
другу,
развитие
умения слушать и говорить, умения отличать ложь от
правды.
Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
Медицинское
воспитание,
своевременное
посещение
врача,
выполнение
различных
рекомендации,
прохождение
медосмотра
детей
ежегодно
–
узкими
специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист).
Формирование понятия «не вреди себе сам».
Формирование здоровой личности дошкольника возможно
при
обеспечении
действенной
взаимосвязи
физического
воспитания с целенаправленным развитием его личности в
специально
созданной
и
гигиенически
организованной
с о ц и а л ь н о й
с р ед е ,
с п о с о б с т ву ю щ е й
р а з в и т и ю
самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
Важнейшей
предпосылкой
формирования
у
ребенка
позиции
созидателя
по
отношению
к
своему
здоровью
является наличие у него потребности в здоровом образе
жизни,
которая
формируется
при
соблюдении
ряда
специфических
условий,
одним
из
которых
является
рефлексия ребенком своих физических возможностей и их
в з а и м о с в я з и
с
с о с т о я н и е м
з д о р о в ь я .
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем
з д о р о в ь е ,
ф и з и ч е с ко й
к ул ьт у р е
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и
сохранения
здоровья.
Приобретенные
навыки
помогут
осознанно
выбрать
здоровый
образ
жизни.
Полученный
опыт
позволит
избежать
несчастных
случаев. В.А.
Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить:
забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение,
умственное
развитие,
прочность
знаний, вера в свои силы