Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


Автор: Гуржева Татьяна Григорьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ№1
Населённый пункт: г.Козельск Калужской области
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Раздел: полное образование





Назад





ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении является актуальной. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. Обучение самостоятельности, развитие проектного мышления школьников возможно с помощью проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, она нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. В результате работы над проектом школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.
Что понимается под методом проектов
. «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план (Современный словарь иностранных слов); «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов (Педагогический словарь); Ме тод п ро е ктов – э то об ра зоват е ль н а я т ехн олог и я , п о з в о л я ю щ а я индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
Проектная технология дает возможность:
 Реализовать деятельностный поход в обучении географии.  Решить проблему сокращения часов на изучение географии.  Формирования у школьников информационной компетентности.  Овладения школьниками методами географического прогнозирования.  Участия школьников в различного уровня конкурсах, формирование их коммуникативных компетенций.
Основные требования к использованию метода проектов
:  Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов .  Самостоятельная деятельность учащихся.  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).  Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: 1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); 2. выдвижение гипотез их решения; 3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); 4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). 5. сбор, систематизация и анализ полученных данных; 6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация; 7. выводы, выдвижение новых проблем исследования 1

Примерная тематика проектов по географии
В 5 и 6 классах чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Карта – памятник культуры», «Путешествие в глубь Земли», «Скульптурный портрет планеты», «Круизный маршрутный лист путешественника», «Океан – достояние человечества» и т. д. В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», «Традиции и обычаи народов мира», составление визитной карточки страны и т.д. В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты Калужской области», «Моя школа на карте России», «Экономика России: проблемы и перспективы» и др. В 10 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века».
Этапы работы над проектом

Первый этап
проектного цикла –
ценностно-ориентированный
, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта.
Второй этап

конструктивный,
включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта.
Третий

этап

оценочно



рефлексивный
. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся.
Четвертый этап

презентативный
, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы.
Типы проектов

По

содержанию:
Экологические, физико-географические,социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические
.

По способу преобладающей деятельности:
познавательные, творческие,

игровые, практико-ориентированные, исследовательские.
По уровню интеграции:

Монопредметные
(выполняются на материале географии)
Межпредметные
(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)
Надпредметные
(выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)
По продолжительности выполнения проекта
 Краткосрочные (мини-проекты)  Средней продолжительности  Долгосрочные
По включенность проектов в тематический план
 Текущие  Итоговые
По количеству участников проекта
 Индивидуальные,  групповые. 2

Критерии оценивания проекта
:  Значимость и актуальность выдвинутых проблем, соответствие изучаемой теме;  корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;  активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;  коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);  характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;  необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;  доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;  эстетика оформления результатов проведенного проекта;  умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся) :
 В команде нет лидеров.  Все члены команды равны. Команды не соревнуются.  Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание.  Каждый должен чувствовать уверенность в себе.  Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.  Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.  Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
Результаты
: На протяжении 3 лет в моей работе используется проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 10 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезы, умеют отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом, и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. Следует отметить, что не все учащиеся сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную. В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые из них используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы. Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Работа предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. Учащиеся выступают с проектами на районных и областных конкурсах таких как: конкурс экологических проектов; конкурс плакатов в рамках регионального национального конкурса социальной рекламы «Новое пространство России»; областной конкурс водных проектов ; принимают участие в акции «Час Земли» и др. 3
Ученики ежегодно участвуют в школьных ученических чтениях «Молодость – науке». Ученики принимают участие в районных детских краеведческих чтениях школьников «История земли Козельской» памяти В.Н. Сорокина. Ученики принимают участие в областных ученических чтениях им. Юдина, им. Ворониных.
Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях, я пришла к

выводу
: 1. Использование данных методов на уроках географии очень эффективно и результативно. 2. Проектная технология всегда работает на результат. 3. Проектный и исследовательский методы хорошо сочетаются с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках. «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь» КОНФУЦИЙ 4


В раздел образования