Автор: Гуржева Татьяна Григорьевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МКОУ СОШ№1 Населённый пункт: г.Козельск Калужской области Наименование материала: статья Тема: ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Раздел: полное образование
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их
индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении
является
актуальной. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не
только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а
также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Обучение самостоятельности, развитие проектного мышления школьников возможно
с помощью проектной деятельности.
Проектная
деятельность
направлена
на
сотрудничество
педагога
и
учащегося,
развитие творческих способностей, она нацелена на развитие личности школьников, их
самостоятельности, творчества.
В
результате
работы
над
проектом
школьники
учатся
самостоятельно
искать
и
анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам,
приобретают
самостоятельность,
ответственность,
формируют
и
развивают
умения
планировать
и
принимать
решения.
Метод
проектов
всегда
ориентирован
на
самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.
Что понимается под методом проектов .
«Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это
значит предполагать сделать что-либо, намечать план (Современный словарь иностранных
слов);
«Проект»
означает
план,
предположение,
предварительный
текст
какого-либо
документа, комплекс технических документов (Педагогический словарь);
Ме тод
п ро е ктов
–
э то
об ра зоват е ль н а я
т ехн олог и я ,
п о з в о л я ю щ а я
индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую
самостоятельность
в
планировании,
организации
и
контроле
своей
деятельности».
(Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
Проектная технология дает возможность:
Реализовать деятельностный поход в обучении географии.
Решить проблему сокращения часов на изучение географии.
Формирования у школьников информационной компетентности.
Овладения школьниками методами географического прогнозирования.
Участия
школьников
в
различного
уровня
конкурсах,
формирование
их
коммуникативных компетенций.
Основные требования к использованию метода проектов :
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
Практическая,
теоретическая,
познавательная
значимость
предполагаемых
результатов .
Самостоятельная деятельность учащихся.
Структурирование
содержательной
части
проекта
(с
указанием
поэтапных
результатов).
Использование
исследовательских
методов,
предусматривающих
определенную последовательность действий:
1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в
ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
2. выдвижение гипотез их решения;
3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных,
наблюдений, пр.);
4.
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты,
творческих отчетов, просмотров, пр.).
5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
7. выводы, выдвижение новых проблем исследования
1
Примерная тематика проектов по географии
В 5 и 6
классах чаще всего применяются игровые и познавательные проекты.
Например, «Карта – памятник культуры», «Путешествие в глубь Земли», «Скульптурный
портрет планеты», «Круизный маршрутный лист путешественника», «Океан – достояние
человечества» и т. д.
В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная
Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», «Традиции и обычаи народов мира»,
составление визитной карточки страны и т.д.
В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов.
Таковыми
могут
быть,
«Памятники
всемирного
культурного
наследия
на
территории
России»,
«Создание
экологической
карты
Калужской
области»,
«Моя
школа
на
карте
России», «Экономика России: проблемы и перспективы» и др.
В 10 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты
изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI
века».
Этапы работы над проектом
Первый этап проектного цикла – ценностно-ориентированный , включает в себя
следующий
алгоритм
деятельности
учащихся:
осознание
мотива
и
цели
деятельности
учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться
проект, определение замысла проекта.
Второй этап – конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом
этапе
учащиеся,
объединяясь
во
временные
группы
(
из
4-5
чел.)
или
индивидуально
осуществляют
проектную
деятельность:
составляют
план.
Собирают
информацию
по
проекту, выбирают форму реализации проекта.
Третий
этап
– оценочно
–
рефлексивный .
Его
основу
составляет
самооценка
деятельности учащихся.
Четвертый этап
– презентативный , на котором осуществляется защита проекта.
Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и
индивидуальной работы.
Типы проектов
По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые,
практико-ориентированные, исследовательские.
По уровню интеграции:
Монопредметные (выполняются на материале географии)
Межпредметные
(учитывающие
содержание
нескольких
предметов
по
смежной
тематике)
Надпредметные
(выполняются
на
основе
сведений,
не
входящих
в
школьную
программу)
По продолжительности выполнения проекта
Краткосрочные (мини-проекты)
Средней продолжительности
Долгосрочные
По включенность проектов в тематический план
Текущие
Итоговые
По количеству участников проекта
Индивидуальные,
групповые.
2
Критерии оценивания проекта :
Значимость
и
актуальность
выдвинутых
проблем,
соответствие
изучаемой
теме;
корректность
используемых
методов
исследования
и
методов
обработки
получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение
знаний из других областей;
доказательность
принимаемых
решений,
умение
аргументировать
свои
заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность
ответов каждого члена группы.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся) :
В команде нет лидеров.
Все члены команды равны. Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с
другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен чувствовать уверенность в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не
должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность
за
конечный
результат
несут
все
члены
команды,
выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся
в проекте”.
Результаты :
На протяжении 3 лет в моей работе используется проектный метод обучения на уроках
географии. За это время сложилась система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с
данным методом уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 10 классе.
Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание
исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи,
формулировать
основополагающие
и
проблемные
вопросы,
гипотезы,
умеют
отбирать
содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом,
и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то
есть выйти на более высокий уровень.
Удачно
проекты
вписываются
в
рабочую
программу
по
предмету
и
на
уроках
обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают
проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует
отметить,
что
не
все
учащиеся
сразу
начинают
создавать
проект
с
использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную.
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты,
фильмы и др.), некоторые из них используются для проведения лекции на уроке географии
(проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы.
Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Работа предполагает создание
максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала
учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.
Учащиеся выступают с проектами на районных и областных конкурсах таких как:
конкурс экологических проектов; конкурс плакатов в рамках регионального национального
конкурса социальной рекламы «Новое пространство России»; областной конкурс водных
проектов ; принимают участие в акции «Час Земли» и др.
3
Ученики ежегодно участвуют в школьных ученических чтениях «Молодость –
науке».
Ученики принимают участие в районных детских краеведческих чтениях
школьников «История земли Козельской» памяти В.Н. Сорокина.
Ученики принимают участие в областных ученических чтениях им. Юдина, им.
Ворониных.
Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях, я пришла к
выводу :
1. Использование данных методов на уроках географии очень эффективно и результативно.
2. Проектная технология всегда работает на результат.
3. Проектный и исследовательский методы хорошо сочетаются с другими технологиями, а
не исключают их использование на уроках.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
КОНФУЦИЙ
4