Профессиональная направленность обучения математике студентов техникума
Автор: Луппова Ольга Ивановна Должность: магистрант Учебное заведение: ГГПИ Населённый пункт: Глазов Наименование материала: Статья Тема: Профессиональная направленность обучения математике студентов техникума Раздел: среднее профессиональное
Профессиональная направленность обучения математике
студентов техникума
Аннотация: В
статье
рассматривается
профессиональная
направленность
обучения математике, ее значение для овладения студентом будущей профессии. Автор
перечисляет виды профессионально-ориентационной работы и раскрывает их практическое
значение при обучении математике в контексте с профессией.
Ключевые слова: профессиональная направленность, практикоориентирован-ность,
прикладная задача, практическая работа.
Математика
как
наука
развивалась
в
тесной
связи
с
развитием
производственной деятельности людей и общечеловеческой культуры. За свою
многовековую историю
математика превратилась в стройную дедуктивную
науку, предоставляющую мощный аппарат для изучения реального мира.
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего
профессионального
образования
диапазон
допустимых
значений
практикоориентированности
для
основной
профессиональной
образовательной
программы
подготовки
квалифицированных
рабочих,
служащих должен составлять
70–85%. Студент должен уметь переносить
обобщенные
основы
учебно-познавательной
деятельности
на
будущую
профессиональную деятельность в конкретных ситуациях. В процессе изучения
математики
для
достижения
данной
цели
наиболее
эффективными
видами
учебных заданий являются задания с профессиональным содержанием.
Математика необходима
для
качественного овладения
студентами
будущей
профессией
технического
направления.
Следовательно,
мотивация
изучения математики в учреждениях СПО должна опираться на потребности в
ее применении в будущей профессиональной деятельности, т.е. осуществляться
в
контексте
профессии.
В
связи
с
этим
можно
сделать
вывод
о
целе сообразно сти
введения
преподавателем
п р о ф е с с и о н а л ь н о -
ориентированного обучения студентов на уроках математики.
Для
уроков
математики
целесообразны
следующие
виды
заданий
с
прикладным содержанием, формирующие профессионально значимые знания:
ход
решения
которых
требует
обоснования
правильности
выполнения производственных операций через математические зависимости;
расширяющие
представления
студентов
о
ка ком - л и б о
производственно-техническом факте, т.е. задания, способствующие развитию
профессионального кругозора;
выполнение
которых
требует
умения
читать
и
анализировать
графики функций;
требующие
высокой
вычислительной
культуры,
знания
дифференциального и интегрального исчисления;
выполнение которых требует умения обращаться с измерительными
приборами, таблицами, справочной литературой;
комбинированные [6].
Эти задания формируют такие ценные качества, как умение подметить
математические
закономерности
в
производственных
ситуациях,
умение
применять
соответ ствующий
аппарат
в
целях
р а ц и о н а л и з а ц и и
производственных процессов, экономии сырья и т.д.
К видам профессионально-ориентационной работы студентов в процессе
обучения математике можно отнести:
1)
решение прикладных задач;
2)
лабораторные работы;
3)
практические работы;
4)
проектная деятельность;
5)
игровая деятельность;
6)
творческие задания.
Данная работа позволит тесно связывать в учебном процессе теорию с
практикой,
много сторонне
раскрывать
отдельные,
важные
д л я
профессиональной
подготовки
вопросы
в
различных
учебных
предметах
и
осуществлять на этой основе межпредметные связи.
Активизировать самостоятельную деятельность учащихся при помощи
профессиональной направленности преподавания математики – значит усилить
познавательную деятельность на всех этапах обучения. Этого можно достичь,
если:
тесно связывать в учебном процессе теорию с практикой;
м н о го с т о р о н н е
р а с к р ы в ат ь
о т д е л ь н ы е ,
в а ж н ы е
д л я
профессиональной подготовки вопросы в различных учебных предметах
и осуществлять на этой основе межпредметные связи;
совершенствовать методы и методические приемы самостоятельной
работы с профессиональной направленностью;
обеспечить индивидуализацию самостоятельной работы учащихся,
применяя
задания
с
профессиональной
направленностью
различной
степени сложности [4].
Прикладная задача – это задача, поставленная вне математики и решаемая
математическими средствами [2]. Особенностью прикладных задач является то,
что при их решении наряду с индуктивными рассуждениями и дедуктивной
логикой
входят
также
и
правдоподобные
рассуждения,
т.е.
утверждения,
справедливые в типичных случаях.
Использование
в
обучении
прикладных
задач
способствует
развитию
познавательного
интереса
к
математике
за
счет
профессиональной
направленности.
Проектная
деятельность
не
только
стимулирует
развитие
основных
компетенций
учащихся,
но
и
способствует
получению
дополнительных
профессиональных компетенций.
Лабораторные и практические работы на уроках математики позволяют
решать важные педагогические задачи: учить облекать в математическую форму
эмпирический материал, получаемый в результате производственного обучения,
личного
опыта,
формировать
практически
важные
умения
в
обращении
с
различными
инструментами,
компьютером,
справочниками,
способствовать
активизации познавательной деятельности учащихся.
Практические
задания
позволяют
реализовать
в
обучении
важнейшие
принципы
взаимосвязи
теории
и
практики:
практика
выступает
в
качестве
исходного звена развития теории и служит важнейшим стимулом ее изучения
учащимися, она является средством проверки теории, а также естественной
областью ее применения.
В
связи
с
этим
в
состав
учебной
дисциплины
нужно
вводить
такой
материал, который обладает богатыми практическими приложениями, вводит в
круг
математических
идей
и
методов,
которые
развились
из
потребностей
практики в контексте конкретной профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Дорибидонтова
А.А.,
Макарченко
М.Г.
Профессионально-
ориентированные
задачи
как
средство
обучения
стереометрии
учащихся
профессиональных училищ (профессия «Сварщик») // Вестник ТГПИ. № 1.
Физико-математические и естественные науки, 2010. – С. 64 – 72.
2.
Методика
преподавания
математики
в
средней
школе:
Частная
методика/ Сост. В. И. Мишин. – М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
3.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования / Под ред. Е. С. Полат . — М.: Академия, 2002. – 272 с.
4. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике /
Сост. Ю. Д. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
5. Стариков В.Т. Сборник задач с производственным содержанием по
математике для профтехучилищ сельскохозяйственного профиля. – Мн.: Выш.
шк., 1992. – 124 с.
6. Преподавание математики в сельской школе / Сост. Ю. М. Колягин, О.
А. Боковнев. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.