Напоминание

Углеводы


Автор: Бахтина Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: "Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова" Технологический колледж Императора Петра I
Населённый пункт: Архангельская область, город Архангельск
Наименование материала: конспект урока химии с использованием ИКТ
Тема: Углеводы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Разработка урока с использованием ИКТ
Ф.И.О. преподавателя:
БахтинаТатьяна Васильевна
Должность:
преподаватель химии и биологии
Группа:
104501
Предмет:
Химия
Тема урока:
Углеводы
Цель урока:
Расширить и углубить знания об углеводах
Задачи:

Образовательные
 обобщить и систематизировать знания об углеводах на основе сравнительной характеристики состава, строения, свойств;  определить особые свойства и значение важнейших углеводов в организме человека.
Развивающие
 выявлять связь между составом и строением веществ, их свойствами и функциями;  развивать логическое мышление на основании анализа, синтеза, обобщения, умение работать в команде, выражать свои взгляды и выделять главное.
Воспитательные
 развитие познавательного интереса, используя проблемные ситуации при экспериментальном определении функциональных групп углеводов, практических умений при выполнении лабораторных опытов, решении экспериментальных задач;  воспитание ответственного отношения к учебе, стремления к творческой, познавательной деятельности;  показать связь изучаемого материала с жизнью и другими науками.
Тип урока:
комбинированный.
Технология:
технология проблемного обучения.
Формы организации учебной деятельности студентов:
сочетаниегрупповой, индивидуальной, фронтальной, практической работы.
Межпредметные связи с дисциплинами
– биология.
Материалы и оборудование:
Раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, глюкоза,фруктовый сок, яблоко, картофель, раствор меда,сахар, крахмал, спиртовой раствор иода, хлопок, соляная кислота, серная кислота, мультимедийный проектор.
Структурные элементы урока:
1.Организационный момент – 2 мин. 2.Постановка цели и задач деятельности студентов – 2 мин. 3.Основная часть: 3.1. Работа с учебником – 10 мин. 3.2. Изучение нового материала – 25 мин. 3.3.Выполнение химического эксперимента – 20 мин.
3.4.Беседа «Интересные факты» – 7 мин. 4.Закрепление изученного материала – 20 мин. 5. Подведение итогов урока – 2 мин. 6.Домашнее задание – 2 мин. Ход урока: 1этап: Организационный момент. 2 этап: Постановка темы и цели урока. 3 этап: Активизация знаний по теме и изучение нового материала. Слайд № 4 Студенты: Основные органические соединения клетки: белки, жиры (липиды), углеводы, нуклеиновые кислоты. Слайд № 5 Студенты: Углеводы выполняют функции: энергетическую, строительную или структурную, запасающую и защитную. Преподаватель: Все углеводы подразделяют на три большие группы: Слайд № 6 Студенты работают в группах – моносахариды, полисахариды и дисахариды и заполняют таблицу по своим углеводам: Слайд № 7 Слайд № 12
Беседа студентов с преподавателем сопровождается слайдами. Слайд № 13 Слайд № 15

Слайд № 17 Слайд № 19 4 этап: Выполнение химического эксперимента. Слайд № 20 И Н С Т Р У К Т И В Н А Я К А Р Т О Ч К А №1 Тема: Свойства глюкозы Цель: Исследовать раствор глюкозы на определение функциональных групп. Материалы: Пробирки, держатель, спиртовка. Реактивы: Раствор глюкозы, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, фруктовый сок.
Х О Д Р А Б О Т Ы ОПЫТ 1. В пробирку к 4 каплям раствора сульфата меди прилейте 3мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объем раствора глюкозы и смесь взболтайте. Окраска должна стать ярко синего цвета. Вопрос: О наличии какой функциональной группы, свидетельствует изменение окраски раствора глюкозы? ОПЫТ 2. Нагрейте содержимое пробирки. Раствор начинает зеленеть и превращаться в осадок оранжевого цвета.Вопрос: О наличии какой функциональной группы, свидетельствует изменение окраски раствора глюкозы? ОПЫТ 3. В пробирку к 4 каплям раствора сульфата меди прилейте 3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объем раствора фруктового сока и смесь взболтайте. Вопросы: Что происходит с раствором? Какие функциональные группы присутствуют в фруктовом соке? Запишите вывод. И Н С Т Р У К Т И В Н А Я К А Р Т О Ч К А №2 Тем а: Гидролиз сахарозы Цель: Провести гидролиз раствора сахарозы на определение функциональных групп. Материалы: Пробирки, держатель, спиртовка, ступка с пестиком. Реактивы: Раствор сахарозы, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор меда. Х О Д Р А Б О Т Ы ОПЫТ 1. В пробирке с водой растворить половину чайной ложки сахара, добавить 10 капель соляной кислоты и нагревают в течение 3 минут. Затем к раствору приливаем 3мл раствора сульфата меди. Вопросы: Что происходит с раствором? О наличии какой функциональной группы, свидетельствует изменение окраски раствора сахарозы? ОПЫТ 2. В пробирку налить 2мл раствора NaOH, затем 3 капли раствора CuSO 4 и 5 капель раствора мёда. Вопросы: Что происходит с раствором? Какие функциональные группы присутствуют в растворе меда? Запишите вывод. И Н С Т Р У К Т И В Н А Я К А Р Т О Ч К А №3 Тема: Гидролиз крахмала Цель: Провести гидролиз раствора крахмала на определение функциональных групп. Материалы: Пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой. Реактивы: Крахмал, спиртовой раствор йода, серная кислота, картофель, яблоко, вода, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия. Х О Д Р А Б О Т Ы ОПЫТ 1. Насыпьте в пробирку половину чайной ложки крахмала, прилейте 2мл воды и 2 капли серной кислоты. Полученную смесь прокипятите. Затем к раствору приливаем 3мл раствора сульфата меди и 3 капли раствор гидроксида натрия. Вопросы: Что происходит с раствором? Какая функциональная группа, присутствует в растворе крахмала?
ОПЫТ 2. Насыпьте в пробирку половину чайной ложки крахмала, прилейте 2мл воды и 2 капли серной кислоты, Смесь нагрейте. Затем добавьте каплю спиртового раствора йода. Вопрос: Что происходит с раствором? ОПЫТ 3. На срез картофеля и яблока капните по капле спиртового раствора йода. Вопрос: Что наблюдаете на срезе картофеля и яблока? Запишите вывод. 5 этап: беседа в рубрике «Интересные факты». Слайд № 21 Слайд № 22 Слайд № 23 6 этап: Закрепление изученного материала. ТЕСТ «УГЛЕВОДЫ» 1. Наибольшее количество целлюлозы содержится в волокнах: 1).древесины; 2).хлопка; 3).льна; 4).конопли. 2. При полном гидролизе полисахаридов образуется: 1).фруктоза; 2).глюкоза; 3).рибоза; 4).галактоза. 3.По своему химическому строению глюкоза является: 1).кислотой; 2).сложным эфиром; 3).альдегидоспиртом; 4).кетоспиртом. 4. Раствор ярко-синего цвета образуется при взаимодействии глюкозы с: 1).аммиачный раствор Ag 2 О; 2).Cu(OH) 2 ; 3).H 2 ; 4).СН 3 СООН. 5.Чтобы отличить крахмал от целлюлозы используют: 1). аммиачный раствор Ag 2 О; 2). раствор I 2 ; 3).Сu(ОН) 2 ; 4).HN0 3. 6. Продуктом восстановления глюкозы водородом является: 1).глюконовая кислота; 2).сорбит; 3).молочная кислота; 4).фруктоза. 7. При диабете в качестве заменителя сахара используется: 1).фруктоза; 2).крахмал; 3).глюкоза; 4).сорбит.
8. Наибольшее количество крахмала содержит: 1).картофель; 2).пшеница; 3).рис; 4).кукуруза. 9.Конечными продуктами окисления глюкозы в организме человека являются: 1). СО 2 и Н 2 О; 2).СО 2 и Н 2 ; 3).СО 2 и О 2 ; 4).СО и Н 2 О. 10.Чтобы отличить глюкозу от фруктозы, используют: 1).H 2 ; 2). аммиачный раствор Ag 2 О; 3).С 2 Н 5 ОН; 4).СН 3 СООН. 11.Пентоза, входящая в состав ДНК, называется: 1).глюкоза; 2).фруктоза; 3).рибоза; 4).дезоксирибоза. 12.При полном окислении 1моль крахмала выделяется CО 2 в количестве: 1).6 моль; 2).5 моль; 3).2 моль; 4).12 моль. Слайд № 25 Слайд № 26 Слайд № 27 Слайд № 28 Слайд № 29 7 этап: Подведение итогов работы. Выставление мотивированных оценок.


В раздел образования