Автор: Бахтина Татьяна Васильевна Должность: преподаватель химии и биологии Учебное заведение: "Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова" Технологический колледж Императора Петра I Населённый пункт: Архангельская область, город Архангельск Наименование материала: конспект урока химии с использованием ИКТ Тема: Углеводы Раздел: среднее профессиональное
Разработка урока с использованием ИКТ
Ф.И.О. преподавателя: БахтинаТатьяна Васильевна
Должность: преподаватель химии и биологии
Группа: 104501
Предмет: Химия
Тема урока: Углеводы
Цель урока: Расширить и углубить знания об углеводах
Задачи:
Образовательные
обобщить и систематизировать знания об углеводах на основе сравнительной
характеристики состава, строения, свойств;
определить особые свойства и значение важнейших углеводов в организме
человека.
Развивающие
выявлять связь между составом и строением веществ, их свойствами и
функциями;
развивать логическое мышление на основании анализа, синтеза, обобщения,
умение работать в команде, выражать свои взгляды и выделять главное.
Воспитательные
развитие познавательного интереса, используя проблемные ситуации при
экспериментальном определении функциональных групп углеводов, практических
умений при выполнении лабораторных опытов, решении экспериментальных задач;
воспитание
ответственного
отношения
к
учебе,
стремления
к
творческой, познавательной деятельности;
показать связь изучаемого материала с жизнью и другими науками.
Тип урока: комбинированный.
Технология: технология проблемного обучения.
Формы организации учебной деятельности студентов:
сочетаниегрупповой, индивидуальной, фронтальной, практической работы.
Межпредметные связи с дисциплинами – биология.
Материалы и оборудование: Раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия,
глюкоза,фруктовый сок, яблоко, картофель, раствор меда,сахар, крахмал, спиртовой
раствор
иода,
хлопок,
соляная
кислота,
серная
кислота,
мультимедийный
проектор.
Структурные элементы урока:
1.Организационный момент – 2 мин.
2.Постановка цели и задач деятельности студентов – 2 мин.
3.Основная часть:
3.1. Работа с учебником – 10 мин.
3.2. Изучение нового материала – 25 мин.
3.3.Выполнение химического эксперимента – 20 мин.
3.4.Беседа «Интересные факты» – 7 мин.
4.Закрепление изученного материала – 20 мин.
5. Подведение итогов урока – 2 мин.
6.Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
1этап: Организационный момент.
2 этап: Постановка темы и цели урока.
3 этап: Активизация знаний по теме и изучение нового материала.
Слайд №
4
Студенты:
Основные органические соединения клетки: белки, жиры (липиды),
углеводы, нуклеиновые кислоты.
Слайд №
5
Студенты: Углеводы выполняют функции: энергетическую, строительную или
структурную, запасающую и защитную.
Преподаватель: Все углеводы подразделяют на три большие группы:
Слайд № 6
Студенты работают в
группах – моносахариды, полисахариды и дисахариды и
заполняют таблицу по своим углеводам:
Слайд № 7
Слайд № 12
Беседа студентов с преподавателем сопровождается слайдами.
Слайд № 13
Слайд № 15
Слайд № 17
Слайд № 19
4 этап: Выполнение химического эксперимента.
Слайд № 20
И Н С Т Р У К Т И В Н А Я К А Р Т О Ч К А №1
Тема: Свойства глюкозы
Цель: Исследовать раствор глюкозы на определение функциональных групп.
Материалы: Пробирки, держатель, спиртовка.
Реактивы: Раствор глюкозы, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия,
фруктовый сок.
Х О Д Р А Б О Т Ы
ОПЫТ 1. В пробирку к 4 каплям раствора сульфата меди прилейте 3мл раствора
гидроксида
натрия.
К
полученному
осадку
прилейте
равный
объем
раствора
глюкозы и смесь взболтайте. Окраска должна стать ярко синего цвета. Вопрос: О
наличии
какой
функциональной
группы,
свидетельствует
изменение
окраски
раствора глюкозы?
ОПЫТ
2.
Нагрейте
содержимое
пробирки.
Раствор
начинает
зеленеть
и
превращаться
в
осадок
оранжевого
цвета.Вопрос:
О
наличии
какой
функциональной группы, свидетельствует изменение окраски раствора глюкозы?
ОПЫТ 3. В пробирку к 4 каплям раствора сульфата меди прилейте 3 мл раствора
гидроксида
натрия.
К
полученному
осадку
прилейте
равный
объем
раствора
фруктового сока и смесь взболтайте. Вопросы: Что происходит с раствором? Какие
функциональные группы присутствуют в фруктовом соке? Запишите вывод.
И Н С Т Р У К Т И В Н А Я К А Р Т О Ч К А №2
Тем а: Гидролиз сахарозы
Цель: Провести гидролиз раствора сахарозы на определение
функциональных
групп.
Материалы: Пробирки, держатель, спиртовка, ступка с пестиком.
Реактивы: Раствор сахарозы, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия,
раствор соляной кислоты, раствор меда.
Х О Д Р А Б О Т Ы
ОПЫТ 1. В пробирке с водой растворить половину чайной ложки сахара, добавить
10 капель соляной кислоты и нагревают в течение 3 минут. Затем к раствору
приливаем 3мл раствора сульфата меди. Вопросы: Что происходит с раствором? О
наличии
какой
функциональной
группы,
свидетельствует
изменение
окраски
раствора сахарозы?
ОПЫТ 2. В пробирку налить 2мл раствора NaOH, затем 3 капли раствора CuSO
4
и
5
капель
раствора
мёда.
Вопросы:
Что
происходит
с
раствором?
Какие
функциональные группы присутствуют в растворе меда? Запишите вывод.
И Н С Т Р У К Т И В Н А Я К А Р Т О Ч К А №3
Тема: Гидролиз крахмала
Цель: Провести гидролиз раствора крахмала на определение
функциональных
групп.
Материалы: Пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой.
Реактивы: Крахмал,
спиртовой раствор
йода, серная кислота, картофель, яблоко,
вода, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия.
Х О Д Р А Б О Т Ы
ОПЫТ 1. Насыпьте в пробирку половину чайной ложки крахмала, прилейте 2мл
воды и 2 капли серной кислоты. Полученную смесь прокипятите. Затем к раствору
приливаем 3мл раствора сульфата меди и 3 капли раствор гидроксида натрия.
Вопросы:
Что
происходит
с
раствором?
Какая
функциональная
группа,
присутствует в растворе крахмала?
ОПЫТ 2. Насыпьте в пробирку половину чайной ложки крахмала, прилейте 2мл
воды и 2 капли серной кислоты, Смесь нагрейте. Затем добавьте каплю спиртового
раствора йода. Вопрос: Что происходит с раствором?
ОПЫТ 3. На срез картофеля и яблока капните по капле спиртового раствора йода.
Вопрос: Что наблюдаете на срезе картофеля и яблока? Запишите вывод.
5 этап: беседа в рубрике «Интересные факты».
Слайд № 21
Слайд № 22
Слайд № 23
6 этап: Закрепление изученного материала.
ТЕСТ «УГЛЕВОДЫ»
1. Наибольшее количество целлюлозы содержится в волокнах:
1).древесины; 2).хлопка; 3).льна; 4).конопли.
2. При полном гидролизе полисахаридов образуется:
1).фруктоза; 2).глюкоза; 3).рибоза; 4).галактоза.
3.По своему химическому строению глюкоза является:
1).кислотой; 2).сложным эфиром; 3).альдегидоспиртом; 4).кетоспиртом.
4. Раствор ярко-синего цвета образуется при взаимодействии глюкозы с:
1).аммиачный раствор Ag
2
О; 2).Cu(OH)
2
; 3).H
2
; 4).СН
3
СООН.
5.Чтобы отличить крахмал от целлюлозы используют:
1). аммиачный раствор Ag
2
О; 2). раствор I
2
; 3).Сu(ОН)
2
; 4).HN0
3.
6. Продуктом восстановления глюкозы водородом является:
1).глюконовая кислота; 2).сорбит; 3).молочная кислота; 4).фруктоза.
7. При диабете в качестве заменителя сахара используется:
1).фруктоза; 2).крахмал; 3).глюкоза; 4).сорбит.
8. Наибольшее количество крахмала содержит:
1).картофель; 2).пшеница; 3).рис; 4).кукуруза.
9.Конечными продуктами окисления глюкозы в организме человека являются:
1). СО
2
и Н
2
О; 2).СО
2
и Н
2
; 3).СО
2
и О
2
; 4).СО и Н
2
О.
10.Чтобы отличить глюкозу от фруктозы, используют:
1).H
2
; 2). аммиачный раствор Ag
2
О; 3).С
2
Н
5
ОН; 4).СН
3
СООН.
11.Пентоза, входящая в состав ДНК, называется:
1).глюкоза; 2).фруктоза; 3).рибоза; 4).дезоксирибоза.
12.При полном окислении 1моль крахмала выделяется CО
2
в количестве: 1).6 моль;
2).5 моль; 3).2 моль; 4).12 моль.
Слайд № 25
Слайд № 26
Слайд № 27
Слайд № 28
Слайд № 29
7 этап: Подведение итогов работы. Выставление мотивированных оценок.