Самостоятельная работа обучающихся на уроках математики
Автор: Луппова Ольга Ивановна Должность: магистрант Учебное заведение: ГГПИ Населённый пункт: Глазов Наименование материала: Статья Тема: Самостоятельная работа обучающихся на уроках математики Раздел: среднее профессиональное
Самостоятельная работа обучающихся на уроках математики
В
Концепции
модернизации
российского
образования
обозначено,
что
новое качество образования — это «ориентация образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его
личности, его познавательных и созидательных способностей», получение
опыта
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности,
формирование
современных
ключевых
компетенций
в
различных
сферах
жизнедеятельности. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить
следующие:
-
необходимо
научиться
действовать
в
рамках
согласованных
целей
и
задач;
- нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера;
- следует
уметь
самостоятельно
развиваться,
если
имеющиеся
способности не соответствуют современным требованиям [2].
Учебная
самостоятельная
деятельность
–
такая
деятельность
учащихся,
которая
сознательно
направляется
ими
на
всестороннее
самопознание
и
саморазвитие
своей
личности,
своих
физических
и
умственных сил и способностей, эстетических и нравственных основ, на
овладение научно-диалектическим мировоззрением [4].
О роли самостоятельного составления задач учащимися М.Н. Скаткин
писал:
«Самостоятельная
работа
учащихся
по
составлению
задач,
выполняемая
ими
по
заданиям
различного
характера
и
разной
степени
трудности, содействует закреплению умений решать задачи, формированию
математических понятий, развитию мышления и укреплению связи обучения
математики с жизнью» [3].
В
современных
учебниках
редко
встречаются
задания,
подобные
следующим:
решено показательное уравнение; составить аналогичное уравнение с
корнями
x
1
=−
2, x
2
=
1.
составить тригонометрическое уравнение вида
asin x
+
bcosx
=
0,
так,
чтобы его решение было равно
x
=
π
3
+
πk .
составить неравенство второй степени, имеющее решение 1 < x < 3.
Приведем пример составления задачи по теме «Метод интервалов».
Учащимся дается следующий алгоритм составления неравенства:
1)
Составим ответ в виде промежутков;
2)
Отметим на оси данные промежутки;
3)
Выберем знак неравенства и отметим знак выражения на каждом
интервале;
4)
Расположим линейные множители (в числителе или знаменателе);
5)
Выберем для каждого из них степень;
6)
Раскроем скобки, домножим на число, «перенесем» слагаемые и т.д.
Учащийся, пользуясь алгоритмом, составляет неравенство.
1)
[-2;1)
[3;+
)
2)
3)
Т.к. есть квадратные скобки, то
или
. Возьмем A(x)
0.
4)
Составим неравенство:
(
x
−
3
)
A
(
x
+
2
)
B
(
x
−
1
)
C
≥ 0;
-2
1
3
x
-2
1
3
x
-
-
+
+
5)
Степень
выбираем
с
учетом
смены
знака
при
переходе
через
нулевую точку:
x
−
1
¿
¿
¿
¿
(
x
−
3
)
(
x
+
2
)
¿
6)
В результате получим следующее неравенство:
x
2
−
x
−
6
x
−
1
≥ 0
.
Самостоятельное составление учащимися задач – один из способов
развития
умения
решать
задачи,
спо собно сти
к
т в о рч е с ко й
самостоятельности и изобретательности. Задания подобного рода становятся
для учащихся стимулом показать свои знания не только в математике, но и во
многих других аспектах жизни.
Литература
1.
Кожухов С.К. Составление задач школьниками // Математика в школе.
– 1995. – №2. – С.4-6.
2.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.:
Академия, 2008. – 176 с.
3.
Скаткин М.Н. Обучение решению простых арифметических задач. –
М.: Учеб. пед. изд-во, 1954, 87 с.
4.
Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения
математике в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
5.
Эрдниев П.М. Методика упражнений по арифметике и алгебре. – М.:
Просвещение, 1965, 327 с.