Организация наставничества в образовательном учреждении
Автор: Мазур Надежда Николаевна Должность: педагог-наставник, учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ Населённый пункт: с. Первомайское Первомайского района Томской области Наименование материала: статья (из опыта работы наставником начинающих учителей) Тема: Организация наставничества в образовательном учреждении Раздел: среднее профессиональное
Организация наставничества в образовательном учреждении
.
Мазур Надежда Николаевна,
педагог-наставник, учитель русского языка и литературы
МБОУ Первомайская СОШ Первомайского района Томской области
В последние годы в системе образования происходят процессы модернизации.
В школу все больше приходит молодых специалистов, чаще стали возвращаться
выпускники
педагогических
вузов
прошлых
лет.
Это
обусловило
увеличение
потребности
в
наставничестве.
Педагогическая
деятельность
–
это
сложный,
многогранный процесс, поэтому не достаточно только теоретической подготовки в
профессиональном
учреждении.
Педагогическая
практика
в
вузе
не
всегда
организуется
так
эффективно,
чтобы
сформировать
необходимые
для
учителя
умения
и
навыки.
Поэтому
в
образовательных
школах
молодого
специалиста
прикрепляют к наставнику, который помогает начинающему учителю пережить
процесс профессионального становления и сформировать умения самостоятельно и
качественно
выполнять
возложенные
на
него
обязанности
по
занимаемой
должности,
адаптироваться
в
коллективе,
быстрее
узнать
и
принять
лучшие
традиции школы.
Организация
наставничества
носит
поэтапный
характер,
включает
формирование
и
развитие
функциональных
и
личностных
компонентов
деятельности
преподавателя.
Это
проектировочные,
организационные,
конструктивные,
аналитические
способности.
Наставничество
организуется
и
регулируется
внутришкольной
нормативной
базой
(уставом),
в
которой
представлены
положения,
отражающие
роль
наставника
в
школе,
его
задачи,
функции, компетенции и желаемые результаты наставничества. Качество работы
наставников зависит не только от их профессиональной компетенции, но и от
желания руководства школы: не допустить кадрового голода, подготовить себе
достойную и профессиональную смену педагогов, способную в будущем, с одной
стороны, ретранслировать традиции школы, а с другой, впитывать и внедрять
новые педагогические технологии.
Наставничество в школе - это постоянное взаимоотношение нового учителя с
представителями педагогического сообщества, которое осуществляется не только в
первый год вхождения нового учителя в профессию, а длится до момента первой
аттестации
начинающего
учителя.
От
выбора
наставника
зависит
дальнейшая
профессиональная
судьба
молодого
учителя.
Поэтому
администрация
школы
должна
обращать
особое
внимание
на
пару
наставник
-
молодой
специалист,
учитывать психолого-педагогические свойства каждого, чтобы их взаимодействие
было продуктивным.. Наставник должен быть психологически настроен на работу
со своими молодым коллегой и обладать навыками консультирования и оценивания.
Важно при этом быть открытым и готовым к диалогу, понимать потребности и
образ мыслей молодых учителей, обладать терпением и спокойствием, а также быть
примером
для
молодого
учителя
в
отношениях
с
учащимися,
с
учительским
сообществом и с родителями, проявлять инициативу и заинтересованность к жизни
окружающего социума.
Инициатива
-
одно
из
важнейших
качеств,
которое
характеризует
профессионально-педагогическую
компетентность
наставника.
Он
должен
приложить максимум усилий и выработать ее у молодого специалиста. Сделать это
можно в результате совместной, творческой, проектной деятельности. Совместный
педагогический проект, исследование, организация мониторинговых мероприятий
помогут молодому специалисту выявить свой педагогический, потенциал, поверить
в
себя,
избежать
трудностей
адаптации.
При
тесном
общении
наставника
и
подшефного
в
совместной
деятельности
у
молодого
учителя
быстрее
закладываются
основы
мастерства,
вырабатываются
профессионально-
п е д а го г и ч е с к и е
ком п е т е н т н о с т и ,
с п о с о б с т ву ю щ и е
т в о р ч е с ко м у
профессиональному
развитию
личности
молодого
учителя.
Искренняя
заинтересованность
наставника
в
быстрейшем
профессиональном
становлении
молодого учителя является защитой для последнего от эмоционального выгорания
при каждодневной энергозатратной педагогической деятельности. Он занимается
самообразованием, у него повышается уровень профессиональной самореализации.
Список литературы
Абросимова З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя. -
Челябинск, 1994
Батышев
С.Я.
Педагогические
основы
наставничества.
Материалы
теоретической конференции, ч.1. -М.: Б.и.,1977,324с.
Вершловский С.Г. Профессиональное становление учителя//Вечерняя средняя
школа. 1992. №2-3. - С.6-10.
Генике Е.А. Как организовать взаимопомощь учителей// «Завуч». 1998. -№ 4.
С.100-102.