Напоминание

Организация наставничества в образовательном учреждении


Автор: Мазур Надежда Николаевна
Должность: педагог-наставник, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: с. Первомайское Первомайского района Томской области
Наименование материала: статья (из опыта работы наставником начинающих учителей)
Тема: Организация наставничества в образовательном учреждении
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Организация наставничества в образовательном учреждении

.
Мазур Надежда Николаевна, педагог-наставник, учитель русского языка и литературы МБОУ Первомайская СОШ Первомайского района Томской области В последние годы в системе образования происходят процессы модернизации. В школу все больше приходит молодых специалистов, чаще стали возвращаться выпускники педагогических вузов прошлых лет. Это обусловило увеличение потребности в наставничестве. Педагогическая деятельность – это сложный, многогранный процесс, поэтому не достаточно только теоретической подготовки в профессиональном учреждении. Педагогическая практика в вузе не всегда организуется так эффективно, чтобы сформировать необходимые для учителя умения и навыки. Поэтому в образовательных школах молодого специалиста прикрепляют к наставнику, который помогает начинающему учителю пережить процесс профессионального становления и сформировать умения самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности, адаптироваться в коллективе, быстрее узнать и принять лучшие традиции школы. Организация наставничества носит поэтапный характер, включает формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности преподавателя. Это проектировочные, организационные, конструктивные, аналитические способности. Наставничество организуется и регулируется внутришкольной нормативной базой (уставом), в которой представлены положения, отражающие роль наставника в школе, его задачи, функции, компетенции и желаемые результаты наставничества. Качество работы наставников зависит не только от их профессиональной компетенции, но и от желания руководства школы: не допустить кадрового голода, подготовить себе достойную и профессиональную смену педагогов, способную в будущем, с одной стороны, ретранслировать традиции школы, а с другой, впитывать и внедрять новые педагогические технологии. Наставничество в школе - это постоянное взаимоотношение нового учителя с представителями педагогического сообщества, которое осуществляется не только в первый год вхождения нового учителя в профессию, а длится до момента первой аттестации начинающего учителя. От выбора наставника зависит дальнейшая профессиональная судьба молодого учителя. Поэтому администрация школы должна обращать особое внимание на пару наставник - молодой специалист, учитывать психолого-педагогические свойства каждого, чтобы их взаимодействие было продуктивным.. Наставник должен быть психологически настроен на работу со своими молодым коллегой и обладать навыками консультирования и оценивания. Важно при этом быть открытым и готовым к диалогу, понимать потребности и образ мыслей молодых учителей, обладать терпением и спокойствием, а также быть
примером для молодого учителя в отношениях с учащимися, с учительским сообществом и с родителями, проявлять инициативу и заинтересованность к жизни окружающего социума. Инициатива - одно из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность наставника. Он должен приложить максимум усилий и выработать ее у молодого специалиста. Сделать это можно в результате совместной, творческой, проектной деятельности. Совместный педагогический проект, исследование, организация мониторинговых мероприятий помогут молодому специалисту выявить свой педагогический, потенциал, поверить в себя, избежать трудностей адаптации. При тесном общении наставника и подшефного в совместной деятельности у молодого учителя быстрее закладываются основы мастерства, вырабатываются профессионально- п е д а го г и ч е с к и е ком п е т е н т н о с т и , с п о с о б с т ву ю щ и е т в о р ч е с ко м у профессиональному развитию личности молодого учителя. Искренняя заинтересованность наставника в быстрейшем профессиональном становлении молодого учителя является защитой для последнего от эмоционального выгорания при каждодневной энергозатратной педагогической деятельности. Он занимается самообразованием, у него повышается уровень профессиональной самореализации.
Список литературы
Абросимова З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя. - Челябинск, 1994 Батышев С.Я. Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции, ч.1. -М.: Б.и.,1977,324с. Вершловский С.Г. Профессиональное становление учителя//Вечерняя средняя школа. 1992. №2-3. - С.6-10. Генике Е.А. Как организовать взаимопомощь учителей// «Завуч». 1998. -№ 4. С.100-102.


В раздел образования