Культурно – гигиенические навыки приема пищи у детей. Дежурство по столовой
Автор: Белова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 226" Населённый пункт: город Ярославль Наименование материала: методический материал Тема: Культурно – гигиенические навыки приема пищи у детей. Дежурство по столовой Раздел: дошкольное образование
Творческая работа
Культурно – гигиенические навыки приема пищи у детей.
Дежурство по столовой
Педагог: Белова Елена Николаевна
МДОУ «Детский сад № 226»
Актуальность
В
дошкольные
учреждения
поступают
дети,
у
которых
не
воспитано
правильное
отношение к еде, поэтому вопросу питания в ДОУ следует уделять серьезное внимание. У
одних детей выражена привычка употреблять однообразную пищу (например, сосиски или
макароны), у других – только любимые блюда, а некоторые дети просто не приучены
самостоятельно питаться. Ярким примером может служить тот факт, что многие дети не
умеют правильно есть хлеб: чаще всего дети просто играют хлебом, разламывают, крошат.
Обучить
ребенка
правилам
поведения
за
столом
–
профессиональная
обязанность
воспитателя.
Это
происходит
как
во
время
приема
пищи,
так
и
на
специально
организованных занятиях. Очень важно создать детям все условия для приема пищи:
продумать расположение столов, сервировку, правильную подачу блюд. Целесообразно
ставить столы так, что бы дети сидели друг напротив друга. Стол должен быть накрыт
скатертью. На столе должны находиться общие предметы, необходимые детям во время
еды: солонка, хлебница, салфетница с салфетками.
Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами салфетками развивает у
детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует
им правила этикета, необходимость его соблюдения во время приема пищи.
Формируя культурно- гигиенические навыки необходимо соблюдать последовательность и
постепенность.
Основным
воспитательным
приемом
формирования
навыков
приема
пищи
и
культурно – гигиенических навыков является побуждение, направляющее указание,
а не порицание или осуждение.
Ребенок учится. Если он что-то делает не так, то лучше, не фиксируя внимание на
ошибках, сказать: «Ешь аккуратнее» и т.д. Необходимо похвалить, поощрить ребенка за
удачные действия, аккуратность, помощь другу. Если же ребенок шалит, применим метод
отвлечения
внимания
от
нежелательного
действия.
Сначала
необходимо
попробовать
побудить ребенка делать то, что нужно, а если не помогает, то спокойно, но твердо лишить
его возможности делать недозволенное.
На
третьем
году
жизни
ребенка
необходимо
постепенно
увеличивать
долю
самостоятельного участия в соблюдении режима. По мере того, как ребенок овладел
простыми правилами нужно переходить к более сложным.
Воспитателям
ясельной
группы
нужно
помнить,
что
даже
при
нарушении
детьми
установленных
правил
важно
найти
форму
положительной
оценки,
так
как
малыши
обычно нарушают порядок несознательно, а по забывчивости.
Начиная с 3-4 лет, в детском саду вводится дежурство. Именно оно имеет очень большую
воспитательную ценность. Эта форма организации детского труда благотворно влияет на
развитие
эмоциональной
сферы
ребенка.
Дежурства
помогают
решать
вопросы
нравственно – этического воспитания детей, воспитывают ответственность, бережливость,
трудолюбие, развивают самостоятельность, старательность. Дежурства помогут вам в
воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых.
Задачи воспитателя:
Формирование правил поведения и взаимоотношений детей друг с другом и
со взрослым
Удовлетворение органических потребностей детей
Своевременное
формирование
культурно
–
гигиенических
навыков
в
соответствии с возрастом детей
Создание положительного отношения детей к еде
Основными принципами являются:
Обязательное соблюдение режима
Прием пищи сопровождается речью воспитателя
Прием пищи должен проходить без суеты, в спокойной обстановке
Рассмотрим подробнее один из воспитательных приемов – дежурство по столовой в
каждой возрастной группе.
Дежурство в младшем дошкольном возрасте
Дежурство по столовой именно тот труд, который поможет в решении такой нравственной
задачи, как труд не только для удовлетворения своих потребностей.
С
учетом
возможностей
детей,
дежурство
носит
характер
поручений,
которые
дает
взрослый.
Ребенок
уже
может
разложить
ложки
на
столе,
поставить
салфетницы
и
хлебницы.
Дети должны знать, что прежде чем помогать младшему воспитателю накрывать на стол,
необходимо помыть руки и одеть фартуки.
Очень важно следить за тем, чтоб у воспитателей и няни были общие требования,
чтобы не получилось так, что каждый из взрослых предлагает детям разное развитие
событий.
В младшем дошкольном возрасте для детей очень важно увидеть в труде привлекательные
стороны. Им нравится наряжаться в красивые фартучки и радостно чувствовать себя
настоящими помощниками.
Так же очень важно помнить, что в этом возрасте дети
не
столько
помогают,
как
мешают,
и
необходимо
донести до младшего воспитателя, что она не должна
порицать детей и отказывать им в желании помогать,
потому что через год - два это будет уже настоящая
реальная помощь.
Дежурство в среднем дошкольном возрасте
В
данном
возрасте
нужно
обратить
пристальное
внимание
на
уголок
дежурных.
Целесообразней всего разместить его поближе к мойке, на видном месте, где можно
повесить «доску дежурств», она должна быть максимально удобна для использования.
С этого возраста детей можно обучать сервировке стола. Очень удобно иметь в группе
сервировочный столик, тогда все, что нужно для сервировки, младший воспитатель может
выкладывать на него, а дежурные могут с него отобрать все необходимое и расставить.
После
уборки
посуды
младший
воспитатель
может
предложить
дежурным
влажную
тряпку
для
протирания
стола,
попросить
подмести
пол
с
помощью
щетки
и
даже
протереть пол под столом, особенно если на него что-то пролито. Но это уже отдельные
поручения, которые для дежурных в этом возрасте еще не являются обязанностью.
Дежурство в старшем дошкольном возрасте
В
этом
возрасте
характер
труда
дежурных
иной.
Дети
могут
самостоятельно
(под
присмотром взрослых) накрыть столы и убрать с них. Так же нужно отметить, что
дежурство становится коллективным трудом. Теперь ребята могут договориться между
собой о распределении обязанностей и работают быстро.
Дежурные красиво сервируют столы, учитывая все правила сервировки. Так же дежурные
убирают со столов посуду после еды, вытирают со стола крошки, подметают пол под
столами специальными детскими щетками.
ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ в организации дежурств в старшем дошкольном возрасте является
формирование
чувства
ответственности
за
порученное
дело,
стремление
работать
на
пользу коллектива.
Так же существует примерный перечень задач по формированию
культурно – гигиенических навыков приема пищи у детей с учетом их возрастных
особенностей.
1-ая младшая группа
Приучать детей мыть руки перед едой (сначала с помощью взрослого, к концу года
– самостоятельно), пользоваться личным полотенцем
Приучать
самостоятельно
есть
разнообразную
пищу,
есть
опрятно,
правильно
держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой
Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не
выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».
2-ая младшая группа
Закрепить умение самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо перед едой,
пользоваться личной расческой, вытирать насухо личным полотенцем, вешать его
на свое место
Закрепить навыки самостоятельного приема пищи: не крошить хлеб, правильно
пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым
ртом
Закрепить навык благодарить взрослого
Средняя группа
Совершенствовать
приобретенные
умения:
пищу
хорошо
пережевывать,
есть
бесшумно,
правильно
пользоваться
столовыми
приборами
(ложкой,
вилкой),
учиться пользоваться ножом (намазывать масло на хлеб), пользоваться салфеткой,
полоскать рот после еды
Использовать в речи слова «пожалуйста», «извините», «спасибо» по ситуации
Пользоваться предметами личной гигиены
Старшая группа
Закрепить
умение
пользоваться
столовыми
приборами
(вилкой,
ножом),
есть
аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
Продолжать
прививать
навыки
культуры
поведения:
выходя
из-за
стола,
благодарить взрослых
Полоскать рот после приема пищи
Подготовительная к школе группа
Совершенствовать навыки культурного поведения перед едой: мальчики уступают
девочкам место, не шумят, не толкаются
Закрепить культурно – гигиенические навыки: за стол садится чисто умытыми,
причесанными
Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть на стол
локти, есть бесшумно, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.