Напоминание

Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни


Автор: Нечетов Валерий Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Беленихинская СОШ имени А.С. Касатонова"
Населённый пункт: село Беленихино,Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни
Раздел: среднее образование





Назад





Роль физической культуры в формировании здорового образа

жизни
Статья посвящена рассмотрению одной из главных проблем на сегодняшний день – проблеме здоровья и здорового образа жизни чело- века. Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления человека разрозненно представлены в отдельных отраслях знания, в том числе в области физической куль- туры, и желаемого результата не дают. Автор подчеркивает значимость физической культуры в формировании здорового образа жизни. С помощью физической культуры, физической деятельности представляется возможность вы- хода из сложившейся ситуации. На рубеже столетий (XX и XXI вв.) произошло изменение общественного сознания россиян, обусловленное сменой ценностных ориентаций, привнесением новых культурных смыслов. Важную роль в этом процессе сыграли средства массовой информации, которые сконструировали определенные образы физического развития и внедрили их в массовое сознание. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Современная культурная ситуация характеризуется повышенным интересом человечества к своему телу, красоте, здоровью, здоровому образу жизни и т.д. На данном этапе развития общество столкнулось с тем, что возникает конфликт между тем, что считается красивым и эстетичным и тем, что считается здоровым и полезным. Обострение данной проблемы обусловлено развитием технологий в области пластической хирургии, которая предоставила человеку возможность менять физический облик, что часто входит в противоречие с показаниями медиков и валеологов. Это непосредственно связано со здоровьем человека, а иногда речь идет о его жизни. Здесь необходимо учесть двуединую роль СМИ, так как их возможности, в зависимости от умелого управления, играют и отрица- тельную, и положительную роль. В контексте этой проблемы находится и проблема здорово- го образа жизни. В современной литературе образ жизни со- относится с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются раз- личные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни [9, с. 333]. Функциональной структурой понятия «об- раз жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. Следовательно, в проблеме здоровья медицинские предпосылки занимают не первое место; в них, прежде всего, выделяются социальные и личностные.
Так, кодекс здоровья, разрабатываемый учеными валеологами, предполагает систему, в которую включены разные стороны человеческой повседневной жизнедеятельности: узнайте свой организм, живите в согласии с природой, проявляйте доброту и милосердие, постоянно создавайте в себе уверенность, что вы здоровы и желайте здоровья всем окружающим; дважды в день обливайтесь холодной водой; раз в неделю в течение не менее 36 часов (ночь, день, ночь) не принимайте пищу и воду, правильно питайтесь, достаточно нагружайте физически свой организм, еженедельно ходите в парную или баню, имейте достаточный секс, не употребляйте алкоголь и не курите, ограничь до минимума лекарства; при простудных заболеваниях, сопровождающихся повышен- ной температурой, не прекращайте закаливающих процедур; трудитесь; уважайте своих де- тей; спите не менее 6 – 7 часов в сутки, найдите в себе веру; сохранение здоровья – это тоже труд, не вдавайтесь в крайности [7, с. 310, 322]. Следовательно, образ жизни как совокупность разных видов повседневной деятельности занимает одно из определяющих мест в современном обществе. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствия болезни или физического недостатка. Применительно к физическому здоровью – это потенциальные возможности организма, обусловленные генотипом и фенотипом; способность к мобилизации функциональных резервов; напряжению регуляторных механизмов в ответ на нагрузку. Здоровый образ жизни рассматривается «как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт коллективного творчества» [10, с. 7]. И.С. Краснов считает, что понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) определяется словом «здоровый», что, по его словам, «является производным от существительного “здоровье”, таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего – это физическое, душевное и социальное благополучие» [5, с. 62]. Некоторые современные исследователи называют среди ведущих факторов, которые определяют состояние здоровья населения, три основные группы: генотип популяций, образ жизни и состояние окружающей среды [см.: 1]. Таким образом, здоровый образ жизни не очерчивается только границами человеческой анатомии и охватывает ряд других качеств че- ловеческого тела. Среди видов деятельности людей одно из важных мест занимает физическая культура. «Под физической (соматической) культурой по- нимается та область общей культуры, которая регулирует деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно- двигательных способностей человека, исходя из норм, ценностей и образов
их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и эстетичности» [9, с. 512]. Однако физическая культура как разрабатываемая учеными область общей культуры появляется на более поздних этапах общества. До Нового времени представления о человеке и его теле фор- мируются стихийно и носят конвенциональный характер. Как говорит Г.В. Гачев: «Антропологические типы человеческих тел находятся в соответствии с природой, с национальным космосом (или развиваются в соответствие с ним, приходят в ходе исторического развития к гармонии с ним…). Тела земледельческих народов отличаются от тел кочевников – соответственно отли- чаются идеалы красоты человека. Крестьянин подобен дереву: дубу, ясеню, сосне. Идеал тела кочевника – гибкое, округлое, обнажённое, не большое, но пластичное» [3, с. 72]... Разработка требования осуществляется с учетом исследований в области здорового образа жизни. Однако на них значительное влияние оказывают конвенционально (стихийно) сложившиеся представления большинства пред- ставителей конкретной культуры о своем теле. Хотя для современности характерна высокая степень институциализации представлений о физически развитом человеке, когда требования к здоровому образу жизни не только разра- батываются, но и активно внедряются в сознание людей через широкую систему институтов (комитеты по физической культуре и спорту, учреждения образования, спортклубы, сред- ства массовой информации и т.д.) [4, с. 5]. Это позволяет рассматривать физическую культуру в широком смысле как сферу «человеческой культуры, которая включает в себя социально сформированные физические способности че- ловека, проявляемые им в определенной деятельности, и всю ту социальную реальность, которая непосредственно обеспечивает их формирование, функционирование и развитие» [6, с. 39, 40]. В современной парадигме развития науки осуществляются попытки пересмотра понятия «физическая культура». Так, Б.Г. Акчурин предлагает соотносить его с понятием «медицинская культура» и заменить термином «телесно- физическая культура», поскольку «физическая культура, как культура тела, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно- духовном единстве. Поэтому деятельность по ее формированию приобретает большую общественно полезную значимость, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие само- го человека. Физкультурная деятельность, на наш взгляд, не ограничивается лишь развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. На этом фоне в каж- дом виде физкультурной деятельности различным образом представлены духовные
начала, связанные с интеллектуальными и социально- психологическими компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, интересов индивида» [1, с. 243]. Важным компонентом физической культуры является физкультурная деятельность, это не только забава, развлечение и получение удовольствий», но и «осуществление и других видов деятельности. Данный вид деятельности связан, прежде всего, с культивированием отношения к своей телесной организации, развитием социальных отношений и внутренней психической целостности человека. Во многом современный человек занимается физической культурой при наличии сформированного потребностно- мотивационного звена, где не последнюю роль играет социальный статус личности. Таким образом, исследователи выходят на расширенное понимание физической (телесной, соматической) культуры, «основным со- держанием которой является процесс социализации, социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, с их физическим со- стоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние, включается в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере и в том отношении, в каких оно оказывается вплетенным в социальную жизнедеятельность, т.е. становится в своем социальном пределе культурной ценностью» [2, c. 209]. Физическая культура является интегративным полем двух начал в человеческой природе: природного и социокультурного, где социо- культурное является доминирующим. Каждая культура создает свои идеалы красоты, правила и условия ее функционирования, а также способы ее достижения. «Телесная культура, в отличие от других сфер культуры, соединяет социальное и биологическое начала в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. Социальный горизонт телесности находится, таким образом, в точке пересечения телесного и духовного начал. Телесная красота есть область соприкосновения реального и идеального, материи и света, природы и духа» [1, с. 246]. По этой причине тело, приближающееся к идеальному образу физически развитого чело- века, может вызывать у представителя данной культуры различные эмоции. Здесь возникает необходимость сопряжения понятий «физическое развитие» и «физическое совершен- ство», поскольку необходимо учитывать биологические закономерности развития человека в контексте их культурного оформления. Под понятием «физическое развитие» понимается в каждый момент времени комплекс морфо- функциональных
свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) организма. Одновременно физическое развитие отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. Физическое развитие характеризуется сложным и многообразным комплексом при- знаков. При изучении физического развития наиболее часто используют основные соматметрические показатели – длину тела, массу тела, окружность грудной клетки и т. д. Физическое развитие человека по своему со- держанию есть сложный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Оно характеризуется изменениями трёх групп показателей: 1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека. 2. Потребность в здоровье и высокой работоспособности, которая является базовой. 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.) [ 8, с. 8]. Однако данные биологические характеристики находят свое воплощение в культурной системе, каковым и является понятие «физическое совершенство». Суть процесса физического совершенствования заключается в удовлетворении многообразных потребностей личности. Физкультурно-спортивная активность человека, проявляющаяся в различных формах занятий физическими упражнениями позволяет реализовывать не только потребность в совершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через физическое развитие, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, но также содействует удовлетворению социально значимых потребностей личности, таких как: стремление к развитию, познанию, общению, соревнованию, положительным эмоциям; достижению конкретно поставленных целей; проявлению «собственного Я», самоутверждению; развитию волевых, нравственных и эстетических черт личности. В этой связи физическое совершенствование выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.
Библиографический список 1. Акчурин, Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дисс… на соиск. учен. степени док. филос. наук. Уфа, 2005. 315 с. 2. Быховская, И.М. «Человек телесный» в со- циокультурном пространстве и времени (очер- ки социальной и культурной антропологии). М.: ФОН, 1997. 212 с. 3. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: АCADEMIA, 1998. 432 с. 4. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. – Ро- стов н/Д: Феникс, 2002. 384 с. 5. Краснов, И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физиче- ская культура: воспитание, образование, трени- ровка. 2004. №2. С.61 – 63. 6. Столяров, В.И. К вопросу о теории физи- ческой культуры // Теория и практика физиче- ской культуры. 1985. № 2. С.39 – 40. 7. Тель, Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении // Л.З. Тель: в 3 т. Т.1. М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001. 432 с. 8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физи- ческого воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2 -е изд., исп. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 490 с. 9. Человек и общество (Культурология) Словарь-справочник. Ростов/Д: Изд-во «Фе- никс», 1996. 554 с. 10. Щербина, В.А. Применение инноваци- онных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. М.: Изд-во «МПА – ПРЕСС», 2007. 319 с


В раздел образования