Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни
Автор: Нечетов Валерий Александрович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Беленихинская СОШ имени А.С. Касатонова" Населённый пункт: село Беленихино,Белгородская область Наименование материала: статья Тема: Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни Раздел: среднее образование
Роль физической культуры в формировании здорового образа
жизни
Статья посвящена рассмотрению одной из главных проблем на сегодняшний
день – проблеме здоровья и здорового образа жизни чело- века.
Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления
человека разрозненно представлены в отдельных отраслях знания, в том
числе в области физической куль- туры, и желаемого результата не дают.
Автор подчеркивает значимость физической культуры в формировании
здорового образа жизни. С помощью физической культуры, физической
деятельности представляется возможность вы- хода из сложившейся
ситуации.
На рубеже столетий (XX и XXI вв.) произошло изменение общественного
сознания россиян, обусловленное сменой ценностных ориентаций,
привнесением новых культурных смыслов. Важную роль в этом процессе
сыграли средства массовой информации, которые сконструировали
определенные образы физического развития и внедрили их в массовое
сознание. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Современная культурная ситуация характеризуется повышенным интересом
человечества к своему телу, красоте, здоровью, здоровому образу жизни и т.д.
На данном этапе развития общество столкнулось с тем, что возникает
конфликт между тем, что считается красивым и эстетичным и тем, что
считается здоровым и полезным. Обострение данной проблемы обусловлено
развитием технологий в области пластической хирургии, которая
предоставила человеку возможность менять физический облик, что часто
входит в противоречие с показаниями медиков и валеологов. Это
непосредственно связано со здоровьем человека, а иногда речь идет о его
жизни. Здесь необходимо учесть двуединую роль СМИ, так как их
возможности, в зависимости от умелого управления, играют и отрица-
тельную, и положительную роль. В контексте этой проблемы находится и
проблема здорово- го образа жизни. В современной литературе образ жизни
со- относится с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни»
рассматриваются раз- личные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их
быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни [9, с. 333]. Функциональной
структурой понятия «об- раз жизни» являются такие аспекты, как трудовая,
социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер
умственной деятельности), физическая и медицинская активность.
Следовательно, в проблеме здоровья медицинские предпосылки занимают не
первое место; в них, прежде всего, выделяются социальные и личностные.
Так, кодекс здоровья, разрабатываемый учеными валеологами, предполагает
систему, в которую включены разные стороны человеческой повседневной
жизнедеятельности: узнайте свой организм, живите в согласии с природой,
проявляйте доброту и милосердие, постоянно создавайте в себе уверенность,
что вы здоровы и желайте здоровья всем окружающим; дважды в день
обливайтесь холодной водой; раз в неделю в течение не менее 36 часов (ночь,
день, ночь) не принимайте пищу и воду, правильно питайтесь, достаточно
нагружайте физически свой организм, еженедельно ходите в парную или
баню, имейте достаточный секс, не употребляйте алкоголь и не курите,
ограничь до минимума лекарства; при простудных заболеваниях,
сопровождающихся повышен- ной температурой, не прекращайте
закаливающих процедур; трудитесь; уважайте своих де- тей; спите не менее 6
– 7 часов в сутки, найдите в себе веру; сохранение здоровья – это тоже труд,
не вдавайтесь в крайности [7, с. 310, 322]. Следовательно, образ жизни как
совокупность разных видов повседневной деятельности занимает одно из
определяющих мест в современном обществе. Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного
социального, психического и физического благополучия, а не только
отсутствия болезни или физического недостатка. Применительно к
физическому здоровью – это потенциальные возможности организма,
обусловленные генотипом и фенотипом; способность к мобилизации
функциональных резервов; напряжению регуляторных механизмов в ответ на
нагрузку. Здоровый образ жизни рассматривается «как некая эталонная
модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт
коллективного творчества» [10, с. 7]. И.С. Краснов считает, что понятие
«здоровый образ жизни» (ЗОЖ) определяется словом «здоровый», что, по его
словам, «является производным от существительного “здоровье”, таким
образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего
– это физическое, душевное и социальное благополучие» [5, с. 62].
Некоторые современные исследователи называют среди ведущих факторов,
которые определяют состояние здоровья населения, три основные группы:
генотип популяций, образ жизни и состояние окружающей среды [см.: 1].
Таким образом, здоровый образ жизни не очерчивается только границами
человеческой анатомии и охватывает ряд других качеств че- ловеческого тела.
Среди видов деятельности людей одно из важных мест занимает физическая
культура. «Под физической (соматической) культурой по- нимается та
область общей культуры, которая регулирует деятельность человека,
связанную с формированием, развитием и использованием телесно-
двигательных способностей человека, исходя из норм, ценностей и образов
их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и
эстетичности» [9, с. 512]. Однако физическая культура как разрабатываемая
учеными область общей культуры появляется на более поздних этапах
общества. До Нового времени представления о человеке и его теле фор-
мируются стихийно и носят конвенциональный характер. Как говорит Г.В.
Гачев: «Антропологические типы человеческих тел находятся в соответствии
с природой, с национальным космосом (или развиваются в соответствие с
ним, приходят в ходе исторического развития к гармонии с ним…). Тела
земледельческих народов отличаются от тел кочевников – соответственно
отли- чаются идеалы красоты человека. Крестьянин подобен дереву: дубу,
ясеню, сосне. Идеал тела кочевника – гибкое, округлое, обнажённое, не
большое, но пластичное» [3, с. 72]... Разработка требования осуществляется с
учетом исследований в области здорового образа жизни. Однако на них
значительное влияние оказывают конвенционально (стихийно) сложившиеся
представления большинства пред- ставителей конкретной культуры о своем
теле. Хотя для современности характерна высокая степень
институциализации представлений о физически развитом человеке, когда
требования к здоровому образу жизни не только разра- батываются, но и
активно внедряются в сознание людей через широкую систему институтов
(комитеты по физической культуре и спорту, учреждения образования,
спортклубы, сред- ства массовой информации и т.д.) [4, с. 5]. Это позволяет
рассматривать физическую культуру в широком смысле как сферу
«человеческой культуры, которая включает в себя социально
сформированные физические способности че- ловека, проявляемые им в
определенной деятельности, и всю ту социальную реальность, которая
непосредственно обеспечивает их формирование, функционирование и
развитие» [6, с. 39, 40]. В современной парадигме развития науки
осуществляются попытки пересмотра понятия «физическая культура». Так,
Б.Г. Акчурин предлагает соотносить его с понятием «медицинская культура»
и заменить термином «телесно- физическая культура», поскольку
«физическая культура, как культура тела, заключает в себе наибольший
потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-
духовном единстве. Поэтому деятельность по ее формированию приобретает
большую общественно полезную значимость, ибо ее предметом, целью и
главным результатом является развитие само- го человека. Физкультурная
деятельность, на наш взгляд, не ограничивается лишь развитием и
формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной
взаимосвязи с его духовной деятельностью. На этом фоне в каж- дом виде
физкультурной деятельности различным образом представлены духовные
начала, связанные с интеллектуальными и социально- психологическими
компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей,
интересов индивида» [1, с. 243].
Важным компонентом физической культуры является физкультурная
деятельность, это не только забава, развлечение и получение удовольствий»,
но и «осуществление и других видов деятельности. Данный вид деятельности
связан, прежде всего, с культивированием отношения к своей телесной
организации, развитием социальных отношений и внутренней психической
целостности человека. Во многом современный человек занимается
физической культурой при наличии сформированного потребностно-
мотивационного звена, где не последнюю роль играет социальный статус
личности. Таким образом, исследователи выходят на расширенное понимание
физической (телесной, соматической) культуры, «основным со- держанием
которой является процесс социализации, социокультурной модификации тела
(телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана,
следовательно, с телесным бытием людей, с их физическим со- стоянием. Но
это телесное бытие, физическое состояние, включается в физическую
культуру как ее специфический элемент в той мере и в том отношении, в
каких оно оказывается вплетенным в социальную жизнедеятельность, т.е.
становится в своем социальном пределе культурной ценностью» [2, c. 209].
Физическая культура является интегративным полем двух начал в
человеческой природе: природного и социокультурного, где социо-
культурное является доминирующим. Каждая культура создает свои идеалы
красоты, правила и условия ее функционирования, а также способы ее
достижения. «Телесная культура, в отличие от других сфер культуры,
соединяет социальное и биологическое начала в человеке в единое целое и
является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного
разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними.
Социальный горизонт телесности находится, таким образом, в точке
пересечения телесного и духовного начал. Телесная красота есть область
соприкосновения реального и идеального, материи и света, природы и духа»
[1, с. 246]. По этой причине тело, приближающееся к идеальному образу
физически развитого чело- века, может вызывать у представителя данной
культуры различные эмоции. Здесь возникает необходимость сопряжения
понятий «физическое развитие» и «физическое совершен- ство», поскольку
необходимо учитывать биологические закономерности развития человека в
контексте их культурного оформления. Под понятием «физическое развитие»
понимается в каждый момент времени комплекс морфо- функциональных
свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и
физическую дееспособность (работоспособность) организма. Одновременно
физическое развитие отражает не моментальную характеристику состояния
(развития), а динамику процесса. Физическое развитие характеризуется
сложным и многообразным комплексом при- знаков. При изучении
физического развития наиболее часто используют основные
соматметрические показатели – длину тела, массу тела, окружность грудной
клетки и т. д. Физическое развитие человека по своему со- держанию есть
сложный процесс становления, формирования и последующего изменения на
протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его
организма и основанных на них физических качеств и способностей. Оно
характеризуется изменениями трёх групп показателей: 1. Показатели
телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных
частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде
всего биологические формы, или морфологию, человека. 2. Потребность в
здоровье и высокой работоспособности, которая является базовой. 3.
Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей,
выносливости и др.) [ 8, с. 8]. Однако данные биологические характеристики
находят свое воплощение в культурной системе, каковым и является понятие
«физическое совершенство». Суть процесса физического совершенствования
заключается в удовлетворении многообразных потребностей личности.
Физкультурно-спортивная активность человека, проявляющаяся в различных
формах занятий физическими упражнениями позволяет реализовывать не
только потребность в совершенствовании биологического способа
жизнедеятельности организма через физическое развитие, развитие
физических качеств, двигательных умений и навыков, но также содействует
удовлетворению социально значимых потребностей личности, таких как:
стремление к развитию, познанию, общению, соревнованию, положительным
эмоциям; достижению конкретно поставленных целей; проявлению
«собственного Я», самоутверждению; развитию волевых, нравственных и
эстетических черт личности. В этой связи физическое совершенствование
выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию
не только физических, но и духовных способностей личности.
Библиографический список
1. Акчурин, Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее
идентификации: дисс… на соиск. учен. степени док. филос. наук. Уфа, 2005.
315 с. 2. Быховская, И.М. «Человек телесный» в со- циокультурном
пространстве и времени (очер- ки социальной и культурной антропологии).
М.: ФОН, 1997. 212 с. 3. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций.
М.: АCADEMIA, 1998. 432 с. 4. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. – Ро- стов
н/Д: Феникс, 2002. 384 с. 5. Краснов, И.С. Методологические аспекты
здорового образа жизни россиян // Физиче- ская культура: воспитание,
образование, трени- ровка. 2004. №2. С.61 – 63. 6. Столяров, В.И. К вопросу о
теории физи- ческой культуры // Теория и практика физиче- ской культуры.
1985. № 2. С.39 – 40. 7. Тель, Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и
выздоровлении // Л.З. Тель: в 3 т. Т.1. М.: ООО «Издательство АСТ»;
«Астрель», 2001. 432 с. 8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физи- ческого
воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2 -е изд.,
исп. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 490 с. 9. Человек и
общество (Культурология) Словарь-справочник. Ростов/Д: Изд-во «Фе- никс»,
1996. 554 с. 10. Щербина, В.А. Применение инноваци- онных технологий
физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни
студентов технического вуза. М.: Изд-во «МПА – ПРЕСС», 2007. 319 с