Формирование информационной грамотности студентов как
неотъемлемое условие качественной подготовки.
Я
преподаю
дисциплину
«Информатика»
в
государственном
бюджетном профессиональном образовательном учреждении Новосибирской
области
«Колыванский
аграрный
колледж»
в
течении
последних
8
лет.
Сегодня
в
мире
нет
ни
одной
отрасли
науки
и
техники,
которая
развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года
происходит
смена
поколений
аппаратных
и
программных
средств
вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и
т е х н и к и
е щ е
н е
з н а л а .
Я
считаю,
что
информационная
культура
сегодня
требует
от
современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления,
обеспечивающих
необходимую
социальную
адаптацию
к
переменам
и
гарантирующих
до стойно е
ме сто
в
информационной
среде.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как
личность,
обладающая
целым
комплексом
знаний
и
умений:
во-первых,
это
владение
тезаурусом,
включающим
такие
понятия,
как
информационные
ре сурсы,
информационно е
м и р о в о з з р е н и е ,
и н ф о рма ц и о н н а я
с р ед а ,
и н ф о рма ц и о н н о е
п о вед е н и е
и
д р . ;
во-вторых,
умение
грамотно
формулировать
свои
информационные
п о т р е б н о с т и
и
з а п р о с ы ;
в-третьих,
способность
эффективно
и
оперативно
осуществлять
самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных так и
нетрадиционных,
в
первую
очередь,
компьютерных
поисковых
систем;
в-четвертых,
умение
рационально
хранить
и
оперативно
перерабатывать
б о л ь ш и е
п о т о к и
и
м а с с и в ы
и н ф о р м а ц и и ;
в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести
и н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а ц и о н н ы й
д и а л о г .
Понятие
«информационная
грамотность»
часто
используется
в
зарубежной
практике.
Информационную
грамотность
определяют
как
способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в
личной
и
профессиональной
деятельности.
Согласно
исследованиям
вл а д е н и е
и н фо рма ц и о н н о й
гр а мот н о с т ь ю
п р ед у с мат р и ва е т :
-
осознание
потребности
в
актуальной
и
значимой
информации;
-умение находить источники информации, используя наиболее эффективные
с т р а т е г и и
п о и с к а ;
- умения критически и компетентно оценивать информацию, отличать факты
от мнений;
-
у м е н и е
т в о р ч е с к и
о ц е н и в а т ь
н а й д е н н у ю
и н ф о р м а ц и ю ;
- умение применять полученные навыки по поиску информации в личных
ц е л я х
и
в
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и ;
- осознание значения информации в развитии демократического общества;
-
знание
и
соблюдение
этических
норм
в
области
информационных
технологий;
-
умение
сотрудничать
в
поиске
и
использовании
информации,
умение
делиться результатами своей деятельности.
Формирование
информационной
культуры
студентов
–
одна
из
важнейших задач любого образовательного
учреждения. В нашей стране
обучение
основам
информационных
знаний,
умений
и
навыков
осуществляется
посредством
организованной
подготовки
пользователей
информации
в
рамках
учебных
дисциплин
высших
и
средних
учебных
заведений.
В
своей
работе
я
применяю
различные
методы
и
приемы,
в
зависимости от возраста и уровня подготовки студентов, но всегда с учетом
специальности и специфики направления подготовки (сельское хозяйство).
С 2015-2016 учебного года я начала работать по теме самообразования
«Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое
у с л о в и е
к а ч е с т в е н н о й
п о д г о т о в к и » .
П о с т а в и л а
п е р е д
с о б о й
с л е д у ю щ и е
ц е л и :
1. Формирование у обучающихся умений работать с информацией, развитие
к о м м у н и к а т и в н ы х
с п о с о б н о с т е й .
2 .
П о д г о т о в к а
л и ч н о с т и
" и н ф о р м а ц и о н н о г о
о б щ е с т в а ” .
3.
Формирование
у
обучающихся
исследовательских
умений,
умений
п р и н и м а т ь
о п т и м а л ь н ы е
р е ш е н и я .
В течение всего срока обучения студенты всех специальностей прослушали
курс «Информатика», не только в виде лекций, семинаров, но и выполняли
или
ряд
практических
заданий,
в
том
числе
самостоятельно.
Кроме того студенты выполняли внеаудиторную самостоятельную работу по
дисциплине, с тематикой и видами работ они знакомились на первом занятии.
Например - подготовка докладов и рефератов, видеороликов, презентаций,
э л е к т р о н н ы е
п о с о б и я
и
т . п .
В дальнейшем - мною, как преподавателем общеобразовательных дисциплин,
рекомендовалось выполнять доклады и рефераты, видеоролики, презентации,
электронные пособия и т.п. не по моему предмету, а по спецдисциплинам, с
учетом специальности. Например, студенты II и III курсов специальности
«Экономика и бухгалтерский учет» готовили презентации в MS PowePoint по
дисциплинам
«Теория
бухгалтерского
учета»
или
«Финансы
и
кредит».
Студенты
III
курса
специальности
«Агрономия»
сделали
электронные
учебные пособия по дисциплинам «Микробиологи, санитария и гигиена» и
« Б о т а н и к а
и
ф и з и о л о г и я
р а с т е н и й »
и
д р .
Основы
работы
на
персональном
компьютере
и
с
программным
обеспечением каждый студент получал на моих уроках, а затем полученные
знания применял на занятиях по спецдисциплинам и учебных практиках.
О ж и д а е м ы й
м н о ю
р е з у л ь т а т
п о л у ч е н :
• Идет постоянное формирование умений работать с информацией, развитие
к о м м у н и к а т и в н ы х
с п о с о б н о с т е й
у
с т у д е н т о в .
•
Идет
постоянное
обучение
–
общение
студента
с
компьютером.
• Идет диалоговый характер обучения между преподавателем и студентом.
•
Управляемость:
в
любой
момент
возможна
коррекция
преподавателем
п р о ц е с с а
о б у ч е н и я .
• Постоянное оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
• Идет поддержание у студента состояние психологического комфорта при
о б щ е н и и
с
к о м п ь ю т е р о м .
•
Неограниченное
обучение,
даже
в
отсутствие
преподавателя.
•
И д е т
о б е с п е ч е н и е
л и ч н о с т н о г о
р о с т а
с т у д е н т а .
•
И д е т
обе с печ е ние
инт е лле ктуа льного
ра зв ит ия
с туд е нт а .
• Идет постоянное формирование в сознании студента целостной картины
мира.
• Как результат – творческие работы у студентов (презентации, веб-узлы,
бу к л е т ы ,
р е ф е р а т ы ,
п у б л и к а ц и и
в
И н т е р н е т е
и
д р у г о е ) .
Итогом текущего учебного года можно назвать подготовку и участие 4
студентов колледжа в III Всероссийской Межрегиональной олимпиады 2016-
2017 учебного года по информатике , где Жирко Петр, студент группы М-22
специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» занял первое
место и был отмечен дипломом победителя I Степени, Бирюкова Антонина
студентка
первого
курса
специальности
35.02.05
«Агрономия»
,
была
отмечена дипломом победителя III Степени.
31
января
2017
года
я
участвовала
в
Международной
научно-
практической
педагогической
конференции
«Применение
современных
образовательных
технологий
в
учебном
процессе»,
где
представила
свой
доклад на тему: «Использование ИКТ в процессе обучения информатике», где
была отмечена дипломом первой степени.
Практически в каждой группе свои первое занятие я начинаю с фразы
«В
современных
условиях
глобальной
компьютеризации
человек
должен
разбираться в компьютерной технике и быть с нею на «ты» уже с раннего
детства».