Напоминание

Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки.


Автор: Дорофеева Наталия Сергеевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Колыванский аграрный колледж"
Населённый пункт: НСО, р.п. Колывань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Формирование информационной грамотности студентов как

неотъемлемое условие качественной подготовки.
Я преподаю дисциплину «Информатика» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Новосибирской области «Колыванский аграрный колледж» в течении последних 8 лет. Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и т е х н и к и е щ е н е з н а л а . Я считаю, что информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих до стойно е ме сто в информационной среде. Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ре сурсы, информационно е м и р о в о з з р е н и е , и н ф о рма ц и о н н а я с р ед а , и н ф о рма ц и о н н о е п о вед е н и е и д р . ; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные п о т р е б н о с т и и з а п р о с ы ; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать б о л ь ш и е п о т о к и и м а с с и в ы и н ф о р м а ц и и ; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести и н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а ц и о н н ы й д и а л о г . Понятие «информационная грамотность» часто используется в зарубежной практике. Информационную грамотность определяют как способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельности. Согласно исследованиям вл а д е н и е и н фо рма ц и о н н о й гр а мот н о с т ь ю п р ед у с мат р и ва е т : - осознание потребности в актуальной и значимой информации; -умение находить источники информации, используя наиболее эффективные с т р а т е г и и п о и с к а ; - умения критически и компетентно оценивать информацию, отличать факты от мнений; - у м е н и е т в о р ч е с к и о ц е н и в а т ь н а й д е н н у ю и н ф о р м а ц и ю ; - умение применять полученные навыки по поиску информации в личных ц е л я х и в п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и ; - осознание значения информации в развитии демократического общества; - знание и соблюдение этических норм в области информационных
технологий; - умение сотрудничать в поиске и использовании информации, умение делиться результатами своей деятельности. Формирование информационной культуры студентов – одна из важнейших задач любого образовательного учреждения. В нашей стране обучение основам информационных знаний, умений и навыков осуществляется посредством организованной подготовки пользователей информации в рамках учебных дисциплин высших и средних учебных заведений. В своей работе я применяю различные методы и приемы, в зависимости от возраста и уровня подготовки студентов, но всегда с учетом специальности и специфики направления подготовки (сельское хозяйство). С 2015-2016 учебного года я начала работать по теме самообразования «Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое у с л о в и е к а ч е с т в е н н о й п о д г о т о в к и » . П о с т а в и л а п е р е д с о б о й с л е д у ю щ и е ц е л и : 1. Формирование у обучающихся умений работать с информацией, развитие к о м м у н и к а т и в н ы х с п о с о б н о с т е й . 2 . П о д г о т о в к а л и ч н о с т и " и н ф о р м а ц и о н н о г о о б щ е с т в а ” . 3. Формирование у обучающихся исследовательских умений, умений п р и н и м а т ь о п т и м а л ь н ы е р е ш е н и я . В течение всего срока обучения студенты всех специальностей прослушали курс «Информатика», не только в виде лекций, семинаров, но и выполняли или ряд практических заданий, в том числе самостоятельно. Кроме того студенты выполняли внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине, с тематикой и видами работ они знакомились на первом занятии. Например - подготовка докладов и рефератов, видеороликов, презентаций, э л е к т р о н н ы е п о с о б и я и т . п . В дальнейшем - мною, как преподавателем общеобразовательных дисциплин, рекомендовалось выполнять доклады и рефераты, видеоролики, презентации, электронные пособия и т.п. не по моему предмету, а по спецдисциплинам, с учетом специальности. Например, студенты II и III курсов специальности «Экономика и бухгалтерский учет» готовили презентации в MS PowePoint по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» или «Финансы и кредит». Студенты III курса специальности «Агрономия» сделали электронные учебные пособия по дисциплинам «Микробиологи, санитария и гигиена» и « Б о т а н и к а и ф и з и о л о г и я р а с т е н и й » и д р . Основы работы на персональном компьютере и с программным обеспечением каждый студент получал на моих уроках, а затем полученные знания применял на занятиях по спецдисциплинам и учебных практиках. О ж и д а е м ы й м н о ю р е з у л ь т а т п о л у ч е н : • Идет постоянное формирование умений работать с информацией, развитие к о м м у н и к а т и в н ы х с п о с о б н о с т е й у с т у д е н т о в . • Идет постоянное обучение – общение студента с компьютером. • Идет диалоговый характер обучения между преподавателем и студентом.
• Управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем п р о ц е с с а о б у ч е н и я . • Постоянное оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. • Идет поддержание у студента состояние психологического комфорта при о б щ е н и и с к о м п ь ю т е р о м . • Неограниченное обучение, даже в отсутствие преподавателя. • И д е т о б е с п е ч е н и е л и ч н о с т н о г о р о с т а с т у д е н т а . • И д е т обе с печ е ние инт е лле ктуа льного ра зв ит ия с туд е нт а . • Идет постоянное формирование в сознании студента целостной картины мира. • Как результат – творческие работы у студентов (презентации, веб-узлы, бу к л е т ы , р е ф е р а т ы , п у б л и к а ц и и в И н т е р н е т е и д р у г о е ) . Итогом текущего учебного года можно назвать подготовку и участие 4 студентов колледжа в III Всероссийской Межрегиональной олимпиады 2016- 2017 учебного года по информатике , где Жирко Петр, студент группы М-22 специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» занял первое место и был отмечен дипломом победителя I Степени, Бирюкова Антонина студентка первого курса специальности 35.02.05 «Агрономия» , была отмечена дипломом победителя III Степени. 31 января 2017 года я участвовала в Международной научно- практической педагогической конференции «Применение современных образовательных технологий в учебном процессе», где представила свой доклад на тему: «Использование ИКТ в процессе обучения информатике», где была отмечена дипломом первой степени. Практически в каждой группе свои первое занятие я начинаю с фразы «В современных условиях глобальной компьютеризации человек должен разбираться в компьютерной технике и быть с нею на «ты» уже с раннего детства».


В раздел образования