Напоминание

Профессиональные компетенции педагога дополнительного образования


Автор: Молочная Ирина Сергеевна
Должность: заведующий отделом имр
Учебное заведение: МБУДО БДДТ г.Белгорода
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: Профессиональные компетенции педагога дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Молочная И.С. Заведующий отделом информационно-методической работы Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода
Профессиональные компетентности

педагога дополнительного образования

(из опыта работы МБУДО БДДТ г. Белгорода)
Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Адольф Дистервег - немецкий педагог 18-19 вв.
Аннотация:
В статье автор рассуждает о профессиональной компетенции педагога дополнительного образования, о том, каким должен быть сегодня педагог дополнительного образования.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность, педагог дополнительного образования, качества педагога, профессионализм, самообразование. Сегодня много говорят о профессиональном стандарте педагогов, которые введены в общем среднем и дошкольном образовании. Введение профессионального стандарта педагогов дополнительного образования отложен, но уважающий себя педагог должен к этому быть готов уже сейчас, должен задумываться, как он будет ве сти занятия, к а к и м и профессиональными компетенциями должен обладать современный учитель. Дополнительное образование нацелено на создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организацию реальных дел, доступных для всех детей и дающих конкретный результат. Главная задача – не только дать первоначальные знания по тому или другому направлению (как это было раньше на уровне кружковой работы), а отвечать запросам современного общества, обучая, развивая и воспитывая каждого учащегося как индивида социума. В связи с этим дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. А главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог. Только сегодня это должен быть педагог-профессионал, педагог-новатор, педагог исследователь, искатель, педагог-аналитик, так как именно от его профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта зависит качество образования.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач. Сегодня педагог дополнительного образования должен обладать такими профессиональными и лично стными компетенциями: - быть чутким и доброжелательным, понимать потребности и интересы детей; - иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать широким кругом интересов и умений; - быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, быть активным; - располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть г о т о в ы м к п е р е с м о т р у с в о и х в з г л я д о в и п о с т о я н н о м у самосовершенствованию. Одним словом – педагог должен быть мастером своего дела, ведь только рядом с мастером может вырасти другой мастер, лишь у мастера можно научиться мастерству, что подтверждают слова Адольфа Дистервега, немецкого педагога, взятые эпиграфом. Профессионализм современного педагога – основа для формирования и развития личности ребенка. Если раньше у педагога дополнительного образования было право выбора детей, то современное общество требует от дополнительного образования включение в образовательный процесс всех желающих, разрабатывая под каждую группу учащихся, под каждого учащегося общеобразовательную общеразвивающую программу. Сегодня на педагогов дополнительного образования возложены большие надежды. Наши педагоги Дворца детского творчества постоянно ищут новые формы и методы обучения. Все педагоги включают в работу программы инклюзивного обучения. Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми и детьми, имеющими проблемы в развитии. Охвачены и включены в обучение учащиеся с девиантным поведением, зависимые, социально запущенными и социально уязвимыми, имеющие серьезные отклонения в поведении и так далее. Вот здесь и «срабатывают» профессиональные компетенции. Каждый педагог проводит систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, разрабатывает и реализует программы индивидуального обучающего маршрута (ИОМ), оценивает образовательные результаты (формирование предметных и метапредметных компетенций). В нашем учреждении регулярно осуществляется мониторинг личностных характеристик учащихся, определяется совместно с учащимся, его родителями (законными представителями) наиболее продуктивный путь его ближайшего творческого развития. Педагоги не только осуществляют образовательную деятельность учащихся, но и организовывают досуговую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействия с родителями, осуществляют педагогический контроль и оценку освоения общеобразовательной общеразвивающей программы, разрабатывают программно-методическое обеспечение
реализации данной программы. Планируя занятие, педагоги ориентируются на то, что ребенок уже знает и умеет, как он овладел этими знаниями и умениями, как они изменяются в процессе обучения. Педагог должен владеть информацией не только о результативной, но и о процессуальной сторонах учебной работы учащегося, его умениях учиться. К сожалению, не все сотрудники согласны перейти к новым современным требованиям профессиональной компетенции, и это даже не зависит от возраста педагога. Одни с удовольствием принимают все новое и интересное, пробуют экспериментировать и ставить для себя более высокие критерии, ищут способы и самообразовываются. Другие – стараются «не выделяться» и работать, как и прежде. Не все педагогические сотрудники готовы работать с любым учеником, не все могут вовремя распознать педагогические, и даже психологические проблемы ребенка. Для повышения компетентности педагога и оказания методической помощи проводится мониторинг кадровых условий, выявляя уровень п р оя вл е н и я профессиональной компетенции, семинары и круглые столы. Квалификационные требования к педагогам сегодня включают в себя много вещей, которые превратили учреждения дополнительного образования в те учреждения, где дети «мешают» педагогам работать с документацией. Мы надеемся, что введение профессионального стандарта должно помочь освободить их от лишней документации, задаст высокие требования к профессиональной компетентности педагога, что неизбежно влечет за собой изменение стандартов его профессиональной подготовки, повышения квалификации. Педагог будет сам заинтересован в повышении квалификации, будет сам выступать инициатором прохождения курсов, посещения семинаров, тренингов, прохождения дистанционного обучения, включение в свою работу новых форм и методов, отвечающих требованиям современного общества.


В раздел образования