"Профилактика простудных заболеваний у детей раннего возраста"
Автор: Соловьева Елена Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г. Мурманска №123 Населённый пункт: Мурманск Наименование материала: статья Тема: "Профилактика простудных заболеваний у детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
«Профилактика простудных заболеваний у детей раннего возраста»
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада
является сохранение и укрепление психического и физического здоровья
ребенка, развитие его потенциала в физическом и общем развитии во всех
видах детской деятельности. С этой целью мы разрабатываем комплекс
профилактической оздоровительной работы.
Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие ДОУ, могут
относиться к разным группам здоровья: I — абсолютно здоровые
, II —
рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже
проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не
имеющие хронических заболеваний, и III — имеющие какое-либо
хроническое заболевание. В нашей группе в этом году Д I-3; Д II-15,
Д III-4 ч. Прошлый год Д I-6; Д I-12, Д III-2ч.
Особенно важна и актуальна проблема здоровья ребёнка в период
поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Чтобы избежать осложнений
и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо организовать
помощь детям, поступающим в детский сад и обеспечить постепенный
переход ребёнка из семьи в ДОУ. Необходимым условием этого является
чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков,
согласованность действий родителей и детского сада, сближение их подходов
к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.
При организации поэтапного приёма вновь поступающих детей нами
выработаны следующие правила:
утренний осмотр проводит медсестра совместно с воспитателем;
принимать не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели могли
уделить им максимум внимания, поскольку наступил этап наблюдений;
индивидуальный режим пребывания
время
пребывания
в
детском
саду
увеличивается
постепенно
в
зависимости от его привыкания ребенка к условиям детского сада.
Данный
вопрос
решается
совместно
с
врачом,
воспитателями
и
педагогом – психологом, а также родителями
в
период
адаптации
учитываются
все
индивидуальные
привычки
ребёнка
и
сохраняются
привычные
для
ребёнка
воспитательные
приёмы.
работа двух воспитателей
работа психолога, рекомендации родителям
Со дня поступления ребёнка в детский сад нами ведётся лист адаптации,
где отмечаются: аппетит, сон, настроение, активность, уровень развития речи.
Одновременно психологом проводится оценка уровня нервно-психического
развития ребёнка, медицинским работником отслеживается заболеваемость,
соответствие
главным
антропометрическим
показателям
физического
развития.
В процессе диагностики мы используем: метод наблюдений, беседы,
дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив
полученные результаты, мы наметили план дальнейшей работы и поставили
для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду,
которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения
здоровья. А также использование в работе с детьми здоровьесберегающих
технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком раннего возраста. Всю свою
педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими
особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за
здоровьем детей.
Как уберечь ребенка от простуды?
Иммунитет маленького ребенка еще не так силен, потому дети больше
подвержены простудным заболеваниям. Но в наших силах изменить
ситуацию к лучшему и предотвратить частые простуды.
Для этого необходима профилактика простудных заболеваний у детей. Ведь
предотвратить всегда проще, чем лечить.
Во-первых, следует ограничить посещения ребенком массовых
мероприятий, разнообразные поездки со скоплением людей. Если все же
поездки не избежать, то перед выходом из дома смазывайте носовые ходы
ребенка оксолиновой мазью, она препятствует проникновению инфекции,
передающейся по воздуху, а также сейчас достаточное количество
противовирусных аппаратов , которые вам посоветует врач.В период
вспышки вирусных инфекций ,после прихода домой, промойте носик
малышу Аквалором или Аквамарисом, чтобы помочь организму избавиться
от раздражающих инфекций, размножающихся в носу.
Во-вторых, следует объяснить малышу, что чтобы не заболеть, надо
обязательно мыть руки перед едой, после прогулок на улице, после
посещения туалета. Ведь масса бактерий скапливается именно на коже рук.
В-третьих, если вы замечаете у своего ребенка признаки простуды, то не
стоит не придавать этому значения и вести ребенка в детский сад. Он не
только будет переносить болезнь на ногах, что чревато осложнениями, но и
может заразить других детей.
В-четвертых, профилактика простудных заболеваний у детей включает в
себя и прием витаминов. Сейчас в продаже можно найти витамины,
выпускаемые специально для детей раннего возраста: они разноцветные, с
различными вкусовыми добавками, что позволяет детям с удовольствием их
принимать.
В-пятых, следите за тем, чтобы питание ребенка было
разнообразным: содержало овощи, фрукты, рыбу, мясо, кисломолочные
продукты с бифидобактериями.
Ну, а лучший способ профилактики гриппа – прививка.
В нашей группе «Чебурашка» мы также используем различные методы и
приемы для профилактики простудных заболеваний:
поддержание чистоты
проветривание спален перед сном и проветривание группы.
кварцевание бактерицидной лампой группы
очищение воздуха в спальне ионизатором
аромолампы
увлажнение воздуха
использование оксолиновой мази
чай с лимоном или шиповником
дезинфекция в период вспышки ОРВИ
-Полноценное питание с обязательным включением лука, чеснока. А также
каждый день лук и чеснок, мелко нарезанный, стоит на столике в группе и
спальне. Дети носят «чесночные бусы».
-При организации работы большое значение придаём соблюдению режима
дня, смены видов деятельности, сна и прогулок. Гуляем два раза в день. На
прогулке активно используем игры с мячом, пытаемся играть в футбол. Хотя
бы попасть по мячу. Проводим подвижные игры : «Карусели», «Рыжий кот»,
« Снежинки» и др.
-Перед прогулкой мы едим замороженную клюкву и бруснику, что хорошо
закаляет горло.
-Проводим закаливающие процедуры. Умываемся прохладной водой, ходим
босиком (сначала в носочках, а потом голыми ножками).
Занятия физкультурой проводим два раза в неделю, один раз в группе и один
в спортзале. Там мы прыгаем, бегаем, выполняем несложные упражнения.
Выполняем
массаж
стоп,
ходим
по
массажным
островкам,
бегаем
по
ребристым
дорожкам,
сделанным
из
различного
материала:
пластмассы,
дерева, также по дорожкам, сделанными своими руками.
Часто используем музыку для релаксации, а также в режимных моментах.
Роль музыки в снятии психо-эмоционального напряжения у детей очень
велика.
Что
очень
хорошо
сказывается
на
профилактике
различных
заболеваний,
в
том
числе
и
простудных.
В
нашей
группе
есть
диски
с
музыкой для детей, с песнями из детских кино - и мультфильмов, плясовыми
мелодиями, детской аэробикой, колыбельными.
Но чтобы добиться положительного результата в оздоровлении наших
малышей, необходимо привлечь родителей к данной проблеме.
Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями считаем
установление партнерских отношений, которые позволяют объединить
усилия для сохранения и укрепления здоровья детей .Решение этой задачи
требует с обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.
В нашей группе ведется просветительская работа с родителями в области
здоровьесбережения, привлечение родителей к здоровому образу жизни.
Мы применяем различные формы работы. Анкетирование родителей: «Какой
Я?» ,папки-передвижки: «Здоровье наших малышей» ,проводятся
индивидуальные беседы с родителями: «Проблемы адаптации», «Чистота –
залог здоровья», проведена игра- викторина с родителями « Я простуды не
боюсь», запланировано родительское собрание:
«Как сохранить здоровье ребенка?», выпущены альбомы семейных рецептов
«Рецепты бабушки Поли», « Народные средства от Зайцевых»,газета «Со
спортом мы друзья», изготовлены буклеты – памятки для родителей
« Профилактика орви у детей-хорошее настроение», « Профилактика орви у
детей - на зарядку становись» и другие.
Таким образом, используя все методы и приемы, мы стараемся создать в
группе обстановку, для обеспечения условий разностороннего развития
детей, создание условий для обеспечения психологической безопасности
личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых
двигательных умений и навыков в различных видах деятельности,
организации здоровьесберегающей и развивающей среды,
способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни,
повышению сопротивляемости и защитных свойств организма детей
раннего возраста.