Автор: Рогоза Людмила Степановна Должность: учитель русского языка и литературы, зам. директора по увр Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК "Школа-гимназия №1" Населённый пункт: г. Керчь Республика Крым Наименование материала: разработка урока Тема: Законы современной общей риторики. Раздел: полное образование
Тема Законы современной общей риторики.
Разработка урока «Законы современной общей риторики» способствует успешному
проведению урока развития речи или риторики.
В ходе урока учащиеся научатся использовать схемы построения выступлений
для достижения понимания между говорящим и слушающим;
научатся
создавать,
применять
и преобразовывать
модели
для
выступления
с
использованием 4 законов современной риторики; усвоят
словесные стратегии
привлечения внимания аудитории.
Цель: формирование
у
обучающихся
умений
создавать
речь
в
процессе
выступления, используя законы современной риторики
Задачи:
1. научить использовать схемы построения высказываний (выступлений) для
достижения понимания между говорящим и слушающим;
2. освоить механизмы ассоциативного и логического мышления;
3. выработать
умения
соотносить
действия
с
планируемыми
целями
и
задачами;
4. усвоить стратегии привлечения внимания аудитории;
5.
сформировать
умение
создавать,
применять
и преобразовывать
модели
и схемы для выступления.
Оборудование:
Стихотворения, текст И. Кабыш
Ход занятия
1.
О\М
2.
Актуализация изученного
Дайте классическое определение понятия риторики ( В классическом
понимании риторика (греч. rhetorike), или ораторское искусство (лат. oratoria),
– это наука и искусство подготовки, построения и публичного произнесения
речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Дайте определение современной риторики ( это теория и мастерство
Что является предметом изучения риторики (Предметом современной
риторики является мыслеречевая деятельность человека в разных
жизненных ситуациях, т. е. мысль и слово. Причём современная риторика
– это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова) .
Выведите формулу успешного оратора из слов «Мысль входит в сознание вратами
чувств» (Гельвеций). ( чтобы речь была эффективной, современная риторика
выдвигает формулу: мысль + чувство + слово)
Понятие общей и частной риторики (Риторика бывает общей и частной. Общая
риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е.
обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике
изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах
профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (например, в
юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи)
Что вы знаете о развитии риторики в России
Богатые риторические традиции имеет Россия. Первым древнерусским сочинением,
рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это
сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия. Самая
ранняя из дошедших до нас отечественных риторик, «Риторика Макария», появилась
в начале XVII в.
В середине XVIII в. М.В. Ломоносов создал фундаментальный научный труд
«Краткое руководство к красноречию». Все последующие российские риторики
были созданы на основе этого труда. Среди них следует отметить «Правила высшего
красноречия» М.М. Сперанского и «Общую реторику» и «Частную
реторику»[3]Н.Ф. Кошанского (учителя Пушкина).
Обратите внимание! Русский риторический идеал предполагает гармонию,
кротость, уважение к человеку, правдивость, искренность, добро, выраженные в
слове.
3.
Новая тема определение целей и задач урока.
Законы современной общей риторики
Достичь понимания между говорящим и слушающим помогают четыре
фундаментальных закона риторики.
Первый закон современной общей риторики – закон гармонизирующего
диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при
диалогическом взаимодействии участников общения, поэтому риторы советуют
любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства
слушателей.
2) Приёмы диалогизации речи
Диалогизация речи – это ведение беседы с воображаемым собеседником. Любой
ораторский монолог рекомендуется выстраивать как диалог. Это придаёт
выступлению эмоциональность и удерживает внимание аудитории.
Приёмы диалогизации речи
Второй закон – закон ориентации и продвижения адресата.
Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован «в
пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается
к цели. Для этого говорящий должен использовать в речи слова, указывающие на
порядок событий (во-первых, во-вторых и т. д.), резюмирующие слова
(следовательно, итак и т. д.), связочные предложения (Рассмотрим следующую
проблему. Перейдём к следующему вопросу) и т. п.
Третий закон эмоциональности речи. Он требует, чтобы говорящий не только
мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чём он сообщает, и умел
выразить свои эмоции в речи.
Четвёртый закон – закон удовольствия. Он подразумевает, что речь действенна
тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.
Мощными средствами выполнения этого закона являются богатство и
выразительность речи
Обратите внимание! Первый закон гармонизирующего диалога является самым
главным. Три остальных закона раскрывают его и показывают, как он
осуществляется в реальной риторической практике.
Задания и упражнения:
1.
Прочитайте текст. Найдите предложения, в которых автор ведёт диалог с
воображаемым собеседником. Назовите приёмы, которые использует автор.
(1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно
писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный
набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы,
встречи с ветеранами. (2) Между тем сегодня назрела необходимость не
столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением
слова в целом.
(3) По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нужно только
оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой
взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6) Не боясь быть
банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь
военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.
(8) Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши».
(9) Хуже, когда от школьников узнаёшь, что «порядочный» человек – человек,
ставящий всякую вещь на свое место, а «алчный» – участвующий в
популярной телеигре, горьковское «он был бос» понимается как «он был
начальник». (10) А почему при этом «в вытертых штанах»? (11) Да именно
потому, что «босс»: ходил же Форд в потертых джинсах!
(12) Но, может, самое грустное, что дети не понимают значений слов
«благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный»,
«коварный», «вероломный» – им хватает двух слов: «хороший» и «плохой».
(13) (Даже Эллочке-людоедке из «12 стульев» нужно было тридцать.)
(14) Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно,
что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему
и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. (15) Это так, но речь не
о том, чтобы научить детей говорить «метко» (хотя точность, как нам недавно
стало известно, никогда не бывает лишней), а о том, чтобы сделать нас
народом. (16) Напомню еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк
сущий в ней язык»
(17) Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в
песок. (18) Почему? (19) Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык
приходит: из общения и чтения. (20) Но дети и родители сегодня разобщены.
(21) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (22) И сегодня «воевать» за
русский язык – значит, бороться и за литературу, на нем написанную.
(23) В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?» – давался
ответ: «С картинки в твоём букваре». (24) Не знаю, какая именно картинка
имелась в виду – Красная площадь или белая берёза, думаю, что это не так
важно. (25) Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается
именно с букваря.
(По И. Кабыш)
2.
Стихотворение «Наша Таня громко плачет», расширьте, используя 4 закона
современной риторики.
3.
Подготовьте
по
каждому
из
четырех
законов
риторики
короткое
выступление с подзаголовком: «На то и закон, чтобы его нарушать». В
каждом выступлении (5-7 минут) опишите смысл одного из законов и
приведите ваши соображения (и доказательства, если вы с законом не
согласны) или наблюдения по поводу того, как данный риторический закон
в реальной жизни нарушается и к чему это приводит.
Закрепление.
Дайте образное определение следующих понятий (работа в группах) .
Совесть, любовь, милосердие, нежность, мечта, бережное отношение к
окружающему миру.
Пример: Совесть – компас, который ведёт человека по жизни.
Презентуйте собственные высказывания.
Оценивание
Домашнее задание
Подготовить выступление на свободную тему, используя 4 закона риторики.