Напоминание

Законы современной общей риторики.


Автор: Рогоза Людмила Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы, зам. директора по увр
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК "Школа-гимназия №1"
Населённый пункт: г. Керчь Республика Крым
Наименование материала: разработка урока
Тема: Законы современной общей риторики.
Раздел: полное образование





Назад





Тема Законы современной общей риторики.
Разработка урока «Законы современной общей риторики» способствует успешному проведению урока развития речи или риторики. В ходе урока учащиеся научатся использовать схемы построения выступлений для достижения понимания между говорящим и слушающим; научатся создавать, применять и преобразовывать модели для выступления с использованием 4 законов современной риторики; усвоят словесные стратегии привлечения внимания аудитории.
Цель:
формирование у обучающихся умений создавать речь в процессе выступления, используя законы современной риторики
Задачи:
1. научить использовать схемы построения высказываний (выступлений) для достижения понимания между говорящим и слушающим; 2. освоить механизмы ассоциативного и логического мышления; 3. выработать умения соотносить действия с планируемыми целями и задачами; 4. усвоить стратегии привлечения внимания аудитории; 5. сформировать умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для выступления.
Оборудование:
Стихотворения, текст И. Кабыш Ход занятия 1. О\М 2. Актуализация изученного
Дайте
классическое
определение понятия риторики (
В классическом понимании риторика (греч. rhetorike), или ораторское искусство (лат. oratoria), – это наука и искусство подготовки, построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Дайте определение современной риторики ( это теория и мастерство

эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи.

Что является предметом изучения риторики (Предметом современной

риторики является мыслеречевая деятельность человека в разных

жизненных ситуациях, т. е. мысль и слово. Причём современная риторика

– это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова)
.
Выведите формулу успешного
оратора из слов «Мысль входит в сознание вратами чувств» (Гельвеций). ( чтобы речь была эффективной, современная риторика выдвигает формулу: мысль + чувство + слово)
Понятие общей и частной риторики
(Риторика бывает общей и частной. Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах
профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи)
Что вы знаете о развитии риторики в России
Богатые риторические традиции имеет Россия. Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия. Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик, «Риторика Макария», появилась в начале XVII в. В середине XVIII в. М.В. Ломоносов создал фундаментальный научный труд «Краткое руководство к красноречию». Все последующие российские риторики были созданы на основе этого труда. Среди них следует отметить «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского и «Общую реторику» и «Частную реторику»[3]Н.Ф. Кошанского (учителя Пушкина).
Обратите внимание!
Русский
риторический идеал
предполагает гармонию, кротость, уважение к человеку, правдивость, искренность, добро, выраженные в слове. 3. Новая тема определение целей и задач урока.
Законы современной общей риторики
Достичь понимания между говорящим и слушающим помогают четыре фундаментальных закона риторики.
Первый закон
современной общей риторики – закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников общения, поэтому риторы советуют любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства слушателей. 2) Приёмы диалогизации речи Диалогизация речи – это ведение беседы с воображаемым собеседником. Любой ораторский монолог рекомендуется выстраивать как диалог. Это придаёт выступлению эмоциональность и удерживает внимание аудитории. Приёмы диалогизации речи

Второй закон
– закон ориентации и продвижения адресата. Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Для этого говорящий должен использовать в речи слова, указывающие на порядок событий (во-первых, во-вторых и т. д.), резюмирующие слова (следовательно, итак и т. д.), связочные предложения (Рассмотрим следующую проблему. Перейдём к следующему вопросу) и т. п.
Третий закон
эмоциональности речи. Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чём он сообщает, и умел выразить свои эмоции в речи.
Четвёртый закон
– закон удовольствия. Он подразумевает, что речь действенна тогда, когда доставляет слушателю удовольствие. Мощными средствами выполнения этого закона являются богатство и выразительность речи
Обратите внимание!
Первый закон гармонизирующего диалога является самым главным. Три остальных закона раскрывают его и показывают, как он осуществляется в реальной риторической практике. Задания и упражнения: 1. Прочитайте текст. Найдите предложения, в которых автор ведёт диалог с воображаемым собеседником. Назовите приёмы, которые использует автор. (1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами. (2) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом. (3) По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6) Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью. (8) Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». (9) Хуже, когда от школьников узнаёшь, что «порядочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на свое место, а «алчный» – участвующий в популярной телеигре, горьковское «он был бос» понимается как «он был начальник». (10) А почему при этом «в вытертых штанах»? (11) Да именно потому, что «босс»: ходил же Форд в потертых джинсах!
(12) Но, может, самое грустное, что дети не понимают значений слов «благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» – им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». (13) (Даже Эллочке-людоедке из «12 стульев» нужно было тридцать.) (14) Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. (15) Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко» (хотя точность, как нам недавно стало известно, никогда не бывает лишней), а о том, чтобы сделать нас народом. (16) Напомню еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык» (17) Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. (18) Почему? (19) Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (20) Но дети и родители сегодня разобщены. (21) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (22) И сегодня «воевать» за русский язык – значит, бороться и за литературу, на нем написанную. (23) В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?» – давался ответ: «С картинки в твоём букваре». (24) Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая берёза, думаю, что это не так важно. (25) Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря. (По И. Кабыш) 2. Стихотворение «Наша Таня громко плачет», расширьте, используя 4 закона современной риторики. 3. Подготовьте по каждому из четырех законов риторики короткое выступление с подзаголовком: «На то и закон, чтобы его нарушать». В каждом выступлении (5-7 минут) опишите смысл одного из законов и приведите ваши соображения (и доказательства, если вы с законом не согласны) или наблюдения по поводу того, как данный риторический закон в реальной жизни нарушается и к чему это приводит. Закрепление. Дайте образное определение следующих понятий (работа в группах) . Совесть, любовь, милосердие, нежность, мечта, бережное отношение к окружающему миру. Пример: Совесть – компас, который ведёт человека по жизни. Презентуйте собственные высказывания.
Оценивание Домашнее задание Подготовить выступление на свободную тему, используя 4 закона риторики.


В раздел образования