Напоминание

Февральская революция в России


Автор: Спирина Елена Борисовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Уральский химико-технологический колледж"
Населённый пункт: г. Губаха Пермский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Февральская революция в России
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Пермского края ГБПОУ «Уральский химико-технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема: Февральская революция в России
Автор: Спирина Елена Борисовна, преподаватель истории высшей квалификационной категории Губаха, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 Технологическая карта урока теоретического обучения 5 Ход проведения урока 7 Приложения 12 2

ВВЕДЕНИЕ
Учебное занятие «Февральская революция в России» проводится по дисциплине «История» для специальности 18.02.06 «Химическая технология органических веществ». Актуальность данной темы, помимо того, что она изучается в курсе учебной дисциплины «История», заключается в том, что в 2017 году будет отмечаться столетие Февральской и Октябрьской революций 1917 года. ХХ век был для нашей страны столь бурным и богатым на перемены, что было не так много возможностей остановиться, оглянуться назад и оценить свое прошлое. Февральское восстание и Октябрьский вооруженный переворот в Петрограде в 1917 г. – переломные события как для российской, так и для мировой истории XX века, и интерес к ним возрастает в преддверии 100-летнего юбилея. Президент России Владимир Путин, обращаясь с Посланием к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года, напомнил собравшимся, что в следующем году исполняется 100 лет Февральской революции 1917 года. Глава государства подчеркнул, что «уроки истории нужны для примирения» и что «нельзя тащить раскол прошлого в сегодняшнюю жизнь». «Мы – единый народ и Российская Федерация у нас одна!», — резюмировал президент Владимир Путин. Хотелось бы отметить, что любая революция — это, конечно же, насилие, это, конечно же, кровь, это, конечно же, ужас. Февральская революция по своему историческому значению – это важнейшее событие в политической истории России ХХ в. Февральская революция важна, прежде всего, тем, что очень серьезно изменила геополитическую карту Европы. Буквально вслед за ней стали разваливаться империи: Австро-Венгерская империя; в каком-то смысле отголоском Февральской революции стало крушение Британского колониального режима. Для нашей страны главный вопрос заключается в том, почему рухнула Российская империя, монархический режим которой только что 3
блистательно отметил своё трехсотлетие? Как эта трехсотлетняя монархия буквально испарилась практически за 5 дней: 23 февраля буквально на пустом месте, совершенно по незначительному поводу начались народные волнения в Петрограде, а 27 февраля фактически уже всё закончилось. 28 февраля, 1 и 2 марта новые власти сделали все необходимые документы о свержении самодержавия в России и формировании новых органов власти. В создании методической разработки преследовалась цель: развитие интереса к отечественной истории и воспитание уважения к историческим персоналиям революционных событий 1917г. Поэтому в начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?». Получить ответ помогают видеоролики из презентации, документы того периода, высказывания политических деятелей. Целевая аудитория урока – студенты 1-2 курсов, изучающие учебную дисциплину «История». 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема урока:
Февральская революция в России
Вид урока:
комбинированный
Целями
урока являются: образовательная:  расширение и углубление знаний, умений и навыков в изучении основных событий Февральской революции 1917 г. развивающая:  закрепление умения работать с историческими документами, анализировать текст и отвечать на вопросы к документу;  развитие умения работать в группе, умение приходить к общему решению; воспитательная:  формирование гражданской и нравственной позиции. Исходя из целей урока определены
задачи
: 1. Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и событий. 2. Изучить даты важнейших исторических событий февральской революции 1917 года. 3. Высказывать суждения и оценки о свержении самодержавия, системе двоевластия, сложившейся в стране
Ожидаемые результаты:
После проведения урока обучающиеся смогут:  определять или давать определения основным понятиям темы, перечислять, формулировать, давать характеристику или характеризовать, называть основные причины, выделять главное, отличать, использовать понятийный аппарат, сравнивать - выделять общее и различия;  давать развёрнутую характеристику источника или документа, вырабатывать правила дискуссии и соблюдать их, высказывать свою точку зрения, аргументировать (приводить аргументы или контраргументы), формулировать проблему или тему, задавать вопросы разных типов, переводить информацию из одного формата в другой (из графического в 5
текстовый);  понимать смысл, уважать мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу, проявить интерес, признавать право, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других.
Методическое обеспечение:
 мультимедийная презентация  Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально- эконом. профилей [Текст]: Учебник. В 2 ч. Ч. 2. 2-е изд., испр. и доп. Артемов В.В. – М., издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.  исторические документы. Техническое, информационное и материальное обеспечение занятия:  компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал. Для подготовки урока использовалась современная литература, ресурсы сети Интернет, которые были переработаны и адаптированы для уровня обучения студентов, способствующие дальнейшему запоминанию и повторению изученного материала. 6

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА



Этап

Врем

я

Задачи этапа

Содержание этапа

Формы, методы,

приемы, средства

обучения
1. Организационный этап 1 мин. Создать доброжелательный психологический климат, сформировать благоприятный настрой на дальнейшее сотрудничество Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Коллективная, словесный, организационные, вербальные 2. Постановка цели и задач урока Мотивация учебной деятельности обучающихся 4 мин. Вовлечь обучающихся в диалог, организовать обсуждение, побудить к деятельности
Видеоролик из презентации
Постановка проблемного вопроса. Незадолго до революции солдаты I мировой шли в бой «за Веру, царя и Отечество» и с воодушевлением пели «Боже, царя храни!». В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло – царя «смахнули с плеча», что пушинку, а народу, веками ему преклонявшемуся, не оказалось до него никакого дела?
Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто

самодержавие?
На этот вопрос мы ответим в конце урока. Коллективная, видео – метод, логические, аудиовизуальные 3. Актуализация знаний 20 мин. Актуализировать ранее приобретенные обучающимися знания Проверка выполнения домашнего задания. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления. Исправление ошибок, допущенных обучающимися в домашней работе, чтобы они не закреплялись в их памяти. Коллективная, словесный и визуальный, логические, мультимедиа 4. Первичное усвоение новых знаний 20 мин. Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к В истории каждого народа есть такие даты, которые коренным образом меняют ход развития страны. Для нас таким переломным моментом стала февральская революция. 1917 года. Февраль 1917 не только изменил историю нашего государства, но и всего человечества. Это очень сложная и противоречивая страница в истории нашей страны. Парная, коллективная, словесный, логические, вербальные 7
усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить обучающихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться во всех ее перипетиях. Выясним причины, характер, движущие силы, ход революции ее итоги и значение. Поговорим об установлении двоевластия в Петербурге. Учащимся предлагается посмотреть видеоматериал: «Революционные выступления в Петрограде» Вопросы по просмотренному материалу: 1. Какую дату можно считать началом революции? (23 февраля) 2. Какие лозунги выдвигали участники демонстрации? («Хлеба!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!») 3. Какие меры предпринимал Николай II, находящийся в ставке в Могилеве? (Навести в столице порядок, наделив генерала Иванова, командующего Петроградским военным округом чрезвычайными полномочиями) 4. Какие изменения произошли в Петроградском военном округе, который должен был навести порядок в Петрограде? (Солдаты Петроградского округа перешли на сторону демонстрантов) 5. Какие два центра власти для руководства восставшими создаются в ходе революции? (Временный комитет Государственной Думы под руководством М. В. Родзянко и Совет рабочих и солдатских депутатов под руководством Н.С.Чхеидзе и А.Ф. Керенского) Краткие сообщения учащихся: «М.В. Родзянко» , « А. Ф. Керенский» 5. Первичная проверка понимания 15 мин. Обеспечить освоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно Обучающимся предлагается заполнить хронологическую таблицу «События февральской революции» После просмотра видеоматериала «Двоевластие» предлагается ответить на вопросы: 1. К какому решению пришли Военный комитет Госдумы и Петроградский совет 1 марта? (О создании Временного правительства) 2. Почему оно называлось временным? (До созыва Учредительного собрания, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти) Групповая и коллективная, работа с таблицами, логические, словесный и визуальный, мультимедиа 8
применять знания в разнообразных ситуациях Состав Временного правительства: Председатель — Львов Г. Е. (кадет) Министр иностранных дел — Милюков П. Н. (кадет) Министр военный — Гучков А.Н. (октябрист) Министр юстиции — Керенский А. Ф. (социалист) Даем определение: Временное правительство — буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции. 6. Первичное закрепление 15 мин. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения. Просмотр видеоматериала «Отречение Николая II от престола» и работа с документами: Дневник Николая II, 2 марта 1917 года. Вопрос к обучающимся: Кто же убедил царя отречься от престола? (Авторитетные генералы фронта А. А. Брусилов, Н. В. Рузский, М. В. Алексеев, председатель Госдумы Родзянко М. В., а также Гучков А.И., и Шульгин В. убедили Николая II отречься от престола в пользу сына Алексея) Самостоятельное прочтение: Об отречении Государя Императора Николай II от престола Российского о сложении с себя верховной власти Вопросы к документу: 1. Кому Николай II передавал русский престол? Почему не своему сыну? (Своему брату Великому князю Михаилу Романову, не желая расстаться с любимым сыном Алексеем) 2. Какой «завет» дает Николай II своему брату? (Править делами государственными в полном и нерушимом единении с представителями народа…) 3. С каким чувством воспринимал происходящие события Николай II? (С тяжелыми чувствами пережитого) 4. Близкие к Николаю II люди по-разному оценили акт отречения государя. Некоторые говорили о вынужденной необходимости, другие о жертвенном поступке в целях предотвращения гражданской войны. Один из приближенных осуждающе заметил: «Отрекаясь, как командование эскадроном сдал». А какова ваша точка зрения? Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая II от престола? (благо народа) 7. Контроль усвоения, 10 Выявить качество и Вопросы на экране: Коллективная, словесный, 9
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция мин. уровень освоения обучающимися знаний и способов действий Известно, что акт об отречении Николая II подписан в присутствии двух членов Временного комитета Госдумы. Кто были эти люди? А) А. И. Гучков и В. В. Шульгин Б) П. Н. Милюков и А. Ф. Керенский В) М. В. Родзянко и Д. Н. Набоков 6. Кому принадлежат эти горькие слова: «Кругом измена и трусость и обман»? А) Николаю II Б) А. Ф. Керенскому В) Г. Е. Львову
Итоги и значение революции
Итак, подведем итоги февральских событий. Вопрос: К чему привела февральская революция в России? Ответы учащихся:  к отречению царя и ликвидации монархии  к перспективе демократического развития  к специфическому решению вопроса о власти  к анархии и беспорядкам Настало время ответить на поставленный в начале урока вопрос: «Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?» Закончить урок мне бы хотелось словами замечательного русского философа, очевидца февральских событий Николая Александровича Бердяева: «Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя, даже, сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников.» визуальный 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и его Учебник истории России. §10. Подготовить сообщения о личностях-участниках Февральской революции 1917 года. Индивидуальная и коллективная 10
обязательность. 9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин. Проанализировать итоги работы обучающихся Предлагается обучающимся самим оценить свою работу на уроке. Всем спасибо за работу Заключительный видеоролик Индивидуальная и коллективная, мультимедиа, видео – метод, аудиовизуальные 11
Приложение 1.
Рабочий лист

Тема

урока:
_______________________________________________________________________.
Причины Февральской революции 1917г.

Задачи, которые необходимо

было решить в ходе революции:
1. 2. 3. 4. 5. 6.
П о

х а р а к т е р у

Ф е в р а л ь с к а я

р е в о л ю ц и я
____________________________________________________________________________ _
Основные события Февральской революции

Дата

События

Итоги
18 февраля 23 февраля 25 февраля 26 февраля 27 февраля 1 марта 2 марта
Двоевластие
Приложение 2. 12

Первая точка зрения.
О. Волобуев: «Россия шла к крушению монархии, потому что ни правившие ею самодержцы, ни окружение, высшая бюрократия оказались не в состоянии провести необходимые стране преобразования. Первая мировая война усугубила трагедию пореформенной России».
Вторая точка зрения.
Г. Иоффе: «Узелки того, что потом провозгласили Февральской революцией, завязались в хлебных очередях и в случае умелого оперативного реагирования городских властей могли быть быстро развязаны. Этого не произошло. И движение стало шириться, втягивая в себя все новые слои рабочих, городских обывателей, а затем и солдат Петроградского гарнизона, практически разложившегося. В случае энергичных действий со стороны властей или командования не существовало сколько-нибудь серьезных препятствий для локализации и прекращения того, что происходило в столице, по крайней мере в последние февральские дни. Вот почему ничего закономерного в феврале 1917г., по-моему, не существовало, и какого-то неотвратимого пути к нему я лично не вижу». 13


В раздел образования