Напоминание

Рабочая программа педагога-психолога


Автор: Иванкова Ирина Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ БЦРР - д/с "Журавушка"
Населённый пункт: Алтайский край, р.п. Благовещенка
Наименование материала: программа
Тема: Рабочая программа педагога-психолога
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЦРР ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВУШКА»

Р.П. БЛАГОВЕЩЕНКА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
на Совете МБДОУ БЦРР д/с «Журавушка» протокол № __________ от «____»______20____г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего МБДОУ БЦРР д/с «Журавушка» №_______ от «_____» _____20____г. _______ / /
Программу составила:
педагог-психолог Иванкова Ирина Васильевна р. п. Благовещенка 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1 Целевой раздел
…………………………………………………….3 1.1 Пояснительная записка………………………………………….. 1.2 Цели и задачи деятельности педагога – психолога …………… 1.3 Принципы психологического сопровождения……………….. образовательного процесса в ДОУ …………………………………. 1.4 Возрастные особенности детей 2-7 лет …………………………
2. Содержательный раздел
………………………………………… 2.1 Содержание психолого-педагогической работы по направлениям………………………………………………………. 2.2 Организацию психологического сопровождения деятельности по освоению образовательных областей …………. 2.3 Сроки и этапы реализации программы………………………….. 2.4 Организация системы взаимодействий педагога-психолога со специалистами ДОУ……………………….. 2.5 Ожидаемые результаты……………………………………….. Список литературы …………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЯ: ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Циклограмма работы педагога-психолога ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План работы педагога-психолога ПРИЛОЖЕНИЕ 3Блоки диагностических методик П Р И Л О Ж Е Н И Е 4 Психологическое просвещение педагогов и родителей ПРИЛОЖЕНИЕ 5Перечень используемых программ, технологий, пособий для коррекционно-развивающей работы ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Планирование коррекционно - развивающей работы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ старшего дошкольного возраста

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетногог дошкольного образовательного учреждения «Благовещенский центр развития ребенка» детский сад «Журавушка» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
,
нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога- психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной о б щео б р азо вательно й программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Благовещенский центр развития ребенка» детский сад «Журавушка» Алтайского края Благовещенского района (далее ДОУ), разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ локальными актами учреждения. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. В основу психолого-педагогической работы МБДОУ БЦРР д/с «Журавушка» (деятельности педагога-психолога) положены традиционные, классические программы: 1. РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. 2. В. Л. Шарохина. «Коррекционно – развивающие занятия в младшей, средней и старшей группах» (конспекты занятий). 3. Л.И. Катаева. «Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе» (конспекты занятий). 4. А в т о р - с о с т а в и т е л ь Ю . В . О с т а н ко в а . Система коррекционно- развивающих занятий по подготовке детей к школе 5. Крюкова С.В. Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» 6. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающий занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Режим работы педагога–психолога, согласно нормативному объему нагрузки представлен в циклограмме (приложение №1). Новизна программы заключается в том, что она п р ед у с мат р и ва е т непрерывноепсихологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольноговозраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферыпсихики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, чтопредполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного проце сса обеспечивает реализациюОсновной общеобразовательной программы ДО ДОУ, основанной на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От Рождения до школы» (под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).
1.2

Цель и задачи программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель

программы
создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии. Данная цель конкретизируется в следующих
задачах
:  охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  предупреждение возникновения проблем развития ребенка;  оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;  обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом. Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога- психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
1.3

Принципы и подходы
Концептуальная основа программы. Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетомвозрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психическихфункций через использование различных видов деятельности, свойственных
данномувозрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построениематериала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на егопотребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано наидеях поэтапного формирования действий. Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ строится наоснове следующих принципов:  обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;  сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательнойи организационной вариативности дошкольного образования;  гуманизации дошкольного образования, ориентирующий н а приоритетобщечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития еголичности в современном обществе и государстве;  защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условияхвариативности дошкольного образования;  повышения эффективности и качества дошкольного образования;  обеспечения преемственности с федеральным государственным о б р а з о в а т е л ь н ы м с т а н д а р т о м о б щ е г о о б р а з о в а н и я , о с н о в н ы м и общеобразовательнымипрограммами общего образования;  оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;  признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка;  создания условий для самостоятельного освоения детьми системы отношений иосуществления жизненных выборов;  сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения впроцессе сопровождения ребенка. 1.4
Возрастные

особенности

и

новообразования

дошкольного

детства

Возрастные особенности детей 2-4 лет.

Показатели

Характеристика
Ведущая потребность Потребность в общ е н и и, уважении, признании самостоятельностиребенка. Ведущая функция Восприятие Игроваядеятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровоедействие. Отношение совзрослыми Ситуативно-деловое: в з р о с л ы й – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Отношения сосверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. Эмоции Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит отфизического комфорта. Способ познания Экспериментирование. Конструирование. Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) Внимание Непроизвольное;б ы с т р о п е р е к л юч а е т с я с о д н о й деятельности надругую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4предмета.
Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объемпамяти 3-4 предмета из 5. Мышление Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному Мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) Условия успешности Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. Новообразования возраста Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. Особенности возраста: 1. Кризис 3х лет. Формирование «системы Я». 2. Развитие воображения через р а з в и т и е функции замещения одного предметадругим. 3. Появление смысловой структуры самосознания. 4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство инегативизм. 5 . Р а з в и т и е п р о и с ход и т ч е р е з о б щ е н и е . С в з р о с л ы м о б щ е н и е становитсявнеситуативно-познавательным. 6. Удерживает внимание 7-8 минут. 7 . Мож е т в ы п ол н я т ь м ы с л и т е л ь н ы е о п е р а ц и и : а н а л и з , с и н т е з , сравнение,обобщение. 8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я). Новообразования: 1. Усвоение первичных нравственных норм. 2. Самооценка. 3. Появление элементов партнерского общения. В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализациивозрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать своюавтономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, чтоможет многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес ксовместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основнымвидом деятельности детей является игра.
Возрастные особенности детей 4-5 лет ( средняя группа)

Показатели

Нормативы
Ведущаяпотребность Потребность в общении, познавательная активность Ведущая функция Наглядно-образное мышление Игроваядеятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация Отношения совзрослыми Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации Отношения со Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер
сверстниками по сюжетнойигре Эмоции Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. Способ познания Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. Объект познания П р е д м е т ы и я в л е н и я н е п о с р е д с т в е н н о н е воспринимаемые Восприятие Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. Внимание Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин. Объем внимания 4-5 предметов Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. Мышление Наглядно-образное Воображение Репродуктивное, появление творческого воображения Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Новообразование возраста Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности, развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. Особенности возраста: 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). 3. Повышенная познавательная активность. 4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником. 5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно-ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных действий. Новообразования: 1. Контролирующая функция речи. 2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. 3. Появление элементов произвольности. 4. Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым. К этому возрасту ребенок: Правильно дифференцирует цвета и оттенки. Называет названия шести основных цветов. Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал. Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед. Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте. Узнает бытовые предметы на ощупь. Улучшается слуховое внимание и восприятие.
Возрастные особенности детей 5-6 лет ( старшая группа)

Показатели

Нормативы

Ведущаяпотребность Потребность в общении Ведущая функция Воображение Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое + вне ситуативно-лично стное: взрослый –источник информации, собеседник. Отношения сосверстниками Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм,предпочтении в общении. Эмоции Преобладание ровного оптимистичного настроения. Способ познания Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность,экспериментирование. Объект познания П р е д м е т ы и я в л е н и я н е п о с р е д с т в е н н о н е воспринимаемые,нравственные нормы. Восприятие Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятиевремени, пространства), организуются в систему и используются вразличных видах деятельности. Внимание Н ач а л о ф о рм и р о ва н и я п р о и з в ол ь н о го в н и м а н и я . Удерживаетвнимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. Память Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5- 7предметов из 10, 3-4 действия. Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. Воображение Развитие творческого воображения. Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо р а з в и т а я речь.Планирующая функция речи. Новообразования возраста Предвосхищение результата деятельности. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). Особенности возраста: 1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов. 2. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное. 3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формыквнеситуативно-деловой. 4. Проявление творческой активности во всех видах деятельно сти. Развитиефантазии. 5. Половая идентификация. Новообразования: 1. Предвосхищение результата деятельности. 2. Активная планирующая функция речи. 3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Возрастные особенности детей 6-7 лет Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Особенности возраста: 1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформированаучебная деятельность школьного типа.
2. Переход к младшему школьному возрасту. 3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение). 4. Повышенная чувствительность. 5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение квзрослому как к единственному источнику достоверного знания. 6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. Новообразования: 1. Внутренний план действий. 2. Произвольность всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5. Возникновение первой целостной картины мира. 6. Появление учебно-познавательного мотива.
2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Цели, задачи деятельности педагога-психолога

Главная цель работы педагога-психолога –
создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития. 2. Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению. 3. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. 4. Осуществление взаимосвязи детского сада и семьи путем более тесного контакта; направление совместной работы на психическое развитие и становление личности детей. 5. Улучшение психологического самочувствия педагогического состава ДОУ путем психотренинговых занятий. 6. Составление и написание программы психокоррекционнной направленности, а также индивидуальных маршрутов детей.
Направления работы педагога-психолога:
― коррекционно-развивающая работа (направленная на преодоление трудностей), ― психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп), ― психопрофилактика (информирование родителей и педагогов по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников), ― психологическое просвещение (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития). ― психологическое консультирование (помощь родителям, педагогам), ― организационно-методическая работа.
2.2

Содержание

психолого-педагогической

работы

п о

направлениям

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Психодиагностика

Цель
: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. В ы б о р и н с т р у м е н т а р и я д л я п р о в е д е н и я п с и х о д и а г н о с т и к и осуществляетсяпсихологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентностии круга решаемых развивающих задач. Диагностическое направление включаетизвестные методики выявления уровня психического развития детей дошкольноговозраста. ( Приложение №3). Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Проводится:  Обследование детей ясельной, второй младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.  Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов.  Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о МППС.  Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).  Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года).  Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОО. Дополнительно: По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Диагностический инструментарий.
Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп (примерный перечень):
Параметры

Направленность

Диагностические методики
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами. Сформированность пространственных отношений (сериация). Объединение элементов в целых образ. Восприятие «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование» Ориентирование в предметных действиях Наглядно-действенное мышление «Коробочка форм», «Мисочки» «Пирамидка», «Матрешка»
Моделирование Анализ образца. Образная форма мыслительной деятельности Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий Наглядно-образное мышление «Рыбка» «Разрезные картинки» «Пиктограмма» «Перцептивное моделирование» «Рисунок человека» «Схематизация» «Недостающие детали» Действия обобщения и классификации Действия систематизации Знаковая форма мыслительной деятельности Логическое мышление «Классификация по заданному принципу» «Свободная классификация» «Самое непохожее» «Систематизация» «Пиктограмма» «Исключение лишнего» Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно- следственных связей Развитие последователь-ного (логического) рассуждения Словесно-логическое мышление «Дополнение фраз» «Последовательность картинок» Развитие связанного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты Активная речь «Вопросы по картинкам» «Последовательность картинок» Сформированность игровых действий: - замещение предмета; - принятие и поддержание роли и т. д. Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) Игра в контексте мышления и воображения «Свободная игра» Наблюдение Образная и вербальная креативность. Беглость, гибкость, оригинальность Творческое воображение «Дорисование фигур» «Рисунок несуществующего животного» «Три желания» «Назови картинку» «Что может быть одновременно» Овладение координацией движений. Общая двигательная активность Зрительно-моторная координация Ведущая рука (позиция) Моторика «Игра в мяч» «Повтори за мной» «Бирюльки» Наблюдение и тесты на моторику. Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость Внимание «Найди такую же» «Корректурная проба» Социальный статус Конфликтность Коммуникативные пред- Общение «Два дома» «Рисунок семьи» САТ
почтения Взаимоотношения в семье Формы и средства общения «Рисунок человека» «Социометрия» Самооценка и уровень притязаний Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) Личность «Лесенка» «Семь карточек» «эмоциональное лето» САТ «Рисунок человека» «Дополнение фраз» «Три желания» Механическое запоминание Опосредованное запоминание Память «10 предметов» «10 слов» Пересказ, рассказ по картинкам
Распределение диагностических методик по возрастным группам



п/

п

Наименование методик

Возрастные группы

3-4

4-5

5-6

6-7
1. Коробка форм
+

+
2. «Пирамидка» и «мисочки» (предметные действия)
+

+
3. Разрезные картинки
+

+
4. Конструирование по образцу
+

+
5. Свободный рисунок
+

+
6. Рисунок человека
+

+

+

+
7. Свободная игра
+

+

+

+
8. Дорисование фигуры
+

+

+

+
9. Повторение слов и предложений
+

+
10. Вопросы по картинкам
+

+

+

+
11. Дополнение фраз
+

+

+

+
12. САТ
+

+

+

+
13. Повторяй за мной и игра в мяч
+

+

+

+
14. Бирюльки
+

+

+
15. Мисочки (включение в ряд)
+

+
16. Рыба
+

+
17. Классификация по заданному принципу
+

+

+
18. Рисунок семьи
+

+

+
19. Два дома
+

+
20. Свободная классификация
+

+
21. Самые непохожие
+

+
22. Рассказ по картинкам
+

+
23. Пиктограмма
+

+
24. 10 слов
+

+
25. Несуществующее животное
+

+
26. Три желания и шапка-невидимка
+

+
27. Игровая комната
+

+
28. Лестница
+

+
29. Выбор карточки
+

+
30. Эталоны
x

+
31. Перцептивное моделирование
x

+
32. Схематизация
x

+

33. Систематизация
x

+

Методики исследования познавательной сферы

Младший возраст
1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ. 2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости» 3. Шкала Бине-Симона 4. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
Средний возраст
1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов 2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 3.С.Д. Забрамная «Пакет методик для обследования детей 3-5 лет»
Старший возраст
1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно- моторного восприятия» 3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта» 4. Методика П. Торренса
Подготовительный возраст
1. Л.А.Ясюкова «Методика определения готовности к школе» 2. Г. Вислак «Психодиагностика готовности к школе» 3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 4. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня равзития зрительно- моторного восприятия 5. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта» 6. Методика П. Торренса 7. М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»
Методики изучения особенностей личности дошкольников
1. Методика «Несуществующее животное» 2. Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ) 3. Методика «Моя семья» 4. Тест Розенцвейга 5. Детский апперцептивный тест (САТ или ДАТ) 6. Тест на определение уровня притязаний ребенка 7. Методика родительских оценок притязаний 8. Оценка творческих способностей детей (адаптированная методика Торренса) 9. Опросник для определения сферы предпочтительных интересов 10. Графическая методика «Кактус» 11. Тест «Страхи в домике» 12. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) 13. Социометрия 14. Методика «Кинотеатр» 15. Методика «Паровозик»
Типология

методик

психологического

обследования

детско-родительских

отношений в семье

Предлагаемые ребенку
:
1. Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных) (Хоментаускас, 1990; Венгер, 2003; Лосева, 1986) 2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля (Гильяшева И.Н. и др., 1994; Осницкий, 1997) 3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения» (Либере А.Г., 1991) 4. Модификация оценочно-самооценочной методики (РЕП) (Лидере А.Г., 1991) 5. Детский ТАТ (Бурлакова, Олешкевич, 2001) 6. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (Лидерс А.Г., 1993) 7. Диагностическая беседа «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко (Андрущенко Т.Ю., 1999)
Предлагаемые родителям:
1. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» (Карабанова О.А., Захарова Е.И., 2002) 2. Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО (Варга А.Я., Столин В.В., 1986) 3. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера – АСВ (Эйдемиллер, 1976, 1996) 4. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой ОДРЭВ (Захарова Е.И., 1996) 5. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» - РАRI (Нещерет, 1980; Архиреева Т.В., 2002)
Предлагаемые независимо и одновременно детям и родителям:
1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской – ВРР (Марковская И.М., 1999) 2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители оценивают ребенка и дают оценки за ребенка, а затем обсуждают отличия в оценках родитлей от самооценки, полученной от ребенка, и наоборот (Лидерс А.Г., 1991; Бурменская и др., 2002) 3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» (Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой)
Предлагаемые диаде «ребенок-родитель»:
1. Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (Эткинд А.М., 1980) 2. Методика «Модель личностной сферы» (Шмидек) (А.Г. Лидере, 1991)
Психопрофилактика

Цель
: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно- образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки . В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. Для этого предусмотрено: Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
 анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;  групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;  информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;  выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. Дополнительно:  Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.  Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.  Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.  Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.
Примерный перечень профилактической деятельности.

Родители

Педагоги
«Понимаете ли вы своего ребенка?». Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Индивидуальные психологические особенности детей». «Безопасность на летней площадке». «Безопасная песочница». Адаптация ребенка к новым условиям. Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года – беседы по поводу трудностей в развитии ребенка. «Итоги диагностики по результатам обследования у детей уровня развития познавательных способностей» «Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка Тренинг «Психологические проблемы детей» Консультации по результатам психологической диагностики детей группы с нарушением речи «Итоги диагностики обследования у детей социально-эмоционального развития» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Сплочение педагогического коллектива» Наблюдение занятий педагогов с детьми, их психологический анализ.
Коррекционная и развивающая работа.

Цель
: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Объектом коррекционной и развивающей работы являются
проблемы

в

познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах
, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок зачисляется в группу МППС ДОУ на основании диагностического обследования специалистов ДОУ и согласия родителей на специальное образование ребенка в рамках ДОУ. В группу МППС зачисляются дети старшей и подготовительной групп. В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико- педагогической комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого- педагогической службы. Обязательно:  Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение.  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).  Выстраивание индивидуальной траектории ( и н д и в и д уа л ь н ы й образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения. С октября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающиезанятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться вдетском коллективе. Занятия на каждом году сопровождения имеют определённуюнаправленность:  для детей 4-летнего возраста занятия ориентированы на развитие двигательной сферы,сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;  для 5-летнего возраста – на развитие познавательных процессов и речевойактивности, формирования коммуникативных навыков;  для 6-летних детей – на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению. П р о г р а м м ы р а з в и в а ю щ е й и п с и х о к о р р е к ц и о н н о й р а б о т ы включаютпсихологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и о су щ е с т вля е т с я п с и холо гом . П ед а го г и ч е с ка я ч а с т ь р а з р а б а т ы в а е т с я психологомсовместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, и выполняетсяпоследними с помощью психолога. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в руслевоспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, др.родственников ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когдаотклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральнойнервной системы или психического заболевания. Дополнительно:
 Проведение занятий с детьми других возрастных групп различной направленности. Это направление работы включает:  групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной ипознавательной сферах);  индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностнойи познавательной сферах);  тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;  занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;  тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары). Правила психокоррекционной работы: Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия безтвердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка. Пространство коррекционных воздействий педагога- психолога ограничено нормойи пограничными состояниями развития ребенка при отсутствии органических ифункциональных нарушений. Педагог-психолог не вправе о п р е д е л я т ь индивидуальныйход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических исуггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных кдошкольному возрасту. К в ы ш е п е р е ч и с л е н н ы м п р а в и л а м д о б а в л я ю т с я т р е б о в а н и я профессиональнойэтики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность ипозиционность взаимоотношений. П с и хо ко р р е к ц и о н н ы е в о з д е й с т в и я м о г у т б ы т ь н а п р а в л е н ы н а познавательное,личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческиереакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации кобразовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи,регуляции психомоторных функций К о р р е к ц и о н н ы е г р у п п ы ф о р м и р у ю т с я в з а в и с и м о с т и о т результатовпредварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений впсихическом развитии детей (психологическим диагнозом). Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью п с и х о ко р р е к ц и о н н ы х в о з д е й с т в и й , а т а к ж е н а л и ч и е м т р у д н о с т е й межличностногообщения. Цикл занятий может быть закрытым (определённое количество занятий ификсированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и датыокончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов какорганизационного, так и содержательного характера. Группа Возраст Длительность занятия(минут) Количествозанятий(в неделю) Ранняя с 2 до 3лет 10 1 Младшая с 3 до 4 лет 15 1 Средняя с 4 до 5 лет 20 1 Старшая с 5 до 6 лет 25 1
Подгот.к школе с 6 до 7 лет 30 1 Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности,способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение иигра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в формеигрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности:упражнения и беседы сменяются подвижными играми.
Вторая младшая группа
Задачи курса: Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником вигре и повседневном общении. Развивать способность подчинять свои действия правилам. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо. Способствовать формированию позитивной самооценки.
Средняя группа
Программа учитывает все основные особенности развития, свойственные данному: повышение познавательной активности и совершенствование сенсорнойфункции. ( На занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками, носиком, ротиком,ушками, ножками и ручками.Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие,внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). Вразвивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления(картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страхаи удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).Занятиедополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во времякоторых дети учатся принимать сюжет и правила игры) Задачи курса: Создавать условия для проявления познавательной активности. Способствовать самопознанию ребенка. Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняядеятельность через увлечение количества правил. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания,воображения. Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Старшая группа
В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольныйхарактер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтомудлительность занятия увеличивается на 10 минут. При общение ребенок обращаетвнимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуетсяэмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обменановостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, посравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным иневербальным общением. Много занятий в данной части програм м ы посвященыосознанию собственной личности и личности других, также общению. Однако
ведущийтип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми,присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива,поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету. Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психическихпроцессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение,речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно- образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки),эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость,удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственнойориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции. Задачи психологического курса: Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессову детей во всех видах деятельности. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всехвидах деятельности. Способствовать самопознанию ребенка. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместнуюдеятельность детей. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могутварьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущейпотребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитиеведущего психического процесса или сферы психики. В частности: Вторая младшая группа - восприятие; Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера; Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно- волеваясфера. Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления),а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии стемами занятий. Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм иправил. Оснащение занятий:  Фонотека.  Настольно-печатные игры.  Предметные игрушки.  Доска.  Цветные мелки.  Краски, карандаши, фломастеры.  Писчая и цветная бумага.  Строительный материал. Принципы проведения занятий:  Системность подачи материала.  Наглядность обучения.
 Цикличность построения занятий.  Доступность.  Проблемность.  Развивающий и воспитательный характер учебного материала. Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:  Организационный этап (Создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игрыс целью привлечения внимания детей)  Мотивационный этап (Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий,выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме)  Практический этап (Подача новой информации на основе имеющихся данных,задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления,воображения) и творческих способностей, обработка полученных навыков на практике.  Рефлексивный этап (Обобщение полученных знаний)  Подведение итогов занятия. Таким образом, психокоррекционная система в условиях дошкольного учрежденияпредставляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированныхзанятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развитиядетей.
Психологическое консультирование

Цель
: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах района, края по теме запроса. Обязательно:  Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.  Консультирование по вопросам воспитания детей с о собыми образовательными потребностями. Дополнительно:  Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.  Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Примерный перечень тем для психологического консультирования:
 адаптация и дезадаптация к ДОУ  страхи  агрессивность  психологическое неблагополучие  непослушание  кризис 3-х лет  спонтанная двигательная активность  тревожность  левшество
 недостаточное развитие мелкой моторики  низкий уровень развития познавательных процессов  нарушения в сфере общения  энурез  застенчивость  нестабильность эмоционального состояния  гиперактивность  отсутствие самостоятельности  непослушание  психологические проблемы детей с ОНР  психологическая поддержка семьи  роль игры в подготовке к школе  система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении  психологическая готовность к школе
Психологическое просвещение

Цель
: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:  повышение уровня психологических знаний;  включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Обязательно:  П р о в е д е н и е с и с т е м а т и з и р о в а н н о г о п с и х о л о г и ч е с к о г о просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов для педагогов и воспитателей. ( Приложение № 4)  Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (Приложение №4) Дополнительно:  Создание информационных уголков по типу «Советы психолога». Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, техническими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки). Для воспитателей — реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, симптоматика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов. Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях
дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
Примерный перечень. Младший возраст.

Родители

Педагоги
«Как подготовить ребенка к ДОУ» « Р е ко м е н д а ц и и п о о п т и м и з а ц и и взаимодействия с детьми». «Как помочь ребенку в период адаптации» «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей» «Как играть с ребенком» «Кризис трех лет» «Как справиться с детскими капризами» «Возрастные особенности детей 2-4 лет» «Поощрение и наказание» «Речь и мышление» «Если ребенок кусается, грызет ногти» «Адаптация ребенка в ДОУ» «Как провести с ребенком выходной день» «Роль развивающих игр для детей 2-4 лет» « Р е к о м е н д а ц и и р о д и т е л я м п о ф о р м и р о в а н и ю у д е т е й н а в ы к о в самообслуживания» «Пальчиковые игры – зачем они нужны?» «Воспитание бережного отношения к вещам» «Читаем вместе»
Средний возраст.

Родители

Педагоги
Мальчики и девочки – два разных мира» «Возрастные особенности детей 4-5 лет» «Секреты общения с ребенком в семье» «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстника в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни» «Поощрение и наказания ребенка в семье» «Коммуникативность в общении с коллегами, детьми» «Если в семье один родитель» «Эффективное педагогическое общение» «Условия поло-ролевого воспитания ребенка» «Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми» «Влияние родительских установок на развитие» «Эмоциональное со стояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей» «Взаимодействие с трудными детьми» «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» «Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком» «Проблема воспитания культуры поведения с т а р ш и х д о ш к о л ь н и к о в с р е д с т в а м и художественной литературы» «Роль отца в воспитании детей» «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» «Безопасность на летней площадке» «Проблема детского онанизма» «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»

Старший возраст.

Родители

Педагоги
«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников в физкультурной деятельность» «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» «конфликты между детьми» «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» «Формирование социально-адаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста» «Тревожный ребенок» «Решаем проблемы, играя с детьми» «Гиперактивный ребенок» «Привычка трудится» «Агрессивный ребенок» «Развитие познаний активности у детей дошкольного возраста» «Воспитываем усидчивость» «Развитие абстрактно0логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий математикой» «Радетельский авторитет» «Учимся общаться с детьми» «Развитие речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы» «Как привить любовь к книге» «Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы» «Сказки как источник творчества детей» «Влияние музыки на психику ребенка» «Использование музыки в режимных моментах»
Подготовительный возраст.

Родители

Педагоги
«Развития тонкой моторики дошкольников»» «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации» «Психологические особенности детей 6-7 лет» «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения» «Психологическая готовность ребенка к школе» «Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении» «Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» «Развитие логических операций «классификация», «обобщение», «абстагирование-конкреттизация» у детей старшего дошкольного возраста» «Кризис семи лет» Психологическая безопасность ребенка» «Стили взаимодействия взрослых с детьми» «Гиперактивность ребенка – опасность для его бедующего» «Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников» «Детские конфликты» «Почему он не хочет учиться» «Приобщите ребенка к миру взрослых» «Воспитательные возможности художественной литературы» «Общение - это искусство» «Развитие творчества в изобразительной деятельности» «Влияние сказки на развитие ребенка»

Организационно-методическое направление
Оформление документации:  оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;  разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;  анализ и обработка диагностических данных;  разработка рекомендаций для родителей и педагогов.  разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа и диагностических данных;  разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;  разработка анкет для родителей, педагогов. Оформление кабинета:  приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;  и з го т о в л е н и е и п р и о б р е т е н и е н а гл я д н о - д и д а к т и ч е с ко го и демонстрационного материала. Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях,родительских собраниях. Содержание психолого-педагогической деятельности по направлениям и образовательнымобластям определяется годовыми задачами ДОУ на текущий учебный год и отражается вперспективном плане педагога-психолога на 2015-2016 уч.год, который утверждаетсязаведующим ДОУ (Приложение №2).
2.2 Организация психологического сопровождения деятельности по

освоению образовательных областей
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога- психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области: -
познавательное
направление.
Познавательное

развитие
предполагает развитие интере сов д е т е й , любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию; - Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов; - Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности).
- Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности. -
речевое
направление.
Речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; -
социально-коммуникативное
направление.
Социально-коммуникативное

развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость. -
физическое
направление.
Физическое

развитие
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни. Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями; -
художественно-эстетическое
направление.
Художественно-эстетическое

развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира. Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.

2.3 Сроки и этапы реализации программы
С р о к р е а ли з а ц и и д а н н о й п р о г р а ммы од и н у ч е б н ы й год . Э т а п ы реализациипрограммы соответствуют перспективному плану педагога – психолога (Приложение № 2).
2.4 Организация системы взаимодействий педагога-психолога со

специалистами ДОУ

С руководителем
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач. 2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения. 3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе. 4. Предоставляет отчетную документацию. 5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу). 6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. 7. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на городскую ПМПК. 8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса. 9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС. 2. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей). 3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. 4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам. 5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп. 6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта. 7. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды. 8. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год). 9. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ. 10. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии). 11. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников. 2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий. 3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года) 4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности. 5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников. 6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность. 7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника. 8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей. 9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя. 10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования. 11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. 12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре). 13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями. 14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей). 15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.). 16. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания. 2. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка. 3. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий). 4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений. 5. Участвует в проведении музыкальной терапии.
6. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий. С
инструктором по физической культуре
1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию. 2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» ивлияния образа жизни на состояние здоровья. 3. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья. 4. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений. 5. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. 6. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, при организации соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной). 7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию. 8. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий. 9. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.). 10. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
С учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе. 2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда. 3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы. 4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами. 5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. 6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др. 7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом. 8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев. 9. Участвует в МППС (организация работы, составление заключений). 10. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации. 11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
Взаимодействие с семьями воспитанников
При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически
комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями. Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей:
анкетирование, консультирование.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
Совместная деятельность:
привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
2.4Ожидаемые результаты

Диагностическое направления:
 Осуществление диагностический процедур.  Составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка в условиях ДОУ.  Определение детей нуждающихся в дополнительном психолого- педагогической сопровождении.
Коррекционно-развивающее направление:
Результатом работы с детьми можно считать:  снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и т.д;  снижение риска дезадаптации;  коррекция нарушений поведения, коммуникативной сферы;  развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;  стабилизация психоэмоционального состояния;  повышение уровня познавательных процессов;  обеспечение готовности детей к школьному обучению.
Консультативное направление
 Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов ДОУ и родителей.  Гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности.  Повышение психологической компетентности педагогов.  Информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.
Профилактическое и просветительское направление
 Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса  Профилактика поведенческих и личностных нарушений воспитанников.  Профилактика профессионального выгорания педагогов.  Профилактика жестокого обращения с детьми.  Нормализация психологического климата ДОУ.
Организационно-методическое направление
 Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

Список литературы
1. Арцишевская И.Л «Психологический тренинг для будущих первоклассников» М,2006. 2. Алябьева Е.А. «Коррекционно – развивающие занятия для детей старшегодошкольного возраста» М:, ТЦ Сфера, 2002. 3. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003 . 4. Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»М., 2004. 5. «Азбука общения» Л.М. Шипицина, О.А. Защиринская, А. П Воронцова, Т. А.Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми исверстниками от 3 до 6). Детство- ПРЕСС, С-Пб, 1998. 6. Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развитиядетей / Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова. - Кишинев: Вирт; СПб.:Дорваль. – 1993 . 7. Баркан А. «Практическая психология для родителей или как научиться пониматьсвоего ребенка». М., «АСТ- ПРЕСС», 1999. 8. Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старшихдошкольников» М: АРКТИ, 2003. 9 . В е н г е р , Л . А . Го т о в л и В а ш р е б е н о к к ш ко л е / Л . А . В е н г е р , Т.Д.Марцинковская,А.Л.Венгер. - М.: Знание, 1994. 10. Ганичева. И.В. «Телесно-риентированные подходы к психокфрекционной иразвивающей работе с детьми» М., Книголюб,2004 11. Зимбаров Ф. «Застенчивость»М:, Педагогика, 1991. 12. Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» С-Пб, «Союз»1992. 13. ИльинаМ. Н., Порамонова, Л.Г., Головнева Н.Я. «Развития интеллекта и навыковобщения у ребенка посредством групповых игр» С-Пб, «Дельта» 1998. 14. Каган В.Е. «Неконтактный ребенок в семье» СПб, Фолиант, 1996. 15. Кашапов Р. «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности».М, «АСТ-ПРЕСС Книга», 2003г. 16. «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ» Семинары – практикумы,тренинги, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2012 . 17. Коробицына Е.В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей идетей 5-7 лет» Диагностика. Тренинги, занятия. М., Учитель 2012. 18. Катаева Л.И. .«Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» М.,Книголюб, 2004г. 19. О. Л. Князева. «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва, «Мозаика - Синтез» 2003. 20. Кулинцова И.Е. «Коррекция детских страхов» СПб: Речь; М: Сфера, 2008. 21. Калинина Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника» С-Пб., Речь, 2001 22. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академияразвития» 1996. 23. Клюева Н.В., КасаткинаЮ. В. «Учим детей общению» Ярославль. «Академияразвития» 1997.
24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: - Речь, - 2000. 25. Никитин Б.П «Ступеньки творчества или развивающие игры» М:, Просвещение,1991 26. Овчарова Р.В. «Семейная академия: вопросы и ответы» М., Просвещение, 1996 27. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера»,1999 28. ПанфиловаМ.А. «Игротерапия общения» М. Гном, 2000. 29. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать , и красиво рисовать» С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина – Ярославль: «Академия развития»,1997г 30. Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»– М:АРКТИ,2010. 31. Сиротюк А.Л. «Программа формирования нейропсихологического пространствапроблемногоребенка».М: АРКТИ,2010. 32. Спиваковская А.С «Популярная психология для родителей» С-Пб., «Союз», 1991. 33. Сартан Г.Н. «Тренинг самостоятельности у детей» 34. Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» М:АРКТИ,2010. 35. Семенака С.И. «Уроки добра» М: АРКТИ,2005. 36. Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайтедружить» 37. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М: Генезис, 1998, 38. Хухлаева О.В. «Лесенка радости» М:, Совершенство,1998 39. «Психогимнастика» М.И. Чистякова. М., Просвещение, 1990 г. 40. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспектызанятий. - М.: Книголюб, 2008. 41.Яковлева Н.Г «Психологическая помощь дошкольнику» С-Пб., Детство- ПРЕСС, 2000г.


В раздел образования