Автор: Еремчук Сергей Иванович Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: Ужурский многопрофильный техникум Населённый пункт: село Кулун Ужурского района Красноярского края Наименование материала: методическая разработка Тема: развернутый план урока производственного обучения Раздел: среднее профессиональное
ПЛАН УРОКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
на « »_______________20___г.
Группа №_____
Профессия: Тракторист-машинист сельско-хозяйственного
производства, водитель транспортных средств категории «С»
Мастер производственного обучения:
Еремчук Сергей Иванович
Тема программы: Вождение автомобиля.
Тема урока: Органы управления и контрольные приборы автомобиля, основные
приемы действия органами управления.
Тип урока : Урок новых знаний.
Форма обучения: Индивидуальная.
Учебная цель: Изучить органы управления автомобиля, контрольные приборы и
основные приемы действия органами управления.
Воспитательная цель: Способствовать воспитанию самостоятельности,
общительности при изучении материала урока, привитию любви к технике и
избранной профессии.
Развивающая цель: Способствовать развитию умения делать выводы, развитию
зрительной памяти, технического мышления, интереса к материалу темы.
Стимулировать мыслительную деятельность.
Методическая цель: Внедрение личностно-ориентированного подхода в
процессе производственного обучения и элементов «проблемного обучения»
Оборудование: Автомобиль ГАЗ-3507, комплект инструмента, аптечка,
огнетушитель, обтирочный материал.
Наглядные пособия: ноутбук с подключением к сети интернет, схемы,
алгоритмы действий.
Место проведения : пункт Т.О.
Время: 1 час.
ХОД УРОКА:
1.Организационная часть: (1--2 мин.)
1.1 Проверка внешнего вида учащихся (соответствие требованиям Т,Б).
1.2, Занесение фамилии учащихся в путевой лист
2.Вводный инструктаж: (25-30 мин.)
2.1.Ознакомление с темой урока . его учебной целью и критериями оценки.
2.2. Постановка проблемного вопроса:
2.2.1. Автомобиль стоит на площадке, температура воздуха -
-10 С, как облегчить запуск двигателя при помощи органов
управления?
Решение: Обогатить горючую смесь, разъединить двигатель и
трансмиссию (рукоятка привода воздушной заслонки, педаль муфты сцепления).
2.3.Контрольные приборы (расположение, назначение,
предельно допустимые показания).
2.4.Вспомогательные органы управления (расположение,
назначение, приемы пользования).
2.5.Основные органы управления (расположение, назначение).
2.6.Приемы пользования основными органами управления (с указанием
типичных ошибок).
2.7.Посадка на место водителя, положение за рулем и выход из
кабины.
2.8.Т.Б. при выполнении задании.
3.Текущий инструктаж (10-15 мин.)
3.1.Посадка на место водителя, положение за рулем, выход из
кабины.
3.2.Приемы переключения передач в восходящем порядке.
3.3.Приемы переключения передач в нисходящем порядке.
3.4. Контрольные вопросы:
3.4.1.Где находится и для чего предназначена рукоятка
управления воздушной заслонки карбюратора?
3.4.2. Что нужно сделать, если при движении сработал сигнализатор давления
масла?
3.4.3. Т.Б. при проверке уровня охлаждающей жидкости.
3.5.
Следить за соблюдением Т.Б. при выполнении задании
4. Заключительный инструктаж: (2-3 мин.)
4.1.
Указать положительные моменты, отметить и разобрать допущенные
ошибки.
4.2.
Объявление оценок.
4.3 выдать домашнее задание.
Мастер производственного обучения: ___________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА.
ТЕМА: Органы управления и контрольные приборы автомобиля ГАЗ-3507 и
основные приемы пользования органами управления.
ЦЕЛЬ: Изучить органы управления и контрольные приборы автомобиля ГАЗ-
3507, научиться пользоваться органами управления автомобиля, правильно
садиться на место водителя и выходить из кабины автомобиля.
I.
Ознакомление с контрольными приборами.
1.1.Указатель температуры охлаждающей жидкости (рабочая температура,
предельно допустимая температуря)
1.2.Сигнализатор температуры охлаждающей жидкости (температура
срабатывания)
1.2.1.Действия водители при срабатывании сигнализатора
температуры охлаждающей жидкости (последствия повышения температуры).
1.2.2. Т.Б. при проверке охлаждающей жидкости.
1.3.Указатель давления масла в системе смазки двигателя
(рабочее давления, предельно допустимое давление).
1.4.Сигнализатор давления масла в системе смазки двигателя
(давление, при котором срабатывает сигнализатор)
1.4.1.Действия водителя при срабатывании сигнализатора давления
масла.
1.4.2.Последствия, к которым может привести падение давления
масла в системе.
1.5.
Спидометр (назначение)
1.5.1. Назначение счетчика суммарного пробега.
1.6.
Указатель уровня топлива (назначение).
1.6.1.Вместимость топливного бака и показания уровня топлива.
1.6.2.Расход топлива.
1.7.Указатель тока (назначение, показания).
1.7.1. Характерные неисправности.
1.8.Сигнализатор тормозной системы.
1.8.1. Особенности тормозной системы ГДЗ-53.
1.9.
Резервный сигнализатор (назначение)
1.10.Центральный переключатель света (назначение, рабочее положение).
1.11.Сигнализатор дальнего света (расположение, назначение)
1.12. Сигнализатор указателей поворотов для автомобиля и прицепа
(назначение).
2.Вспомогательные органы управления.
2.1. Кнопка аварийной сигнализации (расположение, назначение).
2.1.1. В каких случаях используется кнопка аварийной сигнализации.
2.2.Рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора
(расположение, назначение),
2.3.Рукоятка управления дроссельной заслонкой карбюратора
(расположение назначение).
2.4.Рукоятка управления стеклоочистителем лобового стекла (назначение,
расположение).
2.5.
Рукоятка управления отопителем кабины автомобили
(расположение, назначение).
2.5.1Рукоятки управления воздушными потоками отопителя (расположение,
назначение).
2.6.
Омыватель ветрового стекла.
2.6.1.Правила пользования омывателем.
2.7.
Ножной переключатель света (расположение, назначение).
2.7.1. Правила пользования ножным переключателем света и
сигнализатором дальнего света.
2.8. Переключатель указателей поворотов (расположение, назначение).
2.8.Правила пользования указателем поворотов.
3.Основные органы управления.
3.1Педаль муфты сцеплении (расположение, назначение, правила
пользования).
3.2Педаль рабочего тормоза (расположение, назначение, правила
пользования).
3.3Педаль дросселя (расположение, назначение, правила
пользования).
3.4Рулевое колесо (назначение, правила пользования).
3.5.
Рычаг стояночного тормоза (назначение, правила пользования).
3.6. Рычаг переключения передач (назначение, правила пользования).
3.6.1. Схема переключения передач.
4. Пользование педалью муфты сцепления
4.1 Приемы пользования педалью муфты сцепления.
4.1.1. Характерные ошибки в приемах пользования педалью муфты сцепления.
4.2.Приемы пользования педалью рабочего гормона.
4.2.1. Характерные ошибки и приемах пользования.
4.3.Приемы пользования педалью дросселя.
4.3.1. Характерные ошибки в приемах пользовании.
4.4.Приемы пользования рычагом переключения передач.
4.4.1.Переключение в восходящем порядке.
4.4.2Переключение в нисходящем порядке.
4.4. 3. Характерные ошибки при переключении передач.
5. Посадка на место водителя, положение за рулем и выход из кабины .
5.1.
Посадка па место водителя.
.5.1.1. Объяснение и показ правильной посадки на место водителя.
5.2.
Положение за рулем автомобиля.
5.2.1.Правильное положение рук на рулевом колесе.
5.2.2.Последствия неправильного положения водителя за рулем.
5.3.
Выход из кабины автомобиля.
5.3.1. Возможные последствия неправильного выхода из кабины.
5.4.
Т.Б. при выполнении задания (под роспись).
Инструкция по ТБ № 21
Упражнение: «Основные приемы действия органами управления»
Общие требования безопасности
1.
Занятия
проводятся
в
тренажерном
классе
на
автотренажере
либо
непосредственно на автомобиле без запуска двигателя.
2.
К
занятиям
по вождению
грузового
автомобиля
допускаются
учащиеся,
прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности..
3.
Строго и неукоснительно соблюдать все требования Техники Безопасности
при выполнении учебного задания.
4.
Обучаемый обязан:
соблюдать
правила
внутреннего
трудового
распорядка,
установленные
в
учебном учреждении;
соблюдать
требования
настоящей
инструкции,
инструкции
о
мерах
пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать правила и требования по эксплуатации автомобиля;
Требования безопасности перед началом занятий
1.
Во время выполнения учебного задания запрещается:
курить;
отвлекаться посторонними разговорами;
пользоваться,
отвлекающими
внимание,
посторонними
предметами,
не
связанными с выполнением задания;
пользоваться мобильным телефоном (при наличии телефона он должен
быть отключен);
2.
Все упражнения выполнять только по команде обучающего (мастера п/о,
инструктора по вождению автомобиля), в строгой последовательности,
изложенной в плане урока, или инструкционной карте.
3.
Внимание обучаемого
должно быть сосредоточено только на выполнении
упражнения.
4.
Строго выполнять все требования обучающего (мастера п/о, инструктора по
вождению автомобиля)
Требования безопасности во время занятий
5.
Обращаться
к
обучающему
(мастеру
п/о,
инструктору
по
вождению
автомобиля) за разъяснениями, если возникают сомнения в правильности
выполнения упражнения.
6.
При возникновении нестандартных опасных ситуаций, обучаемый (учащийся,
курсант)
обязан
прекратить
выполнение
задания,
принять
меры
безопасности и немедленно доложить об этом обучающему (мастеру п/о,
инструктору по вождению автомобиля).
7.
Верхняя
одежда
водителя
должна
быть
удобной,
просторной,
чтобы
не
стеснять движений, полы и рукава застегнутыми. Сковывающая движения
верхняя одежда зачастую является одной из причин аварии. Туфли на
высоком
каблуке
(шпильке)
или
ботинки
на
высокой
платформе
не
позволят
правильно
работать
педалями..
Шляпы
(особенно
дамские)
значительно ограничивают видимость дороги.
8.
Учебный
автомобиль
должен
быть
в
технически
исправном
состоянии,
полностью
укомплектован
необходимым
шанцевым
инструментом,
противооткатными
клиньями,
знаком
аварийной
остановки,
средством
пожаротушения, медицинской аптечкой и средствами личной гигиены.
9.
Запрещается выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу.
Для
посадки и высадки из кабины грузового автомобиля, пользуйтесь только,
специально предназначенные для этого, поручнями и подножками. Строго
запрещено выпрыгивать или соскакивать из кабины автомобиля, а так же
производить выход из кабины грузового автомобили передом (грудью в
перед)
10. Покидая
кабину
автомобиля,
нужно
обезопасить
автомобиль
от
самопроизвольного движения — выключить зажигание или прекратить
подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллера) в
нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.
11. Открывать дверь кабины, производить высадку и посадку только при полной
остановке автомобиля и установки его на стояночный тормоз. Выходя из
кабины автомобиля на проезжую часть дороги,
нужно предварительно
убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном
направлениях.
12. Лица,
находящиеся
в
кабине
автомобиле,
обязаны
выполнять
требования
водителя.
13. Рабочее место водителя должно соответствовать
нормам Охраны Труда.
Правильное положение водителя за рулем достигается путем регулировок
положения
сидения,
руля
и
зеркал
заднего
вила,
исходя
из
индивидуальных габаритных данных водителя.
14. Неукоснительно
соблюдать
технику
и
правила
пользования
органами
управления автомобилем.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
15. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом (мастеру
п/о, инструктору по вождению автомобиля)
16. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся (мастеру п/о,
инструктору по вождению автомобиля).
17. В с е обучаемые должны знать о профилактике травм. уметь пользоваться
автомобильной медицинской аптечкой и оказывать первую доврачебную
помощь.
Требования безопасности по окончании занятий
18. После окончания урока производственного обучения, привести в порядок
автомобиль и место стоянки.
19. После окончания урока, тщательно вымыть руки с мылом воспользовавшись
средствами личной гигиены, привести свой внешний вид в порядок.
Учащийся обязан знать и строго выполнять правила дорожного движения
ТРИ ПРАВИЛА
( пользования педалями автомобиля)
1.Нельзя одновременно нажимать на педаль сцепления
и
педаль
дросселя
(акселератора).
При
нажатии
на
педаль
сцепления
давление
на
педаль
дросселя
(акселератора) прекращается, при отпускании педали
муфты сцепления при трогании с места и при разгоне,
проводится давление на педаль дросселя.
2.
Переключение
передач
проводится
только
при
полностью
выжатой
педали
муфты
сцепления
и
полностью отпущенной педали дросселя.
3. Педаль муфты сцепления отпускается, а педаль
дросселя нажимается всегда плавно.
Карта типичных ошибок
Резкое нажатие на педаль рабочего тормоза.
Неплавное включение муфты сцепления.
Нарушение последовательности включения передач.
Отсутствие «двойного» выжима педали муфты сцепления
при переключении передач.
Неправильное положение ног на педалях.
Попытка нажатия педали тормоза левой ногой.
Резкие движения при пользовании рычагами и педалями.
Нахождение левой ноги на педали муфты сцепления после его
полного включения.
Неправильное положение рук на рулевом колесе.
Замок зажигания и схема переключения передач.
0 – все выключено, 1 - включено зажигание, 11 - включен стартер,
111 - противоугонное устройство включено.
Посадка за рулем
( правильно )
Посадка за рулем
( не правильно )
Посадка за рулем
( не правильно )