Использование игровых методов для комплексного начального обучения юных туристов
Автор: Филин Сергей Владимирович Должность: педагог-организатор Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ "На Вадковском" Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Использование игровых методов для комплексного начального обучения юных туристов Раздел: дополнительное образование
туристов»
Авторы-составители:
Педагог-организатор, педагог
дополнительного образования
Филин Сергей Владимирович,
методист Филина Светлана
Владимировна
Москва
Аннотация
В данной методической разработке раскрывается методика использования
игровых методов при обучении
юных туристов. Основной задачей является
повышение
у
детей
мотивации
изучения
теоретического
материала,
необходимого для безопасного участия в туристских походах, соревнованиях и
слетах, а также уверенное освоение и закрепление теоретических знаний по
туризму.
Данная
методическая
разработка
предназначена,
как
для
педагогов
дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, так и
для
педагогов-организаторов,
учителей,
инструкторов
по
туризму.
Также
разработка
может
быть
адаптирована
для
педагогов,
желающих
повысить
уровень
мотивации
у
воспитанников
к
теоретическим
знаниям
по
преподаваемому предмету.
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
1. Цель, задачи методической разработки
2. Обоснование использования игровых методов
3. Оборудование
4. Правила игры, ход игры
5. Перечень вопросов по туристской тематике
III. Заключение
Введение
Детско-юношеский
туризм
-
это
средство
гармонического
развития
подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной
деятельности. Во время проведения занятий с воспитанниками первого года
обучения объединения «Спортивный туризм», сталкиваешься с тем, что для
детей
туризм
–
это
способ
активного
отдыха,
увлекательное
путешествие,
наполненное романтикой, вызывающее радостные переживания, дающее яркие
впечатления. Но детский туризм, в отличие от взрослого движения, преследует,
прежде
всего,
воспитательно-образовательные
цели.
Для
успешного
проведения
туристско-краеведческих
походов
и
экспедиций,
необходима
теоретическая подготовка детей, определенная сумма знаний. Часто возникают
сложности
при
закреплении
теоретического
материала
у
воспитанников
по
следующим направлениям: основы топографии, туристские навыки и быт, узлы,
определение азимута и крутизны склона и др.. Это вызвано слабым интересом,
недостаточной мотивацией обучаемых, т.к. подобные теоретические знания и
навыки не используются ими в повседневной деятельности и редко требуются в
первых ознакомительных походах
выходного дня.
Однако, все эти знания
необходимы
для
безопасного
участия
в
туристских
походах,
требуются
на
соревнованиях и слетах. Они составляют основу подготовки туристов, а также
любых людей, ведущих активный образ жизни в естественной среде.
Основная часть
Цель методической разработки:
уверенное освоение и закрепление с детьми теоретических знаний по туризму.
Задачи:
- образовательные:
Освоение теоретических знаний по туризму;
Закрепление
знаний
методом
вовлечения
детей
в
игровую
деятельность;
Повышение мотивации изучения теоретического материала;
Достижение
понимания
поставленной
задачи
и
способов
ее
выполнения.
- развивающие:
Развитие пространственного воображения;
Развитие абстрактного мышления, памяти, внимания;
Развитие интереса к туризму.
- воспитательные:
Воспитание умения работать в коллективе, в парах;
Воспитание усидчивости, повышение работоспособности.
Обоснование использования игровых методов
С
целью
повышения
мотивации
воспитанников,
развития
интереса
к
процессу закрепления теоретических знаний, разработана и введена в процесс
обучения
настольная
игра.
В
игровой
деятельности
наиболее
интенсивно
формируются психические качества и проявляются личностные особенности
детей. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание
и
усвоение
общественного
опыта,
в
котором
складывается
и
совершенствуется
самоуправление
поведением.
Игра
выступает
в
качестве
самостоятельной технологии для освоения понятий, закрепления тем, усвоения
теоретических знаний по туризму и выработке навыков завязывания туристских
узлов, как отдельный метод обучения. Именно игра делает процесс познания
увлекательным,
в
ней
легче
проходит
процесс
обучения,
ненавязчиво
происходит закрепление знаний.
Оборудование
Игровое поле (спортивная карта большого размера масштаба 1:5000 или
1: 1000 с нанесенным игровым маршрутом), кубик, фишки,карточки с
вопросами, карточки-картинки с изображением узлов.
Правила игры, ход игры
Основой для игрового поля является реальная спортивная карта (полигон
Опалиха)
масштаба
1:5000,
на
которую
нанесен
игровой
маршрут,
использующий
знаки
обозначения
дистанции
спортивного
ориентирования
(старт, финиш, контрольные пункты) и специальные знаки ходовых делений и
дополнительных заданий. Карта распечатана на большом листе для удобства
перемещения фишек и лучшего восприятия. (Приложение 1.). Игровым полем
может выступать спортивная карта любой местности.
Поочередно бросая игровой кубик, играющие передвигают фишки от
старта
к
финишу
по
игровому
маршруту.
Игровой
маршрут
имеет
пустые
ходовые деления и ходовые деления, содержащие контрольный пункт, (далее
КП)
в
виде
окружности
диаметром
20-30мм.
При
попадании
фишки
на
контрольный
пункт,
играющий,
перечисляя
все
топографические
знаки,
описывает
словами
находящуюся
внутри
круга
КП
картину
местности.
В
качестве точек нанесенных КП выбраны характерные обозначения объектов,
усвоение которых требуется от обучаемых (пересечение просек, овраги, холмы,
ямы, гидрография, границы, искусственные объекты и их комбинации). При
верном ответе, играющий продвигается на два шага вперед, в случае неверного
описания,
играющий
пропускает
ход.
Педагог
при
необходимости
вносит
дополнения, дает пояснения.
В
ходе
игры
некоторые
контрольные
пункты,
помимо
обязательной
топографической задачи, имеют дополнительную нагрузку в виде вопросов по
составлению пищевой раскладки (Р), установке лагеря (Б), туристским узлам
(У), метеорологии (М), преодолению препятствий (П), определению крутизны
склона, расстояний и азимутов (КРА). Такие контрольные пункты (КП) в своем
обозначении имеют соответствующую дополнительную букву.
Выбор вопроса по теме осуществляется дополнительным броском кубика.
(Перечень вопросов - Приложение 2.) При неправильном ответе на вопрос или
неправильно
завязанном
туристском
узле,
играющий
перемещается
на
2
игровых деления назад.
Задача
играющих пройти
всю
дистанцию
от
старта
до
финиша
за
минимальное время, выполняя задания. Победителем становится играющий,
достигший точки финиша первым.
Перечень вопросов
Вопросы по установке лагеря (Б-бивуак)
1.Назовите очередность действия группы при постановке лагеря
Ответ:
Снять рюкзаки и достать общественное снаряжение
Установить групповой тент
Убрать все вещи под тент
Начать заготовку дров и подготовку кострового места
Принести воду и повесить котлы
Развести костер
Начать приготовление пищи.
2. Назовите правила выбора места для стоянки.
Ответ: Место должно быть безопасным (есть ровная сухая площадка, нет
нависающих деревьев, нет опасности подтопления и обвала, нет проезжих
дорог), на стоянке или рядом с ней должны быть дрова и питьевая вода
3.
Как по отношению к ветру должен быть расположен костровой
тент?
Ответ: Ветер должен дуть вдоль тента, не задувая дым под тент.
4. На какой высоте должен быть натянут костровой трос?
Ответ: Выше роста самого высокого члена группы.
5. На каком минимальном расстоянии от деревьев можно разводить костер?
Ответ:
Минимальным
расстоянием,
на
котором
можно
разводить
костер
считается 4 метра от деревьев.
6. Правила работы в лагере с ножом, топором и пилой.
Ответ: Топором и пилой нельзя пользоваться в рукавицах. Пилят поленья
втроем. Двое пилят, а один придерживает полено. Можно работать вдвоем,
подложив
под
бревно
треугольные
чурки,
чтобы
оно
не
каталось.
Нельзя
придерживать бревно рукой и одновременно пилить.
Работая с топором, рубят в сторону от лагеря и от людей.
Запрещается играть с ножами и топором. Бросать их или втыкать в деревья. В
нерабочем положении ножи, топоры и пилы должны быть зачехлены и убраны.
Вопросы по составлению пищевой раскладки (Р-раскладка)
1.
Назовите норму на человека
твердых круп (гречка, рис, пшено),
мягких круп (манка, геркулес), макаронных изделий,
сыра, колбасы?
Ответ . 60-80г./ 40 г./ 80-120 г.
2.
Назовите способы упаковки пищевых продуктов в походе, а именно:
круп, сахара, соли, колбасы, сыра.
Ответ: сыпучие продукты хранят в полиэтиленовых пакетах, вложенных в
матерчатые защитные мешочки, колбасу хранят в матерчатых дышащих чехлах,
сыр хранят в заранее пропитанной солью матерчатой таре. Дополнительно
можно завернуть сыр в фольгу.
3.
При приготовлении пищи, в какую воду следует засыпать геркулес,
рис, гречку?
Ответ : в холодную
4.
При приготовлении пищи, в какую воду следует засыпать манку,
макаронные изделия?
Ответ : в кипящую воду.
5.
При приготовлении молочной каши, в какое время и как следует
добавлять сухое молоко или сгущенку?
Ответ: Молочные
продукты
нужно
добавлять
по
готовности
каши,
чтобы
избежать
пригорания.
Сухое
молоко
следует
предварительно
растворить
в
небольшом количестве воды с добавлением сахара и соли.
6.
Как нужно продувать макаронные изделия?
Ответ : макаронные изделия продувать не нужно.
Вопросы по туристским узлам (У-узлы)
Обучающимся предлагается завязать один из шести узлов (или выбрать из
нарисованных
на
карточках
один
из
шести
узлов,
который
определяется
дополнительным бросанием кубика.
4.
Узлы для связывания 2-х веревок одинаковой толщины
5.
Узлы для связывания двух веревок разной толщины
6.
Карабинные узлы
7.
Страховочные узлы
8.
Узлы для крепления веревки на опоре
9.
Маркировочные узлы
Вопросы по метеорологии (М-метеорология)
Назовите признаки ухудшения погоды
В небе появляются перистые облака.
Снижается или резко меняется атмосферное давление.
Меняется температура.
Летом перед началом грозы душно, ласточки летают низко.
Зимой потепление приносит сильные снегопады.
Вопросы по определению крутизны склона,
расстояний, азимутов (КРА)
1. Исходя из масштаба карты, определить расстояние вдоль горизонтали.
2.
Исходя
из
масштаба
карты,
определить
расстояние
перпендикулярно
горизонталям.
3.Определить
азимут
от
точки
стояния
на
одну
из
точек
№№
1-6
(определяется дополнительным бросанием кубика)
Вопросы по преодолению препятствий (П-препятствия)
1. Покажите положение альпенштока или ледоруба при движении по склону
траверсом.
Ответ: Альпеншток или ледоруб находится в положении «на – изготовку»
штычком к склону.
2. Покажите положение альпенштока или ледоруба при движении по склону
глиссирванием.
Ответ: Штычек расположен сзади слева или справа. Опора на две ноги и
штычек.
3. Покажите положение альпенштока или ледоруба при движении по склону
«в лоб».
Ответ: Альпеншток или ледоруб находится в положении «на – изготовку»
перед грудью.
4. Покажите положение альпенштока при переправе через реку в брод.
Ответ: Штычек расположен сбоку слева или справа выше по течению реки.
5. Покажите положение ног при движении вдоль склона
Ответ: Верхняя нога смотрит мыском вдоль склона, нижняя развернута мыском
в долину. Чем круче склон, тем больше разворачивается мысок. При постановке
ног ранты ботинок «вбивают» в склон.
6. Покажите положение ног при движении вверх по склону «в лоб»
Ответ: При
движении
по
склону
«в
лоб»
ноги
ставятся
«ёлочкой».
При
постановке ног ранты ботинок «вбивают» в склон.
Заключение
Методическая разработка написана на основе опыта педагога. По
итогам использования первой версии настольной топографической игры
(только топографические описания), у детей получены отличные результаты в
чтении карт. Дети легко ориентировались во всех тонкостях чтения спортивных
карт, хорошо знали топографические знаки. Группа воспитанников показывала
отличные результаты в окружных и городских соревнованиях в видах
«Ориентирование» и «Контрольно-туристский маршрут», занимала призовые
места.
Использование игровых методов для комплексного начального обучения юных
туристов эффективно влияет на закрепление теоретического материала у
воспитанников по различным направлениям. Это и основы топографии, и
туристские навыки и быт, и вязка узлов, и определение азимута и крутизны
склона и умение разбираться в вопросах метеорологии, делать продуктовую
раскладку и др. Во время проведения игры идет не только закрепление знаний
ребят, но и их дополнение, расширение полученных представлений.
В процессе использования на занятиях игровых методов работы, у детей
происходит:
1.
Повышение
мотивации изучения теоретического материала;
2.
Уверенное освоение и
закрепление теоретических знаний и навыков методом вовлечения детей в
игровую деятельность;
3.
Развитие
пространственного воображения;
4.
Развитие абстрактного
мышления, памяти, внимания
5.
Развитие интереса к туризму;
6.
Воспитание
усидчивости;
7.
Достижение
понимания поставленной задачи и способов ее выполнения;
8.
Воспитание умения работать в коллективе, в парах;
9.
Воспитание усидчивости, повышение работоспособности.
Педагогическая эффективность проведения занятий в игровой деятельности
повышается, так как каждый учащийся включается в эту деятельность
посредством выполнения соответствующих его мотивам и интересам игровых
должностей (ролей), возрастным особенностям и индивидуальным творческим
способностям. При этом педагог параллельно воспитывает у детей
ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей,
инициативность, коллективизм и др.
Список литературы
1. Туристическая топография, М., Профизарт, 1985
2. Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристко-краеведческая деятельность в
школе: учебно-методическое пособие. - М.:ГОУ МосгорСЮТур, 2011