Теоретические аспекты процесса общения детей дошкольного возраста
Автор: Камалова Рамзия Рахимджановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №20 "Дюймовочка" Населённый пункт: город Ступино, Московская область Наименование материала: Статья Тема: Теоретические аспекты процесса общения детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Теоретические аспекты процесса общения детей дошкольного возраста
Общение — важнейшая составляющая развития детей с момента рождения.
Личность ребенка раскрывается в процессе контактирования с окружающей средой.
Первое общение с родителями закладывает краеугольный камень в дальнейшем
формировании характера, моральных и духовных устоев.
Рассмотрим некоторые аспекты теоретической стороны общения как предмета
исследования. Для этого обратимся к непосредственным факторам, указывающим на
наличие общения (по существу), коими являются:
-способность к сопереживанию,
-умение отождествить себя с другим человеком,
-готовность принять другую точку зрения.
Таким
образом,
общение
подразумевает
вовлеченность
в
данный
процесс.
Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его
характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность).
Активность
может
выражаться
в
том,
что
человек
при
общении
инициативно
воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает
на них.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
- коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
- интерактивная сторона общения (организация взаимодействия между людьми)
- перцептивная сторона общения (восприятие партнерами по общению друг друга)
Само действие общения характеризуется целью и задачей. Двумя основными
категориями действий общения являются инициативные акты и ответные действия.
Процесс общения включает в себя те или иные вспомогательные инструменты
для организации общения, среди которых представляется возможным выделить 3
основные категории:
1)
экспрессивно-мимические
средства
общения
(взгляд,
мимика,
выразительные движения рук и тела);
2)
предметно-действенные
средства
общения
(позы
и
сопутствующие
локомоторные
и
предметные
действия).
Также
к
данным
средствам
общения
относятся вручения, протягивание взрослому различных предметов, притягивание
или
отталкивание
взрослых;
различные
жесты,
сигнализирующие
о
желании
контакта или обратное);
3) речевые средства общения (вопросы, ответы, высказывания и комментарии).
Что касается детей дошкольного возраста, то в первую очередь, необходимо
разобрать, что или кто является предметом общения для ребенка, и им является
другой
человек,
партнер
по
совместной
деятельности
как
субъект.
Если
конкретизировать, предметом деятельности общения служат качества и свойства
соучастника
общения,
которые
впоследствии
обращаются
в
продукты
общения.
Ребенок, изучая взрослых в процессе общения, познает и оценивает их, таким
образом фактически одновременно познавая себя и проводит самооценку.
Функции общения классифицируются по следующим аспектам:
1) Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий
для достижения совместного итога)
2) Формирование и дальнейшее развитие межличностных отношений
3) Взаимное познание людей
Мотивами, подвигающими ребенка вступать в общение, напрямую связанными
с
его
главными
потребностями
(которые
сам
не
в
состоянии
удовлетворить),
определяют:
1) Потребность во впечатлениях
2) Потребность в активной деятельности
3) Потребность в признании и поддержке
Вышеуказанные инструменты, функции и потребности проявляются на всех
возрастных
этапах
развития
ребенка
и
каждому
этапу
свойственна
своя
специфичность.
Как известно, в дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со
взрослыми и со сверстниками, являющиеся равными составными для личностного
развития ребенка. В работах признанного отечественного специалиста в психологии
М.И.Лисиной выделяется ряд этапов в развитии общения, среди них: потребности,
мотивы
и
средства
общения,
совокупность
которых
представляет
собой
определенную форму общения.
1) Ситуативно-личностная форма общения. Сроки проявления: в 2-6 месяцев.
Содержание потребности заключается во внимании и доброжелательности взрослого
посредством экспрессивно-мимического общения.
В
данный
промежуток
жизни
малыш
нуждается
во
внимании
и
доброжелательности взрослых, влияющие на психическое развитие ребенка. В ином
случае, при отсутствии положительных эмоциональных контактов со взрослыми
высока вероятность недоразвития ребенка, вплоть до физических отклонений.
2) Ситуативно-деловая форма общения. Сроки проявления: в 6 — 24 месяцев.
Содержание потребности заключается в сотрудничестве со взрослыми посредством
предметно-действенного общения.
Развивается интерес к ролевой игре, дети перестают играть в одиночку и все
больше предпочитают коллективный формат.
Этот этап характеризуется качественным изменением отношения ребенка к
окружающему
миру,
появляется
активный
интерес
к
событиям,
подражания,
манипуляция
предметами.
Весьма
важным
представляется
постепенное
формирование «своего Я». Кроме того, ребенок постепенно осознает и отделяет
общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных
действий. Безусловно, остается первостепенным соблюдать баланс и не довлеть над
самостоятельностью ребенка, не препятствовать в расширении
его собственного
опыта попытками «гасить» инициативы малыша.
3) Внеситуативно-познавательная форма общения. Сроки проявления: в 2-5
лет. Содержание потребности заключается в уважении с взрослыми, посредством
речевого общения.
Младший и средний дошкольный возраст — тот уровень развития речи и
мышления, который уже позволяет дошкольнику оторваться от конкретной ситуации
и простого манипулирования предметами, тем самым расширять кругозор и внять
взаимосвязи окружающих его явлений. Вместе с тем, ввиду еще ограниченных
возможностей
для
ребенка
основным
источником
всех
ответов
на
постоянно
возникающие вопросы остается взрослый. Возрастает роль общения со взрослыми,
мнение которых отражается на развитии самооценки у дошкольника. Позивитный
опыт
общения
с
родителями
содействует
налаживанию
контактов
с
детьми
и
другими взрослыми.
4) Внеситуативно-личностная форма общения. Сроки проявления: в 6-7 лет.
Содержание
потребности
заключается
в
сопережевании
и
взаимопонимании
взрослого, посредством опять-таки речевого общения.
Период старшего дошкольного возраста связан с тем, в первую очередь, что
ребенок все больше внимания уделяет особенностям межличностных контактов в
окружающем его мире — будь то внутрисемейные отношения, в детскому саду или
во
дворе.
Возрастает
способность
старших
дошкольников
к
сопереживанию
сверстникам в тех или иных обстоятельствах.
Дети
принимают
мнение
ранее
абсолютно
авторитетного
взрослого
лишь
после самостоятельного анализа, исходя из собственных интересов и отношения.
Вместе
с
тем,
ребенок
еще
не
готов
всецело
уяснить
ту
или
иную
проблему,
вследствие чего он начинает задавать сонму вопросов взрослому, чтобы сопоставить
мнение взрослого с собственным.
Общение со взрослыми играет огромную роль в связи с тем, что старшие
дошкольники
обрабатывают
общие
нормы
и
правила
поведения,
свои
права
и
обязанности,
долг и ответственность. И взрослые — родители или педагоги —
являются образцами поведения.
Внеситуативно-личностная форма общение закладывает у ребенка отношение
к взрослому как к учителю и представление о себе как об ученике. А, во-вторых,
ребенок
уже
может
моделировать,
точнее
проигрывать
ситуацию
в
своем
воображении, избегая практических методов.
Резюмируя
конспект,
необходимо
отметить
следующее.
Информационные
технологии проникли во все сферы и этапы жизнедеятельности человека, начиная с
пеленок.
Безусловно,
ИКТ
вносят
неоценимый
вклад
в
прогресс
человечества.
Вместе с тем, современная детская психология вынуждена все больше обращать
внимание на последствия компьютерной зависимости детей дошкольного возраста.
При полном попустительстве родителей дети «доверяют» своим компьютерным
«друзьям», делятся с ними
своими секретами, а главное - доверием. Ничто не
заменит
живое
общение
со
взрослыми
-
это
важно
уяснить
родителям
вне
зависимости от своей занятости, не говоря уже о том, что в формировании и
становлении личности ребенка не следует уповать исключительно на воспитателей
дошкольных учреждений. Только в комплексном и активном взаимодействии ДОУ и
родителей
ребенок
сможет
стать
тем,
кто
будет
достойно
представлять
нашу
сильную Россию в скором будущем.