Влияние спортивных игр на здоровье человека. Баскетбол
Автор: Коваленко Маргарита Тимофеевна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ СОШ с.Родничок им. В.П. Сергеева Населённый пункт: Саратовская область, Балашовский район, с.Родничок Наименование материала: РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по физической культуре в 7 классе Тема: Влияние спортивных игр на здоровье человека. Баскетбол Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. РОДНИЧОК ИМЕНИ
ВСЕВОЛОДА ПАВЛОВИЧА СЕРГЕЕВА
БАЛАШОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по физической культуре в 7 классе
«Влияние спортивных игр
на здоровье человека.
Баскетбол»
Подготовила учитель
физической культуры
МОУ СОШ с. Родничок»
Коваленко Маргарита Тимофеевна
высшая квалификационная категория
2016 год
1
Аннотация урока физической культуры «Влияние
спортивных,
подвижных игр на здоровье человека . Баскетбол» для учащихся 7 класса
Урок подготовлен для раздела программы «Баскетбол» и «Основы знаний»
(теоретическая часть) с применением компьютерной технологии (презентации).
Тема презентации «Влияние спортивных, подвижных игр на здоровье человека
учащихся
через
здоровьесберегающие
технологии
на
уроках
физической
культуры» на примере баскетбол. Просмотр слайдов презентации предусмотрен в
вводной части урока в спортивном зале. Данные слайды составлены с целью
ознакомления учащихся с понятием «Здоровый образ жизни», они должны:
- способствовать воспитанию привычек и потребности в здоровом образе жизни;
- прививать навыки управления своим здоровьем;
- сформировать у учащихся активную позицию в сохранении и укреплении своего
здоровья;
- воспитать социально значимую личность;
- помочь детям найти гармонию души и тела.
Просмотр
слайдов
позволит
учащимися
узнать
как
спортивные
и
подвижные игры влияют на здоровье человека. Во вводной части урока учащимся
предлагаются
выполнить
общефизические
упражнения.
По
ходу
выполнения
учащимися
поясняется
влияние
каждого
упражнения
на
организм
и
технику
выполнения. (работа по станциям)
В основную часть урока включены следующие задачи:
1.
Формирование здорового образа жизни.
2.
Совершенствование комплекса ОРУ с баскетбольными мячами.
3.
Закрепление ведения мяча на месте и в движении.
4.
Совершенствовать технические приемы игры:
- передача мяча двумя руками от груди;
- броски в кольцо.
5.
Развивать скоростные способности.
В заключительной части урока предлагаются задания на релаксацию с
целью расслабления и восстановления, поднятия у них настроения.
В
ходе
реализации
урока
мной
преследовались
следующие
цели
и
задачи:
- содействие формированию личностных представлений о престижности высокого
уровня здоровья;
- выработка умений использовать средства физической культуры для укрепления
здоровья;
- воспитание желания к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с
целью формирования здорового образа жизни.
Материалы
для
создания
презентации
были
взяты
из
методической
литературы:
1. В.И. Лях Физическая культура учебник для учащихся 7 класса. Москва,
«Просвещение» 2005.
2. С.Е. Голомидова Нестандартные уроки физкультуры 7 класс «Учитель - АСТ»
2005
3. Ресурсы сети Интернет.
2
Конспект
урока по физической культуре для 7 класса
Тема урока: «Влияние
спортивных, подвижных игр на здоровье человека .
Баскетбол».
Цель урока: Приобщить учащихся к занятию баскетболом в целях
формирования потребности в здоровом образе жизни и воспитания гармонично
развитого, крепкого физически, морально выносливого, обладающего
спортивными навыками гражданина современного общества
Задачи урока:
1.
Формирование здорового образа жизни
2.
Обучение технике перемещений, технике сочетания приёмов: ведения,
броска, подбора мяча
3.
Развитие координации, быстроты, скоростно-силовых качеств.
4.Воспитание активности, самостоятельности, коллективизма.
Тип занятия: Обучающий.
Метод
проведения:
фронтальный,
групповой,
индивидуальный,
игровой.
Место проведения: Спортивный зал
Инвентарь
и
оборудование:,
ноутбук,
баскетбольные
мячи,
кольца,
тренажеры
Место проведения: спортивный зал.
Время проведения: 25.04.2014г.
№
п/п
Содержание урока
Дози-
ровка
Организационно-
метод. указания
1
2
3
4
I
Подготовительная часть
Построение, рапорт, приветствие,
сообщение задач урока.
Основы знаний по ЗОЖ
9 мин.
2 мин.
До урока вместе с дежурными
приготовить мячи, очки
и др. инвентарь. Обратить
внимание на форму уч-ся.
Напомнить о ИТБ на уроке.
ЗДОРОВЬЕ – это бесценный дар,
который дан человеку самой
природой. Безусловно, нации
нужны образованные,
воспитанные, культурные люди, но
главное, и с этим вряд ли можно
спорить, нужны люди здоровые.
От правильной организации
двигательного режима во многом
зависит ваше здоровье и ваша
работоспособность.
Среди командных спортивных игр
3
баскетбол занимает одно из самых
почетных мест. Баскетбол как
нельзя лучше отвечает нынешнему
времени. Трудно отыскать такой
вид спорта, в котором сочетаются
скорость, выносливость, сила,
ловкость и самое главное ум.
Регулярные занятия баскетболом
способствуют формированию
здоровой личности.
1
Упражнения в движении.
Разновидность ходьбы:
на носках, пальцы рук в замок,
руки верх;
на пятках, руки за голову;
на внутренней стороне стопы,
пальцы рук в замок, выполнять
вращательные движения;
на внешней стороне стопы,
пальцы рук в замок, выполнять
волнообразные движения перед
грудью.
2 мин.
В колонне по одному, дистанция 2
м.
Обратить
внимание
на
осанку.
Руки
за
голову,
локти
отводить
в
сторону.
2
Равномерный бег
1 мин.
Темп
спокойный.
Ступню
на
пол
ст авить
с
пятки.
Бег
и
в с е
п о с л е д у ю щ и е
у п р а ж н е н и я
выполнять с б/б мячами.
3
Перемещение приставными шагами
правым и левым боком по периметру
баскетбольной площадки.
30 сек.
По лицевым линиям правым боком,
по боковым – левым. Таз опустить,
ступни
не
перекрещивать.
Шаги
быстрые, короткие.
5
Мяч держать над головой прямыми
руками. Выполнять рывки руками назад
на каждый шаг.
30 сек.
Голову держать прямо.
6
Мяч в руках перед грудью. Поворот
туловища и отведение мяча в сторону
выставленной вперёд ноги.
30 сек.
Передвигаться выпадами вперёд.
7
Ходьба с вращением мяча вокруг
туловища на уровне пояса, перекладывая
мяч из рук в руку.
30 сек.
Мяч
вращать
вокруг
туловища
поочерёдно
в
правую
и
левую
сторону по 4 раза.
4
8
Ходьба с перекладыванием мяча из руки
в руку под впереди стоящей ногой на
каждый шаг.
30 сек.
Туловище
держать
в
наклонном
положении,
голову
п од н я т ь ,
смотреть вперёд.
9
Держать «полный» мяч согнутыми
руками перед грудью. Передвигаясь
выпадами, посылать мяч в пол и после
отскока ловить его на уровне колен
прямыми в локтях руками.
30 сек.
Стараться
ловить
«полный»
мяч.
Следить
за
согласованно стью
движений рук и ног.
10
Мяч в руках перед грудью.
Перемещаясь подскоками, поднимать
мяч над головой.
30 сек.
При выпрыгивании
с мячом
смотреть
вверх на мяч.
Дополнительные упражнения по
станциям
3-4 мин
С л е д и т ь
з а
п р а в и л ь н о с т ь ю
выполнения упражнения
11.
Передвигаясь медленным бегом,
выполнять остановку в два шага.
30 сек.
Остановку в два шага выполнять по
сигналу свистка.
II
Основная часть
Закрепить технику ведения мяча с
изменением направления и скорости
движения.
26 мин.
Заострить внимание на правильное
расположение кисти на мяче.
Акцентировать внимание уч-ся на
ведении
мяча
без
зрительного
контроля.
1
Упражнения для повторения
Ведение мяча шагом и бегом по кругу, по
б о ко в ы м
л и н и я м
в о л е й б о л ь н о й
площадки
вести
мяч
прямо,
а
по
лицевым
линиям
вести
мяч
боком
в
низкой стойке баскетболиста.
2 мин.
Перед
выполнением
упражнения
познакомить
уч-ся
с
правилом
«передвижения»
и
напомнить
правило «ведения мяча». Пол зала
м я ч
в е с т и
п р а в о й
р у ко й
и
оставшиеся пол зала – левой. При
ведение
мяча
в
низкой
стойке,
высоту
отскока
мяча
снижать
за
счёт
сгибания
ног.
Ведение
мяча
можно осуществлять по диагонали
б а с ке т б о л ь н о й
п л о щ а д к и
и
«змейкой».
2
Выполнить
предыдущее
упражнение
с
акцентированием
внимания
уч-ся
на
ведении без зрительного контроля мяча.
3 мин.
Дежурный на уроке раздаёт уч-ся
специальные
очки.
Необходимо
напомнить уч-ся о ПТБ при ведении
без зрительного контроля мяча.
3
Передачи в движении в тройках
3
Быстрое
перемещение
и
точность
передач без потери мяча.
5
4
1.
Передачи в движении по «8» в
тройках.
5
Правильное перемещение по
площадке во взаимодействии с
партнерами.
3
Игра «Удержи мяч»
4 мин.
Уч-ся на одной из сторон площадки
ведут
мяч,
стараясь
свободной
рукой выбить мяч у другого игрока.
Игрок выбывает из игры, если он
допускает следующие ошибки:
его мяч выбит;
к а с а е т с я
м я ч а
и л и
придерживает 2-мя руками;
з а с т у п и л
з а
ограничительную линию.
Победителями оказываются игроки,
у которых мяч не выбили. Игроки,
выбывшие из игры, выполняют упр.
по указанию учителя.
Обучение
основам
техники
броска
одной рукой сверху в движении после
ведения.
Объяснение и показ упражнения.
Напоминаю, что данный бросок чаще
других используется для атаки корзины в
движении с близкого расстояния. В
основе его лежит двухшажная техника.
Мяч ловится под широкий шаг правой
ноги (для правшей). Последующий шаг
левой укороченный, стопорящий,
заканчивается отталкиванием почти
вертикально вверх. Мяч выносится на
кисть правой руки и в высшей точке
прыжка мягким движением кисти
направляется в щит. Игрок приземляется
на обе ноги.
3 мин.
Построение в 2 шеренги лицом к
баскетбольному
щиту,
где
будет
осуществляться показ упражнения.
При показе использовать плакаты и
видеосюжет.
6
1
1.
Групповое упражнение:
передачи на скорость с перемещением.
С т а н о в и м с я
в
д в е
ко л о н н ы
н а
расстоянии 5-6м друг от друга. Напротив
каждой
колонны
находится
по
одному
игроку, им передается мяч от впереди
стоящего игрока, а затем получив мяч
обратно, они становятся в конце своей
колонны. Игроки, которые расположены
напротив колонн, выполняют ответную
передачу и перемещаются приставными
шагами к другой колонне
3 мин.
.
Упражнение
выполняется
н а
точность
передач
и
выносливость
перемещающихся игроков
3
И.П.
–
с
мячом
в
3-4
м.
от
корзины
справа.
Бросок
мяча
после
короткого
ведения.
4 мин.
Построение в колонну по 7. Указать
каждой колонне расположиться
справа от щита под углом 30-45
градусов. Акцентировать внимание
уч-ся на то, что во время прыжка
игрок выносит мяч вверх и
перекладывает его на кисть правой
руки. Основное внимание уделить
броскам с отражением от щита.
4
Учебная
игра
(по
упрощенным
правилам игры).
4 мин.
Игра должна вестись в пределах
площадки. Нельзя применять
грубые приемы, а также бегать с
мячом в руках
III
1
Заключительная часть
И г р о в ы е
у п р а ж н е н и я
н а
координацию:
одновременно круговое
поглаживание правой рукой живота, а
левой рукой головы;
поглаживание головы правой рукой и
левой рукой постукивание по бедру.
5 мин.
30 сек
.
2
1.
Повторение правил и жестов
судейства игры баскетбол:
неправильное ведение;
умышленная игра ногой;
задержка мяча;
нарушение при перемещении;
перерыв в игре;
два очка;
персональный фол;
задержка;
толчок или столкновение без
30 сек.
Туловище
держать
прямо,
чёткое
движение руками.
7
мяча;
неправильная игра руками;
широко расставленные локти
3
Подведение итогов.
4 мин.
Построение в одну шеренгу.
Отметить наиболее активных уч-ся
на
уроке.
Обратить
внимание
на
общие
ошибки.
Демонстрация
броска
в
движении
после
ловли
мяча (связь с последующей темой
урока).
Д/З. Имитировать бросок в
движении; комплекс силовых
упражнений.
4
Организованный уход.
1м
В
колонне
по
одному.
Дежурный
убирает мячи
Приложение к уроку
8
По горизонтали:
1.«Ловушка» для мяча в баскетболе. (кольцо)
2.Олимпийский вид спорта. (баскетбол)
3.Передача мяча в баскетболе. (пас)
4.Знаменитый баскетбольный тренер из России. (Гомельский)
5.Баскетбольное кольцо. (Корзина)
6.Родина баскетбола. (США)
7.Российский баскетболист, играющий в НБА. ( Кириленко)
9
17. Плотная, активная защита, вынуждающая нападающих к поспешным действиям и
ошибкам. (Прессинг)
18. Амплуа самого высокого игрока в баскетбольной команде. ( Центровой)
20. Три шага с мячом. (Пробежка)
21. Ложные и отвлекающие действия, движения с целью ввести соперника в
заблуждение. (Финты)
23. Система атаки. (Нападение)
24. Действие. (Передача)
По вертикали:
8.К чему крепится баскетбольное кольцо. (щит)
9.Одна из лучших баскетбольных команд России. (ЦСКА)
10.Нарушение правил в баскетболе. (фол)
11.Советский баскетболист, включенный в баскетбольный зал славы НБА. (Белов)
12.Один из лучших атакующих защитников в истории НБА.(Джордан)
13.Чемпион Европы по баскетболу в 2009 году среди мужских команд.(Испания)
14. Продвижение нападающих к кольцу соперников с целью создать численный
перевес и забросить мяч в кольцо. ( Атака)
15.Один из важнейших критериев отбора для занятий баскетболом. (рост)
16. Действие игрока, направленное на попадание мячом в кольцо соперников.(Бросок)
19. Продвижение игрока с мячом, ударяя его в пол.(ведение)
22. . Организование противодействия атаке соперников, стремление не допустить
бросок мяча в своё кольцо.(Защита)
10
Жесты судейства игры баскетбол
Следующая серия судейских жестов затрагивает все, что так или иначе
связано с игровым временем.
Административные жесты баскетбольных судей связаны с
проведением замены одного игрока на другого, приглашением игрока на
площадку, объявлением тайм-аута, а также визуальной демонстрацией
отсчета времени (пяти секунд и восьми секунд). Кроме того, есть жест,
который применяется для связи между судьями и судьям-секретарями.
11
12