Напоминание

"Мир музыки чудесной"


Автор: Будаговская Татьяна Аркадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №48
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Мир музыки чудесной"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Использование элементов ФЭМП

в музыкальном воспитании дошкольников»
составитель: музыкальный руководитель Будаговская Т.А.
«Настоящая наука и настоящая музыка

требуют однородного мыслительного процесса»

Альберт Эйнштейн
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: коли- чество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с дру- гом, способствуют формированию представлений. В связи с этим возникает во- прос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отве- чающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания. Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Да- вайте попробуем найти ответы на эти вопросы. А вы знаете, что в античные времена музыка и математика были очень близки и практически составляли одну область человеческого знания. Древние философы утверждали, что
музыка математична, а математика музыкальна.
Представить себе математику и музыку, стоящими рядом…трудно. Однако, имен- но музыке, суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим спра- ведливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифаго- ра: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинствен- ная связующая роль чисел в природе, и заодно арифметика обогатила основу му- зыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу муд- рости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел подобно гармонии звуков и что оба эти занятия наводят порядок в мышлении и дополняют друг друга.
Связь музыки и математики
В музыке, как и в математике, существуют такие понятия, как: 
Доля
(целая, половинная, четвертная и т.д.) 
Размер
(в математике – это счет, в музыке – длительность каждой ноты, зву- ка) 
Римские и арабские цифры

Расстояние
(в математике – интервал во времени, интервал в градусах в градуснике, в музыке – интервал – это сочетание двух звуков)
Названия интервалов в переводе на русский язык означают число.
Прима – один Секунда – два Терция – три
Кварта – четыре Квинта – пять Секста – шесть Септима – семь Октава – восемь
В музыке существуют противоположности:
 Медленно – быстро (темп)  Короткое – длинное (произведение, звук)  Высокий – низкий (регистр)  Легато (плавное исполнение) – стаккато (короткое, отрывистое исполнение)
Противоположности существуют и в математике:
 Отрицательное число – положительное.  Сложение – вычитание.  Четное – нечетное.  Делитель – кратное.  Простое число – составное число.  Плюс – минус.  Умножение – деление.  Прямая – кривая. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в музыкальных ладах есть определенное чис- ло ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропор- циональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает меж- ду ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и раз- личия, тождества и контраста. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль, так же как в музыке. В начале XX века наш знаменитый соотечественник философ А.Ф.Ло- сев пишет, что музыка есть
"выразительное, символическое конструирование

числа и сознания. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о

нем выразительно”
Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренно- стью: Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета, прекрасный пианист, композитор и друг Скрябина… Композитор Эдисон Денисов преподавал математику в Томском университете. Выдающийся виолончелист К.Давыдов закончил физико-математический факультет, и как вспо- минают современники, имел «блистательные способности к чистой и прикладной математике». В грандиозном исследовании 25000 американских школьников, занимающихся по арт-программам, было особо отмечено, что дети, учившиеся музыке, с большей
вероятностью показывали в математических тестах высшие баллы чем дети, не за- нимающиеся музыкой. Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и ма- тематические операции родственны: и содержательно, и психологически.  Музыка облагораживает эмоционально; обогащает умственно; способствует росту основных человеческих способностей — способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью.  Музыка способствует развитию социально ценных качеств человека, делая его более либеральным и способным воспринимать «чужое» как «свое».  Музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возмож- ности человека. Она настолько многогранна и требовательна ко всем челове- ческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности.  Музыкант означает лучший: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Широкое внедрение музыкального образо- вания в детском саду позволяет каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности. Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но почувствовать это интуитивно (как это почувствовали наши далекие предки), на- верное, возможно, но при условии, что дети будут слушать по-настоящему худо- жественную музыку (а не современный электронный суррогат), будут исследо- вать, самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной дея- тельности. Тогда они почувствуют и увидят, что звуки бывают короткими и длин- ными, их бывает много и мало, они бывают высокими и низкими и т. д. Основой математических знаний является счет. На музыкальных занятиях – это распевки, речевые игры, считалки. Именно поэтому они становятся первыми произведениями художественного творчества, с которыми знакомятся дети на за- нятиях, посвященных формированию элементарных математических представле- ний, ибо в считалках числа встречаются в изобилии и имеют весьма важное значе- ние: счет составляет основное содержание любой из считалок. Кроме того, все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них зало- жена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально- дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закрепле- нию некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длин- ным и коротким, звуки бывают высокими и низкими ("Птички и птенчики”, "Три
медведя”) Подвижная музыкальная игра "Найди свою пару” способствует за- креплению знания цвета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”, игра- танец "Если нравится тебе ” и т.п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет”). Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала. Музыка, как средство умственного воспитания, воздействует на ход образователь- ного процесса в различных аспектах:  музыка делает занятие более интересным и тем самым весьма привлека- тельным для ребенка.  музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мысли- тельных процессов.  музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллекту- альных и эмоциональных компонентов человеческой психики.  музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, посколь- ку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее отно- ситься к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному ба- гажу”.  избранная основа проведения математических занятий дает возможность про- ведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармонич- ной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть

таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».




СЧИТАЛКИ
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет, Но охотник не попал, Серый зайчик убежал. Раз, два, три, четыре, пять, Коля будет начинать. Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы пугаем — водишь ты! Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять. Жили-были сто ребят. Все ходили в детский сад, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать — Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире. К ним повадился сам-друг, Крестовик — большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи». Ну-ка, Машенька, води!
Вышли мышки как-то раз, Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре — Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон — Убежали мышки вон. Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним, Прилетали к ним три утки, По четыре раза в сутки, И учили их считать — Раз, два, три, четыре, пять. Чтоб лететь нам на планету. Смастерили мы ракету. Раз, два, три — Полетишь сегодня ты! Бежит заяц через мост, Длинны уши, куцый хвост. Ты далёко не беги, Посчитать нам помоги. Раз, два, три — Выйди ты!
Музыкальная разминка «Счет» «Ах, вы, сени»
Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – В ладоши три хлопка, Головою три кивка На четыре - руки шире Пять – руками помахать, Пять руками помахать Ну и дальше продолжать! Шесть – пониже нам присесть, Семь – плечами потрясти, Ну, а 8 - потянись, Скажем 9 - покружись. Скажем 9 - покружись, Ну, а 10 - поклонись!


В раздел образования