Автор: Будаговская Татьяна Аркадьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ №48 Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Мир музыки чудесной" Раздел: дошкольное образование
в музыкальном воспитании дошкольников»
составитель: музыкальный руководитель Будаговская Т.А.
«Настоящая наука и настоящая музыка
требуют однородного мыслительного процесса»
Альберт Эйнштейн
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте
дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: коли-
чество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше
ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с дру-
гом, способствуют формированию представлений. В связи с этим возникает во-
прос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отве-
чающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания. Какая
связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как
могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Да-
вайте попробуем найти ответы на эти вопросы.
А вы знаете, что в античные времена музыка и математика были очень
близки и практически составляли одну область человеческого знания. Древние
философы утверждали, что музыка математична, а математика музыкальна.
Представить себе математику и музыку, стоящими рядом…трудно. Однако, имен-
но музыке, суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим спра-
ведливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифаго-
ра: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинствен-
ная связующая роль чисел в природе, и заодно арифметика обогатила основу му-
зыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу муд-
рости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что
гармония чисел подобно гармонии звуков и что оба эти занятия наводят порядок в
мышлении и дополняют друг друга.
Связь музыки и математики
В музыке, как и в математике, существуют такие понятия, как:
Доля (целая, половинная, четвертная и т.д.)
Размер (в математике – это счет, в музыке – длительность каждой ноты, зву-
ка)
Римские и арабские цифры
Расстояние (в математике – интервал во времени, интервал в градусах в
градуснике, в музыке – интервал – это сочетание двух звуков)
Названия интервалов в переводе на русский язык означают число.
Прима – один
Секунда – два
Терция – три
Кварта – четыре
Квинта – пять
Секста – шесть
Септима – семь
Октава – восемь
В музыке существуют противоположности:
Медленно – быстро (темп)
Короткое – длинное (произведение, звук)
Высокий – низкий (регистр)
Легато (плавное исполнение) – стаккато (короткое, отрывистое исполнение)
Противоположности существуют и в математике:
Отрицательное число – положительное.
Сложение – вычитание.
Четное – нечетное.
Делитель – кратное.
Простое число – составное число.
Плюс – минус.
Умножение – деление.
Прямая – кривая.
Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным
способом описания происходящего: в музыкальных ладах есть определенное чис-
ло ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропор-
циональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает меж-
ду ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и раз-
личия, тождества и контраста. В математике красота и гармония ведут за собой
творческую мысль, так же как в музыке.
В начале XX века наш знаменитый соотечественник философ А.Ф.Ло-
сев пишет, что музыка есть "выразительное, символическое конструирование
числа и сознания. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о
нем выразительно”
Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренно-
стью: Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета Московского
университета, прекрасный пианист, композитор и друг Скрябина… Композитор
Эдисон Денисов преподавал математику в Томском университете. Выдающийся
виолончелист К.Давыдов закончил физико-математический факультет, и как вспо-
минают современники, имел «блистательные способности к чистой и прикладной
математике».
В грандиозном исследовании 25000 американских школьников, занимающихся по
арт-программам, было особо отмечено, что дети, учившиеся музыке, с большей
вероятностью показывали в математических тестах высшие баллы чем дети, не за-
нимающиеся музыкой.
Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и ма-
тематические операции родственны: и содержательно, и психологически.
Музыка облагораживает эмоционально; обогащает умственно; способствует
росту основных человеческих способностей — способности к логическому
мышлению и способности к овладению языком и речью.
Музыка способствует развитию социально ценных качеств человека, делая
его более либеральным и способным воспринимать «чужое» как «свое».
Музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возмож-
ности человека. Она настолько многогранна и требовательна ко всем челове-
ческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в
любой сфере деятельности.
Музыкант означает лучший: самый дисциплинированный, самый быстрый,
самый четкий, самый мыслящий. Широкое внедрение музыкального образо-
вания в детском саду позволяет каждому человеку максимально раскрыть и
умножить все свои способности.
Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и
математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но
почувствовать это интуитивно (как это почувствовали наши далекие предки), на-
верное, возможно, но при условии, что дети будут слушать по-настоящему худо-
жественную музыку (а не современный электронный суррогат), будут исследо-
вать, самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной дея-
тельности. Тогда они почувствуют и увидят, что звуки бывают короткими и длин-
ными, их бывает много и мало, они бывают высокими и низкими и т. д.
Основой математических знаний является счет. На музыкальных занятиях
– это распевки, речевые игры, считалки. Именно поэтому они становятся первыми
произведениями художественного творчества, с которыми знакомятся дети на за-
нятиях, посвященных формированию элементарных математических представле-
ний, ибо в считалках числа встречаются в изобилии и имеют весьма важное значе-
ние: счет составляет основное содержание любой из считалок. Кроме того, все
считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них зало-
жена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию
числительных и их последовательности. Если считалки положены на музыку, они
превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального
ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-
дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закрепле-
нию некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длин-
ным и коротким, звуки бывают высокими и низкими ("Птички и птенчики”, "Три
медведя”) Подвижная музыкальная игра "Найди свою пару” способствует за-
креплению знания цвета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на
закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”, игра-
танец "Если нравится тебе ” и т.п.). Используются так же игры на закрепление
порядкового счета и количества ("Веселый счет”).
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников
усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
Музыка, как средство умственного воспитания, воздействует на ход образователь-
ного процесса в различных аспектах:
музыка делает занятие более интересным и тем самым весьма привлека-
тельным для ребенка.
музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мысли-
тельных процессов.
музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма
эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллекту-
альных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и
художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, посколь-
ку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном
процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее отно-
ситься к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному ба-
гажу”.
избранная основа проведения математических занятий дает возможность про-
ведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармонич-
ной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического
воспитания.
А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть
таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».
СЧИТАЛКИ
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал.
Раз, два, три, четыре, пять,
Коля будет начинать.
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы пугаем — водишь ты!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим:
«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!
Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки,
По четыре раза в сутки,
И учили их считать —
Раз, два, три, четыре, пять.
Чтоб лететь нам на планету.
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три —
Полетишь сегодня ты!
Бежит заяц через мост,
Длинны уши, куцый хвост.
Ты далёко не беги,
Посчитать нам помоги.
Раз, два, три —
Выйди ты!
Музыкальная разминка «Счет» «Ах, вы, сени»
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
Пять руками помахать
Ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
Ну, а 8 - потянись,
Скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
Ну, а 10 - поклонись!