Методическая разработка Мониторинг УУД в 5 классе на уроках руского языка
Автор: Макеева Ирина Адексовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №77" Населённый пункт: Омск Наименование материала: методическая разработка Тема: Методическая разработка Мониторинг УУД в 5 классе на уроках руского языка Раздел: полное образование
Мониторинг УУД в 5 классе
Коммуникативные УУД
Задание 1
Предположим, к вам обратились с просьбой, но вы никак не можете ее выполнить.
Выберите слова, которые помогут «смягчить» отказ.
1.
Еще чего!
2.
Извините, но я не могу.
3.
Нет, нет, и еще раз нет!
4.
Мне очень жаль, но я вынужден отказать.
5.
Ни за что!
6.
Мне очень жаль, что не могу вам помочь.
7.
Не сердитесь, я что-нибудь придумаю.
8.
Нетушки.
9.
Мне очень бы хотелось помочь вам, но, к сожалению, в этот раз не смогу.
10. Обойдетесь!
Ответ:___________________________________________________________
Задание 2
Закончите данные фразы вежливости, используя глаголы в форме повелительного
наклонения.
1.
Будьте добры_______________________________
2.
Если Вас не затруднит_______________________
3.
Сделайте одолжение_________________________
4.
Убедительно прошу Вас______________________
5.
Будь другом________________________________
Задание 3
Ситуация. На перемене к тебе подошел учитель и начал с тобой важный разговор. В это
время у тебя зазвонил телефон. По мелодии звонка ты понял, что это твоя бабушка.
Задание: как правильно поступить в данной ситуации, чтобы не нарушить правила
этикета.
Ответ:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 4
Объясни своими словами смысл пословицы: «Каков привет – таков и ответ».
Ответ:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 5
Прочитайте текст.
Толковый словарь В.И.Даль
Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) был человеком разносторонним и , по отзывам
знавших его людей, чрезвычайно одаренным… Но в историю русской культуры он вошел
прежде всего как языковед, составитель «Толкового словаря живого великорусского
языка».
Материал для своего словаря В.И. Даль собирал всю жизнь. В четырехтомной
сокровищнице Даля собрано 200 тысяч слов. Они богато иллюстрированы пословицами,
поговорками, народными изречениями. Богатство материала, его подбор и расположение
делают словарь ценнейшим справочником для ученого. Увлекательная книга для любителя
русской речи.
З.Н.Люстрова «Беседа о русском слове»
Сформулируйте три вопроса автору статьи о В.И. Дале. Используйте формы вежливого
обращения.
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
Регулятивные
Задание 6
Письменные покажите, что данная словообразовательная модель образует две группы
слов, отличающихся значением_______________________________________________
Корень+ суффикс –арь-+окончание = «человек, предмет».
Аптека, ворота, голова, слова, дикий, буква, сухой, пахать.
Распределите слова по группам:
1.
«Человек»:______________________________________________________________
2.
«Предмет»:______________________________________________________________
Задание 7
Выпишите слово, которое должно быть записано в первую и во вторую группу. Объясните
почему.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 8
Распределите слова на три группы. Объясните принцип распределения слов.
Расположиться, карандаш, касаться, лесной, барабан, водяной, заберу, мировая.
Задание 9
Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно
расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А)
Б)
В)
Г)
…делать
С
З
З
С
…десь
С
С
З
З
…бросить
З
С
З
С
…бить
С
З
З
С
Задание 10
Какие из данных сочетаний слов являются словосочетаниями. Выпишите номера ответов:
1.
Лежал на земле
2.
Выросла сосулька
3.
Выпал на рассвете
4.
Под снегом
5.
Снежинки красивы
6.
Смотреть вперед
7.
Зеленый и красный
Ответ:_____________________________________________________________________
Познавательные
Задание 11
Прочитайте словарные статьи. Из какого словаря взяты эти статьи?
1.
Добрый - добродушный, благодушный, добросердечный, мягкосердечный;
милостивый.
Ответ:___________________________________________________________________
2.
Вещий (устар.) – мудрый, обладающий даром предвидения, предвещающий
будущее.
Ответ:____________________________________________________________________
3.
Торт – тОрта, о тОрте, мн.ч. – тОрты.
Ответ:___________________________________________________________________
4.
Витать в облаках – бесплодно мечтать, быть непрактичным, уходить от
действительности.
Ответ:____________________________________________________________________
Задание 12
Определите значение фразеологизмов.
1.
Делать из мухи слона - __________________________________________________
2.
За словом в карман не лезет - _____________________________________________
3.
От всей души - _________________________________________________________
Задание 13
К данному фразеологизму подберите антонимичный
Куры не клюют - _____________________________________________________________
Задание 14
Объясните пометы, которые употребляются в словарных статьях:
1.
Устар. - ________________________________________________________________
2.
Перен. - ________________________________________________________________
3.
Разг. - __________________________________________________________________
Задание 15
Дайте толкование лексического значения слова ДЕКАДА.
Ответ: декада – это_____________________________________________________________
Личностные
Задание 16
Притча о дружбе
Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощечину другому. Тот, чувствуя боль,
но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти и пришли к реке, в которой решили искупаться. Тот, который
получил пощечину, едва не утонул, но друг его спас. Когда спасенный пришел в себя, он
нацарапал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который сначала дал другу пощечину, а потом спас ему жизнь, спросил:
- Когда я тебя обидел, ты написал об этом на песке, а теперь – на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-то нас обижает, мы должны написать то на пеке, чтобы ветры могли стереть
надпись. Но когда кто-то делает что-нибудь хорошее, мы должны высечь это на камне,
чтобы никакой ветер не смог этого стереть.
Как ты понимаешь основную мысль этой притчи?
Ответ:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 17
Как вы понимаете значение слова «дружба»?
Ответ:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 18
Сформулируй правила дружбы:
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
Задание 19
Каким должен быть человек, если он хочет иметь настоящих друзей?
Ответ:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 20
Напиши пословицы о дружбе.
Ответ:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответы
Задание 1
Ответы: 2, 4, 6, 7, 9
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 9
Ответ: Г
Задание 10
Ответы: 1, 3, 6
Задание 11
1.
Словарь синонимов
2.
Толковый словарь
3.
Орфоэпический словарь
4.
Фразеологический словарь
Задание 12
1.
необоснованно преувеличивать что-либо.
2.
знает что сказать, как ответить, находчив в разговоре.
3.
Совершенно искренне, с полной откровенностью.
Задание 13
Ответы: с гулькин нос, как кот наплакал.
Задание 14
1.
устаревшее
2.
переносное
3.
разговорное
Задание 15
Декада – промежуток времени в 10 дней.
Задание 20
Критерии оценивания:
1 вариант
0 баллов – ответ неверный
1 балл – ответ частично верный
2 балла – ответ верный
3 балла – дан развернутый ответ на вопрос
Максимальное количество баллов – 60 баллов
40 – 60 баллов – отметка «5»
25 – 40 баллов – отметка «4»
10 – 25 баллов – отметка «3»
0 – 10 баллов – отметка «2»
2 вариант
1 балл – ответ дан правильно
0 баллов – ответ дан неверно.
Максимальное количество баллов - 20
0-10 – отметка «2»
11 – 14 – отметка «3»
15 – 18 - отметка «4»
19-20 – отметка «5»