Автор: Харитонова Луиза Семеновна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ "Бедиминская СОШ" Населённый пункт: с. Бедимя Мегино-Кангаласский улус Республика Саха (Якутия) Наименование материала: технологическая карта внеурочной деятельности Тема: Древний мир Раздел: полное образование
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по истории «Древний мир»
Учитель: Харитонова Луиза Семеновна, учитель истории
Предмет: история Класс: 5 класс
Тема занятия: Древний мир
Цель: обобщить тему по Древнему миру
Задачи:
Обучающие задачи
учить способам поиска цели деятельности;
учить умению обобщать и делать выводы.
Развивающие задачи
повышать интерес к истории;
развивать мышление.
Воспитательные задачи
воспитывать активность, самостоятельность, культуру общения;
воспитывать интерес к древней истории и ее культуре;
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование : доска, карточки с заданиями.
Этап занятия
Задачи этапа
Методы,
приемы
обучения
Формы
учебного
взаимодей-
ствия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и
предметные действия
Мотивационно
-целевой этап
• вызвать
эмоциональны
й настрой и
познавательны
й интерес к
теме;
• организовать
самостоятельн
ое
формулирован
ие вопросов и
Беседа
Фронталь-
ная,
индивидуал
ьная
1 . П р о в о д и т
б е с е д у
о
предстоящей игре «Древний
мир».
2. Предъявляет фразу с
информацией проблемного
характера.
3. Предлагает
сформулировать тему и цель
занятия.
Делятся мнениями на
поставленную проблему
Личностные УУД:
проявлять интерес к
новому содержанию
Познавательные УУД:
формулировать
информационный
запрос
Регулятивные УУД:
определять цели
учебной деятельности
постановку
цели
Организацион
ный этап
• организовать
самостоятельн
ое
представление
команд
Беседа
фронталь-
ная,
групповая
Рассказывает о правилах
игры.
Представляют свои команды,
выбирают капитана, название
команды. Готовят
приветствие.
Коммуникативные УУД:
уметь кратко, точно и
грамотно излагать свои
мысли.
Практический
(игровой) этап
• обеспечить
осмысленное
усвоение и
закрепление
знаний
Практи-
ческая
работа
Групповая
1. Дает задания.
2. Организует
самостоятельную
деятельность учащихся
1. Самостоятельно выполняют
задания по группам
Предметные УУД:
Правильно
формулировать ответы.
Познавательные УУД:
анализировать и
сравнивать объекты,
Коммуникативные УУД:
с достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли.
Рефлексивно-
оценочный
этап
• осмысление
процесса и
результата
деятельности
Беседа,
письменное
высказыван
ие
Индиви-
дуальная,
групповая
1. Предлагает оценить факт
достижения цели занятия.
2. Предлагает группам
высказать свое мнение.
1. Оценивают степень
достижения цели, определяют
круг новых вопросов.
2. Высказываются, делятся
друг с другом мнением.
Регулятивные УУД:
констатировать
необходимость
продолжения действий
Познавательные УУД:
решать различные виды
заданий
Коммуникативные УУД:
адекватно отображать
свои чувства, мысли в
речевом высказывании
Ход занятия
Этапы урока
Деятельность
учителя
учащихся
Организационный
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию.
Учащиеся готовы к началу
этап
работы.
Этап актуализации
знаний.
1.Учитель: Сегодня мы с вами проведем наше занятие в виде игры.
А тему нашего занятия вам подскажут слова пирамида, Вавилон, Конфуций. Тема
занятия «Древний мир»
2. Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего занятия.
1.Предлагают формулировки
темы занятия
2. Формулируют цель:
Обобщить знания, полученные
по истории древнего мира.
Этап игры
1.
Приветствие
Каждая команда должен придумывать себе название, выбрать капитана, найти
девиз. И должен подготовить приветствие. 5 б.
2.
Разминка
1 команда: Назовите первые орудия труда первобытного человека. За каждый
правильный ответ - 1 б.
2 команда: Назовите вещественные источники
3.
Викторина - по 1 б.
1.
Что такое религия?
2.
Кто правит Египтом?
3.
Один оставшийся из семи чудес света.
4.
Другое название Передней Азии.
5.
Кто такой Хаммурапи?
6.
Назовите реки Индии.
7.
Кто автор «Илиада», «Одиссея»?
8.
Родина Одиссея?
9.
Как называли себя греки?
10.
Царем какого государства является Леонид?
11.
Кто такой Гиппократ?
12.
Кто написал трагедию «»
13.
Кто участвовал на олимпийских играх?
14.
Сколько раз колесница объезжает арену ипподрома?
15.
С чего начинаются олимпийские игры?
16.
Назовите южную область Грецию?
4.
Шарады - по 1 б за одну шараду.
Команды придумывают назва-
ние, выбирают капитана, нахо-
дят девиз.
(
палка-копалка, дубина, каменный
топор)
(предметы быта, древние
скелеты, наскальные рисунки)
Отвечают на вопросы
Угадывают шарады
1
Первый слог - нота, второй установленный образец одежды, целое - изменение
в обществе, преобразование
2
Первое народ (в переводе с греческого), второе - прибор для укладки волос,
целое - знаменитый оратор древней Греции
3
Первое - название священной горы греков, второе - соединительный союз, тре-
тье - самая хвастливая буква алфавита, целое - город в Пелопоннесе, известный
всей Греции
4
Первое - начальная буква алфавита, второе - человек, не имеющий ни прав, ни
собственности, целое - коренной житель Аравии
5
Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второе
- русское национальное блюдо, третье - предлог, целое - одна из феодальных
повинностей
6
Первый слог - домашние птицы, второй – местоимение, целое – участники обще-
народной освободительной борьбы против засилья немцев и католической
церкви в одной европейской стране в 15 в.
(ре - форма)
(Демос - фен)
(Олимп -и - я)
(а - раб)
(бар - щи - на)
(гуси – ты)
Пауза
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль
туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем
хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Этап игры
5.
Крылатые выражения
Общая оценка – 5б, правильно назвать – 1б
Объяснить, что означает и в связи с чем возникло - 3б
- объяснить смысл употребления – 1 б
Предлагается изображение предметов. Следует определить, какое крылатое вы-
ражение связано с этим предметом, объяснить его происхождение и смысл
употребления сегодня.
Изображение
Крылатое выражение
Яблоко
Яблоко раздора
Перчатка
Бросить перчатку
Лошадь
Троянский конь
Шляпа
Дело в шляпе
6.
Волшебный квадрат - 3 б.
Задача состоит в том, чтобы из букв первого квадрата, перемешанных произ-
вольно, сложить одинаковые по горизонтали и вертикали слова в соответствии
Определение крылатого
выражения по группам
со следующими вопросами
1 – 4 Столица Азербайджана
2 – 4 Река на Дальнем Востоке
3 – 4 Река в Грузии
4 – 4 Крупный регион Российской Федерации
1
У
2
Б
3
Р
4
К
2
А
К
Р
У
3
М
Л
А
У
4
Р
А
У
А
7.
Знаешь ли ты даты?
Каждой команде дается карточка, где описаны события. Участники должны напи-
сать даты.
1 команда.
1)
Правление Цинь Шихуанди
2) Завоевание греками Трои
3) Сооружение пирамиды Хеопса в Египте
2 команда.
1) Правление Хаммурапи
2) Первые олимпийские игры
3)Возникновение единого государства в Древнем Египте
8.
Воображаемое историческое путешествие
Задания на карточках. 5 б.
1 команда. Представьте, что вы побывали в Древнем Китае. Что расскажете об
изобретениях в Китае?
Командам дается одинаковый
квадрат. Выполняют
упражнение, угадывают слова.
Б
А
К
У
А
М
У
Р
К
У
Р
А
У
Р
А
Л
2 команда. Представьте, что вы побывали в Древней Индии. Как жили люди в
Древней Индии?
Этап подведения
итогов.
1. Подсчитываются баллы команд, выявляется победитель игры.
2. Попрошу вас ответить на следующие вопросы.
Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?
- Итог занятия каждая группа подведет на листочках, которые лежат у вас на
столе, выразите, пожалуйста, ваше отношение к занятию.
1) Ребята записывают на
листочках ответы на вопросы:
Нам больше всего
понравилось…(вопрос о )
После этого занятия я хочу
больше узнать о…
На этом занятии мы научились…
На этом занятии мы смогли…
Самый лучший наш игрок,
потому что …
Нам не понравилось …
Мы хотели бы предложить…
Подпись учителя: