Напоминание

Мягкий знак на конце существительных после шипящих


Автор: Серебрякова Евгения Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №82"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Конспект
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык 19.01.2012год
Тема урока:
Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква Ь после шипящих на конце имен существительных"
Цель урока:
 Закрепить и обобщить знания по данной теме, выявить пробелы в освоении темы.  Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся, познавательные способности, память.  Воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к родному языку, положительные эмоции.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран
1.Организационный момент
– Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной: Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
2. Минутка чистописания. Актуализация опорных знаний.
Игра “Правильно – неправильно”. – Я буду читать утверждение, если вы считаете, что оно правильное, то записываете букву
п
, если неправильное – букву
н
. 1. Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. (п) 2. В русском языке пять падежей. (н) 3. В русском языке три склонения: мужское, женское, среднее. (н) 4. После шипящих на конце существительных мягкий знак не пишется у существительных мужского рода. (п) 5. Одно и то же имя существительное может относиться к разным типам склонения (н) 6. Имя существительное имеет три склонения и изменяется по числам и падежам. (п) 7. Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется, если это существительное женского рода. (п). (Слайд1).
пннпнпп

– Проверьте правильность выполнения задания. Запишите ещё один раз данное соединение букв. Оцените свою работу: если вы справились с заданием, поставьте на полях знак “+”, если допустили ошибки “–“
3.. Языковая разминка
Составить предложение из словосочетаний(Слайд2 ). ключ (какой?) холодный шумит (где?) в овраге шумит (когда?) всю ночь Запись предложения и обозначение орфограмм. Проверка (Слайд 3). Синтаксический разбор предложения. Определение падежей и склонения имен существительных.
4. Сообщение темы и задач урока
– Посмотрите на предложение и скажите, есть ли в нем слова на орфограмму, которую мы изучали последние уроки? – А что это за орфограмма? – Какая же тема нашего урока? (слайд 4 .) – Сегодня мы подведем итог изучения данной темы. – Какие задачи поставим перед собой? (Предложения учеников.) – Для достижения этих задач сначала проверим ваши знания: – что является главным в выборе написания буквы ь в именах существительных с шипящим на конце? (Ответы детей.) – Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать
Ь
на конце существительных после шипящих? (Повторение алгоритма.) (Слайд5).
5.Закрепление пройденного
 Сейчас я буду читать вам слова. Если в них надо писать букву ь, то вы ставите +, если не надо писать, то –. Знаки записываете в столбик.
Ключ, этаж,

брошь, тишь, скрипач, ералаш, мелочь, дочь, меч, сыч.
А теперь проверим (Cлайд6).  А данные слова распределите на группы. На экране даны слова
: пеньки,

дрожь, корабль, копьё, письмо, вещь, вьюга, дичь, соловьи
(Cлайд7).  Сколько будет групп?  Допишите по 2 своих слова в каждый столбик.  Давайте сделаем
вывод:
когда пишется буква ь в именах существительных? (Ответы детей.)
6. Работа по учебнику
Упр.83 Стр.44 (Дидактический материал) (Записать существительные в два столбика с Ь и без Ь. Обозначить орфограмму. Определить склонение. После написания проверка. На полях знаки “+” или “–“.). Проверка по цепочке.
7.

Гимнастика для глаз.

Сядьте ровно. Крепко зажмурьте глаза – 1, 2, 3, 4, 5. Поморгайте быстро. Это улучшает кровообращение. Встаньте. Посмотрите на точку на доске – 1, 2, 3. Медленно поднимите руку с поднятым пальцем. Переведите взор на кончик пальца – 1, 2, 3, 4, 5. Опустите руку.
8. Творческая работа
На доске текст
Наступила … . Только луна освещает лесную … . Вот и … вылетел на охоту.

Испуганная … бежит в нору.
На доске карточки со словами, которые дети вставляют в текст (полночь, глушь, сыч, мышь). – Это текст? Почему? Как озаглавите? Спишите его.
9.Закрепление
– Какое задание вы можете предложить для выполнения. (Вставить в слова Ь, где это нужно, записать слова в два столбика, обозначить орфограмму) (Слайд8).
Мираж_, полноч_, брош, этаж_, ералаш_, мощ_, плащ_, борщ_, доч_, дич_.
– Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд9). – Кто правильно выполнил задание, поставьте “+” на полях, допустил ошибки “-“.
10. Итог.
– Какую орфограмму сегодня на уроке закрепляли? – Когда пишется Ь после шипящих на конце существительных? – Что понравилось на уроке? – При выполнении, какого задания вы испытывали трудности? – Спасибо, все работали отлично, молодцы! – Сможем написать контрольную работу на “5”? (Слайд10)
11.Домашнее задание:
1. Составить тест по теме: “Ь после шипящих на конце имён существительных”. 2. С.5. упр. 14 3. Выучить словарные слова с.14 (Слайд 11).


В раздел образования