Напоминание

Мониторинг как основа обеспечения качества обучения


Автор: Полякова Ирина Витальевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ № 26
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг как основа обеспечения качества обучения
Раздел: среднее образование





Назад





МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ





Мониторинг качества образования
– комплекс информационно-оценочных средств и структурированных процессов по поводу состояния качества системы образования Современная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его способностей, желания и умения учиться. Приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Для эффективной организации учебного процесса учитель должен владеть комплексным подходом к изучению личности школьника, учебной ситуации. Такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей обучающихся: степени обученности, уровня развития познавательной сферы, мотивов учения, а также должен способствовать установлению причин слабой успеваемости. Реализовать в школе такой комплексный подход помогает
мониторинг качества образования
, в основе которого лежат следующие показатели:  качество знаний обучающихся;  уровень развития познавательной сферы учащихся;  образовательные достижения учащихся;  профессионально-педагогические достижения педагогов;  состояние здоровья и физическое развитие учащихся;  эффективность образовательного процесса;  уровень воспитанности учащихся Особая роль в организации мониторинга принадлежит учителю. Основная его задача – управление качеством обучения на уровне ученика. Мониторинг качества обучения на уровне ученика связан с оценкой результатов образовательного процесса. Он направлен на анализ выполнения требований стандарта общего образования, отслеживание уровня сформированности предметных знаний, умений и способов учебной деятельности учащихся. Задача мониторинга качества обучения на уровне ученика выявить: - соответствие знаний учащихся требованиям к уровню их подготовки - эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения; - уровень сформированности общеучебных умений и навыков; - проблемы в знаниях детей по разным разделам программного материала. Методика мониторинговых исследований проста. Работа начинается при составлении календарно - тематического плана, когда составляется подробный план диагностики знаний, умений и навыков учащихся по ключевым темам программы данного класса. Это значит, что учитель должен знать программу по предмету и программные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся. Одно из положений мониторинга качества обучения: контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Поэтому учитель планирует входной контроль до изучения темы, текущий контроль в течение изучения темы и итоговый контроль после изучения темы. Составляется план диагностики. В плане указывается тема, цель проверки, форма проверки. Цель входной диагностики - оценка уровня усвоения предметных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения темы. Промежуточная (текущая) диагностика - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Её цель - систематический анализ процесса формирования общеучебных умений и навыков, стимулирование учебного труда ребенка. Учитель оценивает надежность сформированности тех способов действий, которым он учил, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений обучающихся позволяет учителю также оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса.
Какие же основные подходы к оценке образовательных достижений используются? Во-первых, делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет). Во вторых, учитель оценивает уровень и процент освоения изученного материала (определяет уровень качественной, абсолютной успеваемости и степень обученности). В-третьих, учитель оценивает уровень конкретного ученика. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем. Очень важный момент мониторинга качества обучения на уровне ученик – аналитическая тетрадь, которую введёт каждый учитель. Здесь фиксируются ошибки каждого ученика, качество усвоения программного материала, планируются темы, которые нуждаются в коррекции. Аналитическая тетрадь позволяет располагать данными об уровне подготовки, как каждого школьника, так и класса в целом.


В раздел образования