Мониторинг как основа обеспечения качества обучения
Автор: Полякова Ирина Витальевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ № 26 Населённый пункт: город Керчь Наименование материала: статья Тема: Мониторинг как основа обеспечения качества обучения Раздел: среднее образование
МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Мониторинг качества образования – комплекс информационно-оценочных средств и
структурированных процессов по поводу состояния качества системы образования
Современная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей
модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его способностей,
желания и умения учиться. Приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и
навыков, способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере
предопределяет успешность всего последующего обучения. Для эффективной организации учебного
процесса учитель должен владеть комплексным подходом к изучению личности школьника, учебной
ситуации. Такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных
возможностей обучающихся: степени обученности, уровня развития познавательной сферы, мотивов
учения, а также должен способствовать установлению причин слабой успеваемости. Реализовать в
школе такой комплексный подход помогает мониторинг качества образования , в основе которого
лежат следующие показатели:
качество знаний обучающихся;
уровень развития познавательной сферы учащихся;
образовательные достижения учащихся;
профессионально-педагогические достижения педагогов;
состояние здоровья и физическое развитие учащихся;
эффективность образовательного процесса;
уровень воспитанности учащихся
Особая роль в организации мониторинга принадлежит учителю. Основная его задача – управление
качеством обучения на уровне ученика.
Мониторинг качества обучения на уровне ученика связан с оценкой результатов образовательного
процесса. Он направлен на анализ выполнения требований стандарта общего образования,
отслеживание уровня сформированности предметных знаний, умений и способов учебной деятельности
учащихся. Задача мониторинга качества обучения на уровне ученика выявить:
- соответствие знаний учащихся требованиям к уровню их подготовки
- эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;
- уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
- проблемы в знаниях детей по разным разделам программного материала.
Методика мониторинговых исследований проста. Работа начинается при составлении календарно
- тематического плана, когда составляется подробный план диагностики знаний, умений и навыков
учащихся по ключевым темам программы данного класса. Это значит, что учитель должен знать
программу по предмету и программные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся. Одно
из положений мониторинга качества обучения: контроль необходимо осуществлять с такой частотой,
чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Поэтому учитель
планирует входной контроль до изучения темы, текущий контроль в течение изучения темы и итоговый
контроль после изучения темы.
Составляется план диагностики. В плане указывается тема, цель проверки, форма проверки. Цель
входной диагностики - оценка уровня усвоения предметных умений, навыков и способов деятельности,
необходимых для качественного усвоения темы.
Промежуточная (текущая) диагностика - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка
результатов обучения. Её цель - систематический анализ процесса формирования общеучебных умений
и навыков, стимулирование учебного труда ребенка. Учитель оценивает надежность сформированности
тех способов действий, которым он учил, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути
повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных
достижений обучающихся позволяет учителю также оценить эффективность применяемой технологии и
методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса.
Какие же основные подходы к оценке образовательных достижений используются?
Во-первых, делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта
или нет).
Во вторых, учитель оценивает уровень и процент освоения изученного материала (определяет
уровень качественной, абсолютной успеваемости и степень обученности).
В-третьих, учитель оценивает уровень конкретного ученика. Результатом оценки в этом случае
является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым
уровнем.
Очень важный момент мониторинга качества обучения на уровне ученик – аналитическая тетрадь,
которую введёт каждый учитель. Здесь фиксируются ошибки каждого ученика, качество усвоения
программного материала, планируются темы, которые нуждаются в коррекции. Аналитическая тетрадь
позволяет располагать данными об уровне подготовки, как каждого школьника, так и класса в целом.