Напоминание

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами мордовского фольклора


Автор: Абушева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 86 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск,Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами мордовского фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие образной речи детей старшего

дошкольного возраста средствами мордовского фольклора
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народной творчество. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-ниндзя, былинных героев – роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим. Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия – поэзия народная. Согласимся на том, что ее надо сделать господствующей». «Фольклор» − это социально обусловленная и исторически развивающаяся форма творческого процесса в единстве личного и массового творчества, характеризующаяся устностью передачи, традиционностью, полиэлементностью и полифункциональностью. Особенностью фольклора являются его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Мордовский фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил воспитательную функцию и сегодня. Мордовский фольклор впитал в себя нравственно-эстетические идеалы народа, он отразил его особое мировосприятие и мировоззрение, демонстрирующее чувство гармонии с окружающим миром, природой. Мордовское народное искусство воспитывает такие качества, как любовь к близким, верность, доброта, смелость, честность, уважение к труду, семье, роду, общине, Родине, природе, земле; несет стереотипы поведения в
различных ситуациях в русле общинной традиции; причем нравственное, поддержанное ярко выраженными эмоциями, окрашенное эстетическими чувствами превратилось в духовно-нравственную субстанцию, обладающую огромной силой воздействия. Национальный фольклор является важным средством развития речи детей. Особая роль принадлежит пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Использование в речи пословиц и поговорок способствует формированию у ребенка умения ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая речь, творчески использовать слово, образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает значительное влияние на развитие речи старших дошкольников. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи дошкольников. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они способствуют усвоению звукового и грамматического строя русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и ее анализе.
Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению; формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения; четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов; развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе со старшими дошкольниками способствует формированию у них навыков речи доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Чтобы вызвать у детей 5-6 лет интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ними конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить дошкольников воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Для этого необходимо их заранее знакомить с теми предметами и явлениями, которым будут посвящены загадки, тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Мордовские народные песни как жанр устного народного творчества заключают в себе огромный потенциал для речевого развития старших дошкольников. Их использование способствует развитию грамматического строя речи у детей, формированию навыков образования однокоренных слов. Народные песни содержат в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, темп и т. п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является также выработка дикции. Известно, что у дошкольников еще не достаточно
координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Проговаривание скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности дошкольника улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи. Методика разучивания скороговорки может быть следующей: 1) Прохлопать ритм скороговорки. 2) Произнести скороговорку хором, индивидуально. 3) Послушать, какие звуки выделил голосом воспитатель. 4) Повторить эти звуки, четко артикулируя. 5) Произнести смешиваемые звуки хором и по одному. 6) Произнести скороговорку тихо, громко. 7) Произнести скороговорку грустно, весело. 8 ) П р о го в о р и т ь с ко р о го в о р ку в ы с о к и м , з ат е м н и з к и м голосом. С целью речевого развития детей старшего дошкольного возраста, необходимо обращение и к языковым особенностям мордовских сказок, которые содержат прекрасные примеры художественно-изобразительных богатств мордовского языка. К. Д Ушинский называл сказки «блестящими попытками народной педагогики» и неоднократно говорил о том, что никто не в состоянии
сравниться с ними как с проявлением педагогического гения народа. Сказки «Диль-диль, дедынька», «Мальчик с пальчик», «Как портной пиво варил», «Как собака друга искала» и другие обогащают речь детей новыми словами, знакомят их с традициями мордовского народа, нравственными нормами. В сказках детей знакомят с мифологическими персонажами, где героями являются Вирява, Ведява, Варма. В мордовских сказках встречается много незнакомых слов, значение которых необходимо пояснить. Каждый раз перед чтением сказки сообщается название и уточняется какие еще мордовские сказки дети уже знают. И беседа по прочитанной сказке идет в такой последовательности: − Что вы прослушали? − Как вы догадались, что это сказка? − О чем рассказывается в сказке? − Как сказка начинается? − Как заканчивается? − Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? В старшей группе детей побуждают не только отвечать на вопросы, но и высказывать свое мнение о героях произведения. На ранних этапах возможны вопросы, предполагающие выбор: «Какая девочка серебряный зубок, хитрая или нет?». Постепенно следует усложнять вопросы: «Почему тебе понравилась девочка? Как можно о ней сказать?». Важно учить дошкольников замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, развивать умение видеть композиционные особенности сказки как жанра, чувствовать своеобразие ее синтаксических конструкций. В этих целях педагог может предложить детям пересказать прослушанную сказку, нарисовать иллюстрацию к ней, ответить на вопросы по ее содержанию, придумать с родителями свою сказку или продолжение к прочитанной воспитателем сказке. Широко используется и театрализация
сказки, во время которой у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. Сказка выполняет важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память; становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции; развивающе-терапевтическую. Использование мордовской народной сказки способствует развитию у старших дошкольников: − активности − от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии; − самостоятельности − от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных спо собов самовыражения в речи и движении; − творчества − от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний; − эмоциональности − от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове; − произвольности − от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков; − связной речи − от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, сказочных образах. Посредством сказки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными языковыми средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. В ходе занятий по развитию речи с использованием мордовской народной сказки ставятся такие цели: 1. Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.
2. Совершенствование у старших дошкольников лексико- грамматических средств языка. 3. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. 4. Развитие у дошкольников диалогической и монологической речи. 5. Эффективность игровой мотивации детской речи. 6. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. 7. Создание на занятии благоприятной атмосферы, обогащение эмоциональной сферы ребенка. Работа над сказкой в старшей группе детского сада строится в несколько этапов. Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к восприятию сказки. Дети запоминают потешки, прибаутки, соответствующие сказочному сюжету. Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций помогает воспитанию зрительно-пространственных представлений. Заучивание скороговорок и пословиц, связанных с содержанием сказки; отгадывание загадок о действующих лицах; запоминание в нужном порядке слов из текста или картинок с изображением сказочных героев и событий способствует развитию зрительной, слухоречевой памяти и словесно-логического мышления. Большую помощь в подготовке детей 5-6 лет к восприятию сказки, а также в их личностном развитии может оказать знакомство с произведениями изобразительного искусства. Обращая внимание на детали работы, палитру красок, выбранную художником, педагог формирует у дошкольников эстетическое восприятие окружающего мира. Для активизации их речемыслительной деятельности используются вопросы, заставляющие задуматься над замыслом художника и настраивающие на понимание содержания сказки. Второй этап − прослушивание сказки. Поскольку сказка – произведение устного народного творчества, педагог её рассказывает, а не прочитывает.
Рассказывание должно быть максимально приближено к тексту, чтобы не нарушать законов построения сказочной фразы. Рассказывая сказку, воспитатель видит непосредственную реакцию детей на каждую фразу, поэтому может сделать паузы для обдумывания услышанного, для сохранения интриги, для восстановления внимания слушателей, для выяснения непонятных дошкольникам слов. Третий этап − анализ сказки. Задачи содержательного анализа: 1) определить основную мысль сказки; 2) выделить основные моменты сюжетного действия, их последовательность; 3) определить действующих лиц, мотивы и смысл их поступков; 4) определить наиболее значимые детали повествования. При работе со сказкой педагогом широко используются приёмы наглядного моделирования. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. Построение модели обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений, способствует лучшему запоминанию содержания. Этот метод помогает глубже понять и воспринять традиционные фольклорные приёмы развития сюжета: повторность, троекратность ключевых эпизодов, их сходство, цепную композицию. В работе со старшими дошкольниками могут быть использованы разные виды моделей: – предметная, которая может быть представлена в виде серии картинок, книжных иллюстраций, детских рисунков, изображений на фланелеграфе или в плоскостном театре и т. п., последовательно отражающих движение сюжета; – схематичная, когда вместо конкретного наглядного изображения предметов и явлений используются условные, символические или
схематические обозначения (пиктограммы) какого-либо одного признака (величины, формы, цвета). Например, для составления модели к сказке «Рукавичка» каждому ребенку предлагаются полоски разного размера, а для сказки «Лиса, заяц и петух» – кружки одинаковой величины, но разного цвета и т. д. На этом же этапе работы со сказкой педагог объясняет значение новых слов, фразеологических оборотов; делает акцент на словах, выражающих временную и пространственную связь событий (сначала, потом, утро, вечер, обратно и др.) или указывающих на характер действия (скоро, долго, медленно, громко), на употребление предлогов с пространственным значением (в, на, под, из, за). Особое внимание уделяется народно- поэтическим и устаревшим словам, часто встречающимся в текстах сказок. Без изучения устаревших слов не только сказки станут достоянием далёкого прошлого, но и во многом перестанет быть понятна классика русской литературы. Народная игра также может широко использоваться в процессе речевого развития старших дошкольников. Она, как и любая другая игра, выполняя различные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, коррекционную) может служить также средством приобщения дошкольников к народной культуре. Это, в свою очередь, представляет важнейший аспект формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. В этом контексте можно согласиться с точкой зрения С. А. Шмакова, который утверждает, что игра национальна и в то же время, интернациональна, межнациональна, общечеловечна. Мордовские народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края,
создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, развивает воображение и творческие наклонности. При организации мордовских подвижных игр педагог учит выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей. В основе мордовских подвижных игр лежат эпизоды из жизни мордовского народа «В базар», «В редьку», «Тканье полотна», и др., подражание повадкам животных и птиц «В волков», «В журавлей». Игры проводятся со всей группой или небольшой подгруппой, объясняя игру необходимо добиваться, чтобы дети представляли себе весь ее ход, характер и способы действия персонажей, сознавали правила, пользовались различными способами организации игры. Таким образом, использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками способствует развитию образности речи, обогащению словаря детей, успешному формированию у них словообразования, усвоению антонимов, синонимов; создает основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение, развитию фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения и др. Овладевая фольклорным языком, ребёнок не только приобщается к знаниям предыдущих поколений, но и получает возможность закреплять в собственной речи естественные и необходимые формы коммуникации, отобранные народом.


В раздел образования