Рабочая программа по разделу "Лепка" для детей второй младшей группы
Автор: Главан Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Ромашка" Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по разделу "Лепка" для детей второй младшей группы Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОМАШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
( МБДОУ «РОМАШКА»)
«Рассмотрено»
на заседании Педагогического
совета
Протокол № 1
от «__» _______ 2015 года
Председатель
педагогического совета:
____________ Егорова И.В.
«Согласовано» :
Заместитель заведующего
__________ Гиниятова Е.В.
от «__» __________ 2015 года
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Ромашка»
___________И.В. Егорова
Приказ № _____-од
от «__» ____________2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу «Лепка»
для 2 младшей группы общеразвивающей направленности «Почемучки»
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
2 непосредственно образовательной деятельности в месяц
(всего 18 НОД в год)
Составили:
Главан Е.А. – воспитатель
Иванова В.В. – воспитатель
2015-2016 учебный год
г. Ноябрьск
1
Содержание:
1.
Пояснительная записка .....………………………………………………………………… 3
2.
Тематический план………………………………………………………………………… 5
3.
Требования
к
результатам
освоения
компонента
образовательной
области
воспитанниками…………………………………………………………………………… 5
4.
Способы
проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной
области……………………………………………………………………………………… 6
5.
Содержание работы по освоению компонента образовательной области……………..
7
6.
Перечень литературы и средств обучения ……………………………………………… 9
7.
Приложения
(календарно-тематический
план,
критерии
оценки
уровня освоения
п р о г р а м м ы
в о с п и т а н н и к а м и )
………………………………………………………………
10
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Лепка» образовательной области «Художественно-
эстетическое развитие» для детей второй младшей группы составлена на основе основной
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «РОМАШКА».
Рабочая программа рассчитана на использование учебно-методического
комплекта:
1.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М
А. Васильевой.
2.
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая
группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
Программа
рассчитана
на
проведение
непосредственно
образовательной
деятельности (НОД) 18 раз в год (2 раз в месяц), длительность проведения НОД - 15
минут.
Целью данной программы является развитие интереса к различным видам
изобразительной деятельности; совершенствование умений в лепке и способствует
решению следующих задач:
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины,
пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки
прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки,
сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать
вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать
предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные
предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей
(неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные
фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на
тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Новизна
данной
рабочей
программы
состоит
в
применении
системы
разнообразных занимательных игр-фантазий, которые позволят в увлекательной форме
развивать подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого
ряда математических представлений. Объемность выполненной фигурки стимулирует
детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у
детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Кроме этого программой предусмотрено использование красочных наглядных пособий и
дидактических материалов.
В рабочей программе также заложены особенности образовательного процесса,
предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и
навыков,
универсальных
способов
деятельности
и
ключевых
компетенций.
Вся
деятельность проходит в игровой форме.
Национально-региональный компонент.
Задачи национально-регионального компонента:
Познакомить детей с дикими животными севера;
Познакомить детей с птицами севера;
Дать представление об особенностях питания диких животных севера.
3
Реализация национально – регионального компонента представлена следующими
темами: «Зайчик», «Вкусные гостинцы на день рождение мишки», «Воробушки и кот» -
знакомство с особенностями климатических условий на Крайнем Севере.
Особенности образовательного процесса
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной
работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с
окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии;
ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и
народного, включая литературу, а так же разнообразными видами деятельности детей.
На всех НОД важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать
стремление создавать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует
побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось;
учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт детей, что похожее они уже
делали, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно
изобразить тот или иной предмет.
Особое значение в младшей группе приобретает рассматривание созданных детьми
изображений. При рассматривании с детьми созданного сюжетного изображения следует
обратить их внимание на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены,
соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Физическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»;
«Художественно – эстетическое развитие».
Форма организации образовательного процесса с детьми второй младшей группы по
разделу «Лепка»
Задачи и
содержание
работы
Формы работы
Формы
организации
детей
Непосредственно образовательная деятельность
Лепка
Изготовление
украшений
для
группового
помещения
к
праздникам, предметов для игры.
Украшение предметов для личного пользования.
Рассматривание
эстетически
привлекательных
предметов
(овощей,
фруктов,
деревьев,
цветов
и
др.),
произведений
книжной графики, иллюстраций, произведений искусства.
Игры,
в
процессе
которых
дети
осуществляют
выбор
наиболее привлекательных предметов.
Групповая
4
Тематический план
№
п/п
Тема непосредственно
образовательной деятельности
Количество НОД
В том числе
практическая НОД
1
«Палочки»
1
1
2
«Бублики»
1
1
3
«Колобок».
1
1
4
«Крендельки»
1
1
5
«Пряники».
1
1
6
«Погремушка».
1
1
7
«Башенка»
1
1
8
«Вкусные
гостинцы
на
день
рождения Мишки».
1
1
9
« С л е п и
с в о ю
л ю б и м у ю
игрушку»
1
1
10
«Воробушки и кот»
1
1
11
«Самолеты стоят на аэродроме»
1
1
12
«Большие и маленькие птицы на
кормушке»
1
1
13
«Неваляшка».
1
1
14
«Маленькая Маша»
1
1
15
«Зайчик»
1
1
16
«Миски трех медведей»
1
1
17
«Угощение для кукол»
1
1
18
«Утенок»
1
1
Требования к результатам освоения компонента образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» воспитанниками второй младшей группы
по разделу «Лепка»
К концу года дети должны:
Знать:
Свойства глины и пластилина;
Что можно вылепить из глины и пластилина.
Уметь:
Лепить предмет из 1 — З частей используя разнообразные приёмы: скатывание,
раскатывание, соединение, сплющивание, вдавливание пальцами углублений,
прощипывание, нанесение пластилина на ограниченную контурную поверхность;
Украшать вылепленный предмет, используя заострённую палочку, стеку, природный
материал.
Навыки:
Отделять от большого куска глины, пластилина небольшие комочки, раскатывать их
прямыми и круговыми движениями ладоней.
Пользоваться глиной, пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на
дощечку.
Иметь представление:
5
Об окружающих предметах;
О том, что многие предметы сделаны руками человека;
О способах обследования предметов.
Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанниками второй младшей
группы по разделу «Лепка»
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится один раз в
год, в
конце учебного года в форме педагогической диагностики с использованием
диагностического материала.
Критерии педагогической диагностики по разделу «Лепка»
2 БАЛЛА – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не
зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других
детей,
настроения
ребенка,
успешности
или
не
успешности
от
предыдущей
деятельности.
Имеет
представление
о
декоративно-прикладном
(национальном)
искусстве,
народных игрушках.
Владеет
техническими
приемами
скатывания,
раскатывание,
сплющивание,
отщипывание, оттягивание, примазывание, сглаживание, налепы, самостоятельно
применяет в процессе лепки. Аккуратен.
Способен создавать законченный образ с элементами творчества. Объединяет предметы в
сюжет
1 БАЛЛ – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от
особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка
и т.д. пл
С
помощью
педагога
определяет
элементы
декоративно
прикладного
(национального) искусства, народные игрушки.
Технические приемы лепки требуют совершенствования. Старателен. Аккуратен.
Создает законченный образ предмета, с помощью педагога объединяет в сюжет.
. 0 0БАЛЛОВ - данная характеристика не сформирована, а ее появление носит
случайный характер.
Совместно
с
педагогом
определяет
элементы
народно-прикладного
(национального) искусства, народных игрушек.
Процесс лепки проходит совместно с педагогом, технические приемы требуют
совершенствования. Законченный образ предмета, сюжет создается с помощью
педагога.
6
Содержание рабочей программы по освоению компонента образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» воспитанниками второй младшей группы
по разделу «Лепка»
Тема НОД
№
Содержание
«Палочки»
1
Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их
между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно,
класть готовые изделия на доску.
«Бублики»
2
Продолжать
знакомить
детей
с
глиной,
учить
свертывать
глиняную
палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу).
Закреплять
умение
раскатывать
глину
прямыми
движениями,
лепить
аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать чувство радости от
созданных изображений.
«Колобок».
3
Вызывать
у
детей
желание
создавать
в
лепке
образы
сказочных
персонажей. Закреплять умение
лепить предметы круглой формы, раскатывая глину между ладонями
круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной.
Учить палочкой рисовать на вылепленном изделии
некоторые детали.
«Крендельки»
4
Закреплять прием раскатывания глины прямыми движениями ладоней.
Учить
детей
по-разному
свертывать
получившуюся
колбаску.
Формировать
умение
рассматривать
работы,
выделять
сходства
и
различия.
«Пряники».
5
Закрепление умения лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливать
его ладошками. Развивать желание делать что-то для других.
«Погремушка».
6
Продолжать учить детей раскатывать комочки глины между ладонями
круговыми и прямыми движениями ладоней; составлять предмет из 2-х
частей,
плотно
прижимая,
друг
к
другу.
Закреплять
умение
лепить
аккуратно.
«Башенка»
7
Продолжать учить детей раскатывать комочки глины между ладонями
круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями; составлять
предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять
умение лепить аккуратно.
«Вкусные
гостинцы
на
день
рождения
Мишки».
8
Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые
приемы лепки для создания разных изображений. Закреплять приемы
лепки; умение аккуратно обращаться с материалами и оборудованием.
« С л е п и
с в о ю
любимую игрушку»
9
Учить детей самостоятельно выбирать содержание лепки, использовать
усвоенные ранее приемы лепки, закреплять умение лепить предметы,
состоящие из одной или нескольких частей, передавая их форму и
величину. Вызвать радость от созданного изображения.
«Воробушки и кот»
10
Продолжать формировать умение отражать в лепке образы подвижной
игры.
Развивать
творчество.
Закреплять
полученные
ранее
навыки
и
умения в процессе создания образов игры в лепке и восприятии общего
результата.
«Самолеты
стоят
на
аэродроме»
11
Учить
детей
лепить
предмет,
состоящий
из
двух
частей
одинаковой
формы, вылепленных из удлиненных кусков. Закреплять умение делить
комок глины на равные части.
« Б о л ь ш и е
и
маленькие
птицы
на
кормушке».
12
Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы
птиц, правильно передавая форму частей тела, головы, хвоста. Развивать
умение рассказывать о том, что слепили. Развивать воображение.
«Неваляшка».
13
Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой
7
формы,
но
разной
величины,
плотно
прижимая
части,
друг
к
другу.
Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на
шапочке,
пуговицы
на
платье).
Закрепить
умение
лепить
аккуратно.
Вызывать чувство радости от созданного.
«Маленькая Маша»
14
Учить детей лепить маленькую куколку, закреплять умение раскатывать
глину прямыми движениями. Учить составлять изображения из частей.
Вызвать чувство радости от получившегося изображения.
«Зайчик»
15
Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов, состоящих из
нескольких частей. Учить делить комок глины на нужное количество
частей;
при
лепке
туловища
и
головы
пользоваться
приемом
раскатывания глины кругообразными движениями между ладонями, при
лепке
ушей
—
приемами
раскатывания
палочек
и
сплющивания.
Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг
к другу.
« М и с к и
т р е х
медведей»
16
Учить лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания
глины кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать
края мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно.
« У г о щ е н и е
д л я
кукол»
17
Закреплять умение детей отбирать из полученных впечатлений то, что
можно изобразить в лепке. Закреплять правильные приемы работы с
глиной. Развивать воображение.
«Утенок»
18
Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая
некоторые
характерные
особенности
(вытянутый
клюв).
Упражнять
в
использовании приема прищипывания, оттягивания. Закреплять умение
соединять части, плотно прижимая друг к другу.
Перечень литературы и средств обучения.
8
Учебно-наглядные пособия:
Плакаты;
Фотографии;
Открытки;
Муляжи;
Иллюстрации.
Оборудование:
Пластилин;
Глина;
Дощечки для лепки;
Стеки;
Салфетки.
Для педагогов:
1.
Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М
А. Васильевой.
2.
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая
группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
9
Приложение 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАННИКАМИ по разделу «Лепка»
группа «____________________» Дата проведения _____________
№
11.09
1
47*
«Палочки»
Учить детей отщипывать небольшие комочки глины,
раскатывать их между ладонями прямыми
движениями. Учить работать аккуратно, класть
готовые изделия на доску.
Небольшие комочки
глины, доски (на
каждого ребенка).
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
25.09
2
51*
«Бублики»
Продолжать
знакомить
детей
с
глиной,
учить
свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять
концы,
плотно
прижимая
их
друг
к
другу).
Закреплять
умение
раскатывать
глину
прямыми
движениями, лепить аккуратно. Развивать образное
восприятие.
Вызывать
чувство
радости
от
созданных изображений.
Небольшие комочки
глины, доски (на
каждого ребенка).
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
Октябрь
9.10
3
55*
«Колобок».
Вызывать у детей желание создавать в лепке образы
сказочных персонажей. Закреплять умение
лепить предметы круглой формы, раскатывая глину
между
ладонями
круговыми
д в и же н и я м и .
Закреплять
умение
аккуратно
работать
с
глиной.
Полоска — дорожка,
глина (пластилин),
доски, палочки.
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
23.10
4
61*
«Крендельки»
Закреплять
прием
раскатывания
глины
прямыми
движениями
ладоней.
Учить
детей
по-разному
свертывать
получившуюся
колбаску.
Формировать
умение рассматривать работы, выделять сходства и
различия.
Глина, доски на
каждого ребенка,
крендельки.
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
Ноябрь
6.11
5
63*
«Пряники».
Закрепление
умения
лепить
шарики.
Учить
сплющивать
шар,
сдавливать
его
ладошками.
Развивать желание делать что-то для других.
Кукла, кукольная
мебель. Глина
(пластилин), доски.
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
11
20.11
6
68*
«Погремушка».
Продолжать учить детей раскатывать комочки глины
между ладонями круговыми и прямыми движениями
ладоней; составлять предмет из 2-х частей, плотно
прижимая, друг к другу. Закреплять умение лепить
аккуратно.
Погремушки разной
конструкции. Глина
(пластилин), доски.
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
Декабрь
04.12
7
71*
«Башенка»
Продолжать
учить
детей
раскатывать
комочки
глины
между
ладонями
круговыми
движениями;
расплющивать
шар
между
ладонями;
составлять
предмет из нескольких частей, накладывая одну на
другую. Закреплять умение лепить аккуратно.
Башенка, состоящая
из 4—5 колец одного
цвета. Глина, доски
(на каждого ребенка).
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
18.12
8
77*
«Вкусные гостинцы на
д е н ь
р о ж д е н и я
Мишки».
НРК
–
знакомство
с
особенностями
Развивать воображение и творчество. Учить детей
использовать знакомые приемы лепки для создания
разных изображений. Закреплять приемы лепки;
умение аккуратно обращаться с материалами и
оборудованием.
Глина, пластилин,
доски (на каждого
ребенка).
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
Январь
22.01
9
79*
«Слепи свою любимую
игрушку»
Учить детей самостоятельно выбирать содержание
лепки, использовать усвоенные ранее приемы лепки,
закреплять умение лепить предметы, состоящие из
одной или нескольких частей, передавая их форму и
величину. Вызвать радость от созданного
Глина, пластилин,
доски (на каждого
ребенка).
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук, воображения
Февраль
5.02
10
80*
«Воробушки и кот»
НРК
–
знакомство
с
птицами севера.
Продолжать формировать умение отражать в лепке
образы
подвижной
игры.
Развивать
творчество.
Закреплять полученные ранее навыки и умения в
процессе
создания
образов
игры
в
лепке
и
восприятии общего результата.
Игрушечные кот и
воробушек. Глина
(пластилин), доски,
палочки для
дорисовывания
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
19.02
11
82*
«Самолеты
стоят
на
аэродроме»
Учить
детей
лепить
предмет,
состоящий
из
двух
частей
одинаковой
формы,
вылепленных
из
удлиненных
кусков.
Закреплять
умение
делить
комок глины на равные части.
Игрушка самолет,
Глина, доски (на
каждого ребенка).
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
Март
04.03
12
84*
«Большие и маленькие
птицы на кормушке»
НРК
–
знакомство
с
птицами севера.
Продолжать
формировать
у
детей
желание
передавать
в
лепке
образы
птиц,
правильно
передавая
форму
частей
тела,
головы,
хвоста.
Развивать умение рассказывать о том, что слепили.
Развивать воображение.
Игрушечные птицы
большие и
маленькие, глина,
палочки, подставка-
кормушка.
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
18.03
13
86*
«Неваляшка».
Учить
детей
лепить
предмет,
состоящий
из
нескольких
частей
одинаковой
формы,
но
разной
величины, плотно прижимая части, друг к другу.
Вызывать
стремление
украшать
предмет
мелкими
деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье).
Игрушка —
неваляшка.
Глина (пластилин),
доски, палочки,
дополнительный
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
12
Апрель
1.04
14
88*
«Маленькая Маша»
Учить детей лепить маленькую куколку, закреплять
умение
раскатывать
глину
прямыми
движениями.
Учить составлять изображения из частей. Вызвать
чувство радости от получившегося изображения.
Глина, доски,
подставка для работ.
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
15.04
15
92*
«Зайчик»
НРК
–
знакомство
с
дикими
животными
севера
Развивать
интерес
детей
к
лепке
знакомых
предметов, состоящих из нескольких частей. Учить
делить комок глины на нужное количество частей;
при лепке туловища и головы пользоваться приемом
раскатывания
глины
кругообразными
движениями
Кусок глины в виде
толстой палочки,
доски (на каждого
ребенка).
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
29.04
16
96*
«Миски трех медведей»
НРК
–
знакомство
с
особенностями
п и т а н и я
д и к и х
животных севера.
Учить лепить мисочки разного размера, используя
прием
раскатывания
глины
кругообразными
движениями. Учить сплющивать и оттягивать края
мисочки
вверх.
Закреплять
умение
лепить
аккуратно.
3 игрушечных
медведя разной
величины, глина,
доски на каждого
ребенка.
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
Май
13.05
17
101*
«Угощение для кукол»
Закреплять умение детей отбирать из полученных
впечатлений
то,
что
можно
изобразить
в
лепке.
Закреплять правильные приемы работы с глиной.
Развивать воображение.
Глина, пластилин,
доски (на каждого
ребенка).
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
27.05
18
102*
«Утенок»
Учить
детей
лепить
предмет,
состоящий
из
не скольких
частей,
передавая
н е ко т о р ы е
характерные
особенности
(вытянутый
клюв).
Упражнять в использовании приема прищипывания,
оттягивания.
Закреплять
умение
соединять
части,
Игрушечный утенок,
глина, доски (на
каждого ребенка).
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
* Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
13