Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС
Автор: Ваткова Елена Артуровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК "Школа №26" Населённый пункт: город Керчь Наименование материала: статья Тема: Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС Раздел: среднее образование
Использование ИКТ при организации образовательного процесса в
рамках реализации ФГОС.
После принятия «Закона об образовании» в 2012 году в России быстрыми
темпами начался переход к новым образовательным стандартам. Перед
педагогами стоит сложная задача — привести российскую систему образования
в соответствие с требованиями современности. Основная задача школы в таких
условиях — создать условия для формирования у выпускников компетенций,
обеспечивающих им в будущем профессиональную востребованность,
способность постоянно овладевать новыми знаниями, самосовершенствоваться.
А это практически невозможно без овладения новыми информационными
технологиями. Поэтому формирование и развитие информационно-
коммуникационных компетентностей современного учителя должно вывести
процесс преподавания на более высокий качественный уровень.
Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на раз-
витии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ-компетентности на
всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью мы понимаем использование
цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения
доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и со-
здания для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность
это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-гра-
мотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности,
при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных,
этических и технических навыков.
Известно , что при пассивном восприятии информации школьники
сохраняют в памяти 10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что
видят, 50% того, что видят и слыша.
С использованием мультимедиа – ресурсов картина восприятия
информации учеником резко меняется. Он усваивает более 80% того, что
говорит сам, более 90% того, что делает сам.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
-обеспечить высокую степень дифференциации и индивидуализации
образовательного процесса;
- повысить объём выполняемой на уроке работы;
-усовершенствовать контроль знаний;
-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
-организовать виртуальную лабораторную работу, которую нет возможности
провести в реальных условиях. Это особенно актуально для учащихся с ОВЗ.
Современные информационные технологии открывают всем учащимся
доступ ко всем источникам информации, повышают эффективность
самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества,
приобретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать
принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает
дополнительные возможности для поддержки и направления личности
обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы.
Формирование творческой личности, одна из главных задач,
провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её
реализация диктует необходимость развития познавательных интересов,
способностей и возможностей ребёнка.
Компьютер является одним из современных средств обучения,
обладающим уникальными возможностями. Сочетая в себе возможности
телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, дает возможность
создавать виртуальные ситуации всевозможных видов деятельности.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы
выглядит очень естественно с точки зрения ребёнка и является одним из
эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения,
развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального
фона.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с
учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не
только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент
образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей
степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы
ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего
образования является развитие познавательной активности учащихся. Наличие
познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает
достижение целей обучения.
«Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями,
умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из
таких качеств личности – познавательная активность» – Т.И. Шамова.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно
выстроить в следующую цепочку:
1.
Мотив
2.
Познавательный интерес
3.
Познавательная активность
4.
Познавательная деятельность
Главная задача, которая стоит перед учителем- научить детей учиться,
сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить позна-
вательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из
главных целей – развивать познавательные процессы.
Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать
основные принципы активизации познавательной деятельности. Диапазон ис-
пользования компьютера в учебно-воспитаельном процессе очень велик.
Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной инфор-
мации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники
позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации
является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если
компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить.
Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что
если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на
экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способ-
ствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет
учащимся наглядно представить результат своих действий.
Для формирования звукового образа, эстетического впечатления, эмоцио-
нального переживания, для знакомства с интерпретацией художественного чте-
ния можно используовать на уроке аудиозапись. Для формирования наглядных
представлений, анализа режиссерской трактовки - видеофрагмент. Дидактиче-
ских задач может быть сколько угодно. Более того, мультимедиасредства стано-
вятся инструментом управления учебной деятельностью. Тренажеры или тесты
помогают решать задачу закрепления знаний, организации самодиагностики
учащимися своих знаний и умений, для контрольной проверки, а если подклю-
чить режим справки – то и организацию самостоятельного поиска информации
в ходе работы над ошибками. Создание таблиц, схем, слайдовых презентаций
помогает систематизировать материал. Эти средства становятся опорой для за-
поминания знаний, воспроизведения в речи, практического применения на
письме. Многое из сказанного было и в традиционном уроке. Только средства
не были столь удобными, не давали новых возможностей в организации воспри-
ятия нового материала, актуализации знаний, их закрепления или проверки.
У учителя есть возможность использовать готовые диски при подготовке
и во время уроков. Работа с учебными дисками позволяет активизировать мыс-
лительный процесс учащихся, отработать умения и навыки с помощью интерак-
тивных тренажеров, а также выявить слабые места в понимании учебного мате-
риала.
Использование компьютерных программ - большая помощь для учителя
при подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, так как представляют
возможность тестирования, максимально приближенного к экзамену. Важными
достоинствами компьютерного способа контроля уровня подготовки учащихся
являются: объективность оценки результатов обучения, возможность выполне-
ния большого числа тренировочных упражнений, простота работы с тестами,
оперативность получения результатов.
Труд на уроке становится не испытанием на выносливость, а процессом
осознанного усвоения учебного материала. Как говорит народная мудрость:
"Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты
поймёшь".
Естественно, что все это может реализоваться в школе только при хоро-
шем техническом, программном и методическом обеспечении урока.
Важно, что на уроках могут применяться не только готовые методические
компьютерные программы, но и разрабатываться авторские презентации уроков
по разным темам.
При организации учебного процесса особое внимание необходимо уделять
работе над созданием и проведением уроков с использованием презентаций.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких
опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого
материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время
обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна
проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Задача современной школы – не только дать ученику необходимый объём
знаний по предмету, но и научить его ориентироваться в огромном море инфор-
мации, которую предоставляют современные средства обучения.
Современный период развития общества характеризуется сильным влия-
нием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы че-
ловеческой деятельности. В этой связи задача педагога – научить ребёнка ори-
ентироваться в огромном море информации, которую предоставляет сеть Ин-
тернет, сформировать умения и навыки критического мышления учащихся в
условиях работы с большими объемами информации, научить их осуществлять
выбор и нести за него ответственность;
- Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с ис-
пользованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование раз-
личных источников данных, работа с документами);
- Развить умения находить и интерпретировать связи между учебными знания-
ми и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены,
способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания,
умения и навыки;
- Развивать коммуникабельность, предполагающую учет различных точек зре-
ния, умение анализировать их основание, навыки публичных выступлений, уча-
стие в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудни-
чать и работать в команде.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся
методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что,
несомненно,
приводит
к
повышению
эффективности
обучения.
При
этом
ребёнок лучше узнаёт компьютерную технику, осваивает её и учится применять
навыки на практике: управлять персональным компьютером, быстро создавать и
оформлять
текстовые
документы,
пользоваться
ксероксом,
сканером,
принтером,
электронной
почтой,
использовать
возможности
Интернета,
фотографировать
и
обрабатывать
снимки,
редактировать
и
форматировать
любые
тексты,
создавать
звуковые
файлы.
Использование
программного
обеспечения позволяет учащимся создавать рисунки, листовки, фотомонтажи,
буклеты, презентации.
Итак, использование средств информационно-коммуникационных техно-
логий позволит сделать процесс обучения и развития детей простым и эффек-
тивным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности об-
разования.
Использование ИКТ-технологий в образовании дает возможность
существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный
процесс и повысить его эффективность.