Напоминание

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС


Автор: Ваткова Елена Артуровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК "Школа №26"
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: статья
Тема: Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Использование ИКТ при организации образовательного процесса в

рамках реализации ФГОС.
После принятия «Закона об образовании» в 2012 году в России быстрыми темпами начался переход к новым образовательным стандартам. Перед педагогами стоит сложная задача — привести российскую систему образования в соответствие с требованиями современности. Основная задача школы в таких условиях — создать условия для формирования у выпускников компетенций, обеспечивающих им в будущем профессиональную востребованность, способность постоянно овладевать новыми знаниями, самосовершенствоваться. А это практически невозможно без овладения новыми информационными технологиями. Поэтому формирование и развитие информационно- коммуникационных компетентностей современного учителя должно вывести процесс преподавания на более высокий качественный уровень. Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на раз- витии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью мы понимаем использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и со- здания для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-гра- мотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Известно , что при пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти 10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слыша. С использованием мультимедиа – ресурсов картина восприятия информации учеником резко меняется. Он усваивает более 80% того, что говорит сам, более 90% того, что делает сам. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся; -проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; -обеспечить высокую степень дифференциации и индивидуализации образовательного процесса; - повысить объём выполняемой на уроке работы; -усовершенствовать контроль знаний; -рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; - формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; -обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. -организовать виртуальную лабораторную работу, которую нет возможности провести в реальных условиях. Это особенно актуально для учащихся с ОВЗ.
Современные информационные технологии открывают всем учащимся доступ ко всем источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает дополнительные возможности для поддержки и направления личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Компьютер является одним из современных средств обучения, обладающим уникальными возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, дает возможность создавать виртуальные ситуации всевозможных видов деятельности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественно с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» – Т.И. Шамова. Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: 1. Мотив 2. Познавательный интерес 3. Познавательная активность 4. Познавательная деятельность Главная задача, которая стоит перед учителем- научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить позна-
вательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности. Диапазон ис- пользования компьютера в учебно-воспитаельном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной инфор- мации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способ- ствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Для формирования звукового образа, эстетического впечатления, эмоцио- нального переживания, для знакомства с интерпретацией художественного чте- ния можно используовать на уроке аудиозапись. Для формирования наглядных представлений, анализа режиссерской трактовки - видеофрагмент. Дидактиче- ских задач может быть сколько угодно. Более того, мультимедиасредства стано- вятся инструментом управления учебной деятельностью. Тренажеры или тесты помогают решать задачу закрепления знаний, организации самодиагностики учащимися своих знаний и умений, для контрольной проверки, а если подклю- чить режим справки – то и организацию самостоятельного поиска информации в ходе работы над ошибками. Создание таблиц, схем, слайдовых презентаций помогает систематизировать материал. Эти средства становятся опорой для за- поминания знаний, воспроизведения в речи, практического применения на письме. Многое из сказанного было и в традиционном уроке. Только средства не были столь удобными, не давали новых возможностей в организации воспри- ятия нового материала, актуализации знаний, их закрепления или проверки. У учителя есть возможность использовать готовые диски при подготовке и во время уроков. Работа с учебными дисками позволяет активизировать мыс- лительный процесс учащихся, отработать умения и навыки с помощью интерак- тивных тренажеров, а также выявить слабые места в понимании учебного мате- риала. Использование компьютерных программ - большая помощь для учителя при подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, так как представляют возможность тестирования, максимально приближенного к экзамену. Важными достоинствами компьютерного способа контроля уровня подготовки учащихся являются: объективность оценки результатов обучения, возможность выполне-
ния большого числа тренировочных упражнений, простота работы с тестами, оперативность получения результатов. Труд на уроке становится не испытанием на выносливость, а процессом осознанного усвоения учебного материала. Как говорит народная мудрость: "Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймёшь". Естественно, что все это может реализоваться в школе только при хоро- шем техническом, программном и методическом обеспечении урока. Важно, что на уроках могут применяться не только готовые методические компьютерные программы, но и разрабатываться авторские презентации уроков по разным темам. При организации учебного процесса особое внимание необходимо уделять работе над созданием и проведением уроков с использованием презентаций. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Задача современной школы – не только дать ученику необходимый объём знаний по предмету, но и научить его ориентироваться в огромном море инфор- мации, которую предоставляют современные средства обучения. Современный период развития общества характеризуется сильным влия- нием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы че- ловеческой деятельности. В этой связи задача педагога – научить ребёнка ори- ентироваться в огромном море информации, которую предоставляет сеть Ин- тернет, сформировать умения и навыки критического мышления учащихся в условиях работы с большими объемами информации, научить их осуществлять выбор и нести за него ответственность; - Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с ис- пользованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование раз- личных источников данных, работа с документами); - Развить умения находить и интерпретировать связи между учебными знания- ми и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены, способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки; - Развивать коммуникабельность, предполагающую учет различных точек зре- ния, умение анализировать их основание, навыки публичных выступлений, уча-
стие в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудни- чать и работать в команде. Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. При этом ребёнок лучше узнаёт компьютерную технику, осваивает её и учится применять навыки на практике: управлять персональным компьютером, быстро создавать и оформлять текстовые документы, пользоваться ксероксом, сканером, принтером, электронной почтой, использовать возможности Интернета, фотографировать и обрабатывать снимки, редактировать и форматировать любые тексты, создавать звуковые файлы. Использование программного обеспечения позволяет учащимся создавать рисунки, листовки, фотомонтажи, буклеты, презентации. Итак, использование средств информационно-коммуникационных техно- логий позволит сделать процесс обучения и развития детей простым и эффек- тивным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности об- разования. Использование ИКТ-технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность.


В раздел образования