Автор: Борисова Елена Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ 78 Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ Тема: Роль дидактической игры в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
ВОЗРАСТА В ДОУ
Тема: Роль дидактической игры в дошкольном возрасте
Выполнил:
Борисова Елена Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
3
2. Рольдидактическихигр
5
3. Основные виды игр
6
4. Структура дидактической игры
9
5. Дидактические игры
11
1. Введение
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де-
ятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
2. Рольдидактическихигр
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривает-
ся в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические,
игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который
для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные иг-
ровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования
и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности
сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает опреде-
ленные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Осно-
вой для игр детей служат сформулированные представления о построении
игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важ-
но, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и пред-
ставлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике,
родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в разви-
тии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два на-
чала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель
одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а
дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания
об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, соб-
2
ственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок,
предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятель-
ность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к
игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго
может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо
ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием игра-
ют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила
которых детям известны: "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что де-
лали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к
игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать какой-либо
цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, сере-
бряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему
название краски. "Скачи по дорожке на одной ножке" - говорит водящий
тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь ин-
тересных для детей игровых действий! Поэтому дети всегда играют в такие
игры.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариатив-
ности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относит-
ся к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать бо-
лее сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления
со
стороны
взрослого.
Участие
взрослого
носит
косвенный
характер:
например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку
и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. яв-
ляется равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть
в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.
Дидактические
игры,
особенно
в
младших
возрастных
группах,
рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сю-
3
жетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выпол-
нить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре
"Уложи куклу спать" воспитатель учит детей младшей группы последова-
тельности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать
одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её
спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны
отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких
игр в младших группах проводится несколько: "День Рождения куклы Кати",
"Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати". Игры с куклами
являются эффективным методом обучения детей самостоятельным твор-
ческим сюжетно – ролевым играм.
Дидактические игры имеют большое значение для обогащения твор-
ческих игр и более старших детей. Такие игры, как "Умные машины", "Мо-
лочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят
равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборо-
бов, доярок.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего
воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание. Содержание дидактическихигр формиру-
ет у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, приро-
де, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о
Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
Знания об окружающей жизни дают детям по определённой систе-
ме. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательно-
сти: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, за-
тем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с
этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов,
после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
4
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самосто-
ятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях
в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Про-
цессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружа-
ющей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной
предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по
сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия
ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизи-
руется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивает-
ся связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры
требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий,
например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение
антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих
словесных игр.
В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в нераз-
рывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить
вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".
Нравственное
воспитание.
У
дошкольников
формируется
нрав-
ственное представление о бережном отношении к окружающим предме-
там, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаи-
моотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрица-
тельных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности
ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе
с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр
является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего
возраста
решает
несколько
иные
задачи
–
воспитание
нравственных
чувств и отношений.
5
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у де-
тей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрос-
лых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом"
дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают
над чертежом и тд.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении мате-
риала для дидактических игр.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соот-
ветствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны
быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие
игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональ-
ный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует
определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с ди-
дактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускула-
тура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к
письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.
3. Основные виды игр
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печат-
ные и словесные игры.
6
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы,
Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие
предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со
свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, каче-
ством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установле-
ния последовательности в решении задач. По мере овладения детьми но-
выми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята
упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству,
объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначе-
нию и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мыш-
ления.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от
друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные
различия между предметами.
В средней группе используют такие предметы, в которых разница
между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети вы-
полняют задания, требующие сознательного запоминания количества и
расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя,
дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать пред-
меты (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игруш-
ки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из
которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении опреде-
ленных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные
из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые
для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Исполь-
зуя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается
вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с по-
мощью отобранных игрушек.
7
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнооб-
разные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении
таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?",
"Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во
время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх
закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формиру-
ются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспиты-
вается любовь к природе, бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и
игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют опре-
деленные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в
играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представле-
ния о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путе-
шествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что та-
кое плохо?".
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они раз-
нообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развива-
ющие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре –
нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки,
одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок
объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу:
найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на кар-
тинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает
их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое
обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что
растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующи-
ми
изображениями
растений,
соотносят
с
местом
их
произрастания,
8
объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?":
дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последователь-
ности сюжета.
Запоминание
состава,
количества
и
расположения
картинок.
Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запо-
мнить содержание картинок, а затем определить, какую их них переверну-
ли вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания
и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр яв-
ляется также закрепление у детей знания о количественном и порядковом
счете,
о
пространственном
расположении
картинок
на
столе,
умение
рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об
их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр
– учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдель-
ных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки раз-
резают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10
частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается
один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более стар-
ших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных
произведений, знакомых детям.
Родина пазлов – Англия, год рождения 1763 г. Автор – английский
гравер Д. Спилсбари, который изготовил из красного дерева географи-
ческую карту, разрезанную по границам стран. Карта использовалась в
качестве дидактического пособия в школе. Во второй половине 19 века
пазлы появились в Европе и Америке. Их начинают делать из картона.
Революционным открытием стало изобретение особой техники пазлов,
а именно отдельные элементы скреплялись друг с другом и составляли
компактный рисунок, чем пазлы отличаются от мозаики.
Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В та-
ких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь
9
детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы иг-
рающие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации дви-
жений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в
игре.( "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внима-
тельно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, пету-
ха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.
В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети
изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто
нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат
пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка,
как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании
необходимого образа.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В та-
ких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предме-
тах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать
приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; опи-
сывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по опи-
санию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по
различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во
всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении
детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке
детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро
находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать
свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом про-
цессе их условно можно объединить в четыре группы.
10
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют уме-
ние выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?",
"Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые
для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правиль-
ные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?".
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифициро-
вать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе:
"Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В
особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообрази-
тельности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный
телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.
4. Структура дидактической игры
Обязательными структурными элементами дидактической игры яв-
ляются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и прави-
ла.
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подго-
товленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже
имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду,
какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах,
о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие
умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества
личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры
(честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).
Например, в известной всем игре "Магазин игрушек" дидактическую
задачу можно сформулировать так: "Закрепить знания детей об игрушках,
их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять су-
щественные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежли-
11
вость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю ор-
ганизовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу,
внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к
продавцу и т.д.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает
одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избе-
гать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать вни-
мание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каж-
дой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памя-
ти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее дол-
жен знать и определять дидактическую задачу.
Игровые правила.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение де-
тей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в
игре, делает игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий
воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные
эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, опреде-
ляя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получа-
ли бы радость от выполнения задания.
Используя
дидактическую
игру
в
воспитательно-образовательном
процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность,
доброжелательность, выдержка.
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что вы-
полнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми
действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры тре-
буется заметить в стихотворении все небылицы:
12
Т е п л а я
в е с н а
с е й ч а с ,
В и н о г р а д
с о з р е л
у
н а с .
К о н ь
р о г а т ы й
н а
л у г у
Л е т о м
п р ы г а е т
в
с н е г у .
П о з д н е й
о с е н ь ю
м е д в е д ь
Л ю б и т
в
р е ч к е
п о с и д е т ь .
А
з а м о й
с р е д и
в е т в е й
Г а - г а - г а
п е л
с о л о в е й .
Б ы с т р о
д а й т е
м н е
о т в е т
–
Это правда или нет?
Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, назы-
вают все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все
дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил
небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В
этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фи-
шек. Он получит приз.
13
5. Дидактические игры
Доскажи словечко:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)
Найди и назови:
Цель: умение находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометриче-
ских фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометриче-
ские фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
«Вершки-корешки»:
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если
овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на
земле – кисти рук опускают вниз.
«Воздух, земля, вода»:
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока».
Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин»
р е б ё н о к
о т в е ч а е т
« в о д а » ,
н а
с л о в о
« в о л к »
-
« з е м л я »
и
т . д .
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, пой-
мавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на зем-
ле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
14
Пять пальцев:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики.
«Какого растения не стало?»:
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель
предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и
вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым
разом увеличивать количество растений на столе.
15