Автор: Филатова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС "Гнёздышко" Населённый пункт: г. Черногорск Наименование материала: Рабочая программа Тема: Рабочая программа "Звенящий кубик" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка Детский Сад
«Гнёздышко»
Рабочая программа
«Звенящий кубик»
Автор : Филатова Светлана Александровна
Воспитатель
г.Черногорск
Пояснительная записка .
Современная система дошкольного образования с учётом ФГОС ДО не предусматривает целенаправленного обучение чтению детей в детском
саду, но учитывая пожелания родителей, интерес детей спланирована работа в данном направлении.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время будет проведена
и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению
значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи
Обучение чтению по методике Н.Зайцева позволяет в достаточно короткие сроки и без принуждения, длительного обездвиженного сидения за
столом сформировать у детей навыки чтения и повысить интерес к книги повысить уверенность в собственные силы.
В то же время будет проведена и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию
звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Педагог, осуществляющий работу в данном направлении, ставит перед собой
Цель - обучение чтению детей старшего дошкольного возраста, опираясь на методику Н.А. Зайцева.
Для реализации поставленной цели определены
следующие задачи :
развивать у ребенка интерес к устной речи (с помощью кубиков Зайцева);
научить детей выделять по слуху звук из слова и слога;
развивать мелкую моторику рук с помощью пальчиковых игр;
учить логике мышления и речи, развивать умение определять звуки в слове, поощрять ответы детей, обогащать грамматический строй речи,
способствовать общему речевому развитию через широкое применение дидактических игр и упражнений.
Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что данная программа основана на здоровьесберегающей методике
обучения детей чтению по кубикам Зайцева и позволяет полноценно образовывать детей. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие
таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш достигает всего сам.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным образовательным стандартом .
Отличительными особенностями являются:
1. Овладение ребенком основными культурными средствами, способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в чтении,
общении, познавательно-исследовательской деятельности.
2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.
Актуальность данной программы в ее здоровье сберегающей направленности, а именно в разработке таких методов и приемов обучения, которые
позволяли бы полноценно образовывать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких
психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш
должен достичь всего сам.
Процесс обучения чтению строится на обще дидактических принципах:
-принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала
(«от легкого к трудному», «от простого к сложному»;
принцип наглядности : иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и
четких образов и представлений в сознании дошкольников;
принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в подаче его детям последовательными блоками и
частями, соответственно возрастным особенностям детей;
Совершенствование навыков чтения, в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается
стойкий интерес детей к занятиям и желание узнавать новое. Работа по системе Н.А. Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать,
не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере.
Работа делится условно на 3 этапа (длительность каждого этапа можно изменять): подготовительный, основной и итоговый. Между этапами нет
четкой границы. По желанию педагога задания из итогового периода могут использоваться в основном и, наоборот, на одном занятии могут быть
представлены игры из всех 3 этапов и т.д.
Общие методические рекомендации к проведению занятий:
1. Система Зайцева построена с учетом потребности дошкольников в движении, поэтому нельзя ограничивать двигательную активность детей.
2. Работа по звукобуквенному анализу на начальном этапе не проводится, так как она лишь замедляет обучение детей. Складовой принцип
подразумевает чтение сразу с открытых слогов. Этот принцип как нельзя лучше подходит для детей с речевыми нарушениями, так как они сразу
оперируют с открытым слогом (складом).
.
Занятия помогут
детям
научиться
читать,
проявлять
интерес
к
познавательной
деятельности,
развивать
«зрительную
зоркость»
и
фонематический слух, также будут способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Кроме этого,
реализация данной программы позволит развить у детей умение работать самостоятельно и в группе, уметь слушать других, быть внимательным к
товарищам.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы
организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты...:
Закон Российской Федерации «Об образовании». №273 от 1сентября2013 в новой редакции на 2016-2017год
Приказ от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября
2011 г., регистрационный N 22303). Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2014 года.
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
организациях»,
СанПиН 2.4.1.2660-10
В содержание программы заложена возможность
реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных,
развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического мониторинга, информационно-коммуникационных
технологий.
Для реализации программы используются следующие формы занятий:
• Индивидуальные занятия;
• Занятия – игры;
• Занятия – викторины;
• Занятия – соревнования;
• Занятия – обобщения.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
1.
Организация занятий в режиме свободных динамических поз.
2.
Использование только укрупненных дидактических единиц.
3.
Складовой метод обучения чтению.
4.
Обязательное включение пения.
5.
Опора на разные анализаторы.
6.
Обучение чтению через письмо по таблицам и кубикам.
7.
Обучение от наглядно-практического через наглядно-образное к словесно-логическому мышлению.
Рабочая программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся от 5 до 7
лет.
Организация процесса обучения.
Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа
Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме
«неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С
помощью взрослого или сверстников по указанию ребёнок выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает на
писанное.
Результат : у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.
Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.
Результат : ребенок полностью овладевает навыком складового чтения .
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в
течение дня.
Основная форма организации работы с детьми это создание мотивации для:
организации приятной атмосферы занятия
организация учебной среды – размещение пособий
ритмизация деятельности ребенка и многократное повторение материала.
Продолжительность
занятий
не
превышает
время,
предусмотренное
физиологическими
особенностями
возраста
детей
и
«Санитарно-
эпидемиологическими правилами и нормами»:
20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),
Форма построения занятий:
Организационный момент.
Классификация кубиков.
Озвучивание кубиков и таблиц.
Поиск.
Письмо и чтение слов.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество
занятий
1.
Знакомство с кубиками и таблицами. Песенка кубиков. Озвучь кубик.
1
2.
Как
тебя
зовут?
Как
зовут
твою
маму?(Осваивание
складов.
Прописывание
имен
указкой
по
таблице.
Выкладывание имени из кубиков Озвучить выбранный кубик.(Попевка1)
1
3.
Моя любимая еда.(Попевка1.Работа с указкой и кубиками)
1
4.
Какие разные слова (Попевка1.Работа с указкой и кубиками)
1
5.
Идем в поход. (Попевка1.Работа с указкой и кубиками)
1
6.
«Большие - маленькие».Классификация кубиков. (Попевка1.Работа с указкой и кубиками)
1
7.
«Дерево-Железо-Золото»Классификация кубиков. (Попевка2.Работа с указкой и кубиками)
1
8.
«Поезда». Классификация кубиков. (Попевка2.Работа с указкой и кубиками)
1
9.
«Обед». (Попевка2.Работа с указкой и кубиками)
1
10.
«Путешествие в зоопарк» (Попевка2.Работа с указкой и кубиками)
1
11.
Спортивные соревнования (Попевка2.Работа с указкой и кубиками. Эстафеты.)
1
12.
«Морское путешествие»(Попевка3.Работа с указкой и кубиками)
1
13.
«Загадки-отгадки» - с отгадками на два кубика (Попевка3.Работа с указкой и кубиками)
1
14.
«Загадки-отгадки» - с отгадками на три кубика (Попевка3.Работа с указкой и кубиками)
1
15.
«Загадки-отгадки» - с отгадками на четыре кубика (Попевка3.Работа с указкой и кубиками)
1
16.
Слова со складом ЖИ (Попевка3.Работа с указкой и кубиками)
1
17.
Слова со складом ШИ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)
1
18.
Слова со складом ЖЕ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)
1
19.
Слова со складом ШЕ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)
1
20.
Слова со складом ЦЕ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)
1
21.
Слова со складом ЧА. (Попевка4.Работа с указкой и кубиками)
1
22.
Слова со складом ЩА (Попевка5.Работа с указкой и кубиками)
1
23.
Слова со складом ЧУ (Попевка5.Работа с указкой и кубиками)
1
24.
Слова со складом ЩУ(Попевка5.Работа с указкой и кубиками)
1
25.
«Кто знает, где…» (Попевка5.Работа с указкой и кубиками)
1
26.
Складовые картинки «Дорожные знаки для детей и взрослых» (Попевка5.Работа с указкой и кубиками)
1
27.
Складовые картинки «Кто вокруг меня живет?» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)
1
28.
Складовые картинки «Что вокруг меня растет?» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)
1
29.
Складовые картинки «Продуктовый магазин» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)
1
30
Складовые картинки «Детский мир» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)
1
31.
«Живое слово» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками)
1
32.
Открытое занятие «Чему мы научились за год»
1
Технология планирования и организация занятий по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева
ЦЕЛЬ: Формирование у дошкольников навыков чтения
НАПРАВЛЕНИЯ:
1.
Формирование у дошкольников навыков чтения.
2.
Формирование у дошкольников навыков письма.
3.
Решение коррекционно-развивающих задач.
Этап
Основные задачи
Приемы
Материал
Длительность
Подготовительный
1.
Познакомить детей с кубиками, таблицей.
2.
Сформировать интерес к занятиям по обучению
чтению.
3.
Развивать слуховое внимание.
Письмо по таблице
Пропевание кубиков
Действия с кубиками
Группировка кубиков
Таблицы
Кубики
Листы (формат А1)
Маркеры (с,г,з)
3 занятия
Основной
1.
Формировать навыки чтения складов, слов.
2.
Учить складывать из кубиков слова по зрительному и
слуховому образцу.
3.
Развивать зрительную и слухо-речевую память.
4.
Подготовить руку к письму.
Письмо по таблице
Письмо кубиками
Пропевание кубиков
Чтение складов, слов по
таблице и из кубиков
Чтение карточек
Обводка, написание слов
Таблицы
Кубики
Картинки предметные
(«240»)
Листы (формат А1, А4) +
маркеры
5 занятий
Заключительный
1.
Закрепить и совершенствовать навыки чтения слов.
2.
Упражнять детей в совместном, отраженном,
самостоятельном чтении предложений, текстов.
3.
Воспитывать выразительность чтения.
4.
Совершенствовать лексико-грамматический. строй.
5.
Развивать фонематический слух.
6.Упражнять в прописывании слов и предложений по
таблице, кубикам.
7. Развивать графомоторные навыки.
8.Продолжать развивать зрительную и слуховую память
через работу с текстами-плакатами, картинками.
Письмо по таблице
Письмо кубиками
Чтение карточек, текстов
Составление схемы слова
Эхо-чтение
Работа с прописями
Таблицы
Кубики
Кассы, символы
Картинки предметные
Скороговорки
Тексты-плакаты
(формат А3, А2, А1)
«Читай и пой»
Книжки-выставки
Прописи
6-занятий
«Наши марки»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (январь: занятия № 1-3)
Основные задачи:
1.
Познакомить детей с кубиками, таблицей.
2.
Развивать умение манипулировать кубиками.
3.
Сформировать интерес к занятиям по обучению чтению.
4.
Развивать слуховое внимание.
5.
Учить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.
Этап
№ зан
Основные задачи
Виды работ
Игры, приемы
Материал
Подготовительный
1
1.
Закрепить знания детей по работе с кубиками,
таблицей.
2.
Учить совместно с педагогом прописывать по
таблице и кубикам свое имя, имена близких
людей, слова.
3.
Учить узнавать написанные имена детей
группы, знакомые слова.
4.
Формировать понятие о заглавной букве и ее
роли в обозначении имен собственных.
5.
Учить находить кубики с заданными буквами,
обозначающими пары гласных.
6.
Упражнять в совместном с педагогом
прочитывании складов.
Письмо по таблице
совместно с педагогом
Действия с кубиками
«Как тебя зовут»
«Любимое блюдо»
«Спою тебе кубик»
«Напишем наши имена»
«Принеси кубик с А»
Таблицы
Таблицы
Кубики
Листы (А1), маркеры
Кубики
7.
Учить попевку № 1 по таблице.
8.
Учить узнавать на слух вид кубика.
9.
Развивать фонематический слух через попевки
и прочитывание пар звонких-глухих и твердых-
мягких согласных.
Чтение за педагогом рядов по
кубикам
Пропевание кубиков,
попевок
Классификация кубиков
2
«Найди Олю»
«Как тебя зовут»
«Принеси кубик с А, Я»
«Сардельки и сосиски»
«Братишки и сестренки»
«Какую песенку тебе спеть»
Доска
Таблица
Кубики
Кубики
Кубики
Таблица
3
«Здравствуй, друг»
«Как тебя зовут»
«Сядь-встань»
«Имена близких»
«Какой кубик звучит»
Таблица
Таблица
Таблица, Попевка №1
Таблица
Кубики
ОСНОВНОЙ ЭТАП (февраль – март: занятия № 4-9)
Основные задачи:
1.
Формировать навыки чтения складов, слов.
2.
Упражнять в нахождении заданных складов и цепочек по таблице, кубикам.
3.
Учить складывать из кубиков слова по зрительному и слуховому образцу.
4.
Развивать зрительную и слухо-речевую память.
5.
Подготовить руку к письму.
Срок / Этап
Основные задачи по направлениям
Виды работы
Игры, приемы
Материал
февраль –
март:
№ 4-9
ЧТЕНИЕ
1.
Формировать
навыки
сопряженно-отраженного
чтения складов, слов из 2-4 складов по таблице и
кубикам.
2.
Упражнять
в
пропевании
столбцов
по
таблице
(попевка №1 – постоянно, пока дети не будут знать
столбцы; + другие попевки).
3.
Учить
узнавать
знакомые
слова,
охватывая
взглядом все слово целиком и выделяя ударный
склад.
4.
Формировать понятие об ударении и его роли в
узнавании слова.
5.
Развивать
навыки
языкового
синтеза
–
учить
соединять названные склады в слова.
6.
Воспитывать выразительность речи.
ПИСЬМО
7.
У п р а ж н я т ь
в
с о в м е с т н о м
с
п е д а г о г о м
прописывании слов по таблице.
8.
Учить складывать из кубиков слова по зрительному
(3-5 складов) и слуховому образу (из 2 складов).
9.
Учить находить кубики с заданной буквой.
10.
Учить обводить печатные слова на карточках.
Чтение складов, слов по
таблице и из кубиков
Чтение карточек
Пропевание кубиков
Эхо-чтение стихотв-й
Письмо по таблице
Письмо кубиками
Исправление
ошибок
в
н а п и с а н и и
с л о в
кубиками
Обводка, написание слов
печатными буквами
«Найди кубик, песенку»
«Получи картинку»
«Братишки и сестренки»
«Спой кубик»
«Компьютер»
«Смешные слова»
«Самое длинное слово»
«Отгадайте слово»
«Лото»
«Загадка»
«Напиши слово»
«Зоопарк»
«Живое слово»
Слова с заданным кубиком
«Съедобное-несъедобное»
«Магазин»
«Новые слова»
Таблицы
Кубики
Картинки («Мир
животных»,
«Продуктовый
магазин», «Детский
мир»,
Что где растет» и т.д.)
Листы (формат А1, А4)
+ маркеры
Март-
апрель:
№ 9-15
Читают
короткое
слово
Продолжать учить самостоятельно прочитывать слова
из 2-4 складов.
Учить складывать из данных кубиков знакомые слова
из 2-4 складов.
Формировать умение самостоятельно отбирать
необходимые для написания по слуховому образу
слова кубики.
Те же
Те же
Основной упор на лото, абак,
картинки
Тот же
+
слова-карточки
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП (апрель – май: задачи:
1.
Закрепить и совершенствовать навыки чтения слов.
2.
Упражнять детей в совместном, отраженном, самостоятельном чтении предложений, текстов.
3.
Воспитывать выразительность чтения.
4.
Развивать фонематический слух.
5.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
6.
Упражнять в прописывании слов и предложений по таблице, кубикам.
7.
Совершенствовать лексико-грамматический строй.
8.
Развивать графомоторные навыки.
9.
Продолжать развивать зрительную и слуховую память через работу с текстами-плакатами, картинками.
Срок /
Основная
яз.единица
Основные задачи по направлениям
Виды работ
Игры, приемы
Материал
апрель-май
ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ
1.
Продолжать
учить
прочитывать
новые
и
знакомые слова.
Попевки по таблице, алфавиту
«Какое слово я задумал»
Таблицы
2.
Закреплять понятие об ударении и его роли
в узнавании и смысловом наполнении слова.
3.
Обогащать
словарь
детей
синонимами,
антонимами, многозначными словами.
4.
У п р а ж н я т ь
д е т е й
в
о б р а з о в а н и и
однокоренных слов, грам.форм.
5.
Развивать фонематический слух.
6.
Формировать навыки звуко-буквенного
7.
анализа.
8.
Формировать навыки слогового анализа.
9.
Закреплять зрительный образ букв.
ПИСЬМО
10.
Уп ражня ть
в
п роп и сы вани и
сл ов
и
предложений по таблице, кубикам.
11.
Развивать графомоторные навыки.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
12.
Продолжать
развивать
зрительную
и
слуховую память через работу с текстами-
плакатами, картинками.
Работа с омонимами
Чтение карточек
Работа по словообразованию
Составление схемы слова
Письмо по таблице
Письмо кубиками
Работа с прописями
Эхо-чтение
«Загадки»
«Читай и пой»
«Дорожные знаки»
«Загадай слово»
«Составь слово из складов,
букв»
«Придумай слово на заданный
звук, склад»
«Волшебник»
«Цепочка»
«Сломанные слова»
«Чудесный мешочек с
буквами»
Кубики
Карточки с
лекс.материалом
Мини-таблицы
Картинки
предметные
«Дорожные
знаки»
Занятия -уроки из
тетради Н.Зайцева
Тексты-плакаты
апрель – май
ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ
1.
Совершенствовать навык чтения слов.
2.
Упражнять детей в совместном, отраженном,
самостоятельном
чтении
предложений,
текстов.
3.
Формировать понятие о знаках препинания
и их роли в тексте.
Попевки по таблице, алфавиту
Чтение карточек, текстов
Эхо-чтение
Те же + упор на
«Загадки»
«Читай и пой»
Тот же +
Скороговорки
Тексты (формат
А3, А2, А1 – стих-я,
4.
Воспитывать выразительность чтения.
5.
Продолжать обогащать словарь детей.
6.
Продолжать
формировать
навыки
звуко-
буквенного анализа.
7.
Формировать навыки анализа предложения.
ПИСЬМО
8.
Уп ражня ть
в
п роп и сы вани и
сл ов
и
предложений по таблице, кубикам.
9.
Продолжать
развивать
графомоторные
навыки.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
10.
Продолжать
развивать
зрительную
и
слуховую память через работу с текстами-
плакатами, картинками.
Эхо-чтение
Составление схемы слова
Анализ предложений
(блок 3-6)
Письмо по таблице
Письмо кубиками
Работа с прописями
Эхо-чтение
Командная работа по текстам
«Дорожные знаки»
«Скороговорки»
басни)
Песни-плакаты
Книжки-
раскладушки
Тексты-плакаты по
теме «Времена
года», «Басни
Крылова»
По окончании обучения дети должны уметь:
1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.
Уметь легко ориентироваться в кубиках.
Легко отыскивать нужную букву.
Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.
Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.
Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой) взрослый: показывать своим пальчиком или указкой,
одновременно прочитывая их.
2.
Вид деятельности – ПОИСК. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти
малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск —
основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:
Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:
Примеры:
«Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его».
«Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА».
Поиск места объекта по заданным ориентирам
Примеры:
«Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в дорожке из кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в
башенке из кубиков и т. д.) и принеси его».
«Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и посмотри на верхнюю грань».
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди (крайним слева, первым по счету)».
«Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка сверху (первая слева верхняя строчка)».
«Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»). Он находится рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых
первых столбиков наверху)» («Таблица №2»).
3.
Вид деятельности - ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению.
Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая разминка,
с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не
заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.
Ребенок может:
Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору).
Озвучить кубик,
на который указал взрослый (большой деревянный,
маленький железный двойной и т. д.).
Озвучивать таблицы.
Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние
столбики сверху вниз («Таблица № 1»), по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).
Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д.
Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз.
Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.
Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под наблюдением взрослого.
4.Вид деятельности - КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:
По размеру.
По цвету.
По цвету и звучанию.
По размеру, цвету и звучанию.
По гласным буквам.
По согласным буквам.
Владеет основными этапами классификации:
Выбор кубика из числа других кубиков.
Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.
Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.
Сотрудничество со взрослым.
Ребенок действует вместе со взрослым.
Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.
Основные варианты деления больших групп кубиков.
Из двух кучек — шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные), коричневые
(деревянные) и желтые (золотые) кубики.
Из трех кучек — шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные) кубики + все желтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В
«серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими — маленькие
двойные.
Н.А. Зайцев говорил:
Важным достоинством этой методики является то, что все происходит в движении, ненавязчиво.
«Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Игра мобилизует ТВОИ возможности, инициативу, учит
сотрудничать, когда выступаешь за команду, тактике, стратегии. Используются ТВОИ индивидуальные качества , и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
обучения. Без выбора, поиска, борьбы нет игры».
Приложение:
1.
О методике Н.Зайцева
2.Советы воспитателя+игротека с учётом этапов проведения занятий
О методики Н.Зайцева
Основная единица – склад, т.е. одно речевое усилие, чаще пара из согласной с гласной, или из согласной с твёрдым или мягким знаком,
или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков .
Складовой принцип обучения.
Перед ребенком нет неправильных образцов написания, поэтому грамматических ошибок в его самостоятельном письме будет меньше.
Кубики (различны по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными,
звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими), таблица, множество складовых картинок, тексты на А1.
Таблица – матрица, система расположения складов: слева – золотые (гласные), вверху – железные (звонкие согласные), строго под ними –
деревянные (их глухая пара), сначала большие (твердые согласные), рядом маленькие (с мягкими).
В обучении идем от наглядно-действенного (действия с кубиками, письмо по таблице) к наглядно-образному (работа с картинками) и только потом
к словесно-логическому.
Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность (можем не только смотреть и слушать, а воспринимать в движении, щупая, нюхая,
- ни одного канала восприятия не бывает лишним).
Опираемся на все виды памяти: звуковой, цветовой, объёмной, моторной, кинестетической.
На протяжении всего занятия дети двигательно активны: стоят, лежат, бегают.
Активно подключается пение по таблицам и кубикам.
Прямые склады даются сразу, на кубиках.
Понятие ударение вводится сразу. Оно материально в виде отдельного кубика. Ударный склад на картинках выделен контрастным цветом.
Кубики даются все сразу, нет отдельного изучения каждой буквы.
Обучение идет от конкретного (размер, разное звучание) к абстрактному (терминам).
Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины. Всякий термин – условность, абстракция, обобщение; термином обобщают,
заканчивают, а не с него начинают. Термины даются ребёнку позже, оформив словесно-логически то, что хорошо показано цветом, формой,
объёмом, компоновкой, представлено как система.
Путь развития чтения: склад-слово-предложение-текст. Исчезают «муки слияния». Склады даются в определённой последовательности, которая
легко запоминается, чему помогает их пропевание, многократная повторяемость и встречаемость.
Путь к чтению лежит через письмо (кубиками, по таблице).
За одно занятие успеваем написать десятки слов без принуждения, ошибок, неправильной осанки, напряжения кисти.
Все дети успешны, нет корявых букв.
Движения рук и тела крупные, размашистые, ритмичные – по таблице.
Использование специальных прописей и пособий, где ребенок пишет карандашом, или светлым карандашом на темном фоне – тогда всегда можно
исправить и не будет грязи, слез.
Письмо по таблице (с горизонтальными, вертикальными рядами) с указкой способствует формированию зрительно-моторной координации.
Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Без выбора, поиска, борьбы нет игры. Пишем и читаем слова,
значимые и выбираемые самим ребенком.
Дети испытывают радость познания, самоутверждения, получают положительный эмоциональный заряд, которые дарит увлекательная игра.
Методика успешна при обучении любых детей, в т.ч. с ЗПР, ММД, умственной отсталостью.
Кому подойдет система Зайцева
Специалисты отмечают, что метод Зайцева больше подходит для правополушарных детей, которые мыслят образно и поэтому легче
воспринимают слово или склад целиком, в то время как аналитические навыки - их ахиллесова пята. У метода Зайцева, безусловно, множество
плюсов. И самый главный, пожалуй, заключается в том, что обучать можно практически любого ребенка. Возраст и темперамент значения не
имеют. Сам Зайцев неоднократно подчеркивал: дети учатся играючи, в том темпе, который им необходим, без понуканий. Так что, если метод вам
понравился и вы готовы потратить время и средства на сооружения пособий, действуйте.
Советы воспитателю+ игротека
Прежде чем приступать к проведению занятия, нужно ознакомиться с его планом, подробным описанием указанных игр и упражнений. Это
поможет педагогу избежать и предотвратить возможные ошибки.
Подготовительный этап
Работа на уровне склада
Игра «Паровоз»
Цели: обучение детей работе с кубиками, формирование умений запоминать и читать склады с одной и той же гласной, осмысленно находить
нужный кубик;
Вариант 1 . Педагог предлагает детям построить паровоз. Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный паровоз) и большой золотой кубик
с буквой А . Педагог говорит, что все вагоны в паровозике будут с буквой А и показывает на первом кубике (на любом большом), как надо
находить сторону с буквой А. Затем педагог ставит кубик рядом с локомотивом.
Остальные кубики дети ставят сами, педагог вмешивается лишь тогда, когда ребенок не понимает, как надо искать кубики с буквой А. Педагог
обязательно поясняет, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, дети работают только с этими кубиками, постепенно
выделяя их зрительно (это способствует зрительному выделению нужного кубика с опорой только на его характеристику). Когда паровоз
построен, он должен отправиться в путь. Но для этого все вагончики надо прочитать: ПА-ТА-НА-СА-ФА-ША-ЧА и т.д. Педагог просит детей
следить за его движениями, указательным пальцем правой руки он показывает первый большой золотой кубик и озвучивает склад, а дети хором
повторяют его.
На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком кубиках. В дальнейшем дети сами решают, какая
гласная буква «поедет на поезде».
Вариант 2. Командная игра . На первом столе дети выкладывают вагончики с буквой О (с большим золотым кубиком в начале поезда), а на
второй стол
- вагончики с буквой Е (с маленьким золотым кубиком в начале). У команд должно получиться примерно так: О-ТО-КО-РО-ВО - МО-РО... и Е -
ТЕНЕ-ПЕ-РЕ-СЕ-ФЕ... Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием. Воспитатель обязательно прочитывает с детьми все склады
на вагончиках.
Упражнение «Поющие башенки», «Говорящие башенки»
Цели:
- привлечение внимания детей к кубикам и таблицам;
- развитие концентрации внимания одновременно на органах артикуляции и пропиваемых на кубике складах;
- упражнение в произнесении различных звуков в сочетаниях с гласными;
- развитие ритмико-интонационной стороны речи;
- формирование умений запоминать алгоритм пропевания складов.
Примечание. В данной игре учитывается желание ребенка строить из кубиков различные постройки. Это свойственно как детям со
способностями к конструированию, так и детям с низкой мотивацией к данному виду продуктивной деятельности. Педагог либо ждет, когда
ребенок сделает постройку из кубиков самостоятельно, либо предлагает ребенку построить башню по образцу. По окончании постройки педагог
сообщает ребенку о том, что у него получилась башня не простая, а волшебная. Кубики умеют петь. У каждого кубика есть своя песенка. Башня
получилась поющая. Нужно помнить о том, что во время любой работы с кубиками взгляд ребенка фиксируется на том складе, который озвучивает
педагог, иначе вся работа теряет смысл. В этой игре башенки еще и «говорят», то есть педагог озвучивает тот склад на кубике, который выбрал
ребенок. Педагог не забывает характеризовать каждый пропетый -прочитанный кубик; «О, это у тебя большой железный кубик поет: БУ-БОБА-
БЭ-БЫ-Б». Петь необходимо очень медленно, так, чтобы ребенок успел услышать и сопоставить озвученный склад и его графическое изображение
на кубике.
Игра «Чудесный мешочек» (с кубиками).
Цели: привлечение внимания ребенка к кубикам и складовым таблицам, закрепление навыков пропевания песенок на кубиках.
Описание. Педагог показывает детям красивый мешочек, внутри которого лежит 4 — 5 кубиков, наиболее простых для пропевания: У-О-АЭ-Ы,
МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М и т.д. Ребенок достает из мешочка кубик, пробует самостоятельно пропеть его (если нужно - педагог помогает),находит и
показывает с помощью указки соответствующий столбец на таблице (песенка кубика пропевается ребенком совместно с педагогом еще раз).
Лучше, если дети сами находят нужный столбец в таблице. Обычно это не вызывает затруднений после многократной работы с таблицей. На
последующих занятиях педагог добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут автоматизировать у детей
некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияния и т.д. Такая работа позволяет педагогу осуществить индивидуальный подход к каждому
ребенку и делает процесс обучения чтению более результативным.
Основной этап
Цель: формирование умений у детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, оперировать понятиями «ударение», «большая
буква», работать по складовым картинкам.
Игра «Задуманное слово»
Цель: обучение детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков,находить заданный кубик из общей массы кубиков, на слух, с опорой на
таблицу.
Вариант 1. Педагог объявляет детям, что придумал интересное словечко, а какое - не скажет. Дети должны угадать его сами, выкладывая
соответствующие называемым педагогом складам кубики. Например, педагог задумал слово «СТОЛ». Он говорит, что первый кубик в этом слове
читается как С. Дети, уже знакомые с поиском кубиков из общей массы, пытаются найти кубик, опираясь только на свою память. Если кубик никак
не находится, педагог называет его полную характеристику «Это же большой деревянный СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С» и показывает соответствующий
столбец на таблице. Когда все кубики выставлены, детям предлагается прочитать и угадать слово, которое задумал педагог. Если педагог
предполагает поощрение детей - ребенку, прочитавшему слово первым, дается фишка. В дальнейшем слова могут быть самыми разными. Также
эта игра поможет педагогу закрепить написание детьми слова из любой лексической темы. Дети выбирают слова по своему усмотрению. Эта игра
предполагает высокий уровень индивидуализации, так как выбор сложности загадываемых слов определяется в зависимости от уровня подготовки
детей каждой подгруппы.
Вариант 2. Свое задуманное слово педагог выкладывает сразу на глазах у детей; отходит в сто ронку, дети пытаются его угадать. Этот вариант
нужен для отработки прочтения слова целиком и служит усложнением к основной игре. Также задумать свое слово может ребенок, шепнув его
педагогу на ушко. Педагог может написать это слово вместе с ребенком, а остальные дети читают.
Игра «Посмотри и повтори»
Цели: закрепление у детей навыков работы с кубиками, развитие зрительной памяти в процессе манипуляций с кубиками.
Описание. Педагог предлагает написать кубиками имя одного из детей(лучше, если сам педагог назовет имя ребенка). Слово пишется кубиками, а
затем хозяину имени предлагается отвернуться. В это время педагог переставляет и перекручивает кубики в слове так, чтобы оно стало
неузнаваемым. Ребенку предлагают повернуться и восстановить слово по памяти. Все остальные участники игры могут активно подсказывать, но
не вмешиваться в процесс восстановления слова. Затем так же играют с именами или фамилиями других детей. Для этой игры лучше подходят
имена, так как они обычно короче, и их проще восстанавливать.
Итоговый этап
Цели: закрепить у детей умение выкладывать из кубиков короткие фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и
расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой.
Итоговый этап обучения может продолжаться дольше, чем предыдущие, поскольку предлагаемый материал является достаточно сложным для
детей с речевыми нарушениями.
Игра «Инструкции»
Вариант 1 (с кубиками)
Цель: закрепление у детей навыка прочтения целого слова и понимание смысла прочитанного.
Описание. Педагог предлагает ребенку поиграть, выполняя задания, которые он напишет из кубиков: БЕГИ, ПОЙ, СИДИ (СЯДЬ), ИДИ, ПРЫГНИ;
ДАЙ (МАШИНУ, КНИГУ, КУКЛУ...) и т.д. Сложность составляемых слов зависит от уровня овладения навыком чтения данного ребенка.
Вариант 2 (по таблице)
Цель: закрепление у детей навыка прочтения слов по складам; формирование навыка складового синтеза.
Описание. Педагог пишет инструкции, показывая склады указкой по таблице. Ребенок озвучивает каждый склад, выполняет соответственное
задание. Лучше, если каждый склад ребенок озвучит самостоятельно, но в случае затруднений педагог это делает сам, и просит ребенка повторять
за ним.
Упражнение «Найди игрушку»
Цель: обучение детей читать словосочетания, составленные взрослым из кубиков, ориентироваться в пространстве: закрепление употребление
простых предлогов «на», «под», «около», «за» и наречий «слева», «справа»,«сверху», «снизу».
Описание. Дети закрывают глаза, а педагог тем временем прячет любую игрушку в кабинете, например, ставит игрушку на шкаф за вазу.
Детям предлагается найти эту игрушку, опираясь на подсказку, написанную педагогом из кубиков: «на шкафу». Если дети прочитали, но не нашли
местоположение игрушки, уточняется: «за вазой». В том случае, если дети не могут прочитать словосочетание, педагог помогает им: начинает
читать слово и дает возможность продолжить детям. Предполагается, что дети уже овладели механизмом чтения и отработали навык прочтения
слов.
После того, как игрушка найдена, дети повторяют, где она была, составляя полные предложения: «Мишка лежал на шкафу за вазой».
Игра «Живое слово»
Цели: формирование у детей навыка складового синтеза, закрепление навыка нахождения и прочтения нужного склада без опоры на таблицу.
Описание. В кабинете в произвольном порядке разложено несколько кубиков (по количеству детей подгруппы). Из кубиков нужно составить
конкретное слово, которое задумал педагог. Каждый ребенок берет по одному кубику, а педагог говорит, что сейчас ребята будут составлять слово.
Затем просит подойти того ребенка, у которого кубик с первым складом задуманного слова, например КО (для слова конфета). Задание звучит так:
«КО, иди сюда» ребенок становится возле педагога. Затем по очереди приглашаются остальные дети, причем они становятся в шеренгу, держа
кубик с нужным складом перед собой. После того, как все склады слова названы, дети вместе пробуют прочитать получившееся слово. Педагог
может помогать следующим образом: останавливаясь около каждого ребенка, он «нажимает» пальцем на кубик, а ребенок озвучивает свой склад:
КО ... Н ... ФЕ ... ТА. Детям легче составлять слово, соединяя по слуху в одно слово называемые склады. Если слово не получается, кубики по
порядку ставятся на полку, и слово получается обычным образом.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать
простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2.. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение
заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание
незаконченных рисунков; до рисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
5.Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.
6.Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации которые способствуют формированию
графомоторных навыков.
Склад – основа чтения
Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ).
Пользуясь этими складами ребенок начинает составлять слова.
Складовой принцип чтения - основа данного метода обучения детей чтению.
Список литературы
1. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счёт.» - г. Санкт-Петербург «Лань»,
1997г.
2. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева Н.А. Учебник для родителей,
воспитателей, учителей. – СПб, 2005.
3. Турбовской Я. С. Игровое эмоционально - деятельностное обучение
или теоретические основы методики Н. Зайцева. – СПб, 20