сценарий классного часа "Не зарывай талант в землю"
Автор: Пикалова Елена Анатольевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Павловский филиал ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж" Населённый пункт: г. Павловск, Воронежская область Наименование материала: методическая разработка Тема: сценарий классного часа "Не зарывай талант в землю" Раздел: среднее профессиональное
Цель:
научить
использовать
фразеологизмы
в
своей
речи;
глубже
познавать языковую культуру своего народа.
Задачи : Познакомится и найти ответы на вопросы о смысле и истории
возникновения фразеологизмов; использовать фразеологизмы в своей речи;
использовать фразеологизмы в своем творчестве - рисунках, сказках.
Ведущий 1 : Язык — это наша история, наше богатство и культура. Это
язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.H. Толстого, К.Г. Паустовского и
других
великих
хранителей
красоты,
могущества
и
образности
родного
языка.
Ведущий 2 : В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура,
воспитанность. Эстетика речи состоит в подчинении определенным нормам
(правилам)
произношения,
ударения,
построения
слов,
словосочетаний,
предложений, в ясности, эмоциональности и доступности — в чистоте, то
есть
в
отсутствии
слов-паразитов,
словесных
штампов;
в
яркости,
образности,
выразительности.
Великий
французский
философ
Вольтер
говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
Ведущий 1 : «Речь — удивительно сильное средство, да нужно иметь
много ума, чтобы пользоваться им», — говорил Гегель.
Ведущий
2: А вот Николай Васильевич Гоголь так сказал о языке.
«Всякий народ своеобразно отличился, каждый своим собственным словом,
которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выражении его часть
собственного своего характера.
Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца;
легким
щеголем
блеснет
и
разлетится
недолговечное
слово
француза;
затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово
немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось
бы
из-под
самого
сердца,
так
бы
кипело
и
животрепетало,
как
метко
сказанное русское слово».
Ведущий 1 : Последние годы наблюдается резкое снижение культуры
речи.
Дети,
да
что
греха
таить
и
наши
студенты,
часто
оказываются
в
ситуации, когда они просто не понимают русского языка, при этом, казалось
бы, родились в России, живут здесь, да и никакими другими языками не
владеют… а вот — и русского не знают! Сегодня мы предлагаем провести
турнир «Не зарывай талант в землю», каждая команда будет соревноваться в
знании фразеологических оборотов (слайд - фразеологический оборот).
В е д у щ и й
2 : В
русском
языке
много
ярких
и
образ ных
фразеологических выражений. Но иностранцам эти выражения непонятны,
потому что они переводят слова буквально. Вот об этих выражениях они и
будут вас спрашивать. И так, начали. Конкурс «Буксир». В гости к нам
приехала фрау Марта.
Марта,
возлюбленная
Барона
Мюнхгаузена: Послушайте
мой
первый вопрос. Я забыл тетрадь, и сочинение написала на листике. Но
учитель сказал, что это филькина грамота. Сначала я обрадовалась, решив,
что меня наградят грамотой, а потом огорчилась и стала доказывать, что
никакого Фильки я не знаю и ни у кого не списывал. А учитель засмеялся.
Ведущий 1: Ну что, друзья, давайте, помогайте! Берите наших друзей
на буксир. Команда, прошу.
(предполагаемый ответ: Филькина грамота - так называют ничего не
значащую бумажку. Грамотой в старину называли документ: купчая грамота,
духовная
грамота.
А
«филька»
-
это
глупый,
недалекий
человек,
дурак.
Значит, филькина грамота - это глупый, плохо написанный документ).
(слайд филькина грамота)
Констанция,
возлюбленная
Д’Артаньяна :
Еще
одна
трудная
ситуация. У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на
каникулы. Сначала мы решили, что пойдем в зоопарк, потом передумали и
захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал,
что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не
хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим субботу и
воскресенье, когда у нас нет уроков.
Ведущий 2 : Ну что, друзья, давайте, помогайте! Берите наших друзей
на буксир. Вторая команда, прошу.
(предполагаемый
ответ:
Семь
пятниц
на
неделе
-
так
говорят
о
непостоянном человеке, который часто меняет свое мнение. Как появилось
это выражение?
В старину пятница была базарным днем. В пятницу, получая товар,
купцы давали слово привести деньги за него через неделю, в следующую
пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что у них семь пятниц
на неделе. Это значит, что верить ему нельзя).
(слайд)
Мисс Поппинс: Я часто читала детям сказку о бедном крестьянине.
Только эту сказку, наверное, детям до шестнадцати лет читать нельзя. Потому
что крестьянин почему-то был гол как сокол. Меня очень удивила эта сказка,
потому что я никогда не видели голых соколов.
Ведущий 1: Команда №1 помогайте, прошу.
(предполагаемый ответ: Гол как сокол - значит очень бедный, нищий. К
птице сокол это выражение не имеет отношения. Сокол (ударение на 2-м
слоге) - это древнее стенобитное орудие, вроде тарана. Это была гладкая, т.е.
«голая», металлическая болванка, подвешенная на цепях. Кстати, фамилия
Соколов у одних могла произойти от птицы, у других - от орудия).
(слайд)
Марта: Мы часто пристаем к учителю, спрашивая, куда он поведет нас
на каникулах. Когда мы слишком ему надоедаем, он отвечает, что поведет нас
на кудыкину гору. Мы изучили всю карту Германии, но такой горы не нашли.
Может быть, эта гора находится в России?
Ведущий 2: Берет на буксир 2 команда.
(предполагаемый ответ: На кудыкину гору - так мы отвечаем тем, кто
назойливо
интересуется,
куда
мы
идем.
Это
выражение
родилось
в
охотничьей
среде.
У
охотников
был
запрещен
вопрос
о
том,
куда
они
направляются. Существовало поверье, что нельзя показывать место охоты,
если хочешь добиться успеха. Отсюда и пословица: «Не кудыкай, счастья не
будет»).
(слайд)
Констанция: Наши
мальчишки
ничего
не
боятся:
ни
двоек,
ни
замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им все нипочем! И наш
учитель по русскому языку сказал, что им все как с гуся вода. Все девчонки
рассмеялись, потому что наши мальчики и правда чем-то напоминают гусей,
особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.
Ведущий 1: Команда №1объсните, прошу.
(предполагаемый ответ: Как с гуся вода - эта поговорка является частью
древнего заклинания, которое произносили знахарки или родители, купая
детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки) худоба». Люди
верили, что от этих слов болезнь сойдет так же, как с гуся вода.
Известно, что перья гусей покрыты жирной смазкой, поэтому вода не
смачивает их, а скатывается каплями).
(слайд)
Мисс
Поппинс:
Когда
я
была
маленькая,
то
как
то
раз
получила
двойку, и учитель потребовал у меня дневник. Мне так не хотелось портить
новый дневник двойкой. И я сказала, что родители мне еще не купили
дневника, а учитель назвала меня казанской сиротой. Но я никогда не была в
Казани. И я не сирота. Что бы это значило?
Ведущий 2: 2 команда берет на буксир очередную иностранку.
(предполагаемый ответ: Казанская сирота - так называют человека,
который прикидывается бедным, несчастным, чтобы разжалобить кого-либо и
получить
для
себя
выгоды.
Это
выражение
появилось
после
завоевания
Иваном
Грозным
Казани.
Татарские
мурзы
(князья),
пользуясь
незлопамятностью русских, прикидывались бедными и настойчиво требовали
наград).
(слайд)
Марта: На уроке физкультуры наш класс ходил в бассейн. Мы там
плавали, ныряли от души. Потом все очень долго одевались и опоздали на
урок. А наш учитель сказал, что мы специально тянули канитель, чтобы
опоздать на уроки. Но в бассейне никакой канители не было. Мы даже не
знаем, что это такое.
Ведущий 1: Команда №1объсните, прошу.
(предполагаемый ответ: Канитель тянуть - значит медлить, мешкать.
Канителью в старину называли тонкую золотую и серебряную проволоку,
которой украшали одежду, погоны. Эту проволоку изготавливали вручную:
раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую нить. Делалось
это очень долго, поэтому и стали говорить: «Канитель тянуть». Отсюда и
значение слова «проволока», ее приходилось долго волочить, тянуть).
(слайд канитель)
Констанция: Наши мальчики уже давно обещали, что научат всех
девочек играть в футбол, но как только им попадает в руки мячик, они
начинают
сами
играть,
а
девочкам
остается
только
за
них
болеть.
Мы
пожаловались учителю русского языка, и он сказал, что мальчики водят нас за
нос. Мы свои носы теперь закрываем, чтобы никто нас за них не водил!
Ведущий 2: 2 команда берет на буксир мадемуазель Мари.
Мисс Поппинс: Мы работали в школьном саду. Но работать нам не
хотелось, мы ждали, когда закончится урок труда и начнется перемена. За
работу нам поставили по троечке, а учитель русского языка сказал, что мы
работали спустя рукава. Но у нас были футболки с короткими рукавами, мы
не могли спустить рукава.
Ведущий 1: Команда №1объсните, прошу.
(предполагаемый
ответ.
Спустя
рукава
-
значит
работать
плохо,
небрежно. Это выражение пришло из глубокой древности, когда еще не было
ни рукавиц, ни перчаток. Чтобы согреть руки, на одежде делали длинные
рукава. С длинными рукавами человек работает плохо, потому что они ему
мешают. Перед работой рукава засучивались - отсюда выражение «работать
засучив рукава», т. е. усердно, старательно).
(слайд)
Марта: Когда мы ничего не делали на уроках, наш учитель говорил,
что мы бьем баклуши. Мы не знаем, что это за баклуши такие, но бить их -
это приятное занятие! Только нас беспокоит один вопрос: а этим баклушам не
больно, когда их бьют?
Ведущий 1: Команда №1объсните, прошу.
(предполагаемый
ответ:
Баклуши
-
это
заготовки
для
деревянных
ложек. Это такие деревянные чурочки, которые откалывали от бревна. Это
считалось легкой, пустяковой работой, которая не требует большого умения.
Бить баклуши - значит бездельничать).
(слайд)
Констанция: Мы сегодня весь урок проплакали. Наш учитель русского
языка сказал, что части речи мы должны зарубить себе на носу. Но у нас не
такие большие носы, чтобы там поместились все эти части речи. И потом,
это, наверное, так больно! Мы не знаем, что делать, помогите!
Ведущий 2: 2 команда помогает мадемуазель Констанции.
(предполагаемый
ответ:
Зарубить
на
носу
-
значит
запомнить.
В
старину многие люди не умели читать и писать. А чтобы сделать заметку для
памяти, они носили с собой специальные дощечки, на которых делались
зарубки-напоминания. Такая дощечка называлась «нос» - от слова «носить».
Зарубить на носу - значит сделать зарубку на такой дощечке).
(слайд)
М ис с
П о ппинс : Мои
воспитанники
рассказывают
мне,
что
учительница всегда очень огорчается, когда они получают двойки. И вот они
решили ее немножко развеселить: раздобыли на перемене классный журнал и
поставили всем пятерки. Они думали, что она их похвалит, а она сказала, что
мы оказали ей медвежью услугу. Но они же совсем на медведей не похожи.
Как же это понимать?
Ведущий 1: Команда №1объсните, прошу.
(предполагаемый
ответ:
Это
выражение
пошло
из
басни
Крылова
«Пустынник и медведь». В ней медведь отгонял мух от своего спящего друга
пустынника.
Одна
муха
была
очень
уж
назойливой.
Тогда
медведь
взял
булыжник и убил муху на лбу друга. Медвежья услуга - это неуклюжая
помощь, от которой только вред).
(слайд)
Ведущий
2:
Ну,
вот
первый
конкур
закончен,
наши
иностранцы
наконец-то поняли значения многих русских выражений, а наши студенты, я
надеюсь, узнали что-то новое из истории возникновения фразеологизмов.
Ведущий 1: А теперь у меня вопрос к зрителям. Как вы понимаете
выражение «Зарыть талант в землю?»
Ведущий 1 : Зарыть талант в землю
В наше время слово талант используется исключительно как степень
одаренности того или иного человека, как правило, в искусстве, науках или
ремесле. Откуда же пошло выражение зарыть талант в землю ? Источником
происхождения
этого
выражения
является
достаточно
известная
и
поучительная старинная (библейская) притча.
Умница: Талантом у древних евреев называлась мера веса, которой
мерили драгоценные и другие металлы, а также взвешивали монеты. Отсюда
слово талантимело значение как единица измерения чего-то ценного. Так вот,
по легенде один человек, уезжая на время, выдал трем своим слугам по
таланту золота с разрешением пользоваться этими талантами и вернуть ему
деньги с прибылью. Двое пустили полученные таланты в оборот, а третий,
боясь рисковать, зарыл свой талант в землю. Когда хозяин вернулся, то один
из слуг не смог вернуть свой талант, так как растратил его в результате
неумелых действий. Второй преумножил свой талант и вернул хозяину десять
талантов вместо одного. Ну а третий откопал и вернул хозяину все тот же
один талант.
С тех пор о человеке, не сумевшем воспользоваться представленными
возможностями
говорят
–
он зарыл свой талант в землю . О неумелом
человеке говорят, что он растратил свой талант зря. А об умелом и удачливом
говорят – он преумножил свой талант.
Ведущий 1 : А сейчас задание 1 команде: Вспомните в течение 2 минут
фразеологические обороты с числительными.
(Первый блин комом; заблудиться в 3 соснах; 2 сапога пара, знать, как
свои 5 пальцев; шестое чувство; семеро одного не ждут; один с сошкой, а
семеро с ложкой, с 3 короба).
А
сейчас
задание
1
команде:
Вспомните
в
течение
2
минут
фразеологические обороты со словами, называющими части тела
(Ломать голову; сердце не на месте; как воды в рот набрал; водить за
нос; мозолить глаза; вешать на уши лапшу; язык без костей, засучить рукава,
голова садовая, золотые руки, голова варит, не ударить в грязь лицом)
Ведущий
1. А
сейчас
конкурс
«Фехтование».
Каждая
команда
озвучивает
фразеологизм
по
порядку,
в
ответ
другая
команда
должна
заменить фразеологические обороты словами синонимами. Начали.
Слова для первой команды на листках
валится из рук не клеится, не работается
голыми руками взять легко одолеть
клевать носом; спать, дремать, быть не внимательным
не показывать носа бояться
из рук в руки непосредственно
мозолить глаза надоедать
легкая рука удачное начало
глазом не моргнуть врать
унести ноги убежать
не покладая рук неустанно
подать руку помочь
говорить сквозь зубы сердиться
Слова для второй команды на листках.
спит с открытыми глазами подсматривает, все видит, все знает
где раки зимуют отлупить, наказать
из кожи вон лезет доказывает свою правоту, убеждает
дать по рукам наказать, отучить
дать руку на отсечение поручиться
как без рук беспомощно
хлопать глазами не знать
одна нога здесь, другая там быстро выполнить задание
подать руку помочь
язык проглотил промолчать
как снег на голову неожиданно явиться
зубы заговаривать отвлекать, вводить в заблуждение, обманывать.
Ведущий
2. Каждой команде заранее было дано задание придумать
сказку
«Колобок»
на
новый
лад
с
использованием
фразеологических
оборотов. При этом можно было использовать различные техники для показа
сказки. Команды прошу, рассказать нам сказку.
(показ и рассказ сказки)
Ведущий 2: Слово предоставляется нашей Умнице.
Умница:
Всякая
культура
стремится
выработать
свою
систему
признаков, позволяющих отличать «своих» от «чужих». Одним из таких
признаков
является
знание
или
незнание
определенных
текстов,
которые
получили название прецедентных. К прецедентным текстам относятся не
только
цитаты
из
художественных
произведений,
но
и
мифы,
предания,
устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т.п.
Друзья,
сейчас
вы
услышите
прецедентные
тексты
(фразеологизмы)
в
русской речи, свое начало они берут у русских сказок.
ПОСКРЕСТИ ПО СУСЕКАМ - «сусек» - архаизм, то же, что закром
- отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна и
муки,
т.е.
приспособление
для
хранения
чего-либо.
Таким
образом,
выражение
«поскрести
по
сусекам»
обозначает
действие
«тщательно
поискать».
ЖИЛ-БЫЛ .
Сказочный
русский
зачин,
констатирует
факт
существование героев, фиксирует их и сказочные события во времени и,
наконец,
подчеркивает
подлинность,
достоверность
всего
о
чем
будет
сказано.
МОЛОЧНЫЕ РЕКИ И КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА - употребляется как
символ
беззаботной
и
привольной
жизни,
неиссякаемого
материального
достатка и благополучия.
ТОЛЬКО ЕГО И ВИДЕЛИ - внезапно быстро и бесследно исчез,
скрылся.
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ - совершаться, происходить чудесным
образом, само собой; что-либо происходит по волшебству, без малейших
усилий со стороны человека.
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛСЯ - обезумел, одурел.
НЕ ПО ДНЯМ, А ПО ЧАСАМ - очень быстро развиваться, расти и
т.п.
ТРАВА
МУРАВА
–
«мурава»
-
архаизм,
густорастущая,
сочная,
зеленая, молодая трава.
Ведущий 1. Игра «Поле чудес». Условия игры: на экране показаны
разные
предметы
(камень,
горошек,
ступа,
решето,
шляпа,
рог,
лыко),
крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий
название предмета, на который указала стрелка вертушки.
Ведущий 2 Суперигра. Игрокам предлагаются четыре картины. На
первой изображен веселый чертик и подпись: у черта на куличках; на второй
— древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пята; на
третьей — буква «ять» и подпись: знать на ять; на четвертой — несколько
насекомых и подпись: показать кузькину мать. Участники суперигры должны
объяснить
значение
и
происхождение
выражений
у
черта
на
куличках,
ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.
Варианты ответов:
У
черта
на
куличках
—
очень
далеко.
Первоначальное
значение
выражения «где-то далеко в лесу». Кулички, кулига — расчищенная лесная
поляна.
Ахиллесова
пята
—
уязвимое
место.
Мать
Ахилла
богиня
Фетида
держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его
неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в
пятку.
Знать на ять — знать очень хорошо. «Ять», буква в дореволюционном
русском алфавите, приносящаяся, как «е». Тот, кто писал правильно слова с
«ять», считался грамотным человеком.
Кузькина мать (показать кузькину мать) — жестоко наказать. Кузька —
небольшой
хлебный
жучок,
безобидный
на
вид,
но
очень
прожорливый.
Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые
зерна.
Ведущий 1.
А сейчас конкурс «Подбери к рисункам фразеологический
оборот.
На слайдах: белка, еж, кот, свинья - для 1 команды.
Цвет: белый, черный, синий, желтый - для 2 команды.
Ведущий
1: А
теперь
вопрос
для
гостей,
кто
быстрее
подберет
фразеологизм к профессиям.
На слайде столяр
портной
сапожник
парикмахер
охотники
Предполагаемые
ответы: Крутиться
как
белка
в
колесе,
держать
в
ежовых рукавицах, купить кота в мешке, подложить свинью.
Белая ворона, держать в черном теле, синий чулок, желтая пресса.
Без сучка и задоринки, снять стружку, шито белыми нитками, с миру по
нитке, два сапога пара, стричь под одну гребёнку, ни пуха ни пера.
Ведущий
2: Подберите
по
5-10
фразеологизмов
с
общим
для
них
словом (существительным)
Ведущий 1: Ой, а это как?
Ведущий
2: Очень просто, например существительное – зуб. И ты
говоришь, иметь зуб, зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы.
Ведущий
1: А,
теперь
понятно.
Положить
зубы
на
полку,
зубы
заговаривать, ни в зуб ногой,…
Ведущий 2: И так, для первой команды это существительное «глаза»,
для второй команды «язык», и гостям слово «голова».
Слайд слов.
Ведущий 1: Мне кажется, что сегодня мы еще не рисовали. Объявляем
конкурс
художников.
Приглашаем
по
одному
представителю
от
команды
подойти к нашим ватманским листам и изобразить любой фразеологизм, а мы
попытаемся разгадать его.
Ведущий 2: А пока художники рисуют, слово предоставляется нашей
умнице
Слайд В.В. Путин
Умница:
Одной
из
центральных
функций
политической
жизни
является
использование
языка
как
средства
воздействия
на
потенциального
избирателя,
манипулируя
его
сознанием
и
дальнейшими
действиями
подталкивая к принятию определенной точки зрения. Политик, находиться в
жестких рамках дискуссии, поэтому ему необходимо выбирать оптимальные
языковые
средства
для
реализации
прагматичности
своей
речи.
Важной
составляющей политической дискуссией является использование таких форм
выражения мысли, чтобы «быть ближе к народу». В этом случае политики
прибегают
к
ярким
и
метким
выражениям,
которыми
и
являются
фразеологизмы.
Вот
некоторые
фразеологические
единицы,
которые
использует глава нашего государства В.В. Путин в своих выступлениях.
Не юлить перед обстоятельствами
Идти на несколько шагов вперед
Вам и карты в руки
Последнее слово техники
Рано или поздно
Из года в год
Мотыжить свой участок
Палец о палец не ударит
Отдавать себе отчет
Пустые разговоры
Всех собак вешать
Бросать камни в чей то огород
Ума много не надо
Подставить плечо
Твердо стоять на ногах
Замочить в сортире
К бабке не ходить.
Включить красный свет.
Ведущий
1:
Слово
предоставляется
художника.
Посмотрите,
какие
рисунки нарисовали студенты нашей группы.
Ведущий 2: Прощаясь с вами мы хотим пожелать вам
- Никогда не падать духом
- Не ждать у моря погоды
-
Пусть
жизнь
бьет
ключом
и
никогда
не
нависнет
над
вами
дамокловым мечом
- Летите к своей цели на всех парусах
- Живите долго и счастливо, здоровья вам вагон и маленькую тележку,
ума палату, не зарывайте свой талант в землю и выглядите на все 100!