"Толерантность как норма человеческого сознания и поведения"
Автор: Ершова Ирина Лагантьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ №7 Населённый пункт: Улан-Удэ Наименование материала: статья Тема: "Толерантность как норма человеческого сознания и поведения" Раздел: среднее образование
Ершова Ирина Лагантьевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №7» г.Улан-Удэ
Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю.
Антуан де Сент - Экзюпери
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический
рост
всевозможных
форм
асоциального
поведения.
Продолжает
увеличиваться
подростковая
преступность.
Растет
количество
антиобщественных
молодежных
организаций
радикального
толка,
вовлекающих
неискушенную
молодежь
в
экстремистские
группировки.
Поэтому
так
остро
стоит
проблема
воспитания
толерантности у подрастающего поколения. А это значит, перед школой стоит задача
воспитания свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к
окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Гуманизация образования и
воспитания
предполагает
утверждения
в
повседневной
жизни
основного
принципа
гуманизма: уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку.
Толерантность
-
это
важнейшая
составляющая
поликультурного
воспитания,
предусматривающего
приобщение
к
национальным
духовным
ценностям,
к
общечеловеческим
знаниям,
к
единению
культур,
формирующим
мировоззрение
воспитанников.
Наиболее точно и полно дал определение толерантности директор института этнологии и
антропологии РАН В.А. Тишков: «Толерантность - это личностная или общественная
характеристика,
которая
предполагает
осознание
того,
что
мир
и
социальная
среда
являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не
должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».
Ч е м
ж е
т о л е р а н т н а я
л и ч н о с т ь
о т л и ч а е т с я
о т
и н т о л е р а н т н о й ?
1. Знание самого себя, умение владеть собой. Толерантные люди стараются разобраться
в своих достоинствах и недостатках, в результате чего их поступки более осознанны.
Толерантные люди понимают причины различного поведения людей и могут сознательно
им управлять своим.
Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем
недостатков.
Толерантные
люди,
зная
о
своих
достоинствах
и
недостатках,
менее
удовлетворены собой, но в связи с этим они снисходительны к недостаткам других
и
потенциал для саморазвития у них выше.
2. Защищенность. Интолерантному
человеку
трудно
жить
в
согласии
не
только
с
окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже
самого себя: боится своих чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя.
Толерантный
человек
обычно
чувствует
себя
в
безопасности,
поэтому
не
стремится
защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней
можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.
3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него
не зависят. Он старается снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг
него. Позиция такова - это не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и
причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других,
они всегда готовы отвечать за свои поступки.
4. Потребность в определении. Интолерантные люди делят мир на две части: черную и
белую, есть только два сорта людей: плохие и хорошие. Они делают акцент не различиях
между «своими» и «чужими», им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо
одобряют
их,
либо
нет.
Толерантный
же
человек,
напротив,
видит
мир
во
всем
его
многообразии.
5.
Ориентация
на
себя
-
ориентация
на
других.
Толерантные
люди
больше
ориентированы на себя в работе, творческом процессе. В проблемных ситуациях они
склонны
винить
себя,
а
не
окружающих.
Такие
люди
стремятся
к
личностной
независимости, так как им не нужно за кого-то прятаться.
6.
Способность
к
эмпатии.
Эта
способность
определяется
как
социальная
чувствительность,
умение
формировать
верные
суждения
о
других
людях.
умение
сопереживать, сочувствовать.
7. Чувство юмора. Толерантные люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они
не стремятся к превосходству над другими.
8. Демократизм.
Для
интолерантной
личности
чрезвычайно
важна
общественная
иерархия. Такую личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью.
Толерантный человек предпочитает жизнь в свободном, демократическом обществе.
Для того, чтобы у детей могли сформироваться вышеперечисленные черты, у нас в школе
используются различные формы работы, как в учебной, так и внеучебной деятельности.
Методы
групповой
и
парной
работы
на
уровне
класса.
Хороший
эффект
в воспитании толерантности дает работа на уроках в парах и в группах, что организуется
довольно
часто
на
уроках
истории,
бурятского
и
иностранного
языков,
литературы,
биологии
и
других.
Огромное
значение
имеет
внеклассная
работа.
Это
решение
внутренних дел класса, подготовка к праздникам и сами праздники (например, День
Именинника), экскурсии, походы.
Общешкольные
мероприятия.
Такие праздники, как «День здоровья»,
различные
конкурсы по параллелям не только сплачивают ребят в классе, в школе, они помогают
увидеть ребят с неожиданной стороны. Вдруг оказывается, что этот странный мальчик
здорово подтягивается, а та непонятная девочка удивительно хорошо рисует. И тает лед
отчуждения и непонимания между детьми.
Организованы
специальные
нравственные
мероприятия,
целью
которых
является
воспитание милосердия, сочувствия к ближнему. Они позволяют детям подумать о других
людях, нуждающихся в нашей помощи. Например, «Неделя добрых дел». Мы собираем
вещи, книги, игрушки для детей из детских домов.
Многие помогают детским садам,
оказывают помощь престарелым людям, участвуют в акции «Ветеран живет рядом».
Оказываем помощь в благоустройстве территории детского дома «Малышок», организуем
экскурсии по школе для дошкольников нашего микрорайона и воспитанников детского
дома.
Большое значение имеет патриотическое воспитание. Встречи с ветеранами, создание и
работа школьного музея позволяют школьнику осознать себя частью целого, сыном или
дочерью многонационального народа, чем по праву можно гордиться.
Укреплению связи между поколениями, ощущению защищенности, принадлежности к
большой школьной семье способствуют мероприятия с родителями, такие как «Мама,
папа, я – спортивная семья», традиционно проходящие в начальной школе.
Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность
– это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует
замене культуры войны культурой мира. Она означает уважение, принятие и
признание
многообразия
культур
нашего
мира.
И
в
нашей
школе
воспитанию
этнической
толерантности
уделяется
особое
внимание.
Работа
проводится
по
2-м
направлениям: урочная и внеурочная деятельность.
Урочная
деятельность
предполагает
изучение
учащимися
национально-регионального
компонента содержания образования, построенного на основе единства общечеловеческих
и этнокультурных ценностей. В младшей и средней школе учащиеся изучают бурятский
язык. В 10-11 классах осваивают курсы «Культура Бурятии», «История Бурятии», а в 9 – х
классах знакомятся с курсом «Литература Бурятии».
Внеурочная деятельность – это различные мероприятия как на уровне класса, так и на
уровне школы: классные часы, праздники, викторины, посвященные обычаям и традициям
народов Бурятии.
В школе проходят Дни науки, праздники, посвященные Сагаалгану,
родному краю,
Байкалу.
Под руководством
преподавателей иностранного языка и
учащихся старших классов в школе проходят викторины, игры «Дружат дети всей земли»,
олимпиады.
В летний период в лагере дневного пребывания стала традиционной игра
«Вокруг света», в ходе
которой
ребята знакомятся с обычаями и традициями разных
стран, их культурой. Так воспитывается уважительное отношение к другим народностям,
интерес к языку, обычаям.
Решение
задач
формирования
толерантной
личности
отражено
и
в
программах
психологического
сопровождения
школьников.
Это
различные
тренинги
общения
и
интерактивная работа в старших классах по ценностям, целям, самоопределению. Это и
занятия по профессиональному самоопределению в старших классах.
Большое
значение
имеют
программы
по
профилактике
применения
психоактивных
веществ, которые ставят своей целью воспитание ответственной, активной, открытой
личности. Это «Тропинка здоровья» в младших классах, программа «Здоровые навыки»,
«Здоровые привычки», «Здоровый выбор» в младших и средних классах, программа «Все
цвета
кроме
черного»
в
младших
классах.
Учащиеся
старших
классов
принимают
активное участие в проведении занятий. Приоритетными направлениями в них являются
личностное развитие, основы социализации и общения: становление личностной позиции,
воспитание
ответственности
за
свои
поступки,
формирование
сочувствия
к
другим,
развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, решать конфликтные
ситуации, учитывая интересы свои и другого человека. Именно через эти направления
красной нитью проходит воспитание в духе толерантности.
Стать взрослее, ответственнее ребятам помогают такие важные мероприятия, как Выборы
президента школы, День самоуправления. Огромное значение в воспитании толерантных
установок является участие старшеклассников в самоуправлении школой. В школе создан
Совет
старшеклассников,
в
который
входят
ребята
8-11-х
классов.
Члены
Совета
старшеклассников
занимаются
не
только
организацией
и
проведением
интересных
познавательных и развлекательных мероприятий, но и вопросами школьной дисциплины
и успеваемости.
И в заключение небольшое пожелание для всех:
Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте
добрыми:
любящими,
внимательными,
терпеливыми,
заботливыми,
милосердными.
Умейте прощать.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои
обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.