Напоминание

"Толерантность как норма человеческого сознания и поведения"


Автор: Ершова Ирина Лагантьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Толерантность как норма человеческого сознания и поведения"
Раздел: среднее образование





Назад





Статья на публикацию

«Толерантность как норма

человеческого сознания и поведения»

Составил:

Ершова Ирина Лагантьевна,
учитель русского языка и литературы, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г.Улан-Удэ Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю. Антуан де Сент - Экзюпери В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Поэтому так остро стоит проблема воспитания толерантности у подрастающего поколения. А это значит, перед школой стоит задача воспитания свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Гуманизация образования и воспитания предполагает утверждения в повседневной жизни основного принципа гуманизма: уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку.
Толерантность
- это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников. Наиболее точно и полно дал определение толерантности директор института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишков: «Толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».
Ч е м ж е т о л е р а н т н а я л и ч н о с т ь о т л и ч а е т с я о т и н т о л е р а н т н о й ?
1. Знание самого себя, умение владеть собой.
Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках, в результате чего их поступки более осознанны. Толерантные люди понимают причины различного поведения людей и могут сознательно им управлять своим. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим они снисходительны к недостаткам других и потенциал для саморазвития у них выше.
2. Защищенность.
Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.
3. Ответственность.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он старается снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Позиция такова - это не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
4. Потребность в определении.
Интолерантные люди делят мир на две части: черную и белую, есть только два сорта людей: плохие и хорошие. Они делают акцент не различиях между «своими» и «чужими», им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный же человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
5.

Ориентация

на

себя

-

ориентация

на

других.
Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости, так как им не нужно за кого-то прятаться.
6.

Способность

к

эмпатии.
Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формировать верные суждения о других людях. умение сопереживать, сочувствовать.
7. Чувство юмора.
Толерантные люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
8. Демократизм.
Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Такую личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Толерантный человек предпочитает жизнь в свободном, демократическом обществе. Для того, чтобы у детей могли сформироваться вышеперечисленные черты, у нас в школе используются различные формы работы, как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Методы

групповой

и

парной

работы

на

уровне

класса.
Хороший эффект в воспитании толерантности дает работа на уроках в парах и в группах, что организуется довольно часто на уроках истории, бурятского и иностранного языков, литературы, биологии и других. Огромное значение имеет внеклассная работа. Это решение внутренних дел класса, подготовка к праздникам и сами праздники (например, День Именинника), экскурсии, походы.
Общешкольные

мероприятия.
Такие праздники, как «День здоровья», различные конкурсы по параллелям не только сплачивают ребят в классе, в школе, они помогают увидеть ребят с неожиданной стороны. Вдруг оказывается, что этот странный мальчик здорово подтягивается, а та непонятная девочка удивительно хорошо рисует. И тает лед отчуждения и непонимания между детьми. Организованы специальные нравственные мероприятия, целью которых является воспитание милосердия, сочувствия к ближнему. Они позволяют детям подумать о других людях, нуждающихся в нашей помощи. Например, «Неделя добрых дел». Мы собираем вещи, книги, игрушки для детей из детских домов. Многие помогают детским садам, оказывают помощь престарелым людям, участвуют в акции «Ветеран живет рядом». Оказываем помощь в благоустройстве территории детского дома «Малышок», организуем экскурсии по школе для дошкольников нашего микрорайона и воспитанников детского дома. Большое значение имеет патриотическое воспитание. Встречи с ветеранами, создание и работа школьного музея позволяют школьнику осознать себя частью целого, сыном или дочерью многонационального народа, чем по праву можно гордиться. Укреплению связи между поколениями, ощущению защищенности, принадлежности к большой школьной семье способствуют мероприятия с родителями, такие как «Мама, папа, я – спортивная семья», традиционно проходящие в начальной школе. Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Она означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира. И в нашей школе воспитанию этнической толерантности уделяется особое внимание. Работа проводится по 2-м направлениям: урочная и внеурочная деятельность. Урочная деятельность предполагает изучение учащимися национально-регионального компонента содержания образования, построенного на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. В младшей и средней школе учащиеся изучают бурятский язык. В 10-11 классах осваивают курсы «Культура Бурятии», «История Бурятии», а в 9 – х классах знакомятся с курсом «Литература Бурятии». Внеурочная деятельность – это различные мероприятия как на уровне класса, так и на уровне школы: классные часы, праздники, викторины, посвященные обычаям и традициям народов Бурятии. В школе проходят Дни науки, праздники, посвященные Сагаалгану, родному краю, Байкалу. Под руководством преподавателей иностранного языка и учащихся старших классов в школе проходят викторины, игры «Дружат дети всей земли», олимпиады. В летний период в лагере дневного пребывания стала традиционной игра «Вокруг света», в ходе которой ребята знакомятся с обычаями и традициями разных стран, их культурой. Так воспитывается уважительное отношение к другим народностям, интерес к языку, обычаям.
Решение задач формирования толерантной личности отражено и в программах психологического сопровождения школьников. Это различные тренинги общения и интерактивная работа в старших классах по ценностям, целям, самоопределению. Это и занятия по профессиональному самоопределению в старших классах. Большое значение имеют программы по профилактике применения психоактивных веществ, которые ставят своей целью воспитание ответственной, активной, открытой личности. Это «Тропинка здоровья» в младших классах, программа «Здоровые навыки», «Здоровые привычки», «Здоровый выбор» в младших и средних классах, программа «Все цвета кроме черного» в младших классах. Учащиеся старших классов принимают активное участие в проведении занятий. Приоритетными направлениями в них являются личностное развитие, основы социализации и общения: становление личностной позиции, воспитание ответственности за свои поступки, формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, решать конфликтные ситуации, учитывая интересы свои и другого человека. Именно через эти направления красной нитью проходит воспитание в духе толерантности. Стать взрослее, ответственнее ребятам помогают такие важные мероприятия, как Выборы президента школы, День самоуправления. Огромное значение в воспитании толерантных установок является участие старшеклассников в самоуправлении школой. В школе создан Совет старшеклассников, в который входят ребята 8-11-х классов. Члены Совета старшеклассников занимаются не только организацией и проведением интересных познавательных и развлекательных мероприятий, но и вопросами школьной дисциплины и успеваемости. И в заключение небольшое пожелание для всех:  Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.  Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными.  Умейте прощать.  Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.  Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.  Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь. - И всё это вам поможет жить в мире.


В раздел образования