Возможности уроков литературного чтения для формирования коммуникативных УУД младших школьников
Автор: Лисёнкова Любовь Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №50 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"" Населённый пункт: Ерофей Павлович Наименование материала: статья Тема: Возможности уроков литературного чтения для формирования коммуникативных УУД младших школьников Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Лисёнкова Любовь Александровна
«Возможности уроков литературного чтения для формирования комму-
никативных УУД младших школьников»
Введение…………………………………………………………………………1
1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД на
уроках литературного чтения……………………………………………....1
2. Практические задания в курсе литературного чтения,
направленные на формирование УУД……………………………………2
Заключение……………………………………………………………………3
Список литературы…………………………………………………………...3
Введение
В
настоящее
время
российская
система
образования
претерпевает
трансформации, связанные с внедрением новых педагогических моделей. 1
сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на но-
вый Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, который ориентирует, прежде всего, на формирование
личностных характеристик школьников. Важнейшей задачей современной си-
стемы
образования
является
формирование
совокупности
универсальных
учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться»,
а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в
рамках отдельных дисциплин
1
.
Исследователи отмечают, что «уровень развития реальной коммуника-
тивной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от же-
лаемого. Это побуждает считать эту сторону развития одной из приоритет-
ных, а не факультативных задач школьного образования»
2
. В связи с этим це-
лью реферата является рассмотрение теоретических основ и практических за-
даний, направленных на формирование УУД в курсе литературного чтения.
Структура реферата состоит из введения, двух параграфов, заключения и
списка литературы.
1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД
на
уроках литературного чтения
Сам термин «универсальные учебные действия» подразумевает умение
учиться, что выражается в способности субъекта к саморазвитию и самосо-
вершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового соци-
ального опыта
3
. При этом в их составе выделяются 4 основных блока: лич-
ностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
1
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство
образования и науки РФ. М., Просвещение, 2011.
2
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя. М., 2010. С.117.
Лисёнкова Любовь Александровна пгт Ерофей Павлович
Важно понимать, что в течение младшего школьного возраста происхо-
дит становление коммуникативной компетентности. Главной целью комму-
никативных УУД является обеспечение социальной компетентности и ориен-
тации на других людей, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем и т.д. В состав коммуникативных УУД
входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов, что подразумевает сотрудничество в поиске и сборе ин-
формации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; уме-
ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение мо-
нологической и диалогической формами речи.
Следует учитывать, что коммуникативные универсальные учебные дей-
ствия, прежде всего, формируются на уроках. При этом реализуется комму-
никативная направленность обучения (обучение общению с помощью обще-
ния). При этом развитие коммуникативных умений осуществляется на мате-
риале учебников всех предметных линий. В указанном процессе происходит
приобретение опыта коллективного взаимодействия, формирование умения
участвовать в учебном диалоге, развитие рефлексии как важнейшего качества
и др. В связи с этим очень важно создавать необходимые условия, чтобы со-
трудничество внедрялось в процесс обучения. Только в этом случае дети
учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам обще-
ния с младшими, ровесниками, взрослыми.
2. Практические задания в курсе литературного чтения,
направленные на формирование УУД
Для
формирования
коммуникативных
универсальных
учебных
дей-
ствий в курсе литературного чтения целесообразно использовать целый ряд
методических приемов. В частности, важное значение имеет чтение как коо-
перация (чтение по ролям, драматизация). Также необходимо учитывать пози-
цию собеседника, чтобы убедительно обосновывать строчками из текста заяв-
ленное чужое мнение. Например, «автор пишет о смехе как о живом суще-
стве. Докажи это при помощи текста»
4
.
Кроме того, можно практиковать постановку вопросов по изучаемому
произведению. Вопросы должны быть целесообразными и связанными с
определенной целью. Большое влияние на развитие УУД оказывают ситуа-
цию формирования речевых умений. В частности, это может быть участие в
диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Например, «Герой какого
рассказа тебе симпатичен? Почему?»; «Для чего же человеку руки нужны?»;
3
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя. М., 2010.
4
«Литературное чтение» 1 класс. С. 165.
Лисёнкова Любовь Александровна пгт Ерофей Павлович
«Кто из персонажей тебе понравился? Чем? Кто тебе неприятен? Почему?»
5
и
т.д.
Чтобы на уроке формировалась благоприятная атмосфера, можно ис-
пользовать игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие твор-
ческого воображения. К ним относятся: «Придумай продолжение разговора
Пети и дедушки» (Е. Пермяк «Для чего руки нужны»). Также это могут быть
задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попро-
буй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе во-
дить», «выйди вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небывальщи-
ну» (Маршак С. «Я видел») и другие.
Для обучения умению сотрудничать целесообразно использовать сле-
дующие произведения: В. Голявкин «Болтуны», С. Маршак «Угомон», Л. Н.
Толстой
«Правда
всего
дороже»,
Э.
Мошковская
«Не
надо
больше
ссориться!..» и др. При воспитании товарищеских отношений между детьми
будет полезно читать такие произведения, как В. Осеева «Сторож», «Три то-
варища», А. Барто «Рыцари», русская народная сказка «Лиса и журавль», ин-
дийская сказка «Ссора птиц», В. Сухомлинский «Вьюга» и др.
Заключение
В реферате рассматривалась тема «Возможности уроков литературного
чтения для формирования коммуникативных УУД младших школьников».
Несомненно, что данный вид УУД имеет огромное значение в образователь-
ном процессе. Это выражается в триединстве: влияние на успехи в учебе; эф-
фективность процесса адаптации ребенка к школе; коммуникативные УУД
учащихся являются ресурсом эффективности и благополучия их будущей
взрослой жизни.
Поэтому очевидно, что уроки литературного чтения в начальной школе
способствуют развитию коммуникативной культуры ученика. Практические
задания в курсе литературного чтения, направленные на формирование УУД,
дают возможность добиться устойчивых положительных результатов.
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. –
2-е изд. М.: Просвещение, 2010 г.
3. Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 клас-
са общеобразовательных учреждений./ О. В. Кубасова. Смоленск: Ассоциа-
ция ХХI век, 2012 г.
5
«Литературное чтение» 1 класс. С.79,87,98.
Лисёнкова Любовь Александровна пгт Ерофей Павлович
Лисёнкова Любовь Александровна пгт Ерофей Павлович