Напоминание

Возможности уроков литературного чтения для формирования коммуникативных УУД младших школьников


Автор: Лисёнкова Любовь Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №50 открытого акционерного общества "Российские железные дороги""
Населённый пункт: Ерофей Павлович
Наименование материала: статья
Тема: Возможности уроков литературного чтения для формирования коммуникативных УУД младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Учитель начальных классов Лисёнкова Любовь Александровна

«Возможности уроков литературного чтения для формирования комму-

никативных УУД младших школьников»

Введение…………………………………………………………………………1

1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД на

уроках литературного чтения……………………………………………....1

2. Практические задания в курсе литературного чтения,

направленные на формирование УУД……………………………………2

Заключение……………………………………………………………………3

Список литературы…………………………………………………………...3

Введение
В настоящее время российская система образования претерпевает трансформации, связанные с внедрением новых педагогических моделей. 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на но- вый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который ориентирует, прежде всего, на формирование личностных характеристик школьников. Важнейшей задачей современной си- стемы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин 1 . Исследователи отмечают, что «уровень развития реальной коммуника- тивной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от же- лаемого. Это побуждает считать эту сторону развития одной из приоритет- ных, а не факультативных задач школьного образования» 2 . В связи с этим це- лью реферата является рассмотрение теоретических основ и практических за- даний, направленных на формирование УУД в курсе литературного чтения. Структура реферата состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД

на

уроках литературного чтения
Сам термин «универсальные учебные действия» подразумевает умение учиться, что выражается в способности субъекта к саморазвитию и самосо- вершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового соци- ального опыта 3 . При этом в их составе выделяются 4 основных блока: лич- ностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный. 1  Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки РФ. М., Просвещение, 2011. 2  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М., 2010. С.117. Лисёнкова Любовь Александровна пгт Ерофей Павлович
Важно понимать, что в течение младшего школьного возраста происхо- дит становление коммуникативной компетентности. Главной целью комму- никативных УУД является обеспечение социальной компетентности и ориен- тации на других людей, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и т.д. В состав коммуникативных УУД входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов, что подразумевает сотрудничество в поиске и сборе ин- формации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; уме- ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение мо- нологической и диалогической формами речи. Следует учитывать, что коммуникативные универсальные учебные дей- ствия, прежде всего, формируются на уроках. При этом реализуется комму- никативная направленность обучения (обучение общению с помощью обще- ния). При этом развитие коммуникативных умений осуществляется на мате- риале учебников всех предметных линий. В указанном процессе происходит приобретение опыта коллективного взаимодействия, формирование умения участвовать в учебном диалоге, развитие рефлексии как важнейшего качества и др. В связи с этим очень важно создавать необходимые условия, чтобы со- трудничество внедрялось в процесс обучения. Только в этом случае дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам обще- ния с младшими, ровесниками, взрослыми.
2. Практические задания в курсе литературного чтения,

направленные на формирование УУД
Для формирования коммуникативных универсальных учебных дей- ствий в курсе литературного чтения целесообразно использовать целый ряд методических приемов. В частности, важное значение имеет чтение как коо- перация (чтение по ролям, драматизация). Также необходимо учитывать пози- цию собеседника, чтобы убедительно обосновывать строчками из текста заяв- ленное чужое мнение. Например, «автор пишет о смехе как о живом суще- стве. Докажи это при помощи текста» 4 . Кроме того, можно практиковать постановку вопросов по изучаемому произведению. Вопросы должны быть целесообразными и связанными с определенной целью. Большое влияние на развитие УУД оказывают ситуа- цию формирования речевых умений. В частности, это может быть участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Например, «Герой какого рассказа тебе симпатичен? Почему?»; «Для чего же человеку руки нужны?»; 3  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М., 2010. 4  «Литературное чтение» 1 класс. С. 165. Лисёнкова Любовь Александровна пгт Ерофей Павлович
«Кто из персонажей тебе понравился? Чем? Кто тебе неприятен? Почему?» 5 и т.д. Чтобы на уроке формировалась благоприятная атмосфера, можно ис- пользовать игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие твор- ческого воображения. К ним относятся: «Придумай продолжение разговора Пети и дедушки» (Е. Пермяк «Для чего руки нужны»). Также это могут быть задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попро- буй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе во- дить», «выйди вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небывальщи- ну» (Маршак С. «Я видел») и другие. Для обучения умению сотрудничать целесообразно использовать сле- дующие произведения: В. Голявкин «Болтуны», С. Маршак «Угомон», Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..» и др. При воспитании товарищеских отношений между детьми будет полезно читать такие произведения, как В. Осеева «Сторож», «Три то- варища», А. Барто «Рыцари», русская народная сказка «Лиса и журавль», ин- дийская сказка «Ссора птиц», В. Сухомлинский «Вьюга» и др.
Заключение
В реферате рассматривалась тема «Возможности уроков литературного чтения для формирования коммуникативных УУД младших школьников». Несомненно, что данный вид УУД имеет огромное значение в образователь- ном процессе. Это выражается в триединстве: влияние на успехи в учебе; эф- фективность процесса адаптации ребенка к школе; коммуникативные УУД учащихся являются ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни. Поэтому очевидно, что уроки литературного чтения в начальной школе способствуют развитию коммуникативной культуры ученика. Практические задания в курсе литературного чтения, направленные на формирование УУД, дают возможность добиться устойчивых положительных результатов.
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2010 г. 3. Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 клас- са общеобразовательных учреждений./ О. В. Кубасова. Смоленск: Ассоциа- ция ХХI век, 2012 г. 5  «Литературное чтение» 1 класс. С.79,87,98. Лисёнкова Любовь Александровна пгт Ерофей Павлович
Лисёнкова Любовь Александровна пгт Ерофей Павлович


В раздел образования