Напоминание

практические работы по цитологии в профильной школе


Автор: Багрецова Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28"
Населённый пункт: Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: практические работы по цитологии в профильной школе
Раздел: полное образование





Назад





Предисловие
В структуре ФГОС нового поколения общая биология входит в комплекс естественнонаучных дисциплин. Предлагаемо е методическое пособие предназначено для химико-биологических профильных классов для углубленного изучения цитологии молекулярной биологии и генетики.
Цель

курса
поэтапное освоение тем курса, позволяющее систематизировать знания и стимулировать самостоятельность процесса познания, развивать умения анализировать и анализировать полученную информацию, а так же вырабатывать биологическое мышление
Содержание курса

1

Тематический план лекций и лабораторных работ
№ занятия Лекции Лабораторные 1 Биология как наука. Место биологии в современном мире. Свойства и уровни организации живого. История развития цитологии. Основные положения клеточной теории. Устройство микроскопа и правила работы с ним.методика приготовления временных препаратов. История цитологических исследований . строение клетки 2 Морфофункциональная характеристика эукариотических клеток. Мембранный принцип строения внутриклеточных структур Функция цитоплазмы. Транспорт веществ и энергии в клетке. Гомеостаз. 3 Клетоцный цикл. Способы деления клетки. Строение клеточного ядра. Жизненный цикл клетки. Митоз. 4 Организация генома прокариот и эукариот Строение РНК и ДНК. Биосинтез белка 5 Итоговое занятие по цитологии 2
Практическое занятие №1

«Устройство микроскопа, препаровальной лупы и правила работы с ними. Методика приготовления временных препаратов . история цитологических исследований. Общий план строения клетки»
Задачи
1. Обозначить основные этапы цитологических исследований. 2. Сформулировать положения клеточной теории Т Шлейдона и М.Шванна, отметить современное состояние клеточной теории. 3. Дать представление о клетке , как элементарной структурно- функциональной единице всех живых организмов.
Учащиеся должны знать
1. Определение предмета биологии и рекомендуемые источники информации по теме. 2. Устройство светового микроскопа: механической, оптической и осветительной частей. 3. Правила работы с микроскопом и препаровальной лупой. 4. Методика приготовления временных препаратов. 5. Правила техники безопасности при работе с микроскопом, скальпелем, покровными стеклами и предметными столиками. 6. История открытия клетки. 7. Теория клеткообразования М, Шлейдона 8. Основные положения теории Т.Шванна. 9. Основные положения современного учения о клетке. 10. Развитие клеточной теории Р,Вихрова. 11. Основной принцип строения эукариотической клетки. 12. Морфофункциональные особенности растительной и животной клеток
В результате работы учащиеся должны уметь

3
1. Называть и показывать основные детали светового микроскопа: механическую, оптическую и осветительную части и препаровальной лупы. 2. Установить наблюдаемый объект под объективом и установить резкость. 3. Изготовить временный препарат «Волокна ваты». 4. При изучении растительной клетки кожицы лука зарисовать её при увеличении 7х40 и обозначить части клетки -ядро, оболочку, вакуоли клеточного сока. 5. При изучении животной клетки найти её при увеличении 7х40 , обозначить цитоплазму, ядро, клеточную мембрану- цитолемму.
В результате работы учащиеся должны иметь представление
1. О видах микроскопов. 2. О методах микроскопии. 3. О методах исследования в биологии 4. О методах приготовления макро и микропрепаратов. 5. Об уровнях организации жизни. 6. О разных определениях понятия жизнь 7. Об основных свойствах живого.
Вопросы для подготовки к занятию
1. История изобретения микроскопа. авторы. открытия. 2. История цитологических исследований. авторы. открытия. 3. Классическая клеточная теория, создатели, дата, положения. 4. Современные положения клеточной теории. 5. Общий план строения клетки. 6. Отличия в строении растительной и животной клетки.
Вопросы для проверки уровня готовности к занятию
1. Рассказать об истории изобретения микроскопа. 2. Рассказать о первых микроскопических наблюдениях.
4
3. Назвать дату и автора термина «Клетка» 4. П5еречислить ученых, внесших вклад в историю открытия клетки, кратко описать заслуги каждого. 5. Рассказать о теории клеткообразования М.Шлейдона и её значения для формирования клеточной теории.
6. Назвать и прокомментировать основные положения клеточной теории Т, Шванна. 7. Рассказать о работе Р,Вихрова по созданию теории «клеточного государства» 8. Дать представление о современной клеточной теории. 9. Рассказать о клетке как о единице живого со всеми присущими её признаками жизни. 10. Рассказать о разнообразии фор и строения клеток организма. 11. Сравнить общий план строения растительного и животного организма.
Самостоятельная работа учащихся.
I 1. И зу ч и т ь н а з н ач е н и е ч а с т е й м и к р о с ко п а и препаровальной лупы. 2. Записать дату, тему практического занятия в альбоме. 3. Изучить постоянный препарат№1 «Перекрест волос» 4. Положить препарат на предметное стекло, навести резкость, найти центр перекреста, перевести на большое увеличение. 5. Зарисовать – на малом увеличении, на большом увеличении II 1. Изготовить и изучить временный препарат №2 «Волокна ваты». 2. На предметное стекло нанести каплю воды в которую положить небольшой кусочек ваты., препарат накрыть покровным стеклом, исключая попадание воздуха. Препарат рассмотреть при малом увеличении и при большом. Зарисовать на большом увеличении. III 1. Изучить постоянный препарат №3 «Клетки кожицы лука» 2. При изучении зарисовать цитоплазму, ядро, оболочку, вакуоли. IV 1. Изучить постоянный препарат №4 «Кровь лягушки». 2. При изучении зарисовать и обозначить ядро, оболочку, цитоплазму.
Вопросы для итогового контроля
. 1. Назвать основные этапы изучения микроскопа. 2. Сформулировать основные положения классической и современной клеточной теории. 3. Перечислить основные этапы в развитии представлений о строении клетки. 4. Сравнить строение растительной и животной клетки.
Домашнее задание
Подготовить материал по теме « Ф у н к ц и о н а л ь н а я морфофизиология цитоплазмы. Поток веществ и энергии в клетке. Гомеостаз»
Лекция
по теме «Функциональная морфофизиология цитоплазмы. Поток веществ и энергии в клетке. Гомеостаз»
Вопросы для подготовки к следующему занятию
1. Химический состав цитоплазмы. 2. Физическое состояние цитоплазмы 3. Понятие об органоидах клетки. 4. Мембранный принцип строения структур клетки. 5. Строение органоидов клетки , их расположение и функции. 6. Органоиды движения. 7. Включения, типы включений. 8. Химическая организация клетки. 9. Транспорт веществ через мембрану. Фагоцитоз. Пиноцитоз. 10. Обмен веществ на уровне организмов 11. Фотосинтез, общая характеристика. 12. Хемосинтез, общая характеристика. 13. Эволюция клетки.
Заполнить таблицу «Характеристика структурных компонентов цитоплазмы эукариотической клетки»(в альбоме) Название структурного компонента Строение, описание, рисунок. Функции структурного компонента Цитоплазматическая мембрана митохондрии пластиды лизосомы Комплекс Гольджи Рибосомы И т.д Практическое занятие №2
«Функциональная морфология цитоплазмы. Поток веществ и

энергии в клетке. Гомеостаз»

Задачи
1. Ознакомить учащихся с морфофункциональной организацией цитоплазмы. 2. Закрепить навыки микроскопирования. Обучить методу сравнительного описания в морфологии и составлению
сравнительных таблиц на примере характеристики растительной и животной клеток. Изучить особенности химического строения цитоплазмы, обмен веществ и энергии на уровне клетки.
Учащиеся должны знать
1. Общий план организации цитоплазмы 2. Принципы классификации органоидов и включений. 3. Морфофункциональные особенности отдельных структурных компонентов цитоплазмы. 4. Эволюцию клетки. 5. Химический состав клетки, неорганические соединения, их значения для жизни клеток и организма в целом. 6. Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их строение, свойства и биологическое значение 7. Пластический и энергетический обмен 8. Этапы энергетического обмена 9. Осмос , диффузия, явление проницаемости. 10. Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану, активный и пассивный, пиноцитоз и фагоцитоз.
Учащиеся должны уметь

1.
Классифицировать структурные компоненты цитоплазмы.
2.
Правильно использовать
3.
Биологическую терминологию
4.
Изготавливать временные препараты: «Хлоропласты в клетках растений», «зерна крахмала в клетках клубня картофеля».
5.
Исследовать постоянные и временные препараты на большом и малом увеличении.
6.
Написать суммарные реакции бе скислородного и кислородного этапов энергетического обмена.
7.
Написать реакцию фотосинтеза.
8.
Ориентироваться в схемах транспорта веществ через мембрану.
Учащиеся должны иметь представления
1. Об электроннно-микроскопическом исследовании клетки 2. О строении структурных элементов клетки. 3. О механизмах фото и хемо синтеза, брожения и дыхания.
Оснащение урока
Таблицы 1. Цитоплазма и её производные. 2. Митохондрии. 3. Симбиотическое происхождение клетки 4. Цитоплазматическая сеть. Рибосомы. 5. Лизосомы. 6. Центросома. 7. Реснички и жгутики. 8. Ассимиляция белков, жиров и углеводов у гетеротрофных организмов. 9. Фагоцитоз, пиноцитоз, экзоцитоз.
Препараты
№1 «Хлоропласты в листе валерианы» №2 «Зерна крахмала в клубнях картофеля» Необходимые для этого компоненты. 1. Бритвы. 2. Клубни картофеля. 3. Раствор йода. 4. Предметные стекла. 5. Покровные стекла. 6. Разрезанные листья валерианы помещенные в биксы с водой. 7. Препаровальные наборы.
Вопросы для проверки исходного уровня
1. Цитоплазма и её биологическое значение. 2. Мембранный принцип строения органоидов клетки.
3. Химический состав, строение и функции мембран клетки. 4. Классификация мембранных органоидов. 5. Морфофункциональная характеристика митохондрий. 6.Морфофункциональная характеристика пластид. Виды пластид. 7.происхождение митохондрий и пластид. 8. Вакуолярная система. 9. Опорно-двигательная система цитоплазмы. 10. Гиалоплазма, химический состав, организация. 11. Неорганические соединения и их роль в клетке. 12. Органические соединения и их роль в клетке 13. Пластический и энергетический обмен 14Этапы энергетического обмена 15Осмос , диффузия, явление проницаемости. 16.Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану, активный и пассивный, пиноцитоз и фагоцитоз
Самостоятельная работа учащихся
. 1. Записать определение и классификацию органоидов 2. Записать определение и классификацию включений. I. Изготовить и изучить временный препарат: №1»Хлоропласты в клетках валерианы».на предметное стекло нанести каплю воды в которую поместить фрагмент растения, препарат покрыть покровным стеклом, исключая попадание воздуха. Препарат рассмотреть при малом и большом увеличении. Зарисовать на большом увеличении, отметить хлоропласты, цитоплазму, оболочку. II. Изготовить и изучить временный препарат №2 «Зерна крахмала в клубнях картофеля». С помощью препаровальной иглы соскрести небольшое количества препарата с клубня картофеля и поместить его по центру предметного стекла. Капнуть раствор йода, покрыть покровным стеклом, исключая попадание воздуха. Препарат рассмотреть при малом и большом увеличении . зарисовать при большом увеличении, отметить зерна крахмала. 3. Зарисовать схемы активного и пассивного транспорта. 4. Зарисовать схемы пиноцитоза и фагоцитоза. 5. Записать реакции фотосинтеза. 6. Записать схемы ассимиляции у гетеротрофных организмов.
Вопросы для итогового контроля
1. Мембранный принцип строения клетки. 2. Двумембранные и одномембранные органоиды. 3. Немембранные органоиды клетки. 4. Отличие активного и пассивного транспорта веществ в клетке. 5. Отличие пино от фагоцитоза.
Схема ассимиляции белков , жиров и углеводов у

гетеротрофных организмов


Схема фотосинтеза

Суммарное уравнение фотосинтеза

Эволюция клетки.

Задачи на определение количества молекул глюкозы, АТФ,

которые участвуют или образуются в процессе

катаболизма.

1.
Задача В процессе катоболизма образовалось 42 молекулы ПВК . какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении? При решении задачи используем шпаргалку.
ПВК
- пировиноградная кислота.
МК
- молочная кислота Этап Количество молекул Комментарии Глюкоза ПВК МК АТФ
1 подготовит ельный
0

0

0
Происходит расщепление сложных органических веществ, выделяется только тепловая энергия 2 гликолиз
1

2

2
60% энергии рассеивается в виде тепла, 40% аккумулируется в
2
молекулах АТФ 3 клеточное дыхание
1

2

36
В кислородных условиях образуется
36
молекул АТФ Итог
1

2

38
При полном окислении из 1 молекулы глюкозы образуется
38
молекул АТФ Этап Количество молекул Комментарии Глюкоза зада ча ПВК МК задача АТФ 1 подготовите льный
0

0

0
Происходит расщепление сложных органических веществ, выделяется только тепловая энергия 2 гликолиз
1

?

2

42

2
60% энергии рассеивается в виде тепла, 40% аккумулируетс я в
2
молекулах АТФ 3 клеточное дыхание
1

2

36
В кислородных условиях образуется
36
молекул АТФ Итог
1

2

38
При полном окислении из 1 молекулы глюкозы образуется
38
молекул АТФ Молекула ПВК образуется в результате гликолиза. В результате этого этапа из одной молекулы глюкозы образуется две молекулы ПВК , если образовалось 42 ПВК, то можно сделать вывод, что расщеплению подверглось 42:2=21 молекула глюкозы. При полном окислении 21 молекулы глюкозы образуется : 1 молекула глюкозы-38 АТФ 21 молекула глюкозы-х молекул АТФ Х=21х38= 798 АТФ
Ответ
789 молекул АТФ
Практическое занятие №3

«Структура клеточного ядра. Понятие о жизненном цикле

клетки. Способы репродукции клеток . Митоз.»

Задачи
1. Изучить структуру ядра в интерфазе, ознакомиться с основными способами репродукции клеток Изучить структуру ядра в интерфазе, отметить основные процессы, происходящие на каждой стадии митоза 2. Определить значения митоза для жизнедеятельности организмов в эволюции. 3. Закрепить навыки микроскопирования и сравнительно- описательного метода морфологии.
Учащиеся должны знать

1. Структурные компоненты ядра, ядерная мембрана, ядерный сок, ядрышки, хроматин. 2. Строение хромосом. Классификация хромосом. 3. Жизненный цикл клетки. 4. Митотический цикл клетки. Периоды митотического цикла. 5. Характеристика интерфазы, периоды интерфазы. 6. Фазы митоза, характеристика каждой фазы. 7. Биологическое значение митоза. 8. Способы репродукции клеток- митоз, амитоз.
Учащиеся должны уметь.
1. Показать на таблице основные компоненты ядра и дать им характеристику. 2. Уметь рассмотреть фазы митоза на микропрепаратах и зарисовать их. 3. На таблицах находить фазы митоза. 4. Ориентироваться в способах репродукции клеток.
Учащиеся должны иметь представление.
1. О структурной организации хроматина. 2. О механизмах протекания различных способов репродукции клеток 3. О сущности и биологическом значении размножения клеток .
Оснащение урока
1. Препараты «Митоз в корешке лука» 2. Таблицы строение ядра, жизненный цикл клетки, фазы митоза, амитоз.
Самостоятельная работа учащихся

I
1. Используя таблицы изучить и зарисовать строение хромосом 2. Ультрамископическое строение хромосом. 3. Типы хромосом по расположению центромеры.
II
изучит микропрепарат «Митоз в корешке лука» . найти и зарисовать в альбом с соответствующими пояснениями фазы митоза и набора хромосом. профазу, метафазу, анафазу, телофазу.
Вопросы для итогового контроля
1. Какие существуют типы деления клеток. 2. Отличие амитоза от других способов деления клеток. 3. Какие процессы происходят в ядре в интерфазе. 4. Почему в начале митоза хромосомы состоят из двух хроматид. 5. Сколько клеток образуется в результате митоза и с каким набором хромосом
Строение хромосомы


Митоз в корешке лука

Митоз клетки животных

Домашнее задание

Подготовка к занятию «Поток информации в клетках. Строение ДНК и РНК. Биосинтез белка, его регуляция у прокариот и эукариот».
Вопросы для подготовки к следующему занятию
1. Строение ДНК и РНК 2. Виды РНК и их функции. 3. Строение рибосом. 4. Поток информации в клетке. 5. Биосинтез белка. Транскрипция и трансляция. По желанию можно приготовить сообщение , тему уточнить у учителя
Таблица на определение числа хромосом и молекул ДНК

в процессе деления клетки
фаза Количество хромосом примечание Интерфаза
G

1

2n2c

S 2n4c

G

2

2n4c
В период S происходит самоудвоение молекул ДНК Профаза
2n2c
Метафаза
2n4c
Анафаза
2n2c
у каждого полюса К полюсам клетки расходятся клетки сестринские хроматиды, которые становятся самостоятельным и хромосомами Телофаза
2n2c
Образуютя две клетки с диплоидным набором хромосом. Контрольные вопрос. 1.Что такое клеточный цикл? 2. Если в клетке хорошо видно веретено деления, а центромеры всех хромосом находятся в одной плоскости, то какая это стадия митоза? 3. Во время ненормального митоза в культуре ткани человека в клетке с 46 хромосомами дочерние хромосомы одной из коротких хромосом ( № 21 ) не разошлись в дочерние ядра, а попали в одно ядро. Это явление называется нерасхождением хромосом. Сколько хромосом стало в ядрах после такого деления? 4. Во время митоза в культуре ткани человека произошла элиминация одной хромосомы. Сколько хромосом будет в двух образующихся? 5. На какой стадии митоза удобно изучать форму и размер хромосом? 6. Если в клетке видны хромосомы, а ядерной оболочки и ядрышка нет, какая это стадия митоза? 7.Что называется кариотипом? 8. Что такое идиограмма хромосом? 9. В чѐм состоит генетическое значение митоза?
Контрольные задания. 1. Зарисовать стадии клеточного цикла: а) интерфазу; б) профазу и метафазу; в) анафазу и телофазу. Практическое занятие № 4
«Поток информации в клетке. Строение ДНК и РНК. Биосинтез

белка».

Задачи
Дать представление о потоке информации в клетке, о матричном синтезе, генетическом коде и его свойствах. Сформулировать отличия в химической организации, про странственной организации и функциях нуклеиновых кислот. Закрепить навыки сравнительного описания.
Учащиеся должны знать
1. Понятие генетического кода и его свойства. 2. Механизм репликации и его значение. 3. Основные этапы биосинтеза белка.
Учащиеся должны уметь.
1. Нарисовать пространственное строение молекулы ДНК с пояснениями механизмов образования химических связей между нуклеотидами в пределах одной полинуклеотидной цепи и между цепями. 2. Изобразить схематично строение нуклеотида и назвать его химический состав. 3. Объяснить схемы репликации. 4. Составить на базе исходной вторую цепочку ДНК и РНК.
Учащиеся должны иметь представление
1. Об условиях необходимых для синтеза белка. 2. О различии ДНК и РНК 3. О роли ДНК и всех видов РНК 4. О матричном синтезе
Оснащение урока
Таблицы 1. Генетический код иРНК. 2. Строение ДНК. 3. Трансляция
Самостоятельная работа учащихся.

1.
Изучить и зарисовать в альбом строение молекулы ДНК.
2.
Изучить и зарисовать строение РНК отметить их функции.
3.
Изучить и начертить схему трансляции.
4.
Изучить и начертить схему транскрипции.
5.
Решение задач по молекулярной генетике
Схема строения нуклеотида



Строение транспортной РНК

Домашнее задание
Подготовиться к итоговому занятию по теме «Цитология»

Определение нуклеотидного состава нуклеиновых

кислот в процентном соотношении.
1. Записать в тетрадь тему урока и правила Чаргаффа
Правила Чаргаффа
Первое правило: А = Г =1 Т Ц Второе правило : А + Г = Ц + Т Третье правило :А + Ц = Г + Т 2. Принцип комплементарности ДНК 1 цепь - 2 цепь А - Т Т - А Ц - Г Г - Ц Пример решения задачи . В молекуле ДНК находятся 1400 нуклеотидов с тимином, что составляет 5% от их общего числа. Определите сколько нуклеотидов с гуанином, цитозином, и аденином содержится в остальной молекуле ДНК и объясните полученные результаты.
Дано
Т- 1400 А-?
Г-?

Ц-?

Решение
А=Т 1400+1400=2800 что составляет 10% На Г и Ц приходится 100-10=90% Г=Ц и приходится по 45% что составляет 1% это 280 нуклеотидов 280 * 45= 12600нуклеотидов с гуанином Г 280 * 45= 12600нуклеотидов с цитозином Ц Примеры задач.

Задачи по молекулярной генетике

Задача №1
(с решением) Одна из цепочек начала молекулы ДНК имеет следующую нуклеотидную последовательность нуклеотидов. ГТА ГГЦ ЦАА АТА ТАЦ ГАЦ ЦГА ЦГГ создайте вторую цепочку этой же молекулы, указав принцип лежащий в основе её образования на основе этого же принципа покажите соответствующую исходной цепи ДНК цепь РНК , написав её название. ДНК ГТА ГГЦ ЦАА АТА ТАЦ ГАЦ ЦГА ЦГГ ДНК2 ЦАТ ЦЦГ ГТТ ТАТ АТГ ЦТГ ГЦТ ГЦЦ ДНК ГТА ГГЦ ЦАА АТА ТАЦ ГАЦ ЦГА ЦГГ РНК ЦАУ ЦЦГ ГУУ УАУ АУГ ЦУА ГАУ ГЦЦ Согласно принципу комплементарности (правило Чаргоффа)
З а д ач а

№ 2
Одноцепочный фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТГАТТТТГГТТГТА. Какой будет структура этой ДНК после репликации?
Задача

№3
. Какое строение будет иметь молекула и-РНК, если порядок нуклеотидов в цепочке гена, на котором она синтезируется, имеет следующую п о с л е д о в ат е л ь н о с т ь : ГТГТААЦГАЦЦГАТАТТТГТА? Какова длина молекулы ДНК, если длина одного нуклеотида 0,34 Нм?
Задача №4
. Определить процентное содержание каждого нуклеотида на участке ДНК со следующей п о с л ед о в ат е л ь н о с т ь ю н у к л е от и д о в в од н о й ц е п о ч к е : АААГТЦГГЦЦАТТГ.
Задача №5
Химический анализ показал, что фрагмент кодирующей цепи молекулы ДНК (гена) бактериофага имеет такую структуру: ТТТТТТАГГАТЦА. Укажите состав противоположной цепи ДНК, состав и-РНК.
Задача

№6
. Сколько содержится тимидиловых, адениловых и цитидиловых нуклеотидов (в отдельности) во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22 % от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте молекулы ДНК? Какова длина этого фрагмента ДНК?
Задача

№7
Укажите последовательность нуклеотидов в обеих цепочках фрагмента ДНК, если известно, что РНК, построенная на этом участке ДНК, имеет следующее строение АГУАЦЦГАУАЦУУГАУУУАЦГ. Какова длина этого фрагмента ДНК, если длина одного нуклеотида 0,34нм?
Задача №8
. В молекуле ДНК адениловые нуклеотиды составляют 15%. Определить процентное содержание остальных нуклеотидов и длину этого фрагмента ДНК, если в нем содержится 700 цитидиловых нуклеотидов, а длина одного нуклеотида равна 0,34 нм.
Задача №9
. Какова длина фрагмента молекулы ДНК, если в ней содержится 3600 адениловых нуклеотидов, что составляет 18% от количества всех нуклеотидов, а длина одного нуклеотида 0,34 нм?
Задача

№10
Каков нуклеотидный состав ДНК, если в и-РНК содержится гуанина-8%, аденина-32%, урацила-20%?

Задача №11
61 транспортная РНК несет антикодонф , с помощью которых расшифровывается информация о структуре белка. Укажите количество возможных вариантов триплетов, которые нужны для расшифровки информации о структуре белка.
Задача №12
61 транспортная РНК несет антикодонф , с помощью которых расшифровывается информация о структуре белка. Укажите количество нуклеотидов которые нужны для расшифровки информации о структуре белка состоящего из 400 аминокислот.
Задача №13
Белок состоит из 900 аминокислот . определите количество триплетов и нуклеотидов в информационной РНК , необходимой для синтеза белка.
Задача №
14 Участок белка состоит из следующих аминокислот пролин- валин-лейцин-оргинит-пролин-валин аспарагин найдите соответствующие этим аминокислотам нуклеотиды молекулы ДНК
Задача № 15
Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АГТ АЦЦ ГАТ АЦТ ЦГА ТТТ АЦГ ... Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка той же молекулы?
Задача №16
Большая из двух цепей белка инсулина (так называемая цепь В) начинается со следующих аминокислот:фенилаланин-валин- аспарагин _ цистиин глейцин. Напишите последовательность нуклеотидов в начале участка молекулы ДНК, храняще_о информацию об этом белке.
Задача № 17
Участок гена имеет следующее строение, состоящее из последовательности нуклеотидов: ЦГГ ЦГЦ ТЦA AAA ТЦГ ...Укажите строение соответствующего участка белка, информация о котором содержится в данном гене. Как отразится на строении белка удаление из гена четвертого нуклеотида?
Задача



18
При синдроме Фанкони (нарушение образования костной ткани) у больного с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют кодоны в и-РНК: АУА, ГУЦ, АУГ, УЦА, УУГ, ГУУ, АУУ. Определите, выделение каких аминокислот с мочой характерно дляксиндрома Фанкоми, если у здорового человека в моче содержатся аминокислоты аланин, серин, глутаминовая кислота и глицин.
Задача № 19
Исследования показали, что в и-РНК содержится 34% гуанина, 18% урацила, 28% цитозина, 20% аденина. Определите процентный состав азотистых оснований в участке ДНК, являющегося матрицей для данной и-РНК.
Задача № 20
В одной исследовательской лаборатории изучен участок одной из цепочек молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Оказалось, что он состоит из 24 мономеров- нуклеотидов: ГТГ ТAA ЦГА ЦЦГ АТА ЦТГ ТАЦ АЦЦ ... Каково строение соответствующего участка второй цепочки той же молекулы ДНК?
Задача №21
Молекула ДНК распалась на две цепочки. Одна из них имеет строение: ТАГ АЦТ ГГТ АЦА ЦГТ ГГТ ГАТ ТЦА ... Какое строение будет иметь вторая молекула ДНК, когда указанная цепочка достроится до полной двухцепочечной молекулы?
Задача №22
Полипептидная цепь одного белка животных имеет следующее начало: лизин — глутамин — треонин — аланин — аланин — аланин — лизин ... С какой последовательности нуклеотидов начинается ген, соответствующий этому белку?
Задача №23
Одна из цепей рибонуклеазы (фермента поджелудочной железы) состоит из 16 аминокислот: Глу — Гли — Асп — Про — Тир — Вал — Про — Вал — Про — Вал — Гис — Фен — Асн — Ала — Сер — Вал.
Определите структуру участка ДНК, кодирующе_о эту часть рибонуклеазы.
Задача № 24
Меньшая цепь мономеров в молекуле инсулина (так называемая цепь А) заканчивается такими аминокислотами: лейцин — тирозин — аспарагин — тирозин —цистеин — аспарагин. Какой последовательностью нуклеотидов ДНК кодируется данная цепь молекулы?
Задача

№25
Какая последовательность аминокислот кодируется такой последовательностью нуклеотидов ДНК ЦЦТ АГТ ГТГ AAЦ ЦАГ ТЦА?
Задача № 26
С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован такой последовательностью нуклеотидов: АЦГ ЦЦЦ АТГ ГЦЦ ГГТ АЦЦ? Каким станет начало полипептидной цепи синтезируемого белка, если под влиянием рентгеновских лучей пятый нуклеотид окажется выбитым из молекулы ДНК?
Задача № 27
. Определите порядок следования аминокислот в участке молекулы белка, если известно, что он кодируется такой последовательностью нуклеотидов ДНК: ТГА ТГЦ ГТТ ТАТ ГЦГ ЦЦЦ. Как изменится белок, если химическим путем будут удалены девятый и тринадцатый нуклеотиды?
Задача № 28
Назовите последовательные мономеры участка молекулы белка, который синтезируется на основе информации, « записанной» в молекуле ДНК таким порядком нуклеотидов: ТЦТ ЦЦЦ AAA AАГ АТА ГГГ ЦАТ. Как отразится на строении белка выпадение из молекулы ДНК первого нуклеотида?
Задача № 29
В и-РНК последний кодон AAА изменен в УAA. Какой нуклеотид заменен в антисмысловой цепи ДНК? К чему это может привести?
Задача № 30
У человека, больного цистинурией с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют кодоны

и-РНК:

ЦУУ, ГУУ, ЦУГ, ГУГ, УЦГ, ГУЦ, АУА. У здорового человека в моче обнаруживаются аланин, серин, глутаминовая кислота, глицин. Выделение каких аминокислот характерно для больных цистинурией?
Вопросы для самоконтроля
1. Какие нуклеиновые кислоты вам известны, что в них общего? 2. Что представляет собой молекула ДНК? 3. Почему ДНК обладает строгим соотношением своих компонентов? 4. На чем основана огромная информационная емкость ДНК? (Например, в ДНК млекопитающих содержится 4 —6 млрд бит информации, ч то с оответствует библиотеке в 1,5—2 тыс. томов.) Как эта функция отражена в строении? 5. Каковы основные отличия в строении, функциях, месторасположении ДНК и РНК? 6. Что такое нуклеотид? 7. В чем заключается правило комплементарности? 8. Какие особенности молекулы ДНК позволяют этим молекулам кодировать наследственную информацию, самоудваиваться и мутировать? 9. В чем особенность матричных реакций? 10. Что такое ген? Сколько генов имеет человек? 11. Почему нарушение в строении гена в одной клетке может многократно повториться в генах ее потомков? 12. Каким образом индивидуальная специфичность организмов отражена в особенностях строения белковых молекул? 13. На каких принципах основана точность в передаче генетической информации от материнской клетки дочерней? 14. Как отражен в процессе транскрипции принцип комплементарности? В чем смысл такой точности переписывания информации с ДНК на и-РНК? 15. Каким образом зашифрована генетическая инормация в ДНК и и- РНК, и какие требования предъявляются к генетическому коду? 16. Различается ли генетический код у разных видов животных? 17. Как происходит расшифровка генетической информации? Попробуйте изобразить этот процесс в виде схемы.
18. Дайте определение терминам «кодон» и «антикодон». 19. Что такое трансляция? 20. Почему биосинтез белка происходит в цитоплазме,а не в ядре, где находится необходимая для этого ДНК? 21. Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка? Ведь в этом случае не нужна была бы молекула-посредник— информационная РНК и можно было бы избежать всех случайных мутаций, возникающих при транскрипции и трансляции. 22. От чего зависит реализация наследственной информации в клетке? 23. Какие перспективы могут открыться в научной и практической деятельности человека с овладением механизмами реализации генетической информации? 24. Что такое генные мутации на молекулярном уровне? 25. Какие нарушения произойдут при сдвиге рамки считывания в процессе транскрипции и трансляции?
Задачи на определение длины и массы гена, массы белка

Необходимые пояснения:
 Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360 o  Один шаг составляют 10 пар нуклеотидов  Длина одного шага – 3,4 нм  Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм  Молекулярная масса одного нуклеотида – 345 г/моль  Молекулярная масса одной аминокислоты – 120 г/мол  В молекуле ДНК: А+Г=Т+Ц (Правило Чаргаффа: ∑(А) = ∑(Т), ∑(Г) = ∑(Ц), ∑(А+Г) =∑(Т+Ц)  Комплементарность нуклеотидов: А=Т; Г=Ц  Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя.  В среднем один белок содержит 400 аминокислот;  вычисление молекулярной массы белка: где М min – минимальная молекулярная масса белка, а – атомная или молекулярная масса компонента, в – процентное содержание компонента.
Задача № 1
На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последователь ности: А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т. Определите процентное содержание всех нукле отидов в этом фрагменте ДНК и длину гена. Решение: 1) достраиваем вторую нить (по принципу комплементарности) 2) ∑(А +Т+Ц+Г) = 24,из них ∑(А) = 8 = ∑(Т) 24 – 100% => х = 33,4% 8 – х% 24 – 100% => х = 16,6% 4 – х% ∑(Г) = 4 = ∑(Ц) 3) молекула ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи: 12 × 0,34 = 4,08 нм

Задача № 2.
В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК. Решение: 1) т.к. Ц = 18%, то и Г = 18%; 2) на долю А+Т приходится 100% – (18% +18%) = 64%, т.е. по 32%
Задача № 3.
В молекуле ДНК обнаружено 880 гуанидиловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента? Решение: 1) ∑(Г) = ∑(Ц)= 880 (это 22%); На долю других нуклеотидов приходится 100% – (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%; Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию: 22% – 880 28% – х, отсюда х = 1120 2) для определения длины ДНК нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи: (880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 = 2000 2000 × 0,34 = 680 (нм)
Задача № 4.
Дана молекула ДНК с относительной молекулярной массой 69 000, из них 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину этого фрагмента. Решение: 1) 69 000 : 345 = 200 (нуклеотидов в ДНК), 8625 : 345 = 25 (адениловых нуклеотидов в этой ДНК),∑(Г+Ц) = 200 – (25+25)= 150, т.е. их по 75; 2) 200 нуклеотидов в двух цепях, значит в одной – 100. 100 × 0,34 = 34 (нм)
Задача № 5.
Что тяжелее: белок или его ген? Решение: Пусть х – количество аминокислот в белке, тогда масса этого белка – 120х, количество нуклеотидов в гене, кодирующем этот белок, – 3х, масса этого гена – 345 × 3х. 120х < 345 × 3х, значит ген тяжелее белка.
Задача № 6.
Гемоглобин крови человека содержит 0, 34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина. Решение: М min = 56 : 0,34% · 100% = 16471
Задача №7.
Альбумин сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество аминокислотных остатков в молекуле этого белка. Решение: 68400 : 120 = 570 (аминокислот в молекуле альбумина)
Задача №8.
Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина = 75,1? Сколько аминокислотных остатков в этом белке? Решение: М min = 75,1 : 0,5% · 100% = 15020 ; 15020 : 120 = 125 (аминокислот в этом белке)
Задачи для самостоятельной работы
1. Молекула ДНК распалась на две цепочки. одна из них имеет строение : ТАГ АЦТ ГГТ АЦА ЦГТ ГГТ ГАТ ТЦА ... Какое строение будет иметь вторая молекула ДНК ,когда указанная цепочка достроится до полной двухцепочечной молекулы ? 2. Полипептидная цепь одного белка животных имеет следующее начало : лизин-глутамин-треонин-аланин-аланин-аланин- лизин-... С какой последовательности нуклеотидов начинается ген, соответствующий этому белку? 3. Участок молекулы белка имеет следующую последовательность аминокислот: глутамин-фенилаланин- лейцин-тирозин-аргинин. Определите одну из возможных последовательностей нуклеотидов в молекуле ДНК. 4. Участок молекулы белка имеет следующую последовательность аминокислот: глицин-тирозин-аргинин- аланин-цистеин. Определите одну из возможных последовательностей нуклеотидов в молекуле ДНК.
5. Одна из цепей рибонуклеазы (фермента поджелудочной железы) состоит из 16 аминокислот: Глу-Гли-асп-Про-Тир- Вал-Про-Вал-Про-Вал-Гис-фен-Фен-Асн-Ала-Сер-Вал. Определите структуру участка ДНК , кодирующего эту часть рибонуклеазы. 6. Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ГТЦ ЦТА АЦЦ ГГА ТТТ. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка. 7. Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТЦГ ГТЦ ААЦ ТТА ГЦТ. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка. 8. Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТГГ АЦА ГГТ ТТЦ ГТА. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка. 9. Определите порядок следования аминокислот в участке молекулы белка, если известно, что он кодируется такой последовательностью нуклеотидов ДНК: ТГА ТГЦ ГТТ ТАТ ГЦГ ЦЦЦ. Как изменится белок , если химическим путем будут удалены 9-й и 13-й нуклеотиды? 10. Кодирующая цепь ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТАГ ЦГТ ТТЦ ТЦГ ГТА. Как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение шестого нуклеотида в цепи ДНК. Объясните результаты. 11. Кодирующая цепь ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТАГ ТТЦ ТЦГ АГА. Как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение восьмого нуклеотида в цепи ДНК. Объясните результаты. 12. Под воздействием мутагенных факторов во фрагменте гена: ЦАТ ТАГ ГТА ЦГТ ТЦГ произошла замена второго триплета на триплет АТА. Объясните, как изменится структура молекулы белка. 13. Под воздействием мутагенных факторов во фрагменте гена: АГА ТАГ ГТА ЦГТ ТЦГ произошла замена четвёртого триплета на триплет АЦЦ. Объясните, как изменится структура молекулы белка. 14. Фрагмент молекулы и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦА УГУ АГЦ ААГ ЦГЦ. Определите последовательность аминокислот в молекуле белка и её молекулярную массу. 15. Фрагмент молекулы и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГАГ ЦЦА ААУ АЦУ УУА. Определите последовательность аминокислот в молекуле белка и её молекулярную массу. 16. Ген ДНК включает 450пар нуклеотидов. Какова длина, молекулярная масса гена и сколько аминокислот закодировано в нём? 17. Сколько нуклеотидов содержит ген ДНК, если в нем закодировано 135 аминокислот. Какова молекулярная масса данного гена и его длина? 18. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующую структуру: ГГТ АЦГ АТГ ТЦА АГА. Определите первичную структуру белка, закодированного в этой цепи, количество (%) различных видов нуклеотидов в двух цепях фрагмента и его длину. 19. Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 1500 г/моль? 20. Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 42000 г/моль? 21. В состав белковой молекулы входит 125 аминокислот. Определите количество нуклеотидов в и-РНК и гене ДНК, а
также количества молекул т-РНК принявших участие в синтезе данного белка. 22. В состав белковой молекулы входит 204 аминокислоты. Определите количество нуклеотидов в и-РНК и гене ДНК, а также количества молекул т-РНК принявших участие в синтезе данного белка. 23. В синтезе белковой молекулы приняли участие 145 молекул т- РНК. Определите число нуклеотидов в и-РНК, гене ДНК и количество аминокислот в синтезированной молекуле белка. 24. В синтезе белковой молекулы приняли участие 128 молекул т- РНК. Определите число нуклеотидов в и-РНК, гене ДНК и количество аминокислот в синтезированной молекуле белка. 25. Фрагмент цепи и-РНК имеет следующую последовательность: ГГГ УГГ УАУ ЦЦЦ ААЦ УГУ. Определите, последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны т-РНК, и последовательность аминокислот соответствующая фрагменту гена ДНК. 26. Фрагмент цепи и-РНК имеет следующую последовательность: ГУУ ГАА ЦЦГ УАУ ГЦУ. Определите, последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны т-РНК, и последовательность аминокислот соответствующая фрагменту гена ДНК. 27. В молекуле и-РНК содержится 13% адениловых, 27% гуаниловых и 39% урациловых нуклеотидов. Определите соотношение всех видов нуклеотидов в ДНК, с которой была транскрибирована данная и-РНК. 28. В молекуле и-РНК содержится 21% цитидиловых, 17% гуаниловых и 40% урациловых нуклеотидов. Определите соотношение всех видов нуклеотидов в ДНК, с которой была транскрибирована данная и-РНК 29. Молекула и-РНК содержит 21% гуаниловых нуклеотидов, сколько цитидиловых нуклеотидов содержится в кодирующей цепи участка ДНК? 30. Если в цепи молекулы ДНК, с которой транскрибирована генетическая информация, содержалось 11% адениловых нуклеотидов, сколько урациловых нуклеотидов будет содержаться в соответствующем ему отрезке и-РНК?
Практическое занятие №5 Обзорное занятие по цитологии
Задачи
. Закрепить индивидуальные знания по цитологии, обмену веществ и энергии в клетке, способах репродукции клеток.
Учащиеся должны знать
1. Историю изобретения микроскопа и цитологических исследований. 2. Строение и функции всех клеточных структур. 3. Органоиды и их классификацию. 4. Жизненный цикл клетки. 5. Деление клетки. 6. Химический состав и физическое состояние протоплазмы. 7. Нуклеиновые кислоты и их строение. 8. Биосинтоз белка. 9. Генетический код и его свойства.
Вопросы для зачета

1.
История изобретения микроскопа.
2.
Строение светового микроскопа история микроскопии.
3.
История цитологических исследований.
4.
Основные положения классической клеточной теории, её авторы и год создания.
5.
Общий план строения клетки.
6.
Структурные компоненты клетки, видимые под световым микроскопом.
7.
Что такое протоплазма и в каких видах она может быть представлена в живых клетках.
8.
Цитоплазматическая мембрана и её тонкое строение.
9.
Клеточная оболочка и типы клеточных оболочек.
10.
Мембранный принцип строения внутриклеточных сьтруктур.
11.
Общие органоиды клетки.
12.
Специальные органоиды клетки.
13.
Жизненный цикл клетки.
14.
Характенристика фаз митоза.

15.
Значение митоза для эволюции.
16.
Число хромосом и молекул ДНК в процессе митоза.
17.
Амитоз , его значение.
18.
Фагоцитоз, пиноцитоз.
19.
Ассимиляция, диссимиляция.
20.
Хемосинтез, фотосинтез,
21.
Брожение и дыхание.
22.
Бе, форма структурной молекулы.
23.
Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
24.
Строение ДНК и РНК.
25.
Репликация ДНК.
26.
Биосинтез белка.
27.
Генетический код и его свойства.
28.
Эволюция клетки.гипотезы.
Домашнее задание
Подготовка к занятию по теме «Мейоз» Вопросы для подготовки к следующему занятию 1. Мейоз, определение, сущность, значение. Особенности интерфазы между мейозом 1 и 2. 2. Мейоз 1 редукционное деление , фазы и периоды. 3. Мейоз 2 4. Профаза мейоза 1 стадии 5. Коньюгация и кросенговер. Механизм и значение. 6. Размножение организмов и его способы.

Жизненный цикл половой клетки= интерфаза + мейоз 2

деления.
Фаза Количество хромосом и молекул ДНК примечание Интерфаза
G

1

2n2c

S 2n4c

G

2

2n4c
В п е р и о д S происходит самоудвоение молекул ДНК Профаза 1
2n4c
Происходит к о н ь ю г а ц и я и кроссинговер Метафаза 1
2n4c
На экваторе клетки расположены биваленты хромосом Анафаза 1
n2c
у каждого полюса клетки К полюсам клетки расходятся парные хромосомы, которые состоят из двух сестренских хроматид(редукция числа хромосом) Телофаза 1
n2c
Образуются две клетки. Интерфаза
n2c
Удвоение ДНК не происходит Профаза
n2c
Метафаза 2
n2c
Анафаза 2
nc
у каждого полюса клетки К полюсам клетки расходятся сестренские хроматиды, которые становятся самостоятельными хромосомами Телофаза 2
nc
Образуют ся 4 к л е т к и с гаплоидным набором хромосом
Контрольные задания
1. Нарисуйте схему поведения одной пары гомологичных хромосом в мейозе, обозначив хромосому материнского происхождения одним цветом, а отцовского - другим. Допустите, что во время коньюгации хромосом они обменялись небольшим участком.
Контрольные задачи
1. Во время ненормального мейоза в исходной клетке у человека с 46 хромосомами одна пара гомологичных хромосом не разошлась ( нерасхождение ) к разным полюсам. Сколько хромосом было в каждой клетке, образовавшейся в результате мейоза? 2. Женщина получила от матери две мутантные хромосомы, а остальные нормальные и от отца одну хромосому мутантную, а все остальные нормальные. Какова вероятность того, что все три мутантные хромосомы окажутся в одной яйцеклетке: а) если они негомолотичны и б) если одна отцовская и одна материнская хромосомы гомологичны.
3. Могут ли в клетке, являющейся продуктом мейоза и содержащей 20 хромосом, 15 быть отцовскими? 4. Если общее число сперматозоидов, образуемое животными, равно 1000, а число хромосом в диплоидных клетках равно 2, то сколько сортов сперматозоидов и в каком количестве будет в этой 1000? 5. Сколько гамет образуется из 100 сперматоцитов 1 порядка? Из 100 сперматид? Из 100 сперматоцитов 2 порядка? 6. В клетках корешка риса содержится 24 хромосомы. Сколько хромосом содержит: а) материнская клетка пыльцы, б) микроспора, в) зародыш, г) яйцеклетка, д) полярное ядро, е) мегаспора, з) эндосперм, и) ядро пыльцевой трубки, к) материнская клетка мегаспоры, м) генеративное ядро.
Задачи для самостоятельной работы.
1. Участок молекулы ДНК кодирующий последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав
ГАТ ГАА ТАГ ТГЦ ТТЦ
объясните , к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина между седьмым и восьмым нуклеотидами. Ответ поясните. 2. В последовательности одной из исходных цепей ДНК.
АГЦ АГГ ТАА
произошла мутация, выпадение второго нуклеотида в третьем тнриплете. Используя таблицу генетического кода, определите исходную аминокислотную последовательность. Изменится ли первичная структура исходного полипептида после мутации. К какому виду мутаций относится данное изменение? 3. Молекулярная масса белка состовляет 15950. Определите длину гена кодирующего этот белок, если молекулярная масса одной аминокислоты 110, а расстояние между нуклеотидами в молекуле ДНК 0,34нм. Ответ поясните. 4. СЛОВАРЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Аллель
одна из двух или более альтернативных форм гена, кажда я из которых характеризуетсяуникальной последовательностью ну клеотидов; аллели, как правило, отличаются последовательностям инуклеотидов.
Аллель дикого типа
(нормальный) — нуклеотидная последовательность гена, обеспечивающая его нормальную работу.
Аллель доминантный
— аллель, наличие которого проявляется в фенотипе.
Аллель мутантный
мутация, приводящая к изменению последова тельности аллеля дикого типа.
Аллель рецессивный
аллель, фенотипически проявляющийся тол ько в гомозиготном состоянии имаскирующийся в присутствии до минантного аллеля.
Аллельные серии
моногенные наследственные заболевания, выз ванные различными мутациями в одноми том же гене, но относящ иеся к разным нозологическим группам по своим клиническим пр оявлениям.
Антибиотик
— вещество, подавляющее рост клеток или убивающ ее их.
Антиген
вещество (обычно белки, реже полисахариды), вызываю щее у животных иммунный ответ(образование антител).

Антикодон
последовательность из трех нуклеотидов в молекуле т ранспортной РНК, комплементарнаякодирующему триплету в мол екуле мРНК.
Антитело
белок (иммуноглобулин), образуемый иммунной систем ой организма животных в ответ навведение антигена и способный в ступать с ним в специфическое взаимодействие.
Аплазия
(агенезия) — полное врожденное отсутствие органа или части его.
Арахнодактилия
— необычно длинные и тонкие пальцы.
Ассортативные браки
браки, при которых выбор брачного партн ера по одному или нескольким признакамнеслучаен.
Аутосома
любая неполовая хромосома. У человека имеется 22 пар ы аутосом.
Аутосомно-доминантное наследование
— тип наследования, при котором одного мутантного аллеля,локализованного в аутосоме, д остаточно, чтобы болезнь (или признак) могла быть выражена.
Аутосомно-рецессивное наследование
– тип наследования призн ака или болезни, при котором мутантныйаллель, локализованный в аутосоме, должен быть унаследован от обоих родителей.


Бактериофаг
— вирус бактерий: состоит из ДНК или РНК, упако ванной в белковую оболочку.
Белковая инженерия
— создание искусственных белков с заданн ыми свойствами путем направленныхизменений (мутаций) в генах или путем обмена локусами между гетерологичными генами.
Биопсия хориона
– процедура, осуществляемая на 7-11 й неделе беременности, с целью получения клетокдля пренатальн ой диагностики.
Болезни аутосомные
обусловлены дефектами генов, локализован ных в аутосомах
Болезни врожденные
присутствуют у ребенка с момента рожден ия, неравнозначны с наследственнымизаболеваниями.
Болезни доминантные
– развиваются при наличии одного мутант ного гена в гетерозиготном состоянии
Болезни моногенные
– обусловлены дефектом одного гена
Болезни мультифакториальные
– имеющие в своей основе как г енетическую, так и средовую компоненты;генетическая компонен та представляет собой сочетание разных аллелей нескольких локу сов, определяющихнаследственную предрасположенность к забол еванию при разных условиях внешней среды
Болезни наследственные
– имеющие в своей основе генетическу ю компоненту
Болезни рецессивные
– развиваются при наличии мутантного ген а в гомозиготном состоянии
Болезни, сцепленные с полом
– обусловлены дефектом генов, ло кализованных в X- или Y-хромосомах
Болезни хромосомные
– обусловлены числовыми и структурным и нарушениями кариотипа
Брахидактилия
— укорочение пальцев.
Брахикамптодактилия
— укорочение метакарпальных (метатарз альных) костей и средних фаланг всочетании с камптодактилией.
Вакцина
— препарат ослабленного или убитого инфекционного а гента (вируса, бактерии и т. п.) или егоотдельных компонентов, не сущих антигенные детерминанты, способный вызывать образован ие иммунитета кданной инфекции у животных (человека). Кроме т ого, в последнее время появились вакцины, произведенныеметода ми генной инженерии (примером такой вакцины может служить ва кцина против гепатита B)
Гамета
— зрелая половая клетка.
Гемизиготность
— состояние организма, при котором какой-то ге н представлен в одной хромосоме.
Ген
последовательность нуклеотидов в ДНК, которая кодирует оп ределённую РНК.
Генетическая карта
схема расположения структурных генов и ре гуляторных элементов в хромосоме.
Генетический код
— соответствие между триплетами в ДНК (ил и РНК) и аминокислотами белков.
Генная инженерия
— совокупность приемов, методов и технолог ий получения рекомбинантных РНК и ДНК,выделения генов из ор ганизма (клеток), осуществления манипуляций с генами и введени я их в другиеорганизмы.
Генная терапия
— введение генетического материала (ДНК или Р НК) в клетку для востановления нормальнойфункции.
Геном
— общая генетическая информация, содержащаяся в генах организма, или генетический состав клетки.

Генотип
1) вся генетическая информация организма; 2) генетичес кая характеристика организма по одномуили нескольким изучаем ым локусам.
Ген-регулятор
— ген, кодирующий регуляторный белок активиру ющий или подавляющий транскрипциюдругих генов.
Ген-репортер
— ген, чей продукт определяется с помощью прост ых и чувствительных методов и чьяактивность в тестируемых кле тках в норме отсутствует. Используется в генно-инженерных конст рукциях дляподтверждения наличия вектора.
Ген-усилитель
(энхансер) — короткий сегмент ДНК, который влияет на уровень проявления (экспрессии)определённых генов, увеличивая частоту инициации и транскрипции.
Гетерозигота
клетка (или организм), содержащая два различных а ллеля в конкретном локусе гомологичныххромосом.
Гетерозиготность
— наличие разных аллелей в диплоидной клетк е.
Гетерозиготный организм
— организм, имеющий две различные формы данного гена (разные аллели) вгомологичных хромосомах.
Гипертрихоз
— избыточный рост волос.
Гипоплазия врожденная
— недоразвитие органа, проявляющеес я дефицитом относительной массы илиразмера органа.
Гомозигота
клетка (или организм), содержащая два одинаковых а ллеля в конкретном локусе гомологичныххромосом.
Гомозиготность
— наличие одинаковых аллелей в диплоидной кл етке.
Гомозиготный организм
— организм, имеющий две идентичные копии данного гена в гомологичныххромосомах.
Гомологичные хромосомы
хромосомы, одинаковые по набору со ставляющих их генов.
Группа сцепления
— все гены, локализованные в одной хромосо ме.
Дактилоскопия генная
— выявление вариаций в числе и длине т андемных повторов ДНК.
Делеция
— тип хромосомной мутации, при которой утрачивается у часток хромосомы; тип генной мутации, прикоторой выпадает уча сток молекулы ДНК.
Денатурация
— нарушение пространственной структуры молеку лы в результате разрыва внутри- илимежмолекулярных нековалент ных связей.
Дрейф генов
изменение частот генов в ряду поколений, обусловле нное случайными событиями митоза,оплодотворения и размножен ия.
Дупликация
— тип хромосомной мутации, при которой удвоен ка кой-либо участок хромосомы; тип генноймутации, при которой уд воен какой-либо участок ДНК.
Изменчивость
— вариабельность (разнообразие) признаков среди представителей данного вида.
Кодон
тройка расположенных подряд нуклеотидных остатков в Д НК или РНК, кодирующая определеннуюаминокислоту или являю щаяся сигналом окончания трансляции.
Компартментализация
— ограничение процесса (продукта) опре деленной областью клетки.
Компетентность
— способность клеток к трансформации.
Комплементарность
(в генетике) — свойство азотистых оснований образовывать с помощью водор одныхсвязей парные комплексы аденин—тимин (или урацил) и гу анин—цитозин при взаимодействии цепейнуклеиновых кислот.
Конъюгация
— способ обмена генетической информацией у бакт ерий, при котором вследствие физическогоконтакта между клетка ми происходит перенос клеточной, плазмидной или транспозонно й ДНК от донорнойклетки в реципиентную.
Локус
участок ДНК (хромосомы), где расположена определенная г енетическая детерминанта.
Макроглоссия
— патологическое увеличение языка.
Макросомия
(
гигантизм
) — чрезмерно увеличенные размеры отдельных частей тела или оч ень высокий рост.
Макростомия
— чрезмерно широкая ротовая щель.
Макротия
— увеличенные ушные раковины.
Макроцефалия
— чрезмерно большая голова.
Моногибридное скрещивание
— скрещивание форм, отличающи хся друг от друга по одной пареальтернативных признаков.
Мутация
изменение генетического материала, часто приводящее к изменению свойств организма.

Наследственность
свойство организмов обеспечивать материальн ую и функциональную преемственностьмежду поколениями, а так же повторять определенный тип индивидуального развития
Наследуемость
доля фенотипической изменчивости в популяции, о бусловленная генетическойизменчивостью (в отношении к опреде лённому качественному или количественному признаку).
Ренатурация
восстановление исходной пространственной структ уры молекул
Транскрипция
— синтез РНК на ДНК-матрице; осу ществляется РНК-полимеразой.
Трансляция
— процесс синтеза полипептида, определяемый матр ичной РНК.
Фенотип
внешнее проявление свойств организма, зависящих от е го генотипа и факторов окружающейсреды.
Хроматин
нитчатые комплексные молекулы дезоксирибонуклеоп ротеида (ДНП), которые состоят из ДНК,связанной с гистонами.
Центромера
локус на хромосоме, физически необходимый для ра спределения гомологичных хромосом подочерним клеткам.
Штамм
линия клеток, бактерий (или вирусов), ведущая начало от о дной клетки (или вируса).
Экзон
— сохраняющаяся при сплайсинге часть интронированного гена..
Эукариоты
— организмы, клетки которых содержат ядра. .
Список литературы
1. Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки: В 5т. /Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. 2. Ватти К.В., Тихомирова Н.М. Руководство к практическим занятиям по генетике. – М.: Просвещение, 1979. – 189 с. 3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию / Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 671 с. 4. Лабораторные занятия по курсу гистологии и эмбриологии: Учебное пособие / Под ред. Ю.И. Афанасьева. – М.: Высшая школа, 1990. – 399 с. 5. Практикум по цитологии: Учебное пособие / Под ред. Ю.С. Ченцова. – М.: Изд – во Моск. ун - та, 1988. – 294 с. 6. Уилсон Дж., Хант Т. Молекулярная биология клетки: Сборник задач / Пер. с англ. – М.: Мир, 1994.- 520с.


В раздел образования