Напоминание

" Воспитание толерантности через применение коммуникативных тренингов в детском театральном коллективе".


Автор: Савина Лилия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДТДиМ, театр-студия "Бенефис".
Населённый пункт: Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре г
Наименование материала: Статья
Тема: " Воспитание толерантности через применение коммуникативных тренингов в детском театральном коллективе".
Раздел: дополнительное образование





Назад





Савина Лилия Владимировна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД « ГДТДиМ»

г. Комсомольска – на – Амуре

« Воспитание толерантности через применение коммуникативных тренингов в детском теат-

ральном коллективе».
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. « Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой гене- ральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо со- бытия, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Президентом России В.В. Путиным разработана программа « Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной пробле- ме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в образовательном учреждении, да и в обществе в целом. Прекрас- но понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя кор- ректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы реше- ние проблемы воспитания толерантности. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирова- ния у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Для детей младшего возраста, возраста от 6 до 10 лет, проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жиз- ненном этапе начинает складываться взаимодействие в группе между 15 – 25 детьми, например, как в нашей театральной сту- дии «Бенефис», пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и разной коммуникативной деятель- ностью. Для плодотворного обучения в группах необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой об- щей основе. И это невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одном из условий вос- питания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в возрасте от 6 до 10 лет важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным вз- глядам. В возрасте от 10 до 14 лет рекомендуется использовать интерактивные методы обучения – это модель открытого обсужде- ния, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд, должно осуще- ствляться по формуле: «родители + дети + учитель». По – мимо родительских собраний, бесед, проводим мероприятия, где родители с удовольствием принимают участия. Выезжаем на природу «родители + ребята + педагоги», ходим на экскурсии. Мероприятия, в которых принимают участия родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных фак- торов в жизни ребенка школы семьи. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое об- щение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерант- ности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Можно выделить две группы методов понимания: 1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является при- знание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него само- го субъективный, аутентичный смысл. 2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проник- нуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со – участное от- ношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога. Я работаю уже более 20 лет с детьми и 3 года в театральной студии «Бенефис» стараюсь следовать правилам поведения толерантного учителя: 1. Быть примером для детей и общества 2. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого 3. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности 4. Быть справедливым 5. Создавать свободную и демократическую атмосферу
6. Уметь слушать Также использую формы и методы воспитания толерантности: - Беседа - Вечера отдыха - Экскурсии - Путешествия, выход на природу - Совместные творческие дела - Дискуссии - Игровые и конкурсные программы - Акции милосердия - Игровые тренинги Цель занятия – тренинга состоит в том, чтобы создавать участникам ( учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых: - снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; - развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру; - формируется умение ценить свою и чужую работу; - закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. Вот несколько упражнений – тренингов толерантности которые я использую в своей работе.
1.Упражнение « Комплименты»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Оборудование: мяч. Форма работы: коллективная, в кругу. Каждому человеку нравится когда ему говорят приятное - комплимент. Задание: По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адре- сован что – нибудь приятное - комплимент.
2.Упражнение « Превращения»
Цель: самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств. Форма работы: коллективная, в кругу. Задание: Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения. - Если бы я был книгой, то я был бы… - Если бы я был едой, то я был бы… - Если бы я был животным, то я был бы… - Если бы я был растением, то я был бы…
3.

Упражнение « Учимся ценить свою индивидуальность»
Цель: дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет тем какие его видят окружающие ; научить понимать и ценить различие. Оборудование: листы бумаги и ручки. Форма работы: индивидуальная, коллективная в кругу. Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действи- тельно хорошо, когда мы – как все, но не менее важна наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не по- хожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем. Задание: Напишите о каких – то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие – либо достижения. После того как вы справитесь с заданием. Мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений. Индивидуальная работа. Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием. Если автора не удается «вычис- лить», он должен назваться сам.
4.Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: показать, какими способами можно сделать общение толерантным. Оборудование: листы бумаги, ручки для ребят. Форма работы: групповая, в кругу. Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек. Задание: Каждый из вас должен обвести свою руку на листке бумаги и написать свое имя на ладошке. Потом вы передае- те свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишите какое – нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например: «Ты очень добрый», «Ты все- гда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и
т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «компли- ментами». Групповая работа. Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»? Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
5. Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Форма работы: коллективная, в кругу. Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого – нибудь из участников та- ким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
6.Упражнение « Говорящие руки»
Цель: эмоционально – психологическое сближение участников. Время: 5 – 7 минут. Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образующейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: 1. Поздороваться с помощью рук. 2. Побороться руками. 3. Помириться руками. 4. Выразить поддержку с помощью рук. 5. Пожалеть руками. 6. Выразить радость. 7. Пожелать удачи. 8. Попрощаться руками. Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально – психологическое сближение участников за счет телес- ного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение. Результат такой методике: - Снижение агрессивности и конфликтности в коллективе. - Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий. - Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «Мы», под которым подразумеваем школьного братство, при- частность ко всем россиянам, людям. Диагностика толерантности проводится путем психолого – педагогического мониторинга школьной тревожности, дез- адаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.) Список используемой литературы: 1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности.// Мемориал 2001., №24. 2.Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001. №№11-12. 3.Степанов П. Как воспитать толерантность?// Народное образование. 2001 №9, 2002-№1, 2002-№2.


В раздел образования