Напоминание

Использования стратегий технологии РКМЧП на уроках истории


Автор: Астанина Юлия Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28"
Населённый пункт: Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использования стратегий технологии РКМЧП на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




Российская Федерация администрация Киселевского городского округа управления образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №28»
Использования стратегий технологии РКМЧП

на уроках истории
Составила: Астанина Юлия Николаевна, учитель истории МБОУ «СОШ №28» Киселевский городской округ 2016
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта. Современная школа сегодня – это динамичный, быстро развивающийся во времени и пространстве организм. За последние годы своего развития она стала совсем другой:  если это педагогические технологии, то на первом месте – системно- деятельностный подход;  если это воспитание личности, то личности здоровой, д у хо в н о й , конкурентоспособной, которая может не только адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, но и найти свое место в жизни, стать полезным участником преобразований, новообразований, нововведений;  если это современный учитель, то это гарант обеспечения таких условий обучения и воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию Эти ориентиры обусловили мою внутреннюю, профессиональную потребность, стремление найти для себя наиболее эффективные подходы к преподаванию истории, продуктивные современные педагогические технологии. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Как повысить познавательный интерес учащихся к предмету? В процессе педагогической деятельности я пришла к убеждению, что именно
технология

развития

критического

мышления
позволит решить ряд задач, касающихся обновления содержания образования в целом и исторического в частности. Значимым является и то, что данная педагогическая технология является универсальной
ТРКМЧП -
это упорядоченная система продуктивных методических приемов, позволяющих учитывать индивидуальные особенности и интересы обучающихся, вовлекать их в активное участие в учебном процессе
.
Целью данной образовательной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение
принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Ведущей педагогической идеей стала идея использования стратегий технологии развития критического мышления на уроках истории в условиях реализации ФГОС ОО. ЦЕЛЬ работы: формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами технологии развития критического мышления на уроках истории
(слайд 5).
В данной технологии выделяют три основных стадии: вызов, осмысление, рефлексия. 1.стадия вызова. 2.стадия осмысление содержания. 3. стадия - рефлексия необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Особенно, хотелось бы выделить
прием «схема Исикавы».
В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Она получила название «схема Исикавы» (в японской литературе эту диаграмму из-за ее формы часто именуют «рыбья кость» или «рыбий скелет»). «Фишбоун» – универсальный приём, активно начал применяться и в педагогике, на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. Что касается места технологии, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме.
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
 головы, в которой обозначается вопрос или проблема;  косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин; хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы.
Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми.
Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть фактов. Факт придаёт проблеме ясность и реальные очертания.
Способ составления «рыбьего скелета» может быть:
 индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);  групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).  Таким образом, применение современных педагогических технологий позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умение конструировать свои знания самостоятельно, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Практика показала, что обучение должно происходить поэтапно, обязательно с объяснением ученикам, что мы делаем на уроке и для чего! Как начало работы в технологии РКМ мною были взяты «Чтение с остановками», «Техника вопросов», «Кластеры» и работа с таблицами. Ребята достаточно быстро и успешно показали результаты учебной деятельности, отчасти потому, что частично были знакомы с ними, а также потому, что они имеют простой алгоритм. Я была очень довольна результатами работы, так как, дети показали умение работать и понимание данной стратегии. Затем я стала применять и другие стратегии. Стратегии технологии применяется практически на каждом уроке истории, когда мы знакомимся со статьями параграфа, работаем с историческими документами, подводим итог изученной темы. Применение технологии ТРКМЧП позволяет развить у детей умения конструировать текст, ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся. Учит сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
В ходе проведения мониторинга качества обученности по истории были получены результаты
:
качество и прочность знаний в классах с применением ТКРМЧП значительней выше, чем в классах с традиционной методикой ведения предмета. Целью нашей педагогической идеи было формирование универсальных учебных действий средствами ТРКМЧП на уроках истории. Формирование УУД отслеживается с помощью комплексных диагностических работ метапредметных результатов. Анализ комплексных работ показывает, что умения и навыки учащихся, полученные с применением ТРКМЧП, более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме. Кроме того, они применяются и на других учебных предметах, что доказывает метапредметность результатов учебной деятельности. А это одно из требований реализации ФГОС ОО. Проведенные диагностики использования приемов развития критического мышления на уроках показали положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы. Реализация изложенной выше методики развития критического мышления через чтение и письмо универсальна. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Выбранная технология обучения будет эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска.


В раздел образования