Использования стратегий технологии РКМЧП на уроках истории
Автор: Астанина Юлия Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28" Населённый пункт: Киселевск, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Использования стратегий технологии РКМЧП на уроках истории Раздел: среднее образование
Российская Федерация
администрация Киселевского городского округа
управления образования
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №28»
Использования стратегий технологии РКМЧП
на уроках истории
Составила:
Астанина Юлия Николаевна,
учитель истории
МБОУ «СОШ №28»
Киселевский городской округ
2016
В
настоящее
время
в
России
идет
становление
новой
системы
образования,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается
существенными
изменениями
в
педагогической
теории
и
практике
учебно-воспитательного
процесса.
Происходит
смена
образовательной
парадигмы:
предлагаются
иное
содержание,
иные
подходы,
иное
право,
иные
отношения,
иное
поведение,
иной
педагогический
менталитет
в
рамках
нового федерального
государственного образовательного стандарта.
Современная
школа
сегодня
–
это
динамичный,
быстро
развивающийся
во
времени и пространстве организм. За последние годы своего развития она стала совсем
другой:
если
это
педагогические
технологии,
то
на
первом
месте
–
системно-
деятельностный подход;
если
это
воспитание
личности,
то
личности
здоровой,
д у хо в н о й ,
конкурентоспособной,
которая
может
не
только
адаптироваться
в
сложных
жизненных ситуациях, но и найти свое место в жизни,
стать полезным участником
преобразований, новообразований, нововведений;
если это современный учитель, то это гарант обеспечения таких условий обучения
и
воспитания,
которые
позволят
каждому
ученику
перейти
от
обучения
к
самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию
Эти ориентиры обусловили мою внутреннюю, профессиональную потребность,
стремление найти для себя наиболее эффективные подходы к преподаванию истории,
продуктивные современные педагогические технологии.
Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития
информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом
низкая. Как повысить познавательный интерес учащихся к предмету?
В
процессе
педагогической
деятельности
я
пришла
к
убеждению,
что
именно технология
развития
критического
мышления позволит
решить
ряд
задач,
касающихся обновления содержания образования в целом и исторического в частности.
Значимым является и то, что данная педагогическая технология является универсальной
ТРКМЧП - это упорядоченная система продуктивных методических приемов,
позволяющих
учитывать
индивидуальные
особенности
и
интересы
обучающихся,
вовлекать их в активное участие в учебном процессе .
Целью
данной
образовательной
технологии
является
развитие
мыслительных
навыков
учащихся,
необходимых
не
только
в
учебе,
но
и
обычной
жизни
(умение
принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений и др., т.е.
коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся).
Ведущей педагогической идеей стала идея использования стратегий технологии
развития критического мышления на уроках истории в условиях реализации ФГОС ОО.
ЦЕЛЬ
работы:
формирование
универсальных
учебных
действий
обучающихся
средствами технологии развития критического мышления на уроках истории (слайд 5).
В данной технологии выделяют три основных стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
1.стадия вызова.
2.стадия осмысление содержания.
3. стадия - рефлексия необходима не только для того, чтобы учитель проверил память
своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им
достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.
Особенно, хотелось бы выделить прием «схема Исикавы».
В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества
на
одном
заводе,
суммировал
мнение
инженеров
в
форме
диаграммы
причин
и
результатов.
Она
получила
название
«схема
Исикавы»
(в
японской
литературе
эту
диаграмму из-за ее формы часто именуют «рыбья кость» или «рыбий скелет»).
«Фишбоун» – универсальный приём, активно начал применяться и в педагогике,
на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях
обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать
полученную
информацию
в
стройную
систему
с
чёткими
взаимосвязями
между
элементами. Что
касается
места
технологии,
то
она может
выступать
как способ
организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме.
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того
или иного явления, проблемы;косточек внизу (слева), подтверждающих наличие
тех или иных причин; хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы. Она
должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных
элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают
сложности:
учащимся
непросто найти
подтверждения
для
каждой. Это
нормальная
ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому
нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми.
Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или
оставлять
на
доработку
ребятам.
Завершение
работы
со
«скелетом»
строится
на
определении
дальнейших
действий:
либо
продолжать
исследование
вопроса,
либо
формулировать его решения.
Записи
должны
быть
краткими,
представлять
собой
ключевые
слова
или
фразы,
отражающие суть фактов. Факт придаёт проблеме ясность и реальные очертания.
Способ составления «рыбьего скелета» может быть:
индивидуальным
(ученикам
даётся
вопрос
и
минут
10–15
на
обдумывание
и
составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);
групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его прочтения и по
ходу обсуждения заполняется схема).
Таким образом, применение современных педагогических технологий позволяют
добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся,
умение
конструировать
свои
знания
самостоятельно,
ориентироваться
в
информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Любой
метод,
технология
признается
прогрессивным,
если
он
дает
оптимальные
результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько
десятков лет назад или недавно. Практика показала, что обучение должно происходить
поэтапно, обязательно с объяснением ученикам, что мы делаем на уроке и для чего!
Как начало работы в технологии РКМ мною были взяты «Чтение с остановками»,
«Техника
вопросов»,
«Кластеры»
и
работа
с
таблицами.
Ребята
достаточно
быстро
и успешно показали результаты учебной деятельности, отчасти потому, что частично
были знакомы с ними, а также потому, что они имеют простой алгоритм.
Я была очень
довольна результатами работы, так как, дети показали умение работать и понимание
данной стратегии.
Затем я стала применять и другие стратегии. Стратегии технологии
применяется практически на каждом уроке истории, когда мы знакомимся со статьями
параграфа, работаем с историческими документами, подводим итог изученной темы.
Применение
технологии
ТРКМЧП
позволяет
развить
у
детей
умения
конструировать текст, ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных
запросов учащихся. Учит сортировать информацию с точки зрения ее важности,
“отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и
обобщения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности,
запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
В ходе проведения мониторинга качества обученности
по истории были получены
результаты :
качество
и
прочность
знаний
в
классах
с
применением
ТКРМЧП
значительней выше, чем в классах с традиционной методикой ведения предмета.
Целью нашей педагогической идеи было формирование универсальных учебных
действий средствами ТРКМЧП на уроках истории. Формирование УУД отслеживается с
помощью
комплексных
диагностических
работ
метапредметных
результатов.
Анализ
комплексных
работ
показывает,
что
умения
и
навыки
учащихся,
полученные
с
применением
ТРКМЧП,
более
развиты,
чем
у
учащихся,
занимающихся
в
традиционном режиме. Кроме того, они применяются и на других учебных предметах,
что
доказывает
метапредметность
результатов
учебной
деятельности.
А
это
одно
из
требований реализации ФГОС ОО.
Проведенные
диагностики
использования
приемов
развития
критического
мышления
на
уроках
показали
положительные
результаты
в
овладении
учащимися
умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы.
Реализация изложенной выше методики развития критического мышления через
чтение
и
письмо
универсальна.
Самое
главное
важно
понять,
что
смысл
нового
образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных
приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием
новых
технологий
обучения.
Выбранная
технология
обучения
будет
эффективной
независимо
от
того,
являлась
ли
она
классической
в
рамках
данной
педагогической
технологии или возникла как продукт творческого поиска.