Напоминание

Игра, как средство приобретения социального опыта у дошкольников с нарушениями слуха


Автор: Соловьева Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Белгородская общеобразовательная коррекционная школа-интернат №23"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Игра, как средство приобретения социального опыта у дошкольников с нарушениями слуха
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дидактическая игра, как средство формирования социальной

компетентности и приобретения социального опыта дошкольникам с

нарушениями слуха
Социальное развитие ребёнка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая роль социального воздействия на развитие ребёнка, Л.С. Выготский видел последствия отклонений в развитии в «смещении тех систем, которые определяют все функции общественного поведения ребёнка» определял их как «социальный вывих» Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется информацией о значительных трудностях, с которыми сталкиваются люди, имеющие недостатки слуха, в их социальной реабилитации. Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей. Затруднения возникают при понимании чувств людей, овладение нормами поведения, формирование нравственных представлений и чувств. Дети с нарушениями слуха дошкольного возраста испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей с взрослыми и между собой. Недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребёнка о явлениях социальной жизни и своём месте в ней, слабость оперирования имеющихся представлений в реальных условиях. Эти трудности усугубляются за счёт неумения родителей и педагогов руководить социальным развитием детей, влиять на их личностное развитие. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха. Развитие ребёнка дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира. Отношений людей, развиваются речь и навыки общения. Происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушениями слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия на них. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, вследствие его неоспоримого значения для психического развития ребёнка. Возникновение игры у ребёнка связано с возникновением предметной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. У детей с нарушениями слуха предметная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства. Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков формирования игры. Особенности формирования игры у детей с нарушениями слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры. Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в
основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой. Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развёртывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленять существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни и те же действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитательнице) часто становится целью действий ребёнка при вхождении его в роль. Однако они копируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. Элемент подражания становится характерным для игр детей длительное время: они стараются точно, с подробнейшими деталями воспроизводить игры, продемонстрированные воспитателем, в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, развитию сюжета, фантазированию. Наиболее эффективными для игр глухих детей являются трудности игрового замещения, т.е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое замещение помогает ребёнку осознать смысловое значение слова, отойти от конкретного значения. Введение предметов - заместителей связано с развитием знакового символического способа мышления. Опосредовано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях. Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше. Интеграция дошкольников с нарушениями слуха в общество здоровых детей. Изменения в обществе, наличие значительных социально-экономических преобразований в обществе ставят вопрос о том, что только творчески активная личность сможет успешно включиться в жизнь общества. Приносить обществу пользу и пользоваться его благами. Особенно остро стоит задача перед людьми с нарушениями слуха. Сегодня у таких людей есть возможность стать полноценными участниками социальной жизни. Воспользоваться этой возможностью они часто затрудняются: сказывается недостаток в опыте ребёнка социальных контактов со здоровыми сверстниками. Возможным выходом в этой ситуации является интеграция детей с ограниченными слуховыми возможностями и здоровых детей в специально-созданной среде - среде, моделирующей общество, в котором сегодняшним детям предстоит жить, и создание ситуаций, в которых они смогут получить опыт диалогического общения со своими сверстниками. Понятие «социализация» современная наука понимает как двусторонний процесс, включающий в себя не только усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей, но и активное воспроизводство системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Успешность социализации зависит не столько от широты и глубины освоения уже готовых норм, сколько от полученной в процессе социализации индивидуальной способности каждого к самостоятельной творческой деятельности в обществе и на благо общества.
Социализация - как активное включение детей в жизнь общества - есть процесс освоения и присвоения ими всё больших прав и обязанностей в сообществе, и задача педагога - создание возможностей ребёнку для такого освоения и присвоения. Субъективная сложность процесса социализации «уравнивает» положение детей с ограниченными возможностями слуха и их здоровых сверстников. Проблема вхождения во взрослый мир, в общество одинаково стоит перед любым ребёнком. При этом формы вхождения в социум ребёнком не освоены и не присвоены, и потому мы можем сказать, что сегодня каждый ребёнок является «социальным инвалидом» и помощь преодоления такой «инвалидности» необходима всем детям [3, стр.136-137]. Говоря о здоровых детях, можно сказать, что общество, в котором им предстоит жить и трудиться - это общество не только здоровых людей, но и слепых, глухих людей и людей с другими отклонениями от нормы. Мир, в который выходят сегодня глухие дети и их здоровые сверстники - это один мир - мир, где им жить вместе. В качестве повода к общению детей между собой выступает любая совместная деятельность, одинаково актуальная для обеих сторон. Это может быть совместное участие в спектаклях, вечерах развлечениях, и, конечно же, в игровой деятельности. Одинаковая актуальность игровой деятельности является обязательным условием совместной деятельности. В построении отношений детей между собой в играх речь идёт не о милосердии, а содружестве, где каждый ребёнок, и здоровый и с нарушениями слуха - субъект совместной деятельности, равноправный участник совместного творчества, совместного освоения и присвоения окружающего мира. В построении таких отношений ребёнок с нарушенным слухом получает опыт социальных контактов, осваивает новые ценности, расширяет репертуар своих новых социальных ролей, научается сам использовать плоды человеческой культуры в своих целях. Присваивает существующие и творит сам новые способы коммуникации с внешним миром, где общение почему-либо для него затруднено. А также научается сам организовывать для себя помощь со стороны здоровых людей там, где без этого не обойтись, спокойно относиться к отказу в помощи, понимая, что такой отказ, как правило, ситуативен, и тактично избегать навязчивых помощников. В то же время через игровую деятельность здоровый ребёнок получает представление о всей сложности и многообразии мира человеческих отношений. Обретает опыт отношений с инвалидом как обычной формы человеческих взаимоотношений, учится строить партнёрские отношения с разными людьми. А также привыкает создавать в обществе, субъектом которого он является, условия жизни, деятельности и общения, одинаково приемлемые для людей с самыми различными возможностями. Итак:на основе вышесказанного можно выделить некоторые общие подходы при воспитании детей с нарушениями слуха и здоровых детей: нацеленность на социализацию. Как на конечную цель воспитательного процесса; реализация единых целей воспитания разными путями, разными средствами и в разное время; предоставление свободы ребёнку в реализации его желаний, при совместной ответственности за результат действий ребёнка; развитие всех психических функций; учёт своеобразия развития ребёнка и учёт его потенциальных возможностей;
выявление и развитие талантов и способностей ребёнка, как залога его полноценного развития; формирование адекватной самооценки. Говоря о специальных подходах в воспитании, можно выделить следующее: опора на сохранные анализаторы;
-
использование совместной игровой деятельности, как одинаково актуальной для детей дошкольного возраста, для общения и интеграции в социум. Для успешной социализации особенно важен этап детства. Здесь закладывается фундамент социализации. Ребёнок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, усваивает язык окружающих его людей, т.е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова. Детям, изолированным от общества и вернувшимся в него спустя годы, трудно, а иногда и невозможно овладеть полностью элементами культурно- речевой среды. Именно в этот период закладываются основы социальной жизни, поэтому процесс их формирования необходимо построить с учётом их интересов, индивидуальных и физических возможностей. Процесс воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников станет эффективным только в том случае, когда он будет осуществляться в интересной для них игровой форме. В современной специальной педагогике и психологии определены направления работы по социализации детей с нарушениями слуха, формы, методы их реализации, однако практические вопросы формирования у дошкольников основ социальной жизни остаются нерешенными. Наблюдения показывают, что на практике осуществление данной проблемы базируется на интуитивном, стихийном подходе. Педагоги испытывают затруднения в проведении системы мероприятий по социализации, т.к. процесс общения у дошкольников с нарушениями слуха сильно нарушен. Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется информацией о значительных трудностях, с которыми сталкиваются люди, имеющие недостатки слуха, в их социальной реабилитации. Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей. Затруднения возникают при понимании чувств людей, овладение нормами поведения, формирование нравственных представлений и чувств. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей с взрослыми и между собой. Недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребёнка о явлениях социальной жизни и своём месте в ней, слабость оперирования имеющихся представлений в реальных условиях. Негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреждениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельности, приводит к неумению наладить сотрудничество с взрослыми и детьми. Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное
время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой. Элемент подражания становится характерным для игр детей длительное время: они с т а р а ют с я точ н о , с п од р о б н е й ш и м и д е т а л я м и в о с п р о и з в од и т ь и г р ы , продемонстрированные воспитателем, в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, развитию сюжета, фантазированию. Стать полноценными участниками социальной жизни они часто затрудняются: сказывается недостаток в опыте ребёнка социальных контактов со здоровыми сверстниками. Возможным выходом в этой ситуации является интеграция детей с ограниченными слуховыми возможностями и здоровых детей в специально-созданной среде, моделирующей общество, в котором сегодняшним детям предстоит жить, и создание ситуаций, в которых они смогут получить опыт диалогического общения со своими сверстниками. В качестве повода к общению детей между собой выступает любая совместная деятельность, одинаково актуальная для обеих сторон. Это может быть совместное участие в спектаклях, вечерах развлечениях, и, конечно же, в игровой деятельности. Одинаковая актуальность игровой деятельности является обязательным условием совместной деятельности. В построении таких отношений ребёнок с нарушенным слухом получает опыт социальных контактов, осваивает новые ценности, расширяет репертуар своих новых социальных ролей, научается сам использовать плоды человеческой культуры в своих целях. Присваивает существующие и творит сам новые способы коммуникации с внешним миром, где общение почему-либо для него затруднено. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: формирование взаимодействия и общения ребёнка со взрослыми; развитие общения ребёнка со сверстниками и формирование межличностных отношений; развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя. Общение детей организуется с учётом их индивидуальных интересов и особенностей. Основу культуры общения составляет гуманное отношение человека к человеку. Дошкольники овладевают основами норм культуры общения - это вежливость, формы приветствия, благодарности, извинения, простых правил поведения в общественных местах. Овладением опыта использования речевого материала происходит в практике общения. Эффективность овладения курсом социализации во многом определяется методами работы, используемыми воспитателем. Основными методами социального развития являются: ·беседа, экскурсии, наблюдения; ·дидактические игры; ·просмотр кино- и диафильмов; ·моделирование ситуаций, сценки - задачи, развитие сюжета по данной теме;
·упражнения, тренинги и т.п. ·практическая деятельность. Специалисты отмечают, что социализация - это не только овладение культурными нормами, не только освоение социальных ролей, но и передача от родителей детям социальных ценностей. Овладение ребёнком ценностями позволяет ему приспосабливаться к любым переменам ситуаций, действовать по собственному выбору. Для полноценной социализации важно, чтобы ценности семьи, специализированного учреждения и общества совпадали. Этого возможно достичь при согласованном воздействии учреждения и семьи в социализации детей. Работа с родителями - важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость. В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи: ·формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнка с нарушенным слухом; ·осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей; ·распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приёмами и методами коррекционной работы; ·изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения. В работе с родителями используют как индивидуальные формы работы (беседы, задания и рекомендации, переписка, посещение на дому), так и коллективные (групповые собрания, университеты и лектории, консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, информация в уголке родителей). В социальной реабилитации детей с нарушением слуха принимают участие различные региональные организации, оказывающие помощь детям-инвалидам. Основными задачами таких организаций являются защита прав детей с нарушениями слуха, организации помощи родителям. Распространение среди родителей информации о лечении нарушений слуха, слухопротезировании, методах воспитания и обучения детей и др. Формирование основ социального развития у глухих детей младшего дошкольного возраста может осуществляться во всех видах деятельности : игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности. Результаты эксперимента показали, что система игровых технологий является эффективным средством социализации. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, с помощью которого младшие дошкольники с нарушением слуха побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям. В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение, что игровые технологии могут стать эффективным средством социализации у младших дошкольников с нарушениями слуха при соблюдении специфических условий:
организации специального воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим; ознакомление с навыками неречевого жестового общения и глобального чтения по табличкам; включение во все виды игровой деятельности; интеграция знаний и умений в социальное окружение. Таким образом, можно говорить о необходимости использования игровых технологий в формировании основ социализации у глухих детей младшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение. Положительно в опытно - экспериментальном исследовании то, что ввиду отсутствия разработанного практического материала по данной проблеме, вся система игровых технологий и диагностические задания были подобраны самостоятельно. Можно рекомендовать шире использовать предложенные игровые технологии в системе коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Литература
1.Программы для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. - М., 2001. . Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. - М., 2001. .Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся./ Межвузовский сборник научных трудов. - М., Прометей, 1997. 4.Алов В.В., Алова М.И. Малыш не слышит! // ж. «В едином строю»/ Университет для родителей. - СПб., 2002. ..Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М., 1985. . Бондаренко Г.И. Я - концепция человека с инвалидностью.// Дефектология ,2006, № 5. . Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 2000. .Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Собр. Соч. - М., 1999., - Т.5. .Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М., 1998. .Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. - М., Владос., 2001 . Головчиц Л.А. Игра в жизни детей с нарушением слуха.//Дошкольное воспитание аномальных детей/под ред. Носковой. - М.. 2002. . Дошкольная педагогика / Под. Ред. В.И. Ядешко и Ф. А. Сохина. - М., 2004. .Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. - М., 2000.
.Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. - М., Владос, 2004. . Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М., 1999. .Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения (в обучении умственно отсталых дошкольников). - М., 2003. . Кравченко А.И. Социология / Уч. Пособие. - М., 1997 . Корсунская Б.Д.Воспитание глухого дошкольника в семье. - М., 2000 .Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1999 . Леонгард Э.И. Всегда вместе./


В раздел образования