Игра, как средство приобретения социального опыта у дошкольников с нарушениями слуха
Автор: Соловьева Ирина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ "Белгородская общеобразовательная коррекционная школа-интернат №23" Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: статья Тема: Игра, как средство приобретения социального опыта у дошкольников с нарушениями слуха Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра, как средство формирования социальной
компетентности и приобретения социального опыта дошкольникам с
нарушениями слуха
Социальное
развитие
ребёнка
является
многогранным
процессом,
предполагающим
присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных
качеств,
определяющих
взаимоотношения
с
другими
детьми
и
людьми,
развитие
самосознания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая роль социального
воздействия
на
развитие
ребёнка,
Л.С.
Выготский
видел
последствия
отклонений
в
развитии в «смещении тех систем, которые определяют все функции общественного
поведения ребёнка» определял их как «социальный вывих»
Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное
развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и
подкрепляется информацией о значительных трудностях, с которыми сталкиваются люди,
имеющие
недостатки
слуха,
в
их
социальной
реабилитации.
Для
дошкольников
с
нарушениями
слуха
характерны
трудности
понимания
окружающих
событий,
направленности
и
смысла
поступков
взрослых
и
детей.
Затруднения
возникают
при
понимании чувств людей, овладение нормами поведения, формирование нравственных
представлений и чувств.
Дети с нарушениями слуха дошкольного возраста испытывают трудности проникновения
в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями
овладения
психологическими
средствами
познания
социальной
действительности.
В
основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей с взрослыми и между
собой. Недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребёнка
о явлениях социальной жизни и своём месте в ней, слабость оперирования имеющихся
представлений
в
реальных
условиях.
Эти
трудности
усугубляются
за
счёт
неумения
родителей и педагогов руководить социальным развитием детей, влиять на их личностное
развитие.
Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха.
Развитие ребёнка дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой,
изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит
познание предметов и явлений окружающего мира. Отношений людей, развиваются речь и
навыки общения. Происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование
этих
видов
деятельности
у
детей
с
нарушениями
слуха
происходит
в
процессе
целенаправленного воздействия на них.
Ведущей
деятельностью
в
дошкольном
возрасте
является
игровая,
вследствие
его
неоспоримого
значения
для
психического
развития
ребёнка.
Возникновение
игры
у
ребёнка связано с возникновением предметной деятельности, которая формируется у
нормально
слышащих
детей
на
втором
году
жизни.
У
детей
с
нарушениями
слуха
предметная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства.
Более
позднее
формирование
предметной
деятельности
обуславливает
запаздывание
сроков формирования игры. Особенности формирования игры у детей с нарушениями
слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным
уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно
влияют на становление сюжетно-ролевой игры.
Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в
играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей
жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в
основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное
время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте
не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.
Играм
глухих
детей
присуще
педантичное
отражение
предметных
действий:
вместо
развёртывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не
умея
самостоятельно
вычленять
существенное,
передать
отношения
людей,
они
воспроизводят
элементы
ситуации,
не
являющиеся
основными
для
данной
игры.
Многократно повторяются одни и те же действия, особенно если они раньше были
продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитательнице)
часто
становится
целью
действий
ребёнка
при
вхождении
его
в
роль.
Однако
они
копируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. Элемент
подражания становится характерным для игр детей длительное время: они стараются
точно,
с
подробнейшими
деталями
воспроизводить
игры,
продемонстрированные
воспитателем, в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, развитию
сюжета, фантазированию.
Наиболее эффективными для игр глухих детей являются трудности игрового замещения,
т.е.
возможности
использования
в
игре
предметов,
которые
в
быту
имеют
другое
назначение. Игровое замещение помогает ребёнку осознать смысловое значение слова,
отойти от конкретного значения. Введение предметов - заместителей связано с развитием
знакового символического способа мышления. Опосредовано развитием воображения,
мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию
предметов в несвойственных им функциях.
Полноценная
сюжетно-ролевая
игра
без
специального
обучения
не
формируется.
У
слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше.
Интеграция дошкольников с нарушениями слуха в общество здоровых детей.
Изменения в обществе, наличие значительных социально-экономических преобразований
в обществе ставят вопрос о том, что только творчески активная личность сможет успешно
включиться в жизнь общества. Приносить обществу пользу и пользоваться его благами.
Особенно остро стоит задача перед людьми с нарушениями слуха. Сегодня у таких людей
есть возможность стать полноценными участниками социальной жизни. Воспользоваться
этой возможностью они часто затрудняются: сказывается недостаток в опыте ребёнка
социальных контактов со здоровыми сверстниками.
Возможным
выходом
в
этой
ситуации
является
интеграция
детей
с
ограниченными
слуховыми
возможностями
и
здоровых
детей
в
специально-созданной
среде
-
среде,
моделирующей общество, в котором сегодняшним детям предстоит жить, и создание
ситуаций, в которых они смогут получить опыт диалогического общения со своими
сверстниками.
Понятие
«социализация»
современная
наука
понимает
как
двусторонний
процесс,
включающий в себя не только усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в
социальную среду, систему социальных связей, но и активное воспроизводство системы
социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в
социальную среду. Успешность социализации зависит не столько от широты и глубины
освоения
уже
готовых
норм,
сколько
от
полученной
в
процессе
социализации
индивидуальной
способности
каждого
к
самостоятельной
творческой
деятельности
в
обществе и на благо общества.
Социализация - как активное включение детей в жизнь общества - есть процесс освоения
и присвоения ими всё больших прав и обязанностей в сообществе, и задача педагога -
создание возможностей ребёнку для такого освоения и присвоения.
Субъективная
сложность
процесса
социализации
«уравнивает»
положение
детей
с
ограниченными возможностями слуха и их здоровых сверстников. Проблема вхождения во
взрослый мир, в общество одинаково стоит перед любым ребёнком. При этом формы
вхождения в социум ребёнком не освоены и не присвоены, и потому мы можем сказать,
что сегодня каждый ребёнок является «социальным инвалидом» и помощь преодоления
такой «инвалидности» необходима всем детям [3, стр.136-137].
Говоря о здоровых детях, можно сказать, что общество, в котором им предстоит жить и
трудиться - это общество не только здоровых людей, но и слепых, глухих людей и людей с
другими отклонениями от нормы. Мир, в который выходят сегодня глухие дети и их
здоровые сверстники - это один мир - мир, где им жить вместе.
В
качестве
повода
к
общению
детей
между
собой
выступает
любая
совместная
деятельность,
одинаково
актуальная
для
обеих
сторон.
Это
может
быть
совместное
участие в спектаклях, вечерах развлечениях, и, конечно же, в игровой деятельности.
Одинаковая
актуальность
игровой
деятельности
является
обязательным
условием
совместной деятельности. В построении отношений детей между собой в играх речь идёт
не о милосердии, а содружестве, где каждый ребёнок, и здоровый и с нарушениями слуха -
субъект
совместной
деятельности,
равноправный
участник
совместного
творчества,
совместного освоения и присвоения окружающего мира.
В построении таких отношений ребёнок с нарушенным слухом получает опыт социальных
контактов, осваивает новые ценности, расширяет репертуар своих новых социальных
ролей,
научается
сам
использовать
плоды
человеческой
культуры
в
своих
целях.
Присваивает существующие и творит сам новые способы коммуникации с внешним
миром,
где
общение
почему-либо
для
него
затруднено.
А
также
научается
сам
организовывать для себя помощь со стороны здоровых людей там, где без этого не
обойтись, спокойно относиться к отказу в помощи, понимая, что такой отказ, как правило,
ситуативен, и тактично избегать навязчивых помощников.
В то же время через игровую деятельность здоровый ребёнок получает представление о
всей
сложности
и
многообразии
мира
человеческих
отношений.
Обретает
опыт
отношений с инвалидом как обычной формы человеческих взаимоотношений, учится
строить партнёрские отношения с разными людьми. А также привыкает создавать в
обществе, субъектом которого он является, условия жизни, деятельности и общения,
одинаково приемлемые для людей с самыми различными возможностями.
Итак:на
основе
вышесказанного
можно
выделить
некоторые
общие
подходы
при
воспитании детей с нарушениями слуха и здоровых детей:
нацеленность на социализацию. Как на конечную цель воспитательного процесса;
реализация единых целей воспитания разными путями, разными средствами и в разное
время;
предоставление
свободы
ребёнку
в
реализации
его
желаний,
при
совместной
ответственности за результат действий ребёнка;
развитие всех психических функций;
учёт своеобразия развития ребёнка и учёт его потенциальных возможностей;
выявление и развитие талантов и способностей ребёнка, как залога его полноценного
развития;
формирование адекватной самооценки.
Говоря о специальных подходах в воспитании, можно выделить следующее:
опора на сохранные анализаторы;
- использование совместной игровой деятельности, как одинаково актуальной для детей
дошкольного возраста, для общения и интеграции в социум.
Для
успешной
социализации
особенно
важен
этап
детства.
Здесь
закладывается
фундамент
социализации.
Ребёнок
знакомится
с
правилами
поведения,
обычаями,
манерами, усваивает язык окружающих его людей, т.е. овладевает человеческой культурой
в широком смысле этого слова. Детям, изолированным от общества и вернувшимся в него
спустя годы, трудно, а иногда и невозможно овладеть полностью элементами культурно-
речевой среды.
Именно в этот период закладываются основы социальной жизни, поэтому процесс их
формирования
необходимо
построить
с
учётом
их
интересов,
индивидуальных
и
физических возможностей. Процесс воспитания и обучения глухих и слабослышащих
дошкольников станет эффективным только в том случае, когда он будет осуществляться в
интересной для них игровой форме. В современной специальной педагогике и психологии
определены направления работы по социализации детей с нарушениями слуха, формы,
методы их реализации, однако практические вопросы формирования у дошкольников
основ социальной жизни остаются нерешенными.
Наблюдения показывают, что на практике осуществление данной проблемы базируется на
интуитивном,
стихийном
подходе.
Педагоги
испытывают
затруднения
в
проведении
системы
мероприятий
по
социализации,
т.к.
процесс
общения
у
дошкольников
с
нарушениями слуха сильно нарушен.
Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное
развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и
подкрепляется информацией о значительных трудностях, с которыми сталкиваются люди,
имеющие
недостатки
слуха,
в
их
социальной
реабилитации.
Для
дошкольников
с
нарушениями
слуха
характерны
трудности
понимания
окружающих
событий,
направленности
и
смысла
поступков
взрослых
и
детей.
Затруднения
возникают
при
понимании чувств людей, овладение нормами поведения, формирование нравственных
представлений и чувств.
В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей с взрослыми и между
собой. Недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребёнка
о явлениях социальной жизни и своём месте в ней, слабость оперирования имеющихся
представлений в реальных условиях.
Негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает
пребывание в интернатных учреждениях, что обуславливает ограниченность социальных
контактов,
снижает
социальную
направленность
коммуникативной
деятельности,
приводит к неумению наладить сотрудничество с взрослыми и детьми.
Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в
играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей
жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в
основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное
время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте
не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.
Элемент
подражания
становится
характерным
для
игр
детей
длительное
время:
они
с т а р а ют с я
точ н о ,
с
п од р о б н е й ш и м и
д е т а л я м и
в о с п р о и з в од и т ь
и г р ы ,
продемонстрированные
воспитателем,
в
то
время
как
слышащие
дети
тяготеют
к
внесению изменений, развитию сюжета, фантазированию.
Стать
полноценными
участниками
социальной
жизни
они
часто
затрудняются:
сказывается
недостаток
в
опыте
ребёнка
социальных
контактов
со
здоровыми
сверстниками.
Возможным
выходом
в
этой
ситуации
является
интеграция
детей
с
ограниченными
слуховыми
возможностями
и
здоровых
детей
в
специально-созданной
среде,
моделирующей общество, в котором сегодняшним детям предстоит жить, и создание
ситуаций, в которых они смогут получить опыт диалогического общения со своими
сверстниками.
В
качестве
повода
к
общению
детей
между
собой
выступает
любая
совместная
деятельность,
одинаково
актуальная
для
обеих
сторон.
Это
может
быть
совместное
участие в спектаклях, вечерах развлечениях, и, конечно же, в игровой деятельности.
Одинаковая
актуальность
игровой
деятельности
является
обязательным
условием
совместной деятельности.
В построении таких отношений ребёнок с нарушенным слухом получает опыт социальных
контактов, осваивает новые ценности, расширяет репертуар своих новых социальных
ролей,
научается
сам
использовать
плоды
человеческой
культуры
в
своих
целях.
Присваивает существующие и творит сам новые способы коммуникации с внешним
миром, где общение почему-либо для него затруднено.
В социальном воспитании можно выделить основные задачи:
формирование взаимодействия и общения ребёнка со взрослыми;
развитие общения ребёнка со сверстниками и формирование межличностных отношений;
развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.
Общение детей организуется с учётом их индивидуальных интересов и особенностей.
Основу
культуры
общения
составляет
гуманное
отношение
человека
к
человеку.
Дошкольники овладевают основами норм культуры общения - это вежливость, формы
приветствия,
благодарности,
извинения,
простых
правил
поведения
в
общественных
местах.
Овладением опыта использования речевого материала происходит в практике общения.
Эффективность
овладения
курсом
социализации
во
многом
определяется
методами
работы, используемыми воспитателем.
Основными методами социального развития являются:
·беседа, экскурсии, наблюдения;
·дидактические игры;
·просмотр кино- и диафильмов;
·моделирование ситуаций, сценки - задачи, развитие сюжета по данной теме;
·упражнения, тренинги и т.п.
·практическая деятельность.
Специалисты
отмечают,
что
социализация
-
это
не
только
овладение
культурными
нормами, не только освоение социальных ролей, но и передача от родителей детям
социальных ценностей.
Овладение ребёнком ценностями позволяет ему приспосабливаться к любым переменам
ситуаций, действовать по собственному выбору.
Для
полноценной
социализации
важно,
чтобы
ценности
семьи,
специализированного
учреждения
и
общества
совпадали.
Этого
возможно
достичь
при
согласованном
воздействии учреждения и семьи в социализации детей.
Работа
с
родителями
-
важная
сторона
деятельности
администрации
и
педагогов
дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только
профессиональную
грамотность,
но
и
деликатность,
такт
и
сочувствие,
а
также
последовательность и настойчивость.
В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:
·формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнка с
нарушенным слухом;
·осуществлять
совместную
с
коллективом
дошкольного
учреждения
работу
по
всестороннему развитию детей;
·распространять
знания
по
различным
направлениям
педагогической
деятельности,
знакомить с приёмами и методами коррекционной работы;
·изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в
деятельности дошкольного учреждения.
В работе с родителями используют как индивидуальные формы работы (беседы, задания и
рекомендации, переписка, посещение на дому), так и коллективные (групповые собрания,
университеты
и
лектории,
консультации,
родительские
конференции,
дни
открытых
дверей, информация в уголке родителей).
В социальной реабилитации детей с нарушением слуха принимают участие различные
региональные организации, оказывающие помощь детям-инвалидам. Основными задачами
таких
организаций
являются
защита
прав
детей
с
нарушениями
слуха,
организации
помощи родителям. Распространение среди родителей информации о лечении нарушений
слуха, слухопротезировании, методах воспитания и обучения детей и др.
Формирование
основ
социального
развития
у
глухих
детей
младшего
дошкольного
возраста
может
осуществляться
во
всех
видах
деятельности
:
игровой,
трудовой,
практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности.
Результаты
эксперимента
показали,
что
система
игровых
технологий
является
эффективным средством социализации. Учитывая, что игра является ведущим видом
деятельности,
с
помощью
которого
младшие
дошкольники
с
нарушением
слуха
побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих
этическим требованиям.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение,
что игровые технологии могут стать эффективным средством социализации у младших
дошкольников с нарушениями слуха при соблюдении специфических условий:
организации специального воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с
окружающим;
ознакомление
с
навыками
неречевого
жестового
общения
и
глобального
чтения
по
табличкам;
включение во все виды игровой деятельности;
интеграция знаний и умений в социальное окружение.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования игровых технологий в
формировании основ социализации у глухих детей младшего дошкольного возраста и
интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение.
Положительно в опытно - экспериментальном исследовании то, что ввиду отсутствия
разработанного
практического
материала
по
данной
проблеме,
вся
система
игровых
технологий и диагностические задания были подобраны самостоятельно.
Можно рекомендовать шире использовать предложенные игровые технологии в системе
коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Литература
1.Программы
для
специальных
дошкольных
учреждений:
воспитание
и
обучение
слабослышащих детей дошкольного возраста. - М., 2001.
. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих
детей дошкольного возраста. - М., 2001.
.Активизация
учебно-воспитательного
процесса
глухих
и
слабослышащих
учащихся./
Межвузовский сборник научных трудов. - М., Прометей, 1997.
4.Алов В.В., Алова М.И. Малыш не слышит! // ж. «В едином строю»/ Университет для
родителей. - СПб., 2002.
..Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М., 1985.
. Бондаренко Г.И. Я - концепция человека с инвалидностью.// Дефектология ,2006, № 5.
. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные
учреждения. - М., 2000.
.Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Собр. Соч. - М.,
1999., - Т.5.
.Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М., 1998.
.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Воспитание и обучение дошкольников с
нарушениями слуха. - М., Владос., 2001
.
Головчиц
Л.А.
Игра
в
жизни
детей
с
нарушением
слуха.//Дошкольное
воспитание
аномальных детей/под ред. Носковой. - М.. 2002.
. Дошкольная педагогика / Под. Ред. В.И. Ядешко и Ф. А. Сохина. - М., 2004.
.Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //
Принцип развития в психологии. - М., 2000.
.Зыкова
Т.С.,
Хотеева
Э.Н.
Социально-бытовая
ориентировка
в
специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. - М., Владос, 2004.
. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М., 1999.
.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения (в обучении умственно
отсталых дошкольников). - М., 2003.
. Кравченко А.И. Социология / Уч. Пособие. - М., 1997
. Корсунская Б.Д.Воспитание глухого дошкольника в семье. - М., 2000
.Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников /
Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1999
. Леонгард Э.И. Всегда вместе./