Автор: Сотникова Оксана Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 21 Населённый пункт: г. Армавир, Краснодарский край Наименование материала: Конспект НОД Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Друзья мои пернатые Раздел: дошкольное образование
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
по теме: « Друзья мои пернатые» для детей старшей группы
(для детей старшей группы)
Воспитатель МБДОУ № 21
Сотникова О.В.
Цель: расширение и закреплений знания детей о птицах.
Задачи:
Воспитательные:
-формировать желание детей беречь и любить пернатых.
-воспитывать бережное отношение к живой природе.
Образовательные:
-дать детям представление о зимующих птицах.
- расширить и закрепить представления о «зимующих» птицах, об их внешнем виде,
повадках, об особенностях их жизни зимой.
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными,
глаголами.
Развивающие:
- развивать у детей нормы и ценности, сопереживание и отзывчивость.
- формировать основы поведения в природе. Развивать воображение.
Использование образовательных технологий:
1. «Технология проблемного обучения» Личностно- ориентированного обучения.
2. «Технологии исследовательской деятельности»
«Детское исследование, как метод обучения» А.И Савенков.
- принципы исследовательской деятельности;
- создание проблемных ситуаций, решение вопросов проблемного характера.
3. « Игровые технологии».
«Педагогические таинства дидактических игр»
- решение и предупреждение проблем, возникающих во время дидактических игр.
4. « Здоровьесберегающие технологии»
- раннее развитие всех возможностей человеческого организма – и интеллектуальных и
физических.
Предварительная работа:
-Беседы на темы: «Зимующие птицы», « Птицам холодно и голодно», «Корм для птиц».
- Рассматривание альбома с иллюстрациями птиц в уголке природы, фотоиллюстраций с
картины А. К. Саврасова «Дворик. Зима».
- Рассматривание и изучение картинок «Зимующие птицы».
- Чтение художественной литературы. Рассказы о птицах: М. Горький» Воробьишко»,
А. Е. И. Чарушин «Воробей», В. Бианки «Синичкин календарь», А. Кушнер «Птицы»,
В.Сухомлинский «Почему синичка плачет?»
Оборудование:
- использование ИКТ: аудио- запись «Звуки зимних явлений природы», «Птичьи голоса»;
- ММ презентация « Красавица зима», «Зимующие птицы».
- выставка «Кормушки для птиц».
Ход ООД
I часть
Организационный момент:
Воспитатель приглашает детей в группу, которая оформлена для экскурсии по зимнему
парку.
( В группе стоят макеты деревьев, лежит снег, макеты с изображением зимующих птиц,
расставлены кормушки для птиц).
Воспитатель:
Давайте все радоваться солнцу и птицам,
За руки мы крепко возьмемся
И друг другу мы улыбнемся.
Воспитатель : Дети, что вы видите вокруг?
Дети: Деревья, снег, птицы, кормушки. Наверное - это зимний парк.
Воспитатель: Ну -конечно это зимний парк. Хотите отправится на экскурсию?
Ответы детей.
II часть
1.
Воспитатель: Надо нам поторопиться. В зимний парк пойдем, что с собой возьмем?
Дети : Корм для птиц.
Воспитатель : Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос. Парами скорей вставай, на
экскурсию шагай, потеплей, одевайся, в парке ты не простужайся.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели)
Воспитатель: Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали?
Ответы детей : (Зимы).
Воспитатель: Почему вы решили, что это звуки зимы?
Ответы детей : ( Дует сильный холодный ветер, поднимая снег с земли ).
Воспитатель : Как вы думаете, какая бывает зима?
Слайд 1
Ответы детей : ( Снежная, суровая, морозная, злая…)
Воспитатель: А какие деревья зимой?
Слайд 2
Ответы детей : (Голые. Ветки покрыты снегом.).
2. Беседа « Птицам холодно и голодно».
Слайд 3
Воспитатель: Зима - лютое время года. Кому холодно и голодно зимой?
Дети: Птицам.
Слайд 4
Воспитатель : Отгадайте загадку:
В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей.
Ответы детей : ( Кормушка)
Воспитатель : Кого, мы можем встретить около кормушки?
Ответы детей : (Птиц).
Воспитатель: Какие это птицы?
Ответы детей : (Зимующие).
Воспитатель: Почему их называют «зимующими»?
Ответы детей : ( Потому что они зимуют у нас в крае).
Воспитатель: Кто помогает зимующим птицам зимой?
Ответы детей : ( Люди).
Воспитатель : Как вы можете помочь птицам?
Ответы детей : ( Мы будем их подкармливать. Делать с родителями кормушки).
Воспитатель: Почему мы заботимся о птицах?
Дети: Им нужна наша помощь, они меньше и слабее нас.
Воспитатель: Дети, вы хотите на время превратиться в птиц? Готовы?
Ответы детей .
3. Физкультминутка.
Ритмичное упражнение «Вот под елочкой зеленой».
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Дети прыгают
Кар-кар-кар!
(Громко.)
Дети хлопают над головой в ладоши.
Целый день они кричали,
Повороты туловища влево - вправо
Спать ребятам не давали
Наклоны туловища влево - вправо
Кар-кар-кар!
(Громко.)
Дети хлопают над головой в ладоши.
Только к ночи умолкают
Машут руками, как крыльями
И все вместе засыпают
Садятся на корточки, руки под щеку —
засыпают
Кар-кар-кар!
(Тихо)
Хлопки над головой в ладоши
III часть
1. Загадки на тему «Зимующие птицы».
Звучит аудио запись «Голоса птиц».
Воспитатель: Чьи-то голоса я слышу. А вы слышите друзья? Кто-то прилетел сюда?
Ответы детей : ( Птицы).
Воспитатель: Ну конечно это птицы. А какие птицы прилетели к нам в зимний парк, вы
сейчас отгадаете с помощью загадок. Будьте внимательны. Готовы?
( По мере отгадывания воспитатель помещает макет птиц на дерево).
Ответы детей
Воспитатель: Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
Слайд 5
Ответы детей : (Снегирь. У него ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на
крыльях. Они перелетают с дерева на дерево в поисках ягод рябины).
Воспитатель: Чем отличается самец снегирь от самки?
Ответы детей : (У самки грудка ярко-красная, а у самца серовато-бурая)
Воспитатель : Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …?
Слайд 6
Ответы детей : Воробей. Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они
собираются в стайки – большие компании.
Воспитатель: Что происходит с воробьями в морозные дни
Ответы детей : Садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись.
Воспитатель : Вот так( разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи).
Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Я такая заводная,
Славная и озорная,
По асфальту я хожу,
Вам я люди не служу.
Гордой поступью шагаю,
Чёрный плащик надеваю,
Быстро весело скачу,
Кар, кар, кар, всегда кричу.
Слайд 7
Дети: Ворона. У нее черные крылья. Она очень умная и осторожная. В морозные дни
вороны собираются стайками и сидят на макушках деревьев. Она питается падалью,
зернами, растительной пищей, насекомыми, червяками.
Воспитатель: Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!
Слайд 8
Ответы детей : ( Голубь. Это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими
ногами, но очень цепкими пальцами на них. Еще у этой птицы красивые, длинные и
острые крылья. Любимое лакомство голубей это семечки).
Воспитатель : Голуби могут жить не только на воле, то есть на улицах города, в лесу,
скалах, но еще и у человека. Человек строит птицам хороший дом — голубятню или
клетку.
Воспитатель: Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются …
Слайд 9
Дети: Синицы. В поисках пищи синички перелетают с места на место стайками. Они
приносят большую пользу лесам, паркам, садам.
Воспитатель: Какую пользу приносит синичка?
Ответы детей : (Она съедает столько насекомых, сколько весит сама. Может поселиться
жить в скворечниках).
2 . Зрительная гимнастика « Птички». С музыкальным сопровождением.
Летели птички,
Прослеживание глазами за предметом по кругу
Собой невелички.
Как они летели,
Движения глазами вправо – влево
Все люди глядели.
Как они садились,
Люди все дивились
Движения глазами вверх – вниз
3. Игра с мячом «Назови ласково»
Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.
При затруднении воспитатель помогает детям.
4. Дидактическая игра « Назови, одним словом?»
Воспитатель : Мы очень наблюдали за нашими верными друзьями. Каждая птичка по-
своему красива, имеет какие-то внешние особенности. Посмотрите, какой у сороки
длинный хвост, поэтому про нее можно сказать она какая?
Ответы детей : (Длиннохвостая).
Воспитатель: У синицы желтая грудка, поэтому она… (желтогрудая).
У вороны черные крылья, про нее мы говорим… (чернокрылая).
У снегиря красная грудка, он …(красногрудый).
У голубя сизые крылья, значит он …(сизокрылый).
5. Выставка «Кормушки для птиц».
Воспитатель : А сейчас ребята, я предлагая вам посмотреть, какие замечательные
кормушки сделали наши дети вместе с родителями. Я , предлагаю развесить кормушки на
территории нашего детского сада, и в зимние дни ежедневно пополнять их кормом для
зимующих птиц. Вы согласны?
Ответы детей
Воспитатель: Что-то стало холодать? Снег срывается. Пора нам возвращаться обратно в
детский сад.
Детки дружно в пары встали
Очень быстро зашагали
В детский сад они пришли
Много снега принесли.
IV часть
Подведение итогов:
Ребята сегодня мы с вами ходили в зимний парк. Расскажите, чем вы там занимались?
Ответы детей : Слушали музыку. Отгадывали загадки. Слушали рассказы ребят о
зимующих птицах. Выполняли физ. минутку, гимнастику для глаз. Играли с мячом.
Рассматривали кормушки для птиц.
Воспитатель: Как вы будете относиться к птицам зимой?
Ответы детей : Зимой мы будем помогать птицам, пережить холод, делать кормушки, не
забывать класть туда корм.
Воспитатель: Вам понравилась наша экскурсия?
Ответы детей
V часть
Воспитатель: А на прощанье я хочу с вами поиграть. Есть у меня игра одна, вам
понравится она.
Подвижная игра «Зимующие птицы».
Дети, имитируя птиц, летят по кругу друг за другом. Воспитатель называет птицу, если
птица зимующая, дети приседают и замирают, а если перелетная продолжают двигаться по
кругу.
В конце ООД воспитатель дает позитивную оценку детям.
Дарит раскраски «Зимующие птицы».
Дети выходят из группы.