Напоминание

Друзья мои пернатые


Автор: Сотникова Оксана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 21
Населённый пункт: г. Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект НОД Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Тема: Друзья мои пернатые
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

по теме: « Друзья мои пернатые» для детей старшей группы
(для детей старшей группы)



Воспитатель МБДОУ № 21 Сотникова О.В.
Цель:
расширение и закреплений знания детей о птицах.
Задачи:

Воспитательные:
-формировать желание детей беречь и любить пернатых. -воспитывать бережное отношение к живой природе.
Образовательные:
-дать детям представление о зимующих птицах. - расширить и закрепить представления о «зимующих» птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни зимой. - активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
Развивающие:
- развивать у детей нормы и ценности, сопереживание и отзывчивость. - формировать основы поведения в природе. Развивать воображение.
Использование образовательных технологий:
1. «Технология проблемного обучения» Личностно- ориентированного обучения. 2. «Технологии исследовательской деятельности» «Детское исследование, как метод обучения» А.И Савенков. - принципы исследовательской деятельности; - создание проблемных ситуаций, решение вопросов проблемного характера. 3. « Игровые технологии». «Педагогические таинства дидактических игр» - решение и предупреждение проблем, возникающих во время дидактических игр. 4. « Здоровьесберегающие технологии» - раннее развитие всех возможностей человеческого организма – и интеллектуальных и физических.
Предварительная работа:
-Беседы на темы: «Зимующие птицы», « Птицам холодно и голодно», «Корм для птиц». - Рассматривание альбома с иллюстрациями птиц в уголке природы, фотоиллюстраций с картины А. К. Саврасова «Дворик. Зима». - Рассматривание и изучение картинок «Зимующие птицы». - Чтение художественной литературы. Рассказы о птицах: М. Горький» Воробьишко», А. Е. И. Чарушин «Воробей», В. Бианки «Синичкин календарь», А. Кушнер «Птицы», В.Сухомлинский «Почему синичка плачет?»
Оборудование:

- использование ИКТ: аудио- запись «Звуки зимних явлений природы», «Птичьи голоса»; - ММ презентация « Красавица зима», «Зимующие птицы». - выставка «Кормушки для птиц».
Ход ООД

I часть

Организационный момент:
Воспитатель приглашает детей в группу, которая оформлена для экскурсии по зимнему парку. ( В группе стоят макеты деревьев, лежит снег, макеты с изображением зимующих птиц, расставлены кормушки для птиц).
Воспитатель:
Давайте все радоваться солнцу и птицам, За руки мы крепко возьмемся И друг другу мы улыбнемся.
Воспитатель
: Дети, что вы видите вокруг?
Дети:
Деревья, снег, птицы, кормушки. Наверное - это зимний парк.
Воспитатель:
Ну -конечно это зимний парк. Хотите отправится на экскурсию? Ответы детей.
II часть

1.

Воспитатель:
Надо нам поторопиться. В зимний парк пойдем, что с собой возьмем?
Дети
: Корм для птиц.
Воспитатель
: Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос. Парами скорей вставай, на экскурсию шагай, потеплей, одевайся, в парке ты не простужайся.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели)

Воспитатель:
Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? Ответы детей
:
(Зимы).
Воспитатель:
Почему вы решили, что это звуки зимы? Ответы детей
: (
Дует сильный холодный ветер, поднимая снег с земли
).

Воспитатель
: Как вы думаете, какая бывает зима? Слайд 1 Ответы детей
: (
Снежная, суровая, морозная, злая…)
Воспитатель:
А какие деревья зимой? Слайд 2 Ответы детей
:
(Голые. Ветки покрыты снегом.).
2. Беседа « Птицам холодно и голодно».
Слайд 3
Воспитатель:
Зима - лютое время года. Кому холодно и голодно зимой?
Дети:
Птицам. Слайд 4

Воспитатель
: Отгадайте загадку: В зимний день Среди ветвей Стол накрыт Для гостей. Ответы детей
: (
Кормушка)
Воспитатель
: Кого, мы можем встретить около кормушки? Ответы детей
:
(Птиц).
Воспитатель:
Какие это птицы? Ответы детей
:
(Зимующие).
Воспитатель:
Почему их называют «зимующими»? Ответы детей
: (
Потому что они зимуют у нас в крае).
Воспитатель:
Кто помогает зимующим птицам зимой? Ответы детей
: (
Люди).
Воспитатель
: Как вы можете помочь птицам? Ответы детей
: (
Мы будем их подкармливать. Делать с родителями кормушки).
Воспитатель:
Почему мы заботимся о птицах?
Дети:
Им нужна наша помощь, они меньше и слабее нас.
Воспитатель:
Дети, вы хотите на время превратиться в птиц? Готовы? Ответы детей
.

3. Физкультминутка.

Ритмичное упражнение «Вот под елочкой зеленой».
Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Дети прыгают Кар-кар-кар! (Громко.) Дети хлопают над головой в ладоши. Целый день они кричали, Повороты туловища влево - вправо Спать ребятам не давали Наклоны туловища влево - вправо Кар-кар-кар! (Громко.) Дети хлопают над головой в ладоши. Только к ночи умолкают Машут руками, как крыльями И все вместе засыпают Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают Кар-кар-кар! (Тихо) Хлопки над головой в ладоши
III часть

1. Загадки на тему «Зимующие птицы».
Звучит аудио запись «Голоса птиц».
Воспитатель:
Чьи-то голоса я слышу. А вы слышите друзья? Кто-то прилетел сюда? Ответы детей
: (
Птицы).
Воспитатель:
Ну конечно это птицы. А какие птицы прилетели к нам в зимний парк, вы сейчас отгадаете с помощью загадок. Будьте внимательны. Готовы? ( По мере отгадывания воспитатель помещает макет птиц на дерево).
Ответы детей
Воспитатель:
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! Слайд 5 Ответы детей
:
(Снегирь. У него ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Они перелетают с дерева на дерево в поисках ягод рябины).
Воспитатель:
Чем отличается самец снегирь от самки? Ответы детей
:
(У самки грудка ярко-красная, а у самца серовато-бурая)
Воспитатель
: Возле дома, по дорожке, Скачет, собирая крошки. Друг синиц и голубей, Серый, шустрый …? Слайд 6 Ответы детей
:
Воробей. Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании.
Воспитатель:
Что происходит с воробьями в морозные дни Ответы детей
:
Садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись.
Воспитатель
: Вот так( разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).
Воспитатель:
Я такая заводная, Славная и озорная, По асфальту я хожу, Вам я люди не служу. Гордой поступью шагаю, Чёрный плащик надеваю, Быстро весело скачу, Кар, кар, кар, всегда кричу. Слайд 7
Дети:
Ворона. У нее черные крылья. Она очень умная и осторожная. В морозные дни вороны собираются стайками и сидят на макушках деревьев. Она питается падалью, зернами, растительной пищей, насекомыми, червяками.
Воспитатель:
Эта птица - символ мира, Чердаки её квартира, Там, где площади, фонтаны, Ищет крошки постоянно! Слайд 8
Ответы детей
: (
Голубь. Это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья. Любимое лакомство голубей это семечки).
Воспитатель
: Голуби могут жить не только на воле, то есть на улицах города, в лесу, скалах, но еще и у человека. Человек строит птицам хороший дом — голубятню или клетку.
Воспитатель:
Как в лесу похолодает, Птички в город прилетают. Грудкой жёлтой всем знакомы, Ищут сало на балконах. Часто в окна к нам стучат, И пронзительно свистят! Всем известны эти птицы, Называются … Слайд 9
Дети:
Синицы. В поисках пищи синички перелетают с места на место стайками. Они приносят большую пользу лесам, паркам, садам.
Воспитатель:
Какую пользу приносит синичка? Ответы детей
:
(Она съедает столько насекомых, сколько весит сама. Может поселиться жить в скворечниках).
2
.
Зрительная гимнастика « Птички». С музыкальным сопровождением.
Летели птички, Прослеживание глазами за предметом по кругу Собой невелички. Как они летели, Движения глазами вправо – влево Все люди глядели. Как они садились, Люди все дивились Движения глазами вверх – вниз
3. Игра с мячом «Назови ласково»
Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей. При затруднении воспитатель помогает детям.
4. Дидактическая игра « Назови, одним словом?»

Воспитатель
: Мы очень наблюдали за нашими верными друзьями. Каждая птичка по- своему красива, имеет какие-то внешние особенности. Посмотрите, какой у сороки длинный хвост, поэтому про нее можно сказать она какая? Ответы детей
:
(Длиннохвостая).
Воспитатель:
У синицы желтая грудка, поэтому она… (желтогрудая). У вороны черные крылья, про нее мы говорим… (чернокрылая). У снегиря красная грудка, он …(красногрудый). У голубя сизые крылья, значит он …(сизокрылый).
5. Выставка «Кормушки для птиц».


Воспитатель
: А сейчас ребята, я предлагая вам посмотреть, какие замечательные кормушки сделали наши дети вместе с родителями. Я , предлагаю развесить кормушки на территории нашего детского сада, и в зимние дни ежедневно пополнять их кормом для зимующих птиц. Вы согласны? Ответы детей
Воспитатель:
Что-то стало холодать? Снег срывается. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Детки дружно в пары встали Очень быстро зашагали В детский сад они пришли Много снега принесли.
IV часть

Подведение итогов:
Ребята сегодня мы с вами ходили в зимний парк. Расскажите, чем вы там занимались? Ответы детей
:
Слушали музыку. Отгадывали загадки. Слушали рассказы ребят о зимующих птицах. Выполняли физ. минутку, гимнастику для глаз. Играли с мячом. Рассматривали кормушки для птиц.
Воспитатель:
Как вы будете относиться к птицам зимой? Ответы детей
:
Зимой мы будем помогать птицам, пережить холод, делать кормушки, не забывать класть туда корм.
Воспитатель:
Вам понравилась наша экскурсия? Ответы детей
V часть

Воспитатель:
А на прощанье я хочу с вами поиграть. Есть у меня игра одна, вам понравится она.
Подвижная игра «Зимующие птицы».
Дети, имитируя птиц, летят по кругу друг за другом. Воспитатель называет птицу, если птица зимующая, дети приседают и замирают, а если перелетная продолжают двигаться по кругу. В конце ООД воспитатель дает позитивную оценку детям. Дарит раскраски «Зимующие птицы». Дети выходят из группы.


В раздел образования