Автор: Сидорова Наталья Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы "Школа №1056", дошкольное отделение №2 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: конспект Тема: "Дерево и его свойства" Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1056»
Дошкольное отделение № 2
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе на тему:
«Дерево и его свойства»
Подготовила:
воспитатель
Сидорова Наталья Евгеньевна
2016
Цель:
Познакомить детей со свойствами дерева.
Задачи:
• Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.
• Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала,
его особенности в сравнении с другими материалами.
• Развивать умение делать выводы.
• Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным из дерева.
Материал и оборудование:
-письмо от Буратино;
-предметы из стекла, металла, пластмассы, дерева;
- деревянный брусок на каждого ребенка;
- камень на каждого ребенка;
- емкость с водой на каждого ребенка;
- спички на каждого ребенка;
- гвоздь на каждого ребенка;
- деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка;
- игрушки из дерева;
- картинки со схематичными изображениями свойств дерева.
Предварительная работа:
- отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева;
- наблюдение за деревьями.
Ход НОД:
-
Ребята,
сегодня
утром,
зайдя
в
группу,
я
увидела
на
столе
письмо,
оно
адресовано вам.
- Хотите узнать от кого это письмо? (от Буратино).
«Здравствуйте,
ребята!
Я
узнал
о
том,
что
вы
изучаете
свойства
разных
предметов. Правильно? (Да)
Я хочу, чтобы вы изучили волшебные свойства дерева, для меня это очень
важно. Буратино.»
- Ребята, почему Буратино так интересуют свойства дерева?
(Буратино сделан из дерева). Значит, он какой? (деревянный).
Дидактическая
игра
"Найди
деревянные
предметы"
(Находят
деревянные
предметы).
- Какие предметы из дерева вы видите в группе?
Дети называют деревянные предметы.
- Какие деревянные предметы есть у вас дома?
- Из чего делают деревянные предметы? (из деревьев)
- Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?
Мы сейчас отправимся в лабораторию. В лаборатории проводят разные опыты и
эксперименты. (Садимся за столы).
Опыт «Тонет – не тонет»
- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?
Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет?
Возьмите камень и опустите его в воду.
- Что вы видите? (он утонул)
А теперь возьмите деревянный брусок и опустите его в воду.
Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.)
- Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?
(Люди строят из дерева лодки, корабли).
- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.
- Как вы думаете, Буратино утонет в воде или нет?
Опыт «Теплопроводность»
-Интересно, Буратино мерзнет зимой? (ответы детей)
Давайте это проверим.
- У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите
деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы
почувствовали, где холоднее?
- Значит, дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него
строят теплые деревянные дома.
- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.
Давайте разберёмся, как называются дома, в зависимости от того, из какого
материала они построены.
Дидактическая игра «Скажи какой?»
- Если построен из кирпича? Кирпичный.
- Если дом построен из панелей? Панельный.
- Если дом построен из блоков? Блочный
- Если дом построен из камня? Каменный
- Если дом построен из бетона? Бетонный
- Если дом построен из стекла? Стеклянный
- Если дом построен из снега? Снежный
- Если дом построен из дерева? Деревянный
- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый
- Если дом сделан из ткани? Тканевый
- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый
- Если дом сделан из бумаги? Бумажный
- Если дом сделан из картона? Картонный
- Если дом сделан из пластилина? Пластилиновый
- Если дом сделан из пряников? Пряничный
- Если дом сделан изо льда? Ледяной
- Если дом сделан из соломы? Соломенный
- Если дом сделан из песка? Песочный
- Если дом сделан из веревок? Веревочный
- Если дом сделан из глины? Глиняный
Опыт «Ломается – не ломается»
- Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)
- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Не ломается)
Значит, он какой? (Прочный).
-Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (Спичка хрупкая, значит,
дерево можно сломать.)
Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними
нужно аккуратно, не ломать.
- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.
Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.
Вот
почему
люди
придумали
и
сделали
так
много
различных
деревянных
предметов.
Из
дерева
можно
вытачивать,
выпиливать,
вырезать
различные
предметы.
- Какие игрушки из дерева вы знаете?
- Ребята, а что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?
Опыт «Влагостойкость»
-Давайте достанем деревянный брусок из воды.
- Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.
Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.
Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.
Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на
улице.
- Как помочь деревянным предметам не испортиться? (Их красят)
-Вот
почему
скамейки,
песочница,
горка
на
нашем
участке
и
игрушки
окрашены.
- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.
-Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?
(Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что
из него делать.)
Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие
красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно
относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что
сделано из дерева.
Подведение итога.
- Давайте расскажем Буратино, какие же волшебные свойства дерева мы узнали,
проделав опыты. Давайте ещё раз повторим их, а помогут нам в этом наши
схемы. (повторяют свойства дерева).