Автор: Антоновская Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №2 " Огонёк" Населённый пункт: Тверская область, г. Осташков Наименование материала: презентация Тема: Проектная деятельность в детском саду Раздел: дошкольное образование
Артикуляционная гимнастика нужна или нет?
Правильная,
чистая
речь
имеет
важнейшее
значение
в
формировании
полноценной
личности ребенка и взаимодействии его в обществе. В свою очередь артикуляционная
гимнастика
способствует
формированию
внятной,
четкой
и
красивой
речи.
В
коррекционной
работе
мы
постоянно
используем
артикуляционную
гимнастику
как
основное средство подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению
звуков. Но многие родители упускают этот этап как ненужный, или не важный. Давайте
вместе
разберемся,
так
ли
необходима
артикуляционная
гимнастика
в
постановке
правильно звукопроизношения?
Что же такое артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений,
целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения
ими свободной подвижности.
Вот,
например,
возьмем
и
сравним
упражнения,
которые
ежедневно
проводят
люди
занимающиеся
спортом
и
артикуляционные
упражнения,
чтобы
было
понятнее
их
действие. Когда изо дня в день мы тренируем наши мышцы, они становятся более
послушными,
более
подвижными,
пластичными
и
мы
можем
выполнить
любое
необходимое нам действие, настолько плавно или резко, так как нам необходимо в данный
момент и наше тело слушается нас. Тоже самое происходит с мышцами артикуляционного
аппарата, при ежедневной их тренировке, наши мышцы совершают движения, которые
нам необходимы для произнесения того или иного звука. И соответственно значительно
сокращают
время
постановки
нужного,
нам
звука
и
приводит
в
целом
к
хорошей
артикуляции, внятному и четкому произношению всех звуков речи. А в более легких
случаях артикуляционная гимнастика позволяет подготовить артикуляционный аппарат к
самостоятельному
овладению
всеми
звуками
русского
языка,
без
какого
-
либо
коррекционного вмешательства.
Цель
артикуляционной
гимнастики
- выработка
полноценных
движений
и
определенных
положений
органов
артикуляционного
аппарата,
необходимых
для
правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1.
Проводить
артикуляционную
гимнастику
нужно
ежедневно,
чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2.
Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям
больше 2-3 упражнений за один раз.
3.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4.
Статические
упражнения
выполняются
по
10-15
секунд
(удержание
артикуляционной позы в одном положении).
5.
При
отборе
упражнений
для
артикуляционной
гимнастики
надо
соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным
упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и
третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то
упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше
отрабатывать
старый
материал.
Для
его
закрепления
можно
придумать
новые
игровые приемы.
7.
Артикуляционную
гимнастку
выполняют
сидя,
так
как
в
таком
положении
у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
8.
Ребенок
должен
хорошо
видеть
лицо
взрослого,
а
также
свое
лицо,
чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому
ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться
перед
настенным
зеркалом.
Также
ребенок
может
воспользоваться
небольшим
ручным
зеркалом
(примерно
9х12
см),
но
тогда
взрослый
должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
9.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
1.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.
Показывает его выполнение.
3.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством
выполняемых
ребенком
движений:
точность
движения,
плавность,
темп
выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно
следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично
по
отношению
к
правой
и
левой
стороне
лица.
В
противном
случае
артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4.
Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой
чайной ложки или просто чистым пальцем.
5.
Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал
верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш
ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала
при
выполнении
детьми
упражнений
наблюдается
напряженность
движений
органов
артикуляционного
аппарата.
Постепенно
напряжение
исчезает,
движения
с т а н о в я т с я
н е п р и н уж д е н н ы м и
и
вм е с т е
с
т е м
ко о рд и н и р о в а н н ы м и .
Система
упражнений
по
развитию
артикуляционной
моторики
должна
включать
как
статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической
к о о р д и н а ц и и
р е ч е в ы х
д в и ж е н и й .
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по