Напоминание

Проектная деятельность в детском саду


Автор: Антоновская Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 " Огонёк"
Населённый пункт: Тверская область, г. Осташков
Наименование материала: презентация
Тема: Проектная деятельность в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад





Артикуляционная гимнастика нужна или нет?
Правильная, чистая речь имеет важнейшее значение в формировании полноценной личности ребенка и взаимодействии его в обществе. В свою очередь артикуляционная гимнастика способствует формированию внятной, четкой и красивой речи. В коррекционной работе мы постоянно используем артикуляционную гимнастику как основное средство подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. Но многие родители упускают этот этап как ненужный, или не важный. Давайте вместе разберемся, так ли необходима артикуляционная гимнастика в постановке правильно звукопроизношения?
Что же такое артикуляционная гимнастика
– это комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности. Вот, например, возьмем и сравним упражнения, которые ежедневно проводят люди занимающиеся спортом и артикуляционные упражнения, чтобы было понятнее их действие. Когда изо дня в день мы тренируем наши мышцы, они становятся более послушными, более подвижными, пластичными и мы можем выполнить любое необходимое нам действие, настолько плавно или резко, так как нам необходимо в данный момент и наше тело слушается нас. Тоже самое происходит с мышцами артикуляционного аппарата, при ежедневной их тренировке, наши мышцы совершают движения, которые нам необходимы для произнесения того или иного звука. И соответственно значительно сокращают время постановки нужного, нам звука и приводит в целом к хорошей артикуляции, внятному и четкому произношению всех звуков речи. А в более легких случаях артикуляционная гимнастика позволяет подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному овладению всеми звуками русского языка, без какого - либо коррекционного вмешательства.
Цель

артикуляционной

гимнастики
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. 2. Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. 3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Показывает его выполнение. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем. 5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения с т а н о в я т с я н е п р и н уж д е н н ы м и и вм е с т е с т е м ко о рд и н и р о в а н н ы м и . Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической к о о р д и н а ц и и р е ч е в ы х д в и ж е н и й .
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по

проведению артикуляционной гимнастики.


В раздел образования