Итоговое занятие курса – тренинга для старших дошкольников: "СКОРО В ШКОЛУ! И ЭТО ЗДОРОВО!"
Автор: Юсковец Юлия Павловна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 173 Населённый пункт: г. Архангельск Наименование материала: методическая разработка Тема: Итоговое занятие курса – тренинга для старших дошкольников: "СКОРО В ШКОЛУ! И ЭТО ЗДОРОВО!" Раздел: дошкольное образование
Юлия Павловна Юсковец,
педагог – психолог
МБДОУ ЦРР – детский сад № 173
Итоговое занятие курса – тренинга для старших дошкольников:
«СКОРО В ШКОЛУ! И ЭТО ЗДОРОВО!»
Цель: формирование психологической готовности старших дошкольников к
обучению в школе.
Задачи:
Образовательные:
* Уточнить знания детей о школе, школьных принадлежностях
* Формировать положительную «Я-концепцию» будущего первоклассника.
Развивающие:
* Развивать познавательные психические процессы (логическое мышление,
память, слуховое восприятие, произвольное внимание, связную речь).
* Развивать способность к переключению внимания;
* Развивать фонематический слух, расширять и активизировать словарный
запас детей.
* Развивать фантазию и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к школе.
Воспитывать
у
дошкольников
уважительное
отношение
к
себе,
к
сверстникам, к окружающим.
Стимулировать внутригрупповое общение, воспитывать умение работать в
коллективе.
Направление – развивающее;
Группа – подготовительная к школе;
Форма организации – фронтальная.
Тип занятия – комплексное с элементами тренинга.
Время реализации – 30 минут.
Инструментарий:
мяч,
фонарик,
термометр,
карточки
с
началом
слов,
коврики на каждого ребенка, магнитофон, музыкальное сопровождение: Шум моря,
П.И.Чайковский «Времена года».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационно-мотивационная часть (3 мин)
Дети стоят в кругу около стульчиков.
Доброе
утро,
ребята,
я
рада
Вас
всех
приветствовать!
Совсем
скоро
Вы
выйдете из дверей нашего детского сада и войдете другой, совершенно новый мир
школьных звонков, уроков, перемен и новых знаний. А сейчас я предлагаю Вам
поиграть и представить, как это будет. Готовы?
1. Ритуал приветствия: упражнение «ЧУДЕСНЫЙ ФОНАРИК»
Цель: установление контакта, снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: фонарик.
Ход
упражнения:
Дети
стоят,
зажигается
фонарик
(это
свидетельствует
о
начале
встречи).
Психолог
предлагает
поздороваться
друг
с
другом,
передавая
фонарик по кругу. Звучит загадочная музыка.
Психолог: Ребята, посмотрите на фонарик, как он светится, какое тепло от него
исходит. Когда вы будете передавать его по кругу, почувствуйте это тепло, возьмите
немного тепла себе и передайте фонарик соседу справа.
2. Игра с мячом «ЗАЧЕМ НУЖНО ИДТИ В ШКОЛУ?».
Цель:
уточнение
знаний
детей
о
школе,
школьных
принадлежностях;
обозначение темы занятия, развитие внимания, речи, координации движения.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети садятся на стульчики.
Психолог: А сейчас я предлагаю поиграть в мяч. Тому, кому я брошу мяч и
задам вопрос, должен ответить на вопрос и бросить мяч обратно.
1)
Ребята, куда вы приходите с родителями каждое утро?
2)
Что делают дети в детском саду?
3)
В какую группу Вы ходите?
4)
Почему Ваша группа называется подготовительной?
5)
Зачем нужно идти в школу?
6)
Что необходимо брать в школу?
7)
Как можно назвать эти предметы одним словом?
Основная часть (24 мин):
3. Игра «КТО ЧЕМУ ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ»
Цель: развитие произвольной сферы, вербального мышления.
Ход игры: Дети выходят из-за стульчиков, становятся полукругом.
Сейчас мы повторим три жеста:
Руки вперед: «И я тоже. Согласен».
Руки за спину: «Я не буду. Не согласен».
Руки на голову, почесать в затылке: «Я подумаю. Я еще не знаю».
Начну я, а затем вы, по очереди, будете представлять себя в образе животного
и говорить, например: «Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться
кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен и т.д.).
А вы?». Начинает ведущий. Дети отвечают одним из трех жестов. Затем игру
продолжает ребенок, стоящий справа от ведущего.
4. ЗАГАДКИ.
Цель:
повышение
мотивационной
готовности
детей
к
обучению
в
школе,
развитие логического мышления.
Дети возвращаются в круг и садятся на стульчики. Психолог: Вы любите
отгадывать загадки?
Что за добрые друзья
Живут дома у меня?
Они стоят в шкафу, на полках,
В переплётах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне,
Что происходит на земле,
Есть ли инопланетяне,
Что творится в океане,
Чем питаются мартышки, -
Обо всех расскажут…
(книжки)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?..
(карандаш)
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Кусочек белый
На доске бегал.
Буквы, цифры он печатал,
Можешь и нарисовать.
Что такое я?..
(тетрадь)
Рисовал, чертил ребятам.
Маленьким кусочком стал,
А потом совсем пропал.
(мел)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я - школьный …
(ранец)
Во всю стену в классе лист:
То исписан он, то чист.
(классная доска)
Обсуждение:
-
Ребята, про что загадки?
-
Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?
5. Игра «НЕ ПРОПУСТИ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ».
Цель: развитие слухового активного внимания, способности к переключению
внимания.
Ход
упражнения:
Вы
так
хорошо
умеете
отгадывать
загадки,
а
теперь
проверим, насколько вы внимательные и сообразительные. Ведь эти качества очень
нужны школьникам. Пройдем на ковёр, и сядем в круг на пол. Я предлагаю поиграть
в следующую игру, которая называется « Не пропусти школьные принадлежности».
Я
буду
говорить
слова.
Когда
среди
слов
встретится
название
школьных
принадлежностей или слова связанные со школой - сделайте хлопок в ладоши.
Будьте внимательны!
Слова: дорога, тигр, машина, пенал, самолет, ластик, роза, змея, дуб, кукла,
гриб, школа, дневник, ромашка, рама, дом, малина, учитель, тепловоз, муравей,
графин, ручка, гвоздь, музей, театр, игра, тетрадь, воробей, парта, указка, пальма,
палатка, кино, кенгуру, карандаш, хоккей, город, собака, банан, учебник, кувшин,
молоко,
фломастер,
лес,
теремок,
циркуль,
сосна,
дорога,
книга,
искусство,
одуванчик, линейка.
6. Динамическая пауза «ЁЖИКИ, ЗАЙЧИКИ».
Цель: предупреждение утомляемости учащихся, удовлетворение потребности
детского организма в двигательной активности.
Психолог: Предлагаю отдохнуть. Встаньте на ноги и повторяйте за мной:
Раз
цветочек
(пальцы
рук
полусогнуты,
крутим
кистью
правой
руки,
изображая цветочек),
Два цветочек (то же самое, только левой рукой).
Ёжики, ёжики (кистями рук поочередно изображаем ежиков).
Наковальня, молоточек (поочередно кулаками стучим друг об дружку).
Ножницы, ножницы (выпрямленными руками изображаем движение ножниц).
Бег на месте, бег на месте (ногами – бег на месте).
Зайчики, зайчики (руками поочередно изображаем заячьи ушки).
Ну-ка, дружно, Ну-ка, вместе:
Девочки! (девочки кричат: «Девочки!»)
Мальчики! (мальчики кричат: «Мальчики!».
Кто громче?
7. Упражнение "ЗАКОНЧИ СЛОВО".
Цель: развитие фонематического слуха, расширение и активизация словарного
запаса.
Оборудование: карточки с началом слов
Ход упражнения:
Ребята, а сейчас проходим на стульчики. И поиграем в игру «Закончи слово». В
этой игре мы попробуем заканчивать слова, которые будут начинаться на разные
слоги. Например, ГО, ЗИ, НО, ПА, РЕ, ТА и т.д.
Психолог произносит начало слова, желающий ребенок должен договорить
(закончить) слово.
8. Игра с мячом «Да» и «нет» не говори»
Цель: развитие слухового восприятия, внимания, связной речи, координации
движения.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети сидят в кругу на стульчиках. Ведущий кидает мяч по своему
выбору и задает вопросы. В ответах детей не должно быть слов: «да», «нет». Кроме
этого, работать надо в темпе, быстро отвечать и кидать мячик обратно.
Вопросы:
- Ты уже ходишь в школу?
- Тебе 155 миллионов лет
- Ты вчера был на рыбалке?
- Ты любишь гулять в парке?
- Ты сегодня завтракал?
- Ты любишь слушать музыку?
- Ты умеешь летать?
- Ты читаешь книги?
- У тебя желтая шапка с розовым помпоном?
- Ты знаешь, как тебя зовут?
9. Дыхательное упражнение
Цель:формирование у детей умения и навыков правильного физиологического
дыхания; снятие напряжение, расслабление.
Оборудование: музыкальное сопровождение: Шум моря.
Дети выходят из-за стульчиков и ложатся на коврики.
Ход упражнения: Лежа на полу, ребенок кладет одну руку на грудь, другую –
на
живот.
Делая
медленный
глубокий
вдох,
надувает
живот,
одновременно
представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5
секунд.
Делает
медленный
выдох,
вытянув
губы
трубочкой,
живот
сдувается.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5-6 раз подряд.
10. Релаксационное упражнение «Я - ПЕРВОКЛАССНИК»
Цель: повышение мотивационной готовности детей к школе через позитивное
внушение, снижение тревожности, снятие напряженности.
Оборудование: музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года».
Лежа на ковриках. Психолог: А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с
мамой первого сентября в школу…, вы все нарядные…, в руках у вас красивый
букет для первой учительницы…, вы несете свой первый портфель…в котором
лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе…, вас встречает добрая и
умная учительница…, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много
интересного
о
разных
странах,
о
различных
знаменитых
людях…,
вы
узнаете
основы
многих
школьных
предметов…,
выучите
русский
и
иностранный
язык,
сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки… «четверки» и
«пятерки»… Все радуются, поздравляют вас… И каждый повторяет про себя: Я -
хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду
стараться. Я узнаю много интересного. Я буду первоклассником! И это здорово! ".
Ребята, открываем глаза, поднимаемся и проходим на стульчики
Заключительная часть, рефлексия занятия (3 мин)
11. Упражнение "ШКОЛА-ЭТО…"
Ход упражнения:
Психолог: Что для тебя школа? (уроки, каникулы, звонки, перемены, учителя,
школьники, успехи, неудачи, ошибки, опыт, взросление). Высказываются желающие
дети.
Затем, передавая мяч по кругу, ответить на следующие вопросы:
- Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?
- Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?
- Чему научились?
Подведение итогов: Всем спасибо! Сегодня мы говорили о школе, о школьных
принадлежностях, о том, зачем нужно идти в школу и чему там можно научиться.
Вы все внимательно меня слушали и верно отвечали на мои вопросы. Мы с Вами
еще раз убедились, что Вы прекрасно умеете отгадывать загадки, составлять слова
из предложенных звуков, а также каждый из Вас хорошо понимает, что Скоро в
школу! И это здорово!
12. Ритуал прощания: упражнение «ЧУДЕСНЫЙ ФОНАРИК»
Дети встают, подходят к ведущему. Психолог предлагает всем вместе набрать
воздуха и задуть чудесный фонарик. Звучит загадочная музыка. Фонарик гаснет (это
свидетельствует об окончании встречи). До свидания!
Учебно-методическое обеспечение:
1)
А р ц и ш е в с к а я
И .
Л . Психологический
тренинг
для
будущих
первоклассников: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008. - 72 с.;
2)
Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной
и развивающей работе с детьми - М.:, 2011. - 136 с.;
3)
Карл
Фопель.
Чтобы
дети
были
счастливы.
Психологические
игры
и
упражнения. М.- Генезис, 2005 г. - 255 с.;
4)
Удовенко
М.
«Подготовка
к
школе:
союз
психолога
и
родителя»,
«Школьный психолог», 2007, №10
5)
Ховрина Г. Психологические особенности коррекционной работы с детьми,
не готовыми к обучению в школе, «Школьный психолог», 2005, №21.
6)
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа
адаптации детей к школе. – 2 изд., испр., – М.: Генезис, 2003. - 128 с.
7)
Шарохина В.Л.
Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты
занятий. – М. : Книголюб, 2009. . - 48 с.