Особенности консультативной работы психолога образования с родителями детей дошкольного возраста с агрессивным поведением
Автор: Суббота Ирина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад "Снежинка" Населённый пункт: г. Нерюнгри Наименование материала: статья Тема: Особенности консультативной работы психолога образования с родителями детей дошкольного возраста с агрессивным поведением Раздел: дошкольное образование
Суббота Ирина Юрьевна – воспитатель 1 категории
РС (Я), г. Нерюнгри, МДОУ ЦРР детский сад «Снежинка»
Особенности консультативной работы психолога образования с
родителями детей дошкольного возраста с агрессивным поведением
На сегодняшний день все больше родителей и педагогов указывают на
агрессивные проявления детей дошкольного возраста, которые проявляются не
только в приступах упрямства и криках, но вспышках гнева, драчливости,
кусании, поломки игрушек и других реакций. В связи с этим яснее становится
необходимость
помощи
родителям
в
воспитании
детей
со
стороны
профессиональных
социальных
педагогов
и
психологов.
К
тому
же М.Н.
Заостровцева,
Н.В.
Перешеина
подчеркивают, «чтобы успешно воспитывать
ребенка необходимо располагать определенными специальными знаниями» [1,
с. 34].
Психологическое консультирование родителей применяется при широком
спектре
возникающих
проблем
с
их
детьми:
проблем
учебного
характера,
поведенческого
характера,
эмоциональных
проблем,
возрастных
кризисов,
невротических
синдромов
и
так
далее.
Поэтому
решение
задач
консультационной
помощи
родителям
детей
дошкольного
возраста
с
агрессивным
поведением,
по
вопросам
их
воспитания,
интеграции
в
образовательную
и
социальную
среду
является
сложной
и
многогранной
проблемой настоящего времени.
Многие
психологические
проблемы
детского
возраста
со
временем
полностью проходят, но при отсутствии должного содействия могут длиться
несколько
лет.
В
таких
случаях
целью
консультирования
обычно
является
создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых
случаях – устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть.
Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в
двух
направлениях:
информирование
(о
том,
что
такое
агрессия,
каковы
причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение
эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Карабанова
О.А.
говорит,
что «взаимодействие
с
родителями
предполагает
индивидуальную
работу
в
форме
консультаций
и
обучения
эффективным способам общения со своим ребенком (например, тренинг детско-
родительских
отношений);
групповую
в
виде
родительских
собраний
и
просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте» [2, с.
50].
Необходимую
для
себя
информацию
родители
могут
получить
на
лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов,
консультациях и в «Уголке психолога». Кроме этого, для родителей агрессивных
детей
будет
полезна
наглядная
информация,
размещенная
на
стендах
в
кабинете
психолога,
в
группе
детского
сада,
в
вестибюле.
Возможно,
что,
получив
хотя
бы
минимум
знаний
о
причинах
становления
агрессивного
поведения, родители обратятся за помощью к специалисту, и можно будет
начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком по
конкретной
проблеме.
В
этом
случае
родители
смогут
не
только
слушать
лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в
семинарах, диспутах, клубах по интересам и т.п.
Итак,
агрессивное
поведение
детей
дошкольного
возраста
является
распространенной проблемой, с которой сталкиваются как родители, так и
педагоги.
Причины
такого
поведения
кроются
в
особенностях
воспитания
родителей,
в
связи
с
чем,
профилактика
становится
основной
задачей
психолога-консультанта в образовании.
Литература
1.
Заостровцева
М.Н.,
Перешеина
Н.В.
Агрессивность
дошкольников:
коррекция поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 112 с.
2 . Карабанова
О.А.
«Психология
семейных
отношений
и
основы
семейного консультирования» - М.: изд.Гардарики,2008. – 480 с.